Конспект урока по русскому языку на тему: "КВН. Имя существительное" (3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Непосредственно образовательная деятельность осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. В соответствии с содержанием применялись наглядные, словесные, практические и игровые методы. Были подобраны наглядные и игровые пособия, которые стимулировали и активизировали деятельность детей, побуждали к мыслительной деятельности.Конспект урока по окружающему миру на тему: "КВН. Имя существительное" (3 класс)
Иконка файла материала Урок КВН по русскому языку.docx
Урок­КВН на тему:  «Имя существительное и имя прилагательное» Девиз: «Успех решает не судьба,  А только наши знания. Так пусть борьба кипит сильней И наша дружба крепнет в ней!». Цели: 1. Повторение и систематизация изученного по теме урока. 2. Совершенствование умений и навыков учащихся в употреблении существительных и прилагательных в составе словосочетаний, предложений и связного текста. 3. Развитие мышления, умения и навыков детей отгадывать загадки. 4.   Воспитание   у   младших   школьников   уважительного   отношения   к   участникам интеллектуальных состязаний. 5.   Углубление   знаний   учащихся   по   учебному   предмету   и   расширение   их   словарного запаса. Оборудование: ­ картина «Необитаемый остров». ­ плакаты с загадками о падежах. ­ карточки и перфокарты с заданиями по грамматике и орфографии.  ­ эмблемы команд «Солнышко» и «Радуга». Приглашены:  заведующий   методкабинетом   РУО,   заместители   директора   по   УВР, учителя начальных классов школы и района, родители учащихся. Пояснения к оформлению классной комнаты  и к ведению урока.  На классной доске написана крупными буквами тема урока – КВН. Дети, празднично одетые, рассажены на стулья по командам. Приглашенные гости расположились по периметру кабинета,   как   живая   буква   П.   Урок   проводится   в   форме   КВН   –   состязания   команд «Солнышко» и «Радуга». В качестве организатора урока – соревнования выступает учитель. Урок­КВН   состоит   из   шести   туров.   Знания,   умения   и   навыки   учащихся   оценивает   жюри, состоящее из пяти человек (председателя и четырех членов).  Ход урока – КВН Вводная часть урока. Звучит музыка. Учащиеся поют песню «КВН». Учитель: Сегодня, ребята, у нас необычный урок – урок КВН, на котором присутствуют дорогие гости, учителя школы и района, ваши родители. Поприветствуем их. Тема нашего урока: «Имя существительное и имя прилагательное». На сегодняшнем уроке, ребята, перед вами стоят такие задачи:  ­ повторить изученное о существительном и прилагательном; ­ продолжить работу по совершенствованию своих умений употреблять существительные и   прилагательные   в   составе   словосочетаний,   предложений   и   связного   текста,   отгадывать загадки; ­ обогатить свою речь новыми словами и словосочетаниями; ­ углубить свои знания по грамматике и орфографии; ­ и, наконец, показать нашим гостям, какими знаниями и умениями вы овладели в ходе изучения таких частей речи, как имя существительное и имя прилагательное.Урок будет проходить в форме КВН­состязаний команд: «Солнышко» и «Радуга» (представить капитанов команд). Знания и умения команд и их членов будет оценивать жюри. в   составе   пяти   человек.   Каждое   выполненное   задание   будет   оцениваться   по   пятибалльной системе. Победителем будет признана та команда, которая наберет больше баллов по итогам шести туров КВН. Основная часть урока:   Первый тур. Приветствия команд.     Приветствие команды «Солнышко»         Друзья! На КВН веселый           Сегодня в гости к вам пришли.         Мы очень ждали этой встречи       И постарались как могли.           