Урок русского языка в 4 классе. Тема. «Наречие». УМК «Начальная школа XXIвека».
Цель урока: первоначальное ознакомление с наречием;
создать условия для овладения способа нахождения наречий в речи по главным
признакам
Предполагаемый результат: овладение способом нахождения наречий по главным признакам; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Урок русского языка 4 класс
Тема. «Наречие»
УМК «Начальная школа XXIвека»
Долгополова Раиса Григорьевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя школа №1»
города Каменска – Уральского
Свердловской областиТема. Наречие.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: первоначальное ознакомление с наречием;
создать условия для овладения способа нахождения наречий в речи по главным
признакам
Задачи:
личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности
преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность,
содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку,
взаимооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: создать условия для развития умения анализировать с целью выделения
признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить
доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость
учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить
развитие монологической и диалогической речи.
Предполагаемый результат: овладение способом нахождения наречий по главным признакам;
сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков
сотрудничества.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, карточки для опор; листы формата А
3 для работы в группах.
Ход урока.
I Организационный момент. (2 слайд)
Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что
сегодняшний день принесёт вам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и
творческих удач!
В течение урока не забывайте про осанку. Сели правильно, открыли тетради, записали
число, классная работа.
II Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации.
1. Словарная работа. (3 слайд)
Устно объяснить орфограммы в словах.
Ф . враль, рис . вать, ру .. кий х . р . шо, а .. уратно, т . традь, лё . кий,
медле .. о, м . ро . ный, . бедать, п . нал.2. Распределить эти слова в таблицу по частям речи. (4 слайд)
Работа выполняется в парах. Вспомним правила работы в парах. (говорить тихо,
уметь слушать, не перебивать друг друга).
Определим алгоритм, по которому вы будете работать.
(1. Поставить вопрос к слову.
2. Определить, какой частью речи является.
3. Записать в нужный столбик.
На доске появляется схема: ?
Ч.Р.
Запись)
Проблемная ситуация.
С какими словами возникают разногласия?
Если вы считаете, что слово не относится ни к одной из изученных частей речи,
записывайте его в 4 столбик.
(4 слайд) – Самопроверка и самооценка.
Прочитайте имена существительные.
Имена прилагательные.
Глаголы.
Оцените выполненную работу по известному нормативу.
III. Определение темы урока. Постановка цели, задач. (5 слайд)
Может быть кто из вас знает, к какой части речи относятся слова четвёртого столбика?
(наречие)
Вы подтвердите свою догадку, если отгадаете слово, собрав его из рассыпавшихся слов.
Верно, эти слова – НАРЕЧИЯ. (6 слайд)
– Какая же тема урока? (Наречие) (7 слайд)
Вы что – либо знаете про эту часть речи?
Определим цель урока. ( Узнать, что такое наречие, учиться находить и
Наш урок урок – исследование. Чтобы исследование прошло результативно,
использовать наречия в речи)
вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому
же, вы должны быть очень внимательными, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые
знания.
Давайте составим план. На какие вопросы мы должны найти ответы в процессе
исследования?
( Дети высказывают свои предположения, потом появляются на слайде задания для
исследования.)
– Задания для исследования (8 слайд)
IV. Открытие новых знаний. Работа над решением поставленных проблем. (9 – 12 слайды)
Работать над решением поставленных проблем вы будете в группах. У вас
прямоугольники разных цветов. Объединитесь в группы по цвету прямоугольника и
подойдите к столу с флажком такого же цвета. Выберите ответственного в группе.
(Даю задание руководителю группы. Работа ведётся на формате А 3)1 группа. Проводит исследование и готовит ответ на вопрос: На какие вопросы отвечает
наречие?
Подберите к наречиям правильные вопросы:
(А 3)
1. близко, слева, справа
2. направо, налево, вверх –
3. сегодня, вчера, утром
4. издалека, сверху, справа
5. поневоле, потому
6. нарочно, специально
7. честно, дружно, интересно
откуда?
как?
куда?
где?
зачем?
когда?
почему?
2 группа. Как изменяется наречие?
( А – 3) по числам (вместе) по родам (вчера) по падежам
(напротив)
шагаем _________ пришёл _________ беседка ___________
шагаете _________ пришла _________ беседкой __________
шагают _________ пришло _________ беседку ___________
3 группа. Каким членом предложения является?
Составить предложение и разобрать по членам предложения.
( прошло, олимпиады, интересно, зимней, открытие)
Выступление групп. В процессе выступления на слайде появляется определение наречию как
части речи. (12 слайд)
Самооценка и взаимооценка Оцените, как отработала ваша группа (говорит руководитель
группы).
Прочитайте, что же такое наречие? (12 слайд)
Откройте учебник на с. 37. Прочитайте правило. О чём ещё надо знать, когда говорим про
наречие? (У наречия нет окончания)
V. Домашнее задание. (13 слайд)
VI. Упражнения для глаз. (14 слайд)
Физминутка (15 слайд) (Песня Знайки и его друзей)
VII. Включение в систему знаний. Учимся использовать наречия в речи.
1. Соотнеси фразеологизмы с наречиями.
Вспомните, что такое фразеологизмы? ( Фразеологизмы это устойчивые сочетания
слов. Ещё говорят – это кладезь народной мудрости.)
