Непосредственно образовательная деятельность осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. В соответствии с содержанием применялись наглядные, словесные, практические и игровые методы.
Были подобраны наглядные и игровые пособия, которые стимулировали и активизировали деятельность детей, побуждали к мыслительной деятельности.Конспект урока по окружающему миру на тему: "КВН. Имя существительное" (3 класс)
УрокКВН на тему:
«Имя существительное
и имя прилагательное»
Девиз: «Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Так пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет в ней!».
Цели:
1. Повторение и систематизация изученного по теме урока.
2. Совершенствование умений и навыков учащихся в употреблении существительных и
прилагательных в составе словосочетаний, предложений и связного текста.
3. Развитие мышления, умения и навыков детей отгадывать загадки.
4. Воспитание у младших школьников уважительного отношения к участникам
интеллектуальных состязаний.
5. Углубление знаний учащихся по учебному предмету и расширение их словарного
запаса.
Оборудование:
картина «Необитаемый остров».
плакаты с загадками о падежах.
карточки и перфокарты с заданиями по грамматике и орфографии.
эмблемы команд «Солнышко» и «Радуга».
Приглашены: заведующий методкабинетом РУО, заместители директора по УВР,
учителя начальных классов школы и района, родители учащихся.
Пояснения к оформлению классной комнаты
и к ведению урока.
На классной доске написана крупными буквами тема урока – КВН. Дети, празднично
одетые, рассажены на стулья по командам. Приглашенные гости расположились по периметру
кабинета, как живая буква П. Урок проводится в форме КВН – состязания команд
«Солнышко» и «Радуга». В качестве организатора урока – соревнования выступает учитель.
УрокКВН состоит из шести туров. Знания, умения и навыки учащихся оценивает жюри,
состоящее из пяти человек (председателя и четырех членов).
Ход урока – КВН
Вводная часть урока. Звучит музыка. Учащиеся поют песню «КВН».
Учитель: Сегодня, ребята, у нас необычный урок – урок КВН, на котором присутствуют
дорогие гости, учителя школы и района, ваши родители. Поприветствуем их. Тема нашего
урока: «Имя существительное и имя прилагательное». На сегодняшнем уроке, ребята, перед
вами стоят такие задачи:
повторить изученное о существительном и прилагательном;
продолжить работу по совершенствованию своих умений употреблять существительные
и прилагательные в составе словосочетаний, предложений и связного текста, отгадывать
загадки;
обогатить свою речь новыми словами и словосочетаниями;
углубить свои знания по грамматике и орфографии;
и, наконец, показать нашим гостям, какими знаниями и умениями вы овладели в ходе
изучения таких частей речи, как имя существительное и имя прилагательное.Урок будет проходить в форме КВНсостязаний команд: «Солнышко» и «Радуга» (представить
капитанов команд). Знания и умения команд и их членов будет оценивать жюри.
в составе пяти человек. Каждое выполненное задание будет оцениваться по пятибалльной
системе. Победителем будет признана та команда, которая наберет больше баллов по итогам
шести туров КВН.
Основная часть урока:
Первый тур. Приветствия команд.
Приветствие команды «Солнышко»
Друзья! На КВН веселый
Сегодня в гости к вам пришли.
Мы очень ждали этой встречи
И постарались как могли.
Но, соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Так пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет в ней!
В класс входят двое: «Имя существительное» и «Имя прилагательное» – основные
Приветствие команды «Радуга»
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем в КВН играть.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование!
Успех решает не судьба,
А только наши знания!
виновники урока – КВН. Команды бурными аплодисментами встречают их.
К доске выходят капитаны команд и рассказывают правила. (о существительном и о
прилагательном).
Знакомьтесь – имя существительное,
часть речи.
Имена существительные изменяются
по числам.
Имена существительные бывают
женского, мужского и среднего рода.
Имена существительные склоняются
по падежам.
Имена существительные обозначают
предметы и отвечают на вопросы кто?
что?
Существительные выступают в
предложении чаще всего в роли
подлежащего, реже в роли других
членов.
Вот вам ответы на вопросы кто? что?
Школа, ребята, город, Москва, книга,
резинка, речка, закладка, мел и доска,
и портфель, и тетрадка, Таня, Сережа,
Андрюша и Ваня, и Софья Сергеевна,
Коля и Надя.
Сколько же слов таких в мире, друзья!
В речи без них обойтись нам нельзя!
А это – имя прилагательное, тоже часть речи.
Имена прилагательные тоже изменяются по числам.
Имена прилагательные изменяются по родам только в
единственном числе.
Имена прилагательные тоже склоняются по падежам.
Имена прилагательные обозначают признаки предметов и
отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
В предложении прилагательные выступают в роли
определения.
Будьте очень вы внимательны.
Познакомьтесь с прилагательными.
Котенок – маленький, пушистый.
Ручей – прохладный, серебристый.
