Конспект урока по русскому языку на тему «Имя числительное как часть речи»
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку на тему «Имя числительное как часть речи»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
математика +1
4 кл
06.11.2017
Конспект урока по русскому языку на тему «Имя числительное как часть речи»
Урок проведён в 4А классе согласно рабочей программе. По счету это первый урок в системе уроков по теме "Имя числительное как часть речи". Следующий за ним урок: «Простые и составные числительные».Учебные задачи урока направлены на достижение новых образовательных результатов: – активизировать полученные ранее знания учащихся об именных частях речи, дать возможность ознакомиться с общим значением имени числительного, выработать умение находить имя числительное в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать слова данной части речи от однокоренных слов других частей речи (предметные результаты); - помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие монологической и диалогической речи (метапредметные результаты); - способствовать формированию интереса к предмету, бережному отношению к своему здоровью, приобщению обучающихся к здоровому образу жизни, воспитывать патриотические чувства (личностные результаты). Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Имя числительное.doc
Тема урока:      «Имя числительное как часть речи» Тип урока:        урок «открытия» новых знаний Цель урока:      создать условия для получения обучающимися представлений об имени  числительном как самостоятельной части речи, для повторения и закрепления у  обучающихся знаний о других именных частях речи, организовать деятельность  обучающихся для достижения ими УУД всех видов. Задачи урока: – активизировать полученные ранее знания учащихся об именных частях речи, ознакомить  с общим значением имени числительного, выработать умение находить имя числительное в  тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать слова данной  части речи от однокоренных слов других частей речи (предметные результаты); ­ помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость данного учебного  материала, обеспечить развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою  деятельность, способствовать развитию внимания, наблюдательности, орфографической  зоркости, обеспечить развитие монологической и диалогической речи (метапредметные  результаты); ­ способствовать формированию интереса к предмету, бережному отношению к своему  здоровью, приобщению обучающихся к здоровому образу жизни, воспитывать  патриотические чувства (личностные результаты). Урок нацелен на формирование следующих УУД: ­ личностные УУД: понимание значения русского языка в процессе получения  образования, стремление к речевому самосовершенствованию, осознание значимости  здорового образа жизни и необходимости укрепления здоровья; ­ регулятивные УУД:  развитие способности целеполагания, планирования, рефлексии и  саморегуляции; ­ познавательные УУД:  формирование навыка поиска и выделения необходимой  информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной  форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста; развитие  умения анализировать текст с целью выявления общих законов, умения доказывать; ­ коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничество с учителем,  сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации. Основное понятие: имя числительное Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах Ресурсы: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, карточки, лист контроля. Учитель:Здравствуйте! Мозговая гимнастика Упражнение 1.  «Качания головой» ­ 15 секунд ­   Дышите   глубоко,   расправьте   плечики,   уроните головку вперёд. Позвольте голове медленно качаться из   стороны   в   сторону.   Подбородок   вычерчивает изогнутую линию на груди.  Упражнение 3. «Перекрёстные шаги»   ­ 15 секунд ­ локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Это же движение выполняем другой рукой. (сидя и стоя) ­Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. (8 раз) Упражнение 3 «Ленивые восьмёрки» ­ 15 секунд ­Левой   рукой   нарисуйте   в   воздухе   восьмёрки   в горизонтальной   плоскости.  То   же   самое   сделайте   и правой рукой. А сейчас двумя руками вместе. Упражнение 4 Левую руку положите на правое плечо, поверните голову в эту сторону, сосредоточив взгляд на каком-либо предмете. Медленно поверните голову в сторону левого плеча, и взгляните через него. Повторите упражнение, переложив правую руку на левое плечо Учащиеся стоя выполняют упражнения. Упражнение  1. Стимулирует мыслительные процессы. Упражнение  2. Делает более успешным приобретение навыков чтения, письма и слушания, усвоение новой информации. Упражнение 3. Активизирует структуры мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания. ­   Все   спокойны,   добры   и   приветливы.   