Но, соревнуясь вместе с вами,       Мы останемся друзьями.       Так пусть борьба кипит сильней         И наша дружба крепнет в ней!      В   класс   входят   двое:   «Имя   существительное»   и   «Имя   прилагательное»   –   основные Приветствие команды «Радуга»  Мы веселые ребята,  И не любим мы скучать.  С удовольствием мы с вами  Будем в КВН играть.  И пусть острей кипит борьба,  Сильней соревнование!  Успех решает не судьба,  А только наши знания!      виновники урока – КВН. Команды бурными аплодисментами встречают их. К  доске   выходят   капитаны   команд   и   рассказывают   правила.   (о  существительном   и  о прилагательном). Знакомьтесь – имя существительное,  часть речи.  Имена существительные изменяются  по числам.  Имена существительные бывают  женского, мужского и среднего рода.  Имена существительные склоняются  по падежам.  Имена существительные обозначают  предметы и отвечают на вопросы кто?  что?  Существительные выступают в  предложении чаще всего в роли  подлежащего, реже ­ в роли других  членов. Вот вам ответы на вопросы кто? что? Школа, ребята, город, Москва, книга,  резинка, речка, закладка, мел и доска,  и портфель, и тетрадка, Таня, Сережа,  Андрюша и Ваня, и Софья Сергеевна,  Коля и Надя. Сколько же слов таких в мире, друзья! В речи без них обойтись нам нельзя! А это – имя прилагательное, тоже часть речи.  Имена прилагательные тоже изменяются по числам.  Имена прилагательные изменяются по родам только в  единственном числе. Имена прилагательные тоже склоняются по падежам. Имена прилагательные обозначают признаки предметов и  отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? В предложении прилагательные выступают в роли  определения. Будьте очень вы внимательны. Познакомьтесь с прилагательными. Котенок – маленький, пушистый. Ручей – прохладный, серебристый. Зима – красивая и снежная, А мама – добрая и нежная. Слова в рифмовке очень дружные; Они приятные и нужные; И среди них ты обязательно Узнаешь быстро прилагательные. Разных признаков немало Будем всюду замечать И к месту в речи их вставлять.«Имя существительные» и «Имя прилагательное»: Вот видите, ребята, нам друг без друга никак нельзя. Жюри подводит итоги 1 тура. Второй тур. Учитель предлагает командам выполнить два задания: Задание   №1.  Подобрать   к   стихотворным   строкам   подходящие   по   смыслу существительные и определить род этих существительных.    Для команды «Солнышко» Есть сладкое слово – … (конфета), Есть быстрое слово – … (ракета), Есть слово зеленое – … (ель), Есть кислое слово – … (лимон), Есть слово нарядное – … (платье), Есть слово с окошком – … (вагон).     Для команды «Радуга» Есть слово глубокое – … (море), Есть слово упрямое – … (цель). Карточки с выполненными заданиями сдаются жюри на проверку.  Задание №2. Определить тип склонения существительных. Для команды «Солнышко»Для команды «Радуга» Карточки с выполненными заданиями сдаются жюри. Жюри подводит итоги 2 тура. Третий тур.  Учитель предлагает выполнить командам два задания. Задание №1. Команде «Солнышко» подобрать к существительным однокоренные имена прилагательные. Польза – … полезная (книга) Праздник – … праздничные (дни) Радость – … радостная (весть)Счастье – … счастливые (дети) Зима – … зимняя (стужа) Ночь – … ночная (тишина) Тепло – … теплая (погода) Вкус – … вкусная (еда) Малина – … малиновый (сок) Утро – … утренняя (заря) Задание   №1.  Команде   «Радуга»   заменить   данные   словосочетания   словосочетаниями существительное + существительное с предлогами. Земляничное варенье – (варенье из земляники) Шерстяные варежки – (варежки из шерсти) Бумажный конверт – (конверт из бумаги) Деревянная ложка – (ложка из дерева) Кожаный портфель – (портфель из кожи) Морковный сок – (сок из моркови) Стеклянная ваза – (ваза из стекла) Кирпичный дом – (дом из кирпича) Картофельное пюре – (пюре из картофеля) Карточки с выполненными заданиями сдаются жюри на проверку. Задание №2. Дописать окончания прилагательных.  