|
Урок русского языка 3 класс "Начальная школа XXI века"
Тема урока: "Имя прилагательное"
Автор: Аразова Светлана Александровна учитель начальных классов МБОУ НШ "Прогимназия" г. Сургут
|
КОНСПЕКТ УРОКА
Номер урока в курсе |
112 |
Номер урока в системе уроков "Имя прилагательное" |
2 |
Тема урока |
Имя прилагательное |
Цель урока |
Наблюдение за изменением грамматических форм имён прилагательных. Знакомство с понятием "склонение имени прилагательного". |
Задачи урока |
1) провести наблюдение за изменением грамматических форм имён прилагательных; познакомить с понятием "склонение имени прилагательного" 2) развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас; 3) продолжить работу по воспитанию самостоятельности и взаимоуважения.
|
Тип урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
|
Формы работы |
Фронтальная, индивидуальная, групповая.
|
Демонстрация |
Русский язык. Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: В 2ч. -Ч.1/С.В.Иванов и др.-М.:Вентана-Граф, ("Начальная школа XXI века") Презентация " Урок с применением технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ", карточки для исследования, для оценки групповой работы, для рефлексии, таблица для теста, опорная схема, маркеры.
|
Личностные УУД |
мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; уметь оценивать себя на основе критерия |
Регулятивные УУД |
принимать и сохранять заданную цель; контролировать свою деятельность по результатам, адекватно принимать оценку; самооценка, самоконтроль |
Познавательные УУД |
формулировать цель, проблему; поиск и анализ необходимой информации; уметь строить высказывания, анализировать |
Коммуникативные УУД |
уметь взаимодействовать; согласовывать коммуникативные усилия; передавать информацию
|
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
|||||||||||
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) 1 мин
|
Создать благоприятный психологический климат в классе |
Приветствие. Тёплый лучик, нежный лучик, Он заглянет к нам в оконце. Принесет в своих ладошках Теплоту, частицу солнца.
- Пусть хорошее настроение сопровождает нас весь урок и помогает в трудную минуту. |
Включаются в деловой ритм урока. |
1 слайд
2 слайд |
|||||||||||
II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи
5 мин
|
Актуализировать знания. Согласовывать тему и задачи урока
|
Внимание на экран! Солнце, солнышко, солнечный. Весна, весенняя, веснушка. Снежное, подснежник, снег. Лес, лесок, лесные. - Назовите лишнее слово в каждой строке. - Проверим:
- Назовите, к какой части речи относятся эти слова?
- Как вы определили, что это имена прилагательные?
-Как вы думаете, какова тема урока? - По содержанию учебника найдите урок № 112, назовите нужную страницу, раздел и тему урока.
-Теперь определим учебную задачу. - Из слов для справок подберите подходящие по смыслу имена существительные, назовите получившиеся словосочетания.
- Проверим:
- Почему нельзя иначе составить словосочетания? -Как называется такая связь имени прилагательного с именем существительным?
-Интересно, а как могут изменяться имена прилагательные? (учитель фиксирует ответы на доске)
-Это и будет проблемой нашего урока. Сформулируйте, пожалуйста, учебную задачу. |
Лишние слова: солнечный, весенняя, снежное, лесные.
- Имена прилагательные. - По вопросам какой? какая? какое? чьи? - Называют признаки предмета.
Прогнозируют -Урок № 112, с. 79, раздел "Как устроен наш язык", тема " Имя прилагательное". ( на доске появляется табличка с темой)
Жители, погода, денёк, поле, пальто.
Солнечный денёк, весенняя погода, лесные жители, снежное поле. (доказывают) - Согласованием.
Ответы детей или затруднения в ответах.
Учебная задача: узнать, как изменяются имена прилагательные. (на доске появляется табличка с задачей) |
3 слайд
4 слайд
!!! (выключить экран!)
Учебник
Табличка №1 !!!
5 слайд
Табличка №2 |
|||||||||||
III. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) 15 мин
|
Зафиксировать новое знание |
- Давайте договоримся, что для решения проблемы урока, мы станем научными исследователями и проведём исследовательскую работу в группах. - Вспомните правила групповой работы. Выберите РУКОВОДИТЕЛЯ ГРУППЫ. - Каждая группа получит карточку для исследования, в ней 4 задания, по каждому заданию вы проведёте наблюдение и сделаете необходимые выводы. Насколько ваши выводы будут правильными, покажет консилиум. Конси́лиум (лат. consilium совещание, обсуждение) - это совещание нескольких ученых. ( Большой Энциклопедический словарь) - Время ограничено. Желаю удачи!