Работа выполняется в группах постоянного состава по 4 человека на формате А – 3
Идти черепашьим шагом –
Кот наплакал –
близко
тесноКак по маслу –
Встать чуть свет –
Рукой подать –
Яблоку негде упасть
рано
отлично
мало
медленно
Проверка – (16 слайд)
Взаимооценка: как отработал каждый участник группы.
2.
Дифференцированная работа: учащиеся выбирают уровень, выполняют задание.
1 уровень Образовать и записать словосочетания с наречиями.
напротив
Сделал
горячий
говорить вчера
беседка издалека
приехал очень
громко
2 уровень Подобрать к данным наречиям – наречия – антонимы.
Близко – (далеко)
Рано
(поздно)
Тихо (громко)
Широко – (узко)
Трудно (легко)
(Дети объединяются в группы по выбранным уровням и выполняют проверку.) (17 слайд)
Самооценка: «Я быстро находил наречия» показать зелёный сигнал
« Я испытывал затруднения» показать красный сигнал
От каких частей речи вы задавали вопросы к наречиям? ( им. прилагательное, имя сущест
вительное, глагол).
Учитель рассказывает о наречии.
Наречие появилось в русском языке позже других частей речи. Слово наречие – очень старое,
оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом.
Древние римляне назвали эту часть речи «приглаголие». Русские грамматисты назвали её
точно также.
А вы догадались почему? (т.к. это слово чаще всего стоит при глаголе и поясняет его).
3.
Как вы думаете, зачем нужны наречия?
Сравните два предложения: Друг приехал. Плыли облака.
Друг приехал издалека. Медленно плыли вдали облака.
( Наречия нужны для того, чтобы сделать нашу речь яркой. Наречия поясняют,
уточняют, определяют, дополняют другие части речи.)4. Тест. (18 слайд )
Давайте проверим, как вы поняли, что такое наречие; что вы запомнили с урока.
Тест. Записывайте в строчку буквы с правильными ответами.
1.Наречие – это …
а склоняемая часть речи
б – спрягаемая часть речи
п – неизменяемая часть речи
2. В предложении наречие чаще всего бывает …
я – обстоятельством
ч – определением
в дополнением
3. Наречие чаще всего связано с …
М – существительным
Т – глаголом
К – союзом
4. Наречие отвечает на вопросы …
ь – как? куда? почему?
ъ –чем? как? отчего?
э – какой? что делает? как?
(19 слайд )
Какое слово получилось? (ПЯТЬ) (19 слайд)
Молодцы!
VIII. Итог урока.
Ответьте на три ключевых вопроса:
ЧТО ДЕЛАЛИ? ( Знакомились с новой частью речи)
КАК ДЕЛАЛИ? ( Выполняли исследования)
ЗАЧЕМ? ( Чтобы обогатить нашу речь, сделать её более яркой)
«Сегодня на уроке я узнал…»
IX. Рефлексия. (20 слайд )
Сформулируйте, каков результат вашей работы на уроке.
«На уроке мне было… потому что…»
X. Прогнозирование работы на следующий урок. (21 слайд )
На все ли вопросы исследования мы ответили в течение урока? (Нет. Например, мы не
узнали, как пишутся наречия.)
Это нам предстоит узнать на следующих уроках.Учитель благодарит ребят за прекрасную работу на уроке. (22 слайд )
Приложение
Распредели слова в столбики по частям речи.
Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.
Ф . враль, рис . вать, ру .. кий, х . р . шо, а .. уратно, т . традь,
медле .. о, м . розный, . бедать, п . нал .
им. сущ.
им. прил. глаг. ?
Распредели слова в столбики по частям речи.
Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.
Ф . враль, рис . вать, ру .. кий, х . р . шо, а .. уратно, т . традь,
медле .. о, м . розный, . бедать, п . нал .
им. сущ.
им. прил. глаг. ?
Распредели слова в столбики по частям речи.
Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.
Ф . враль, рис . вать, ру .. кий, х . р . шо, а .. уратно, т . традь,
медле .. о, м . розный, . бедать, п . нал .
им. сущ.
им. прил. глаг. ?
Распредели слова в столбики по частям речи.
Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.
Ф . враль, рис . вать, ру .. кий, х . р . шо, а .. уратно, т . традь,медле .. о, м . розный, . бедать, п . нал .
им. сущ.
им. прил. глаг. ?
Распредели слова в столбики по частям речи.
Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.
Ф . враль, рис . вать, ру .. кий, х . р . шо, а .. уратно, т . традь,
медле .. о, м . розный, . бедать, п . нал .
им. сущ.
им. прил. глаг. ?Приложение
Соотнеси фразеологизмы с наречиями
Идти черепашьим шагом близко
Кот наплакал тесно
Как по маслу рано
Встать чуть свет хорошо
Рукой подать мало
Яблоку негде упасть медленноПриложение
Образовать и записать словосочетания с наречиями.
Сделал напротив
горячий громко
говорить издалека
беседка очень
приехал вчера
Образовать и записать словосочетания с наречиями.
Сделал напротив
горячий громко
говорить издалека
беседка очень
приехал вчера
Образовать и записать словосочетания с наречиями.
Сделал напротив
горячий громко
говорить издалека
беседка очень
приехал вчера
Образовать и записать словосочетания с наречиями.
Сделал напротив
горячий громко
говорить издалека
беседка очень
приехал вчера
Образовать и записать словосочетания с наречиями.
Сделал напротив
горячий громко
говорить издалекабеседка очень
приехал вчера