Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Непосредственно образовательная деятельность осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. В соответствии с содержанием применялись наглядные, словесные, практические и игровые методы. Были подобраны наглядные и игровые пособия, которые стимулировали и активизировали деятельность детей, побуждали к мыслительной деятельностиКонспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное" (4 класс)
Иконка файла материала Понятие об имени прилагательном.docx
Понятие об имени прилагательном Задачи:  Закрепить умения и знания в правописании родовых окончаний имен прилагательных.  Развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.  Дать ученика представление об изменениях в жизни растений весной, о разнообразии растений, пользе, которую приносят человеку, необходимости охраны растительного мира.  Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Вид урока: Урок-путешествие Тип урока: Комбинированный/ Оборудование: Поляна, солнце, тучи, деревья, скворечник, первоцветы, грамзапись “Вальс цветов” П.И. Чайковского, Красная книга. Приглашение: Скоро прозвенит звонок, Приглашаем на урок. В царство сказки “Повторенье” Заходите без стесненья! Тайн откроются завесы В царстве сказочного леса. Вы узнаете, что тут Мудрость, знания живут. Ход урока I. Вступительное слово Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях в природе с приходом весны, о разнообразии весенних растений. Повторим изученные ранее орфограммы, и обобщим знания об имени прилагательном. В помощь возьмем внимание, сосредоточенность, дружелюбие.Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день с помощью имен прилагательных. Ученик: Ненастный, печальный, грустный. Учитель: Да, на дворе чудесная пора. А какая вы скажите, отгадав загадку: Тает снежок, ожил лужок, День прибывает Когда это бывает? Ученик: Весной! Учитель: Правильно, это весна – прекрасное время года. В это время года природа просыпается и оживает после зимнего сна. Объясните это выражение “природа просыпается”. Ученик: Появляются первые цветы, прилетают с юга птицы … Под учительским столом сидит Лисёнок и плачет. Учитель: Ребята, что случилось? Кто у нас плачет? Ученики: Не знаем. Лисёнок: Это я. Учитель: Что случилось с тобой, Лисенок? Как ты оказался в нашем классе? Лисёнок: Ребята помогите! Помогите! Природа гибнет. Мне больно видеть, как люди с приходом весны губят красоту весеннего леса. Я ведь тоже лесной житель. А сегодня ранним утром нашел на сухом пне записку от растений, которые просят о помощи. Послушайте: Мы – первая зелень, и за что нас ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А что хорошего? Всё равно сломают! Помогите нам! Учитель: Ну что ребята, будем продолжать урок или отправимся вместе с Лисенком в весенний лес? Ученики: Да! Да! Да! Учитель: Хорошо, мы постараемся тебе помочь, а ты присаживайся. Я слышала, что ты учишься в лесной школе удядюшки Филина. (Лисенок садиться за первую парту.) В весеннем лесу мы встретим много первоцветов, но путь к каждому будет непрост. Мы должны раскрыть тайну этих цветов и справиться с заданиями. II. Работа в тетрадях Учитель: Откройте свои тетради, положите их правильно. Вот мы с вами и лесу. Появились первые проталины. На этой проталинке нас встречает первый цветок. А это что за цветок? Догадайтесь. На тонкой нитке ручейка Сбежал с пригорка снег. И на пригорке вдруг цветок Раскрылся раньше всех. Ученик: Подснежник. Учитель: Все первые цветы называются подснежниками. Вот и проснулся наш первоцвет. Запишите каллиграфическую минутку. ой ий ый ая  яя ое ее Первые весенние цветы – нежные подснежники. Учитель: Что необычного заметили вы в написании каллиграфической минутки? Ученик: Окончания имен прилагательных. Учитель: Объясните, с помощью, какой части речи показано своеобразие цветка? Ученик: Нежный – имя прилагательное. Учитель: Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи связано? Как определить род и число имен прилагательных? С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи? (Оцените свою работу в блокнотах самооценки.)III. Словарная работа Учитель: Весной просыпаются не только растения, но и звери. Угадайте, кто они? И напишите эти слова в словосочетании с именем прилагательным. (2 ученика работают у доски.) 1. Зелено, а не луг, Бело, а не снег, Кудрява, а не волос. (Береза.) 