Протяните ладошки друг другу, а сейчас мне. Почувствуйте, как происходит   обмен   доброй   энергией,   силой   духа. Выдохните   нерешительность     и   беспокойство. Вдохните свежесть весенного утра, тепло солнечных лучей.     Я   желаю   вам   хорошего   настроения   и бережного отношения  друг  к другу! И мы начинаем урок русского языка. 1.Организационный момент.  У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь. Садитесь. внимание, ясность восприятия и речи. Упражнение 4.   Улучшает 2. Актуализация знаний  и фиксация затруднений в деятельности  ­На экране вы видите слова  Самуила Яковлевича Маршака. ­Кто это? / детский писатель. ­Какие произведения для детей он написал? / слайд №2 ­Давайте вместе прочитаем слова С. Я. Маршака.(читают с учителем хором). СЛАЙД №3  . “Человек нашёл слова для всего, что обнаружено во вселенной, но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает”. С.Я. Маршак.  ­О чём говорил детский писатель? /о словах, о группах слов. ­Слушаем мои вопросы и отвечаем на них. – Слова, какой части речи обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления?                                /Имена существительные – Без меня не обходится ни одно действие, все предметы остаются неподвижными. ЭТО….                                 /Глагол – Я обозначаю, признак предмета, делаю речь богатой и выразительной.                                   /Имя прилагательное – А я указываю на предмет, но не называю его.                                    /Местоимение                 Метод «Мозговой штурм»   /работа в группе ­У вас на столе лежит конверт. В нем карточки со словами…  ­ Ваша задача – разложить эти карточки в  4 конверта в зависимости от того к какой части речи принадлежит слово. Постарайтесь работать дружно, так чтобы каждый был активен. Сейчас наша основная задача – не скорость, а качество выполнения. ­ Проверим, что у нас получилось.  Группа № 1 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в 1 конверт  Д.  самалёт, товарищЬ, вагон. Учитель:  ­Какая это часть речи? ­Спасибо. Кто не согласен или  хочет дополнить? Группа № 2  – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы  положили во 2 конверт . Д. детский, грус_ный,  пассажирский Учитель:  ­Какая это часть речи? ­Спасибо. Кто не согласен или  хочет дополнить? Группа № 3– прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили  в 3 конверт.  Д.  написать, прогалодаешься, вбижать. / Все гл. в  н.ф. Учитель:  ­Какая это часть речи? ­Спасибо. Кто не согласен или  хочет дополнить? Группа № 4 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами  вы  положили в 4 конверт Д:  они, я,  тебе. У.Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто­то хочет дополнить? 3. Поисковая работа. Поиск решения. Организация наблюдения за  именем числительным. У. Какие же слова у нас остались?   Д. два, пятый, седьмой, четыре, десятый, десять. У. Почему остались именно эти слова ? Что означают эти слова?  // если не смогут назвать эту часть речи, то пусть разгадают ребус. 4 . Постановка учебной задачи.  Учитель: Сформулируйте цель нашего урока  Д: определить   часть   речи,   узнать,   как   она   называется,   на   какие   вопросы   отвечает,   что обозначает  Формулировка проблемы: нам надо дать характеристику и название новой части речи. ­   Подумайте,   на   какие   вопросы   вы   могли   бы   ответить   самостоятельно?   ( Учитель на доске фиксирует все ответы учащихся в виде КЛАСТЕРОВ.)  НАЗВАНИЕ:  ОБОЗНАЧАЕТ:  ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ: ВИДЫ:   ­ Можно ли эти слова разбить на две группы?      /работа в группе, на доске записали Два, четыре, десять.    – сколько? /количественные               Пятый, седьмой,  десятый. – какой? / порядковые   ­ Ребята, а как мы сможем проверить, верна ли эта информация? 5.Работа с текстом учебника. / чтение правила с.110­111 6. ФИЗМИНУТКА Поможет провести физминутку тот, кто лучше всех знает таблицу умножения. Кто знает  лучше всех, поднимите руку. Я называю действие, которое нужно выполнить, диктую пример, а ты считаешь и говоришь,  сколько раз сделать упражнение.  подняться, потянуться,  2х2=  4 согнуться, разогнуться,   15:3=5  в ладоши  хлопнуть,  21:3=7 Высоко подпрыгнуть   72:9=8. Встать, присесть   42:7=6 подняться, потянуться 36:9=4 Молодцы! Тихо сели. ­ Какую часть речи называл Илья  в физминутке? ­ Какие это числительные? (количественные)  ­ Почему? 7.Первичное закрепление                            Уч. Запишите предложения, сделайте синтаксический разбор предложений.  