Зима – красивая и снежная,
А мама – добрая и нежная.
Слова в рифмовке очень дружные;
Они приятные и нужные;
И среди них ты обязательно
Узнаешь быстро прилагательные.
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.«Имя существительные» и «Имя прилагательное»: Вот видите, ребята, нам друг без друга
никак нельзя.
Жюри подводит итоги 1 тура.
Второй тур.
Учитель предлагает командам выполнить два задания:
Задание №1. Подобрать к стихотворным строкам подходящие по смыслу
существительные и определить род этих существительных.
Для команды «Солнышко»
Есть сладкое слово – … (конфета),
Есть быстрое слово – … (ракета), Есть слово зеленое – … (ель),
Есть кислое слово – … (лимон), Есть слово нарядное – … (платье),
Есть слово с окошком – … (вагон).
Для команды «Радуга»
Есть слово глубокое – … (море),
Есть слово упрямое – … (цель).
Карточки с выполненными заданиями сдаются жюри на проверку.
Задание №2. Определить тип склонения существительных.
Для команды «Солнышко»Для команды «Радуга»
Карточки с выполненными заданиями сдаются жюри.
Жюри подводит итоги 2 тура.
Третий тур.
Учитель предлагает выполнить командам два задания.
Задание №1. Команде «Солнышко» подобрать к существительным однокоренные имена
прилагательные.
Польза – … полезная (книга)
Праздник – … праздничные (дни)
Радость – … радостная (весть)Счастье – … счастливые (дети)
Зима – … зимняя (стужа)
Ночь – … ночная (тишина)
Тепло – … теплая (погода)
Вкус – … вкусная (еда)
Малина – … малиновый (сок)
Утро – … утренняя (заря)
Задание №1. Команде «Радуга» заменить данные словосочетания словосочетаниями
существительное + существительное с предлогами.
Земляничное варенье – (варенье из земляники)
Шерстяные варежки – (варежки из шерсти)
Бумажный конверт – (конверт из бумаги)
Деревянная ложка – (ложка из дерева)
Кожаный портфель – (портфель из кожи)
Морковный сок – (сок из моркови)
Стеклянная ваза – (ваза из стекла)
Кирпичный дом – (дом из кирпича)
Картофельное пюре – (пюре из картофеля)
Карточки с выполненными заданиями сдаются жюри на проверку.
Задание №2. Дописать окончания прилагательных.
Для команды «Солнышко»Для команды «Радуга»
Карточки с выполненными заданиями сдаются жюри на проверку. Жюри подводит итоги
третьего тура.
Четвертый тур.
Бой капитанов команд «Солнышко» и «Радуга».
Учитель предлагает капитанам команд попеременно привести примеры устойчивых
сочетаний слов типа «прилагательное красный + существительное» и объяснить их значения.
Победу одержит тот капитан, который приведет больше примеров таких сочетаний слов и
правильно объяснит их значения.
(Ниже помещаются примеры, приведенные капитанами с объяснениями значений
устойчивых словосочетаний).
Примеры капитана команды «Солнышко»:1. Красная Армия – название советской армии с 1918 по 1946гг.
2. Красное вино – вино из темных сортов винограда.
3. Красный галстук – красный шейный платок пионеров, завязываемый спереди узлом.
4. Красный гриб – подосиновик.
5. Красная девица – о робком, скромном, застенчивом молодом человеке.
6. Красное дерево – древесина некоторых деревьев, употребляемая для изготовления
высших сортов столярных изделий.
7. Красная дичь – лучшая болотная дичь.
8. Красная доска – доска с именами и фотографиями лучших производственников.
Примеры капитана команды «Радуга»:
1. Красная икра – икра лососевых рыб.
2. Красный Крест общество Красного Креста и Красного Полумесяца, организация для
оказания помощи населению, пострадавшему от войны и стихийных бедствий.
3. Красная медь – чистая медь.
4. Красная рыба – рыба семейства осетровых.
5. Красный ряд – торговый ряд.
6. Красная строка – новая строка абзаца.
7. Красная цена – самая высокая цена, которую можно дать за чтолибо.
8. Красная Звезда – название ордена.
9. Красная шапочка – героиня сказки.
Жюри подводит итоги 4 тура.
Пятый тур.
Учитель предлагает командам написать небольшое сочинение по опорным словам: (день,
небо, море, остров, песок, трава, крепость, сядем, шлюпка, поплывем) и по картине
«Необитаемый остров» (с использованием прилагательных). Сочинения представить жюри для
оценки.
(Ниже приводим тексты сочинений, составленные командами и представленные жюри).
Сочинение команды «Солнышко»
Сегодня замечательный день. Какое лазурное небо! Какое синее тихое море! Впереди
одинокий, незнакомый остров. На берегу его желтый песок и изумрудная трава. Вдали
каменная таинственная крепость. Мы сядем в шлюпку и поплывем к чудесному острову.
