Конспект урока по русскому языку на тему "Наречие"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок русского языка в 4 классе. Тема. «Наречие». УМК «Начальная школа XXIвека». Цель урока: первоначальное ознакомление с наречием; создать условия для овладения способа нахождения наречий в речи по главным признакам Предполагаемый результат: овладение способом нахождения наречий по главным признакам; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Иконка файла материала 4 класс Наречие.docx
Урок русского языка  4 класс Тема. «Наречие» УМК «Начальная школа XXIвека» Долгополова Раиса Григорьевна учитель начальных классов  высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя школа №1» города  Каменска – Уральского  Свердловской областиТема. Наречие. Тип урока: урок открытия нового знания Цель урока:   первоначальное ознакомление с наречием;                          создать условия для овладения способа нахождения наречий в речи по главным                           признакам Задачи:  личностные:  способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;  регулятивные:   обеспечить   формирование   ставить   цель   и   планировать   свою   деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку и самокоррекцию учебной деятельности; познавательные:  создать условия для  развития умения анализировать  с целью выделения признаков,   обобщать,     сравнивать,   строить     логическую   цепь   рассуждения,   приводить доказательство высказанной мысли;  коммуникативные:  помочь  осознать   практическую,   социальную,   личностную   значимость учебного   материала,   планировать   учебное   сотрудничество   с   учителем   и   сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи. Предполагаемый результат: овладение способом нахождения наречий  по главным признакам; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление   навыков сотрудничества.  Оборудование: мультимедиапроектор,  экран, компьютер,  карточки для опор; листы  формата А­ 3 для работы в группах. Ход урока.    I Организационный момент. (2 слайд)               Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что  сегодняшний день принесёт вам радость общения друг с другом. Я желаю вам  успехов и  творческих удач!       В течение урока не забывайте про осанку. Сели правильно, открыли тетради, записали  число, классная работа. II  Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации. 1.  Словарная работа.  (3 слайд) ­ Устно объяснить орфограммы в словах.                                  Ф . враль, рис . вать, ру .. кий х . р . шо, а .. уратно, т . традь, лё . кий,                                   медле .. о, м . ро . ный,  . бедать,  п . нал.2. Распределить эти слова в таблицу по частям речи. (4 слайд) ­ Работа выполняется в парах.  Вспомним правила работы в парах.   (говорить тихо,  уметь слушать, не перебивать друг друга).  ­ Определим алгоритм, по которому вы будете работать.        (1. Поставить вопрос к слову.         2. Определить, какой  частью речи  является.         3. Записать в нужный столбик.                                             На доске появляется схема:    ?      Ч.Р.      Запись) Проблемная ситуация.        ­ С какими словами возникают разногласия?       ­ Если вы считаете, что слово не относится ни к одной  из изученных частей речи,           записывайте его в 4 столбик. (4 слайд) – Самопроверка и самооценка. ­ Прочитайте имена существительные. ­ Имена прилагательные. ­ Глаголы.  ­ Оцените выполненную работу по известному нормативу. III. Определение темы урока. Постановка цели, задач. (5 слайд)       ­ Может быть кто из вас знает, к какой части речи относятся слова четвёртого  столбика? (наречие)      ­ Вы подтвердите свою догадку, если отгадаете слово, собрав его из рассыпавшихся слов. ­ Верно, эти слова – НАРЕЧИЯ. (6 слайд)   – Какая же тема урока?  (Наречие)  (7 слайд)   ­ Вы что – либо знаете про эту часть речи? ­ Определим цель урока.  ( Узнать, что такое наречие, учиться находить и  ­ Наш урок  ­  урок – исследование.  Чтобы исследование прошло результативно,  использовать наречия в речи)      вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.  