Урок 23
Тема: Имя прилагательное
Цель: формировать умения распознавать имена прилагательные, употреблять в
речи синонимы и антонимы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте пару предложений, которую вы записали.
— Назовите имя существительное, которое вы заменили. Объясните почему.
— Прочитайте слова с орфограммами. Объясните их написание.
Минутка чистописания
III. Актуализация знаний
— Разделите текст на предложения и запишите его. В конце каждого предложения
поставьте нужный знак препинания.
Как красиво светят летней ночью звёзды вы видели звёздный дождь а какой
загадочной бывает луна она появляется тоненьким серпом.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте пословицу. Маленькое дело лучше большого безделья.
— Объясните её смысл. Спишите.— Найдите слова, которые обозначают предмет. (Дело, безделье.)
— Найдите слова, которые обозначают признак предмета. (Маленькое, большого.)
— Что можно сказать о словах маленькое и большое! (Это антонимы.)
— На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
— Приведите примеры имён прилагательных.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 97 (с. 56).
— Прочитайте стихотворение.
— Почему выделенные слова написаны с большой буквы? Что обозначают эти
слова?
— Как вы понимаете выражение пропал аппетит? Когда так говорят? (Пропало
желание принимать пищу.)
— А почему пропал аппетит у героя стихотворения?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по
цепочке читают слова, называют ударные слоги и предлоги.)
Упр. 98 (с. 57).
— Прочитайте загадки. Отгадайте.
— Какие слова вам помогли отгадать загадки?
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Назовите имена прилагательные.
— На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
2. Работа со словом из словаря
— Составьте слово из данных букв. ЁРЫЙЧН (Чёрный.)
— К какой части речи оно относится? Поставьте к нему вопрос.
— Найдите слово чёрный в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом чёрный, запишите.
— Запомните написание этого слова.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 99 (с. 57).
— Прочитайте стихотворение.
(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения. Проверка.)
— Назовите имена прилагательные.
2. Упражнение в определении значений имён прилагательных
(Работа в парах.)
— Распределите имена прилагательные по группам в зависимости от значения и
запишите в четыре столбика: 1) форма; 2) размер; 3) материал; 4) вкус.Большой, кислый, квадратный, горький, крошечный, золотой, треугольный,
деревянный, широкий, овальный. (Проверка.)
VIII. Рефлексия
— Выпишите имена прилагательные.
Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил,
Всё подряд один.
У второго — синие
Небо и ручьи,
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На картине третьего —
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная,
Голубая есть.
А четвёртый золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды...
Е. Трутнева
— На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Приведите примеры.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— С каким словом из словаря вы познакомились?
Домашнее задание
Упр. 100 (с. 58).