2. Трещала с самого утра “Пора, пора”. А что пора? Какая с ней морока, Когда трещит … (Сорока.) 3. Хозяин лесной Просыпается весной. А зимой, под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь) 4. На гору бегом, А с горы кувырком. (Заяц) 5. Желтая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лисица) Учитель: Приготовили веера с гласными буквами. Молодцы! Оцените свою работу в блокнотиках. Что помогло вам правильно написать прилагательные к каждому существительному? Ученик: Вопрос. IV. Физкультминутка Наши алые цветки Распускают лепестки Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головой качают.Учитель: А на этой проталине нас приветствует растение, у которого снизу листья пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки матери, вы догадались? Ученик: Мать-и-мачеха. Учитель: Вот мы и помогли проснуться нашему первоцвету. Запишем под диктовку. Задание:подчеркните главные и второстепенные члены предложения; устно укажите части речи. Поляны запестрили от душистых цветов. Учитель: А здесь нас встречает следующий первоцвет. Это растение в народе называют “легочная трава”. Во многих европейский странах: Болгарии, Франции – это растение выращивают на грядках как салатное растение. Что за необычный первоцвет? Ученик: Медуница. На доске написано предложение: Медуница – самое раннее весеннее салатное растение. Учащиеся работают устно. Учитель: Найдите в предложении имена прилагательные. С какой частью речи они связаны? А как бы выглядело предложение без имен прилагательных? Какова же роль имен прилагательных в нашей речи? Лисёнок: Ой, ой, ой! Я забыл вам передать конверт дядюшки Филина. Учитель: Что же там? Лисёнок: Здесь следующее задание. Учитель: А какой цветок должен проснуться на этой поляне? Лисёнок: Ребята, вы должны догадаться по моему описанию. Маленькое растение с чудесными сиреневыми цветочками, собранные в густую кисть. Ученик: Хохлатка.Учитель: Вот необычный цветок и проснулся. А теперь внимание – новое задание! Вставьте окончания в эти словосочетания. Весен** цветочки Солнечн** днём Жёлт** головки Тал ** вода Нежн** медуница Мохнат** стебельки Проверка с объяснением. V. Физкультминутка Весной бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – качнулась и присела, И к цветочкам полетела. Учитель: Ну, а это растение имеет белые цветки – снежинки. Стоит небу нахмуриться и собраться дождем, как эти белые цветки закрываются. Ученик: Ветреница. Учитель: Но почему же не появляются – эти белые цветки Лисенок? Лисенок: Вы, ребята, должны написать мини – сочинение “Первые цветы” о красоте весеннего леса и о том, как нужно их оберегать. Просмотрим, кто первыми из ребят поможет распуститься цветку. Учащиеся приступают и работают под музыку. Мини-сочинение “Первые цветы” ученицы 3-го класса Валеевой Маргариты Я очень люблю свой родной край. Весна – это моё любимое время года. Появляются прекрасные весенние первоцветы. Но из года в год все меньше цветов распускают свои пышные головки. Люди! Оберегайте эти чудесные, нежные, весенние первоцветы.Учитель: Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. “Красной” она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты? Ученик: Нет. Учитель: Правильно. Ведь недаром говорится: “Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!” Ученик: Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Ученик: Ребята! Давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом. Учитель: Запомните правила: “Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком”. Ученик: Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать; А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать! Учитель: О чем говорится в этом стихотворении? Ученик: Если будем по – настоящему, серьёзно заботиться о природе, мы станем добрее. Ученик: Чтобы каждый человек не на словах, а на деле показывал свою доброту, заботу, любовь к цветам. VI. Итог урока Учитель: Лисенок, большое тебе спасибо!Лисёнок: Спасибо вам, если б не вы, то мои первоцветы так и не распустились бы. До встречи, ребята! Пойду, расскажу дядюшке Филину. До свидания! Ученики: До свидания, Лисёнок! Учитель: Ребята, подведите итог в своих блокнотах – самооценки. Молодцы! Учитель выставляет оценки за урок. Вспоминает с детьми основные моменты. VII. Задание на дом Выписать из произведений А.С. Пушкина 10 словосочетаний (существительное + прилагательное).

Посмотрите также