Для команды «Солнышко»Для команды «Радуга» Карточки с выполненными заданиями сдаются жюри на проверку. Жюри подводит итоги третьего тура. Четвертый тур.  Бой капитанов команд «Солнышко» и «Радуга». Учитель   предлагает   капитанам   команд   попеременно   привести   примеры   устойчивых сочетаний слов типа «прилагательное красный + существительное» и объяснить их значения. Победу одержит тот капитан, который приведет больше примеров таких сочетаний слов и правильно объяснит их значения. (Ниже   помещаются   примеры,   приведенные   капитанами   с   объяснениями   значений устойчивых словосочетаний). Примеры  капитана команды «Солнышко»:1. Красная Армия – название советской армии с 1918 по 1946гг. 2. Красное вино – вино из темных сортов винограда. 3. Красный галстук – красный шейный платок пионеров, завязываемый спереди узлом. 4. Красный гриб – подосиновик. 5. Красная девица – о робком, скромном, застенчивом молодом человеке. 6.  Красное  дерево   –  древесина  некоторых  деревьев,   употребляемая   для  изготовления высших сортов столярных изделий. 7. Красная дичь – лучшая болотная дичь. 8. Красная доска – доска с именами и фотографиями лучших производственников. Примеры  капитана команды «Радуга»:   1. Красная икра – икра лососевых рыб. 2. Красный Крест ­ общество Красного Креста и Красного Полумесяца, организация для оказания помощи населению, пострадавшему от войны и стихийных бедствий. 3. Красная медь – чистая медь. 4. Красная рыба – рыба семейства осетровых. 5. Красный ряд – торговый ряд. 6. Красная строка – новая строка абзаца. 7. Красная цена – самая высокая цена, которую можно дать за что­либо. 8. Красная Звезда – название ордена. 9. Красная шапочка – героиня сказки. Жюри подводит итоги 4 тура. Пятый тур.  Учитель предлагает командам написать небольшое сочинение по опорным словам: (день, небо,   море,   остров,   песок,   трава,   крепость,   сядем,   шлюпка,   поплывем)   и   по   картине «Необитаемый остров» (с использованием прилагательных). Сочинения представить жюри для оценки. (Ниже приводим тексты сочинений, составленные командами и представленные жюри). Сочинение команды «Солнышко» Сегодня  замечательный  день. Какое  лазурное  небо! Какое синее  тихое  море! Впереди одинокий,  незнакомый  остров.   На   берегу   его  желтый  песок   и  изумрудная  трава.   Вдали каменная таинственная крепость. Мы сядем в шлюпку и поплывем к чудесному острову. Сочинение команды «Радуга» Сегодня  отличный   теплый  день.   Какое  ясное,   голубое  небо!   Какое  спокойное  море! Впереди небольшой сказочный остров. На берегу его чистый золотистый песок и зеленая трава. Вдали старинная крепость. Мы сядем в шлюпку и поплывем к удивительному острову. Жюри подводит итоги 5 тура. Шестой тур.  Учитель предлагает команде «Солнышко» задать команде «Радуга» пять взаимосвязанных вопросов (по грамматике).Вопросы команды «Солнышко»  Ответы команды «Радуга»  Сколько падежей в русском  языке?  Как они называются?  В русском языке 6 падежей.  Падежи носят такие названия:  именительный, родительный,  дательный, винительный,  творительный и предложный.  Предложный падеж назван  предложным, потому что  существительное в этом падеже  употребляется только с предлогом.  Раньше этот падеж назывался  местным, потому что  существительное в этом падеже   обозначало место действия.  Название «предложный падеж» ввел в  русскую грамматику М.В. Ломоносов  (до него этот падеж назывался  местным).    