100рож  построил про100рный дом.  Ча100   3    40ножки бродят у него  под 100лом. 8. Самостоятельная работа ­  У каждого народа есть своё заветное любимое число.  ­  Как вы считаете, какие это числа у русского народа? ­   Назовите   сказки   и     сказочных   героев,   в   названии   которых   употреблено число три.  Это числа 3 и 7 //групповая работа. 3 девицы, 3 богатыря, 3 поросёнка, 3 медведя, 33 богатыря, тройка лошадей, троекратные повторы в сказках  7 богатырей, 7 козлят  ­ Молодцы, вы очень хорошо потрудились, а сейчас прошу проверить себя в самостоятельной работе, выбирая задание  по силам. ­ Какие задания вам предлагаются? Задание 1. (лёгкое) ­ Вставить числительные, списать, объяснить, что обозначают пословицы.   ….ум хорошо, а …. лучше.                                                          У него открылось … дыхание. … раз отмерь, …. раз отрежь. /семь, один, два, один, второе. Семь пятниц на неделе. ­ Спишите любую из пословиц.  ­ Найдите и укажите  числительное в ней (числ.)   ­ А как понимаете образное выражение «Семь пятниц на неделе»? У кого так бывает? ­ А почему именно «пятница»?    Ранее пятница была базарным днём. Именно в пятницу покупали, продавали, обещали на следующей   неделе  привезти  заказанный   товар  и  рассчитаться   за  него. Но  обещания  не всегда   выполнялись.   Поэтому   о   непостоянных   людях,   на   которых   нельзя   положиться, говорили «Семь пятниц на неделе» Так   говорят   о   том   человеке,   кто   часто   меняет   своё   решение,   постоянно отступает от своего слова. Задание 2.  Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания в русском языке. ­ К данным фразеологизмам найдите его значение и соедините стрелочкой: фразеологизм в один голос                             в два счета                                значение очень быстро  очень похожи                           как две капли воды                  дружно, единодушно не выходить из дому заблудиться в трех соснах      запутаться в чём­то простом сидеть в четырех стенах          Задание 3.    // упр.184 9. Работа в группах. Раздается   набор   карточек   каждой   группе   и   дается   задание   (метод «ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПИ»):  ­ Возьмите из карточек те понятия и слова, которые относятся к имени числительному.   Набор карточек  Обозначает признак предмета Обозначает порядок предметов при счете Бывают количественные  Бывают порядковые Это часть речи  Обозначает количество предметов  Отвечает на вопрос сколько? Отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? Отвечает на вопрос как? когда? куда? откуда? Бывают качественные  Бывают одушевленные и неодушевленные  ­ Прочитайте эти карточки так, чтобы получилось определение числительного.   10.Объяснение домашнего задания Домашнее задание:  * упражнение № 183  стр. 110 учебника,   * придумать и зашифровать небольшой текст так, как это было зашифровано  про сторожа. 11.Рефлексия. На ваших партах лежат бумажные цветочки. Я прошу каждого из вас взять цветочек и  на каждом  из лепестков записать по одному наречию, которое показало бы ваше внутреннее состояние на  данный момент. Радостно, приятно, весело, спокойно, хорошо, прекрасно, понятно, интересно, легко, светло. Тревожно, грустно, трудно, плохо. А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу,  соедините свои ладошки с ладошками соседа. На этом мы закончили наш урок. Пусть  тепло души ваших друзей согревает вас. Спасибо за работу.                        Что будем изучать на следующем уроке?

Конспект урока по русскому языку на тему «Имя числительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку на тему «Имя числительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку на тему «Имя числительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку на тему «Имя числительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку на тему «Имя числительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку на тему «Имя числительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку на тему «Имя числительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку на тему «Имя числительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку на тему «Имя числительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку на тему «Имя числительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку на тему «Имя числительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку на тему «Имя числительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку на тему «Имя числительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку на тему «Имя числительное как часть речи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017