К тому  же, вы должны быть очень внимательными, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые  знания.     Давайте составим план. На какие вопросы мы должны найти ответы в процессе  исследования? ( Дети высказывают свои предположения, потом появляются  на слайде задания для  исследования.) – Задания для исследования  (8 слайд)       IV.   Открытие новых знаний. Работа над решением поставленных проблем.  (9 – 12 слайды)         ­ Работать над решением поставленных проблем вы будете в группах.  У вас  прямоугольники разных цветов. Объединитесь в группы по цвету прямоугольника и  подойдите к столу с флажком такого же цвета. Выберите ответственного в группе.  (Даю задание руководителю группы. Работа ведётся на формате А ­ 3)1 группа.  Проводит исследование и готовит ответ на вопрос:  На какие вопросы отвечает  наречие? ­ Подберите к наречиям правильные вопросы:  (А ­3) 1. близко, слева, справа ­             2. направо, налево, вверх –  3. сегодня, вчера, утром ­   4. издалека, сверху, справа ­  5. поневоле, потому ­   6. нарочно, специально ­  7. честно, дружно, интересно ­  откуда? как? куда? где? зачем? когда? почему? 2 группа.         Как изменяется наречие?        ( А – 3)     по числам    (вместе)              по родам    (вчера)                  по падежам  (напротив)      шагаем _________                    пришёл _________                беседка ___________      шагаете _________                   пришла _________                беседкой __________                       шагают _________                    пришло _________               беседку ___________             3 группа.           Каким членом предложения является?                     Составить предложение и разобрать по членам предложения.      ( прошло, олимпиады, интересно, зимней, открытие) Выступление групп. В процессе выступления на слайде появляется определение  наречию как  части речи. (12 слайд) Самооценка и взаимооценка ­ Оцените, как отработала ваша  группа  (говорит руководитель  группы). ­ Прочитайте, что же такое наречие?  (12 слайд) ­ Откройте учебник на с. 37. Прочитайте правило. О чём ещё надо знать, когда говорим про  наречие?       (У наречия нет окончания) V. Домашнее задание.  (13 слайд) VI.  Упражнения для глаз.    (14 слайд) Физминутка (15 слайд) (Песня Знайки и его друзей) VII.  Включение в систему знаний. Учимся использовать наречия в речи. 1. Соотнеси фразеологизмы с наречиями. ­ Вспомните, что такое фразеологизмы?  ( Фразеологизмы ­ это устойчивые  сочетания слов. Ещё говорят – это кладезь народной мудрости.) ­ Работа выполняется в группах постоянного состава  по 4 человека на формате А – 3 Идти черепашьим шагом –  Кот наплакал – близко тесноКак по маслу –  Встать чуть свет –  Рукой подать –  Яблоку негде упасть ­ рано отлично         мало        медленно Проверка – (16 слайд) Взаимооценка: как отработал каждый участник группы. 2.  Дифференцированная работа: учащиеся выбирают уровень, выполняют задание. 1 уровень   Образовать и записать словосочетания с наречиями.       напротив Сделал  горячий говорить                          вчера беседка                            издалека приехал                           очень громко                 2 уровень   Подобрать к данным наречиям – наречия – антонимы.                                    Близко –       (далеко)         Рано ­  (поздно) Тихо ­           (громко)                                    Широко –      (узко)                                    Трудно ­         (легко) (Дети объединяются в группы по выбранным уровням и выполняют проверку.)  (17 слайд) Самооценка:  «Я быстро находил наречия»  ­ показать зелёный сигнал « Я испытывал затруднения» ­ показать красный сигнал ­ От каких частей речи вы задавали вопросы к наречиям? ( им. прилагательное, имя сущест­ вительное, глагол). Учитель рассказывает о наречии. Наречие появилось в русском языке позже других частей речи. Слово наречие – очень старое,  оно встречается в древнерусском языке. Корень  речь  как бы связывает его с глаголом.  Древние римляне назвали эту часть речи «приглаголие». Русские грамматисты назвали её  точно также.   А вы догадались почему?  (т.к. это слово чаще всего стоит при глаголе и поясняет его). 