Учитель  предлагает  команде «Радуга»   задать  пять вопросов  команде  «Солнышко»  в Почему предложный падеж  назван предложным?    Как назывался этот падеж  раньше?  Кто ввел такое название  предложного   падежа в русскую грамматику?  (Именительный падеж)    (Дательный падеж)    (Творительный падеж)  (Винительный падеж)  (Предложный падеж)  форме загадок о падежах. 1. Падеж я – самый главный.  Служу я вам исправно.  Кто действует? Кто главный?  Кто главный, тот герой!  Всегда я – подлежащее,  К успеху приводящее.  Но только как зовут меня,  Не помню я порой.  Напомните название –   И подружусь я с вами.  Я щедрый, удивительный  И самый расточительный.  Я всех всегда благодарю…  И все дарю! Дарю! Дарю!  Собаке – кость!  А стенке – гвоздь!  А Васе, Маше, Леше, Пете   Дарю по сказочной конфете!  Скорее помогите  И как зовут меня скажите!  А я – умелец и творец,  Люблю я всех пенять  Художник, командир и певец!  И многих обвинять.  Один волнует лишь меня момент!  Чем мне творить?  Я обвиню погоду – не вовремя с  Скорее дайте инструмент!  дождями,  Смычком – резцом – умением.  Я обвиняю горы – не сорят пусть  Чем мне довольным быть?  камнями.  Хорошим настроением!  Кого винить ­ мне видно сразу!  Но не весел нынче я –   Пусть каждый здесь запомнит эту  Имя позабыл, друзья.  фразу:  Я петь люблю, стихи слагать  Ведь я важней министра!  И постоянно сочинять.  Все это знают тут!  О чем поведать мне сейчас?  А­ну, скорей скажите,  О ком начать мне свой рассказ?  О Пете? Он любил конфеты  Как меня зовут.   И в Африку купил билеты.    И та река зовется Нилом,   Где был он съеден крокодилом.  О зайце? Он не любил капусту…  Ах! Это грустно. Очень грустно.  Самое ужасное, друзья,  Что имя я забыл своя.  Ой, нет… свое.Учитель предлагает командам дописать окончания прилагательных и существительных, определить падежи существительных и прилагательных. (Карточки с выполненными заданиями сдать членам жюри на проверку.). Текст для команды «Солнышко»     Текст для команды «Радуга» Карточки с выполненными заданиями сдаются жюри на проверку. Жюри подводит итоги 6 тура. Заключительная часть урока: Итоги урока подводятся предельно четко и ясно. Учитель обращается к классу с такими  вопросами: 1. По какой теме был сегодня проведет урок­КВН? 2. Что такое имя существительное и что такое имя прилагательное? 3. Что общего между существительным и прилагательным? 4. Чем отличается имя существительное от имени прилагательного? Детям   предлагается   дифференцированное   домашнее   задание:   членам   команды «Солнышко»   подготовить   краткое   сообщение   на   тему:   «Чем   похожи   существительное   и прилагательное», а членам команды «Радуга» письменно ответить на вопрос: «Чем отличается существительное от прилагательного?».  Жюри подводит итоги состязания двух команд и приходит к выводам: 1) обе команды серьезно подготовились к уроку и показали не только глубокие знания, но и отличные умения; 2) с минимальным преимуществом в один балл победу одержала команда «Радуга».По   предложению   жюри   учитель   ставит   отличные   отметки   в   клас­сный   журнал   особо отличившимся учащимся. Капитаны команд награждаются грамотами дирекции школы. Виновники урока­КВН – «Имя существительное» и «Имя прилагательное» ­ пожелания друзьям – одноклассниками выражают в стихотворной форме: Желаем вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье: Оно для дальнего пути –  Главнейшее условие.  Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет! Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет! Вам от души желаем мы, Друзья, всего хорошего! А все хорошее, друзья, Дается нам недешево! Звучит музыка. Дети поют песню КВН.