Сочинение команды «Радуга»
Сегодня отличный теплый день. Какое ясное, голубое небо! Какое спокойное море!
Впереди небольшой сказочный остров. На берегу его чистый золотистый песок и зеленая трава.
Вдали старинная крепость. Мы сядем в шлюпку и поплывем к удивительному острову.
Жюри подводит итоги 5 тура.
Шестой тур.
Учитель предлагает команде «Солнышко» задать команде «Радуга» пять взаимосвязанных
вопросов (по грамматике).Вопросы команды «Солнышко» Ответы команды «Радуга»
Сколько падежей в русском
языке?
Как они называются?
В русском языке 6 падежей.
Падежи носят такие названия:
именительный, родительный,
дательный, винительный,
творительный и предложный.
Предложный падеж назван
предложным, потому что
существительное в этом падеже
употребляется только с предлогом.
Раньше этот падеж назывался
местным, потому что
существительное в этом падеже
обозначало место действия.
Название «предложный падеж» ввел в
русскую грамматику М.В. Ломоносов
(до него этот падеж назывался
местным).
Учитель предлагает команде «Радуга» задать пять вопросов команде «Солнышко» в
Почему предложный падеж
назван предложным?
Как назывался этот падеж
раньше?
Кто ввел такое название
предложного
падежа в русскую грамматику?
(Именительный падеж)
(Дательный падеж)
(Творительный падеж)
(Винительный падеж)
(Предложный падеж)
форме загадок о падежах.
1. Падеж я – самый главный.
Служу я вам исправно.
Кто действует? Кто главный?
Кто главный, тот герой!
Всегда я – подлежащее,
К успеху приводящее.
Но только как зовут меня,
Не помню я порой.
Напомните название –
И подружусь я с вами.
Я щедрый, удивительный
И самый расточительный.
Я всех всегда благодарю…
И все дарю! Дарю! Дарю!
Собаке – кость!
А стенке – гвоздь!
А Васе, Маше, Леше, Пете
Дарю по сказочной конфете!
Скорее помогите
И как зовут меня скажите!
А я – умелец и творец,
Люблю я всех пенять
Художник, командир и певец!
И многих обвинять.
Один волнует лишь меня момент!
Чем мне творить?
Я обвиню погоду – не вовремя с
Скорее дайте инструмент!
дождями,
Смычком – резцом – умением.
Я обвиняю горы – не сорят пусть
Чем мне довольным быть?
камнями.
Хорошим настроением!
Кого винить мне видно сразу!
Но не весел нынче я –
Пусть каждый здесь запомнит эту
Имя позабыл, друзья.
фразу:
Я петь люблю, стихи слагать
Ведь я важней министра!
И постоянно сочинять.
Все это знают тут!
О чем поведать мне сейчас?
Ану, скорей скажите,
О ком начать мне свой рассказ?
О Пете? Он любил конфеты
Как меня зовут.
И в Африку купил билеты.
И та река зовется Нилом,
Где был он съеден крокодилом.
О зайце? Он не любил капусту…
Ах! Это грустно. Очень грустно.
Самое ужасное, друзья,
Что имя я забыл своя.
Ой, нет… свое.Учитель предлагает командам дописать окончания прилагательных и существительных,
определить падежи существительных и прилагательных. (Карточки с выполненными заданиями
сдать членам жюри на проверку.).
Текст для команды «Солнышко» Текст для команды «Радуга»
Карточки с выполненными заданиями сдаются жюри на проверку. Жюри подводит итоги
6 тура.
Заключительная часть урока:
Итоги урока подводятся предельно четко и ясно. Учитель обращается к классу с такими
вопросами:
1. По какой теме был сегодня проведет урокКВН?
2. Что такое имя существительное и что такое имя прилагательное?
3. Что общего между существительным и прилагательным?
4. Чем отличается имя существительное от имени прилагательного?
Детям предлагается дифференцированное домашнее задание: членам команды
«Солнышко» подготовить краткое сообщение на тему: «Чем похожи существительное и
прилагательное», а членам команды «Радуга» письменно ответить на вопрос: «Чем отличается
существительное от прилагательного?».
Жюри подводит итоги состязания двух команд и приходит к выводам:
1) обе команды серьезно подготовились к уроку и показали не только глубокие знания, но
и отличные умения;
2) с минимальным преимуществом в один балл победу одержала команда «Радуга».По предложению жюри учитель ставит отличные отметки в классный журнал особо
отличившимся учащимся. Капитаны команд награждаются грамотами дирекции школы.
Виновники урокаКВН – «Имя существительное» и «Имя прилагательное» пожелания
друзьям – одноклассниками выражают в стихотворной форме:
Желаем вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье:
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет!
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет!
Вам от души желаем мы,
Друзья, всего хорошего!
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!
Звучит музыка. Дети поют песню КВН.