Конспект урока по русскому языку "Что такое текст?"(2 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока "Что такое текст?" Цели: повторить признаки текста; научить детей определять тему текста. Планируемые результаты: учащиеся научатся различать пред¬ложение и группу предложений; аргументирован но отвечать, до¬казывать свое мнение; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Оборудование: рисунки с изображением птиц (сорока, ворона, воробей, синица).
Иконка файла материала русский.docx
Урок 5. Что такое текст? Цели: повторить признаки текста; научить детей определять тему текста. Планируемые результаты: учащиеся научатся различать предложение и группу предложений;  аргументирован но отвечать, доказывать свое мнение; соотносить результат своей деятельности с  целью и оценивать его. Оборудование: рисунки с изображением птиц (сорока, ворона, воробей, синица). Ход урока I. Организационный момент II Актуализация знаний Орфографическая минутка Сейчас мы с вами поиграем в игру «Молчанка». (Учитель молча показывает рисунки с  изображением птиц, дети записывают слова: воробей, сорока, ворона, синица.) — Поставьте ударение, подчеркните букву, которую мы запоминали. — А теперь новое задание. Соедините названия птиц и звуки, которые эти птицы издают. (На доске запись.) Воробей свистит. Сорока каркает. Ворона стрекочет. Синица  чирикает. — Запишите полученные пары. Прочитайте, что у вас получилось. (Воробей чирикает. Сорока  стрекочет. Ворона каркает. Синица свистит.) — Что вы записали? (Предложения.) — Докажите. (Можно сказать, о ком говорится в предложении и что говорится о нем.) \\\, Самоопределение к деятельности — Расскажите о любой из этих птиц. (Отвечают 2—3 учащихся.) — Что вы составили? (Рассказ.) — Каким словом можно заменить слово рассказ, вы узнаете, если из цепочки мысленно уберете все  буквы, обозначающие звонкие согласные буквы. ЗВТРЕЛКМСЖТЗ Итак, тема нашего урока — текст. IV. Работа по теме урока — Откройте учебник на с. 15. — Прочитайте, что мы должны вспомнить, узнать при изучении этой темы, чему научиться. — Откройте учебник на с. 16 и прочитайте вопрос, на который мы должны дать сегодня ответ. (Что такое текст ?} Упр. 12 (с. 16). — Прочитайте. — Под каким пунктом записаны слова? предложение? текст? Обоснуйте свое мнение. (7 — слова,  так как записаны через запятую и не связаны между собой; 2 — предложения, так как слова в  них связаны между собой по смыслу, можно сказать, о К.ОЛГ 'мм о чем говорится, но  предложения нельзя объединить общей темой; 3 — текст, так как записаны предложения,  которые связаны общим смыслом.} — Прочитайте текст и назовите его т?му. (Как выглядят свиристели.} ~ Озаглавьте текст.  («Свиристели». «Стайка на ветвях рябины»­} — Прочитайте первое предложение текста. В каком слове буквы выделены? Какие буквы нужно  запомнить в слове свиристели? ~ Откройте памятку на с. 132. Спишите первое предложение текста. (Проверка — обмен тетрадями.) «!» — молодец, внимательно и аккуратно списал. «+» — нужно еще постараться, есть ошибка или работа небрежная. «—» — у тебя не получилось списать без ошибок. — Сделайте вывод: что такое текст? (Ответы детей.) V. Физкультминутка (При чтении стихотворения учащиеся показывают руками лево и право.) Это — правая рука, Это — левая рука. Справа — шумная дубрава, Слева — быстрая река. Справа — роща  протянулась, Слева — чей­то огород... А когда я обернулась, '' (Повернуться.) Стало все наоборот. Слепа стала вдруг дубрава, Справа — быстрая река... Неужели стала правой Моя левая рука? С. Должепко VI. Закрепление изученного материала— Прочитайте правило на с. 17 и скажите: все ли признаки текста мы назвали? (Дети  самостоятельно читают правило, отвечают на вопрос.) — Что такое текст? (Это высказывание из нескольких предложений, объединенных общей темой и  связанных по смыслу.) — Что такое тема текста? Ответим на вопрос, выполнив упр. 13. Упр. 13 (с. 17). — Прочитайте. (Читает ученик с хорошим навыком чтения.) — Что прочитали? (Текст.) — Докажите свое мнение. (Состоит из предложений, которые связаны по смыслу.} — О ком говорится в тексте? (О петушках.) Это тема текста. — Объясните значение выделенных словосочетаний. (Во все горло — очень громко. Откуда ни  возьмись — появился неожиданно, внезапно.) — Придумайте заголовок к тексту. («Два петушка».) — Прочитайте предложение, которое отвечает на вопрос: что сделал ястреб? (Дети списывают  последнее предложение.) (Самопроверка. Дети читают предложение до двоеточия орфографически, потом так же читают эту часть в тетради. Аналогично читают вторую часть предложения.) — Как вы поняли, что такое тема текста? (Ответы детей.) — Проверьте свое предположение, прочитайте правило нас. 18. VII. Рефлексия Упр. 14 (с. 18). — Прочитайте задание. Скажите, как будете выполнять упражнение. (Прочитаем текст, выберем  только те предложения, которые могут составлять текст.) — Что такое текст? (Несколько предложений, связанных по смыслу и имеющих общую тему.) — Поднимите руку те, кто сам может выполнить задание. Приступайте к выполнению задания. (Остальным детям учитель дает карточку­под сказку: «Тема текста — ласточки и стриж».) — Кто теперь сможет выполнить задание? Приступайте к вы ­полнению задания. — Кто не может выполнить задание? (Учитель помогает индивидуально.) (Фронтальная проверка. Дети читают получившийся текст.) (Дополнительное задание для учеников, которые составили текст раньше других: придумать заголовок к тексту.) — Оцените свою работу. «!» — молодец, выполнил все верно. «+» — хорошо, ошибся совсем  немного. «—» — с заданием не справился. VIII. Подведение итогов урока — Чем отличается группа предложений от текста? (В тексте предложения связаны по смыслу и  объединены общей темой.) — Что такое тема текста? (То, о чем или о ком говорится в тексте.) Домашнее задание Необходимый уровень. Списать оставшиеся предложения из упр. 14 (с. 18). Программный уровень. Списать первое предложение из упр. 14 (с. 18). Написать еще 2  предложения, чтобы получился текст.