КОНСИЛИУМ 1 исследовательское задание: - Сформулируйте определение, что такое имя прилагательное? Проверим: - Часть речи, которая называет признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? -Оцените работу группы: ! - правильно ? - есть ошибки
2 исследовательское задание: - Сравните. Слова какой части речи изменяются по родам, а какой нет? высокий дуб высокая сосна высокое дерево -Проверим: Вывод: имена существительные по родам не изменяются; имена прилагательные по родам изменяются. -Оцените работу группы. |
Принимают и осознают условия работы
Самостоятельно исследуют проблему. (5 мин)
(Выступают исследователи 1 группы)
Оценивают на оценочных листах 1 задание.
(Выступают исследователи 2 группы)
(на доске появляется табличка "изменяется по родам") Оценивают на оценочных листах 2 задание. |
6 слайд
7 слайд 8 слайд
!!!
9 слайд
10 слайд
Табличка 3 !!!
|
|||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
|
|
3 исследовательское задание: - Сравни. Сделай вывод, а могут ли прилагательные изменяться по падежам и числам? Сочная трава - за сочной травой Родное гнездо - из родного гнезда Серебристая песенка - серебристые песенки -Проверим:
|
(Выступают исследователи 3 группы)
(на доске появляются таблички "изменяется по числам", "изменяется по падежам")
|
11 слайд
12 слайд Табличка 4 Табличка 5 |
|||||||||||
|
|
4 исследовательское задание: - Найди главные члены предложений. Подчеркни имена прилагательные как члены предложения. Сделайте вывод, каким членом предложения чаще всего является имя прилагательное. Наступили солнечные деньки. Лесные жители обрадовались весенней погоде. На снежном поле появились проталинки. -Проверим:
- Как оценили групповую работу? Учитель комментирует итоги групповой работы. - Молодцы, выполнили исследовательскую работу и решили проблему урока. - Наши знания будут более полными, если мы познакомимся с материалами рубрики "Тайны языка" и "Обрати внимание". Прочитайте их на с. 81-82 учебника -Что вы узнали нового?
- К какому результату в исследовании мы с вами пришли? |
Оценивают 3 задание. (Выступают исследователи 4 группы)
(на доске появляется табличка "в предложении чаще является определением") Оценивают 4 задание. (Руководители групп отчитываются по оценочным листам) Если 4 ! - к оценочному листу прикрепляется солнышко.
- Во множественном числе род имён прилагательных не определяется. - Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам называется склонением. Рассказывают с опорой на таблички. |
!!! 13 слайд
14 слайд !!! Табличка 6
!!! Оценочные листы
Табличка 7
Табличка 8 |
|||||||||||
ФИЗМИНУТКА 3 мин 1) для глаз; 2) для тела (выполняют движения, показанные 15 слайд на слайде). Учитель называет словосочетания: спелая груша, крупный картофель, золотая пшеница, соломенное кашпо, холодное молоко, горячее какао, солнечный денёк, весенняя погода, снежное поле, новый тюль, детский шампунь. * "Говори правильно": новый тюль, детский шампунь, "Словарь": кашпо. |
|||||||||||||||
V. Включение нового знания в систему знаний и повторение 16 мин
|
Организовать усвоение нового знания, самостоятельную работу на новое знание, самопроверку по эталону. Выявить место и причину индивидуальных затруднений |
1. - Выполним в тетради и на доске упр. 3 с. 81(учитель даёт образец работы на доске). (*Сильным учащимся дополнительно записать начальные формы выписанных прилагательных.)
2. Самостоятельная работа (тест). Для проверки учитель даёт словесно "ключ" для проверки.
- Запишите домашнее задание в дневник: 1) с. 81-82 П!, у. 4; 2) * с.82-83 исследование проблемы (Для тех, кто любит и хочет быть исследователем) |
Выполняют упражнение по образцу. Оценивают свою работу в тетради: ! - мне всё понятно ? - есть сомнения
(Заполняют табличку ответов, выбрав свой вариант).
Дети оценивают себя ! - правильно ? - есть ошибки
|
16 слайд
|
|||||||||||
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке
5 мин |
Проанализировать и сопоставить учебную задачу с результатом деятельности на уроке. |
-Над какой учебной задачей мы с вами работали на уроке? - К каким результатам вы пришли в результате исследования проблемы? Организует рефлексию по предложенной таблице.
- Молодцы, спасибо за урок! Дарю вам памятки, которые получились в процессе нашей работы и символ нашего урока - солнышко. |
Учебная задача: узнать, как изменяются имена прилагательные. Рассказывают самостоятельно или с опорой на схему Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
(Тетради, тесты и таблицы сдают для оценивания учителем) |
17 слайд
|
|||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.