Конспект урока по русскому языку "ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 02.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: формирование представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; - развитие орфографической зоркости, речи и мыслительных операций учащихся; - воспитание любви к родному языку. В ходе урока решаются проблемы словообразования и использование слов в речи.
Иконка файла материала Многозначные слова.docx
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВО. Цели: ­ формирование представления о лексическом значении слова как об              обязательном значении любого слова в языке; ­ развитие орфографической зоркости, речи и мыслительных операций   учащихся; ­ воспитание любви к родному языку.  Ход урока: I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.  II. МИНУТКА КРАСИВОГО ПИСЬМА. ­ Запишите буквы и их сочетания каллиграфически правильно.  III. СЛОВАРНАЯ РАБОТА. ­ Запишите слова:  Казахстан, берёза, кремль, русский язык, площадь, Астана, народ, товарищ. ­ Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы, написание которых нельзя проверить, а надо запомнить. ­ Определите, какие это слова. (Предметы, признаки, действия.) Докажите.  IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.  1. Вступительное слово учителя. ­ А теперь отгадайте загадку:  Не мёд, а ко всему липнут. (Слова) ­ Я думаю, что у каждого возникло множество ответов. Пожалуйста! (Клей, жвачка, варенье.) ­ Всё это верно, но, тем не менее, разгадку вы дадите в конце урока. Может быть, мнения поменяются. ­ Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4­5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает, умеет и использует в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли,   тем   он   интереснее.   Наверное,   каждый   из   вас   хочет   быть   интересным   собеседником   и человеком. Поэтому я думаю, что каждый справится со всеми заданиями на уроке. V.  РАБОТА НАД ИЗУЧЕНИЕМ НОВОГО МАТЕРИАЛА. 1. Выявление способности слов служить названием чего­либо. ­ Прочитайте высказывание  Мальчик нарисовал огромную шукутуку. ­  Найдите  среди  слов  этого  высказывания  такое,  которого  нет  в  русском  языке.   Чем  оно отличается от других слов этого высказывания? ­ Можете ли вы объяснить, что называют слова МАЛЬЧИК, НАРИСОВАЛ, ОГРОМНУЮ? ­ А что называет слово ШУКУТУКУ? ­   Вы   уже   не   раз   сталкивались   с   новыми,   незнакомыми   словами.   Может   быть,   слово ШУКУТУКУ существует в русском языке, но вы просто не знаете, что оно называет? Как это можно уточнить? ­ Даже, если бы вы взяли самый большой словарь, всё равно этого слова вы бы в нём не обнаружили. Почему же его нет в русском языке?­ Действительно, слова ШУКУТУКУ в русском языке нет – оно ничего не называет. Но любое ли слово языка что­то называет? 2. Выявление разных групп слов – слов­названий и слов­заменителей слов­названий. ­ Прочитайте высказывания. Целый день дует ветер. Он нагнал большие тёмные тучи. ­   Все   ли   слова   в   этих   высказываниях   что­то   называют   –   какой­то   предмет,   действие   или признак? Называет ли слово ОН какой­нибудь предмет? ­ Хотя это слово ничего не называет, оно, в отличие от слова ШУКУТУКУ, есть в языке – вам оно   хорошо   знакомо.   Зачем   же   оно   нужно?   Вместо   какого   слова   оно   употреблено   во   втором высказывании?  ­ С какой целью используется в речи такая замена? Известны ли вам другие слова, которые не называют предметы или их признаки, а заменяют эти названия? 3. Вывод об обязательном лексическом значении слова, которое указывается в словаре. ­ Прочитайте в учебнике статью (стр. 25). ­ Что такое ЛЕКСИКА?  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА VI. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ. 1. Упр. 61, стр. 25 – общеклассное обсуждение. 2. Упр. 63, стр.26 – работа в парах. ­   Изменился   ли   смысл   высказывания   после   замены   одного   предлога   другим?   Что   именно изменилось? Одинаково ли связаны действия с предметами или по­разному? ­ Определите падеж тех слов, которые вам пришлось изменить. VII. РАБОТА НАД МАТЕРИАЛОМ, ПРОЙДЕННЫМ РАНЕЕ.  ) 1. Проверка орфограмм разного типа.   ­ Прочитайте текст. Стр 26 упр 64 ­ Как мы можем назвать этот текст?  Спишите подчеркните многозначные слова 2. Составление высказываний. ­ Составьте со словом СЛОВО высказывание так, чтобы раскрылось его значение, суть. ­   Молодцы,   ребята!   Каждый   из   вас   понимает   важность   этого   слова,   но   выражает   его   по­ разному, при помощи разных слов. VIII. ИТОГ УРОКА. ­ Так какое слово будет являться отгадкой загадки, которую мы прочитали в начале урока? ­ С каким настроением заканчиваем урок? ­ Что нового узнали? IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  упр. № 66 стр 27