Непосредственно образовательная деятельность осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. В соответствии с содержанием применялись наглядные, словесные, практические и игровые методы.
Были подобраны наглядные и игровые пособия, которые стимулировали и активизировали деятельность детей, побуждали к мыслительной деятельностиКонспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное" (4 класс)
Понятие об имени прилагательном
Задачи:
Закрепить умения и знания в правописании родовых
окончаний имен прилагательных.
Развивать умения точно употреблять имена
прилагательные в устной и письменной речи.
Дать ученика представление об изменениях в жизни
растений весной, о разнообразии растений, пользе,
которую приносят человеку, необходимости охраны
растительного мира.
Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Вид урока: Урок-путешествие
Тип урока: Комбинированный/
Оборудование: Поляна, солнце, тучи, деревья, скворечник,
первоцветы, грамзапись “Вальс цветов” П.И. Чайковского,
Красная книга.
Приглашение:
Скоро прозвенит звонок,
Приглашаем на урок.
В царство сказки “Повторенье”
Заходите без стесненья!
Тайн откроются завесы
В царстве сказочного леса.
Вы узнаете, что тут
Мудрость, знания живут.
Ход урока
I. Вступительное слово
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях в
природе с приходом весны, о разнообразии весенних растений.
Повторим изученные ранее орфограммы, и обобщим знания об
имени прилагательном. В помощь возьмем внимание,
сосредоточенность, дружелюбие.Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день с помощью
имен прилагательных.
Ученик: Ненастный, печальный, грустный.
Учитель: Да, на дворе чудесная пора. А какая вы скажите,
отгадав загадку:
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает
Когда это бывает?
Ученик: Весной!
Учитель: Правильно, это весна – прекрасное время года. В это
время года природа просыпается и оживает после зимнего сна.
Объясните это выражение “природа просыпается”.
Ученик: Появляются первые цветы, прилетают с юга птицы …
Под учительским столом сидит Лисёнок и плачет.
Учитель: Ребята, что случилось? Кто у нас плачет?
Ученики: Не знаем.
Лисёнок: Это я.
Учитель: Что случилось с тобой, Лисенок? Как ты оказался в
нашем классе?
Лисёнок: Ребята помогите! Помогите! Природа гибнет. Мне
больно видеть, как люди с приходом весны губят красоту
весеннего леса. Я ведь тоже лесной житель. А сегодня ранним
утром нашел на сухом пне записку от растений, которые просят
о помощи. Послушайте:
Мы – первая зелень, и за что нас ломают. Мы даже боимся
распускаться первыми в лесу. А что хорошего? Всё равно
сломают! Помогите нам!
Учитель: Ну что ребята, будем продолжать урок или
отправимся вместе с Лисенком в весенний лес?
Ученики: Да! Да! Да!
Учитель: Хорошо, мы постараемся тебе помочь, а ты
присаживайся. Я слышала, что ты учишься в лесной школе удядюшки Филина. (Лисенок садиться за первую парту.) В
весеннем лесу мы встретим много первоцветов, но путь к
каждому будет непрост. Мы должны раскрыть тайну этих
цветов и справиться с заданиями.
II. Работа в тетрадях
Учитель: Откройте свои тетради, положите их правильно. Вот
мы с вами и лесу. Появились первые проталины. На этой
проталинке нас встречает первый цветок. А это что за цветок?
Догадайтесь.
На тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.
Ученик: Подснежник.
Учитель: Все первые цветы называются подснежниками. Вот и
проснулся наш первоцвет. Запишите каллиграфическую
минутку.
ой ий ый
ая
яя
ое ее
Первые весенние цветы – нежные подснежники.
Учитель: Что необычного заметили вы в написании
каллиграфической минутки?
Ученик: Окончания имен прилагательных.
Учитель: Объясните, с помощью, какой части речи показано
своеобразие цветка?
Ученик: Нежный – имя прилагательное.
Учитель: Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает?
На какие вопросы отвечает? С какой частью речи связано? Как
определить род и число имен прилагательных? С какой целью
употребляется имя прилагательное в нашей речи?
(Оцените свою работу в блокнотах самооценки.)III. Словарная работа
Учитель: Весной просыпаются не только растения, но и звери.
Угадайте, кто они? И напишите эти слова в словосочетании с
именем прилагательным.
(2 ученика работают у доски.)
1. Зелено, а не луг,
Бело, а не снег,
Кудрява, а не волос. (Береза.)
2. Трещала с самого утра
“Пора, пора”. А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит … (Сорока.)
3. Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой, под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
4. На гору бегом,
А с горы кувырком. (Заяц)
5. Желтая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала и
с собой унесла. (Лисица)
Учитель: Приготовили веера с гласными буквами. Молодцы!
Оцените свою работу в блокнотиках. Что помогло вам
правильно написать прилагательные к каждому
существительному?
Ученик: Вопрос.
IV. Физкультминутка
Наши алые цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.Учитель: А на этой проталине нас приветствует растение, у
которого снизу листья пушистые и мягкие. Они как бы
согревают, ласкают, словно руки матери, вы догадались?
Ученик: Мать-и-мачеха.
Учитель: Вот мы и помогли проснуться нашему первоцвету.
Запишем под диктовку. Задание:подчеркните главные и
второстепенные члены предложения; устно укажите части
речи.
Поляны запестрили от душистых цветов.
Учитель: А здесь нас встречает следующий первоцвет. Это
растение в народе называют “легочная трава”. Во многих
европейский странах: Болгарии, Франции – это растение
выращивают на грядках как салатное растение. Что за
необычный первоцвет?
Ученик: Медуница.
На доске написано предложение:
Медуница – самое раннее весеннее салатное растение.
Учащиеся работают устно.
Учитель: Найдите в предложении имена прилагательные. С
какой частью речи они связаны? А как бы выглядело
предложение без имен прилагательных? Какова же роль имен
прилагательных в нашей речи?
Лисёнок: Ой, ой, ой! Я забыл вам передать конверт дядюшки
Филина.
Учитель: Что же там?
Лисёнок: Здесь следующее задание.
Учитель: А какой цветок должен проснуться на этой поляне?
Лисёнок: Ребята, вы должны догадаться по моему описанию.
Маленькое растение с чудесными сиреневыми цветочками,
собранные в густую кисть.
Ученик: Хохлатка.Учитель: Вот необычный цветок и проснулся. А теперь
внимание – новое задание! Вставьте окончания в эти
словосочетания.
Весен** цветочки
Солнечн** днём
Жёлт** головки
Тал ** вода
Нежн** медуница
Мохнат** стебельки
Проверка с объяснением.
V. Физкультминутка
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела,
И к цветочкам полетела.
Учитель: Ну, а это растение имеет белые цветки – снежинки.
Стоит небу нахмуриться и собраться дождем, как эти белые
цветки закрываются.
Ученик: Ветреница.
Учитель: Но почему же не появляются – эти белые цветки
Лисенок?
Лисенок: Вы, ребята, должны написать мини – сочинение
“Первые цветы” о красоте весеннего леса и о том, как нужно их
оберегать. Просмотрим, кто первыми из ребят поможет
распуститься цветку.
Учащиеся приступают и работают под музыку.
Мини-сочинение “Первые цветы”
ученицы 3-го класса Валеевой Маргариты
Я очень люблю свой родной край. Весна – это моё любимое время года.
Появляются прекрасные весенние первоцветы. Но из года в год все
меньше цветов распускают свои пышные головки. Люди! Оберегайте
эти чудесные, нежные, весенние первоцветы.Учитель: Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они
занесены в Красную книгу. “Красной” она называется потому,
что красный цвет – сигнал опасности. Стоит ли губить растения
из-за нескольких дней красоты?
Ученик: Нет.
Учитель: Правильно. Ведь недаром говорится: “Поймала я
бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда
стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем.
Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!”
Ученик:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ученик: Ребята! Давайте пообещаем не срывать ни полевые,
ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают,
радуют людей своим запахом и ярким нарядом.
Учитель: Запомните правила: “Находясь в природе, нельзя
срывать растения для букетов. Букеты можно составлять
только из тех растений, которые выращены человеком”.
Ученик:
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать;
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!
Учитель: О чем говорится в этом стихотворении?
Ученик: Если будем по – настоящему, серьёзно заботиться о
природе, мы станем добрее.
Ученик: Чтобы каждый человек не на словах, а на деле
показывал свою доброту, заботу, любовь к цветам.
VI. Итог урока
Учитель: Лисенок, большое тебе спасибо!Лисёнок: Спасибо вам, если б не вы, то мои первоцветы так и
не распустились бы. До встречи, ребята! Пойду, расскажу
дядюшке Филину. До свидания!
Ученики: До свидания, Лисёнок!
Учитель: Ребята, подведите итог в своих блокнотах –
самооценки. Молодцы!
Учитель выставляет оценки за урок. Вспоминает с детьми
основные моменты.
VII. Задание на дом
Выписать из произведений А.С. Пушкина 10 словосочетаний
(существительное + прилагательное).