3. ­Как вы думаете, зачем нужны наречия?    ­ Сравните два предложения:   Друг приехал.                        Плыли облака.                                           Друг приехал издалека.         Медленно плыли вдали облака. ( Наречия нужны для того, чтобы сделать нашу речь яркой.  Наречия поясняют,  уточняют, определяют, дополняют другие части речи.)4. Тест. (18 слайд ) ­ Давайте проверим,  как вы поняли, что такое наречие;  что вы запомнили с урока. Тест. Записывайте в строчку буквы с правильными ответами. 1.Наречие – это … а­ склоняемая часть речи б – спрягаемая часть речи п – неизменяемая часть речи 2. В предложении наречие чаще всего бывает … я – обстоятельством ч – определением в­ дополнением                              3. Наречие чаще всего связано с … М – существительным Т – глаголом  К – союзом 4. Наречие отвечает на вопросы … ь – как?  куда?  почему? ъ –чем? как? отчего? э – какой? что делает? как?  (19 слайд )  ­ Какое слово получилось?   (ПЯТЬ)  (19 слайд) ­ Молодцы! VIII. Итог урока.          ­ Ответьте на три ключевых вопроса:        ЧТО ДЕЛАЛИ?   ( Знакомились с новой частью речи)        КАК ДЕЛАЛИ?   ( Выполняли исследования)        ЗАЧЕМ?               ( Чтобы обогатить нашу речь, сделать её более яркой)  «Сегодня на уроке я узнал…» IX.  Рефлексия.    (20 слайд )          ­ Сформулируйте, каков результат вашей работы на уроке. «На уроке  мне было… потому что…» X. Прогнозирование  работы на следующий урок.   (21 слайд )          ­ На все ли вопросы исследования мы ответили в течение урока? (Нет.  Например, мы не  узнали, как пишутся наречия.)              ­ Это нам предстоит узнать на следующих уроках.Учитель благодарит ребят за  прекрасную работу на уроке. (22 слайд )  Приложение Распредели слова в столбики по частям речи. Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.                                               Ф . враль,   рис . вать,   ру .. кий,  х . р . шо,  а .. уратно,  т . традь,                   медле .. о,  м . розный,  . бедать,  п . нал  . им. сущ. им. прил.                    глаг.                   ? Распредели слова в столбики по частям речи. Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.                                               Ф . враль,   рис . вать,   ру .. кий,  х . р . шо,  а .. уратно,  т . традь,                   медле .. о,  м . розный,  . бедать,  п . нал  . им. сущ.   им. прил.                    глаг.                   ? Распредели слова в столбики по частям речи. Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.                                               Ф . враль,   рис . вать,   ру .. кий,  х . р . шо,  а .. уратно,  т . традь,                   медле .. о,  м . розный,  . бедать,  п . нал  . им. сущ. им. прил.                    глаг.                   ? Распредели слова в столбики по частям речи. Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.                                               Ф . враль,   рис . вать,   ру .. кий,  х . р . шо,  а .. уратно,  т . традь,медле .. о,  м . розный,  . бедать,  п . нал  . им. сущ. им. прил.                    глаг.                   ? Распредели слова в столбики по частям речи. Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.                                               Ф . враль,   рис . вать,   ру .. кий,  х . р . шо,  а .. уратно,  т . традь,                   медле .. о,  м . розный,  . бедать,  п . нал  . им. сущ. им. прил.                    глаг.                   ?Приложение Соотнеси  фразеологизмы  с наречиями Идти черепашьим шагом                 близко Кот  наплакал                                     тесно Как  по  маслу                                     рано Встать  чуть  свет                               хорошо Рукой  подать                                      мало Яблоку  негде  упасть                       медленноПриложение Образовать и записать словосочетания с наречиями. Сделал                       напротив горячий                     громко говорить                    издалека беседка                      очень приехал                     вчера Образовать и записать словосочетания с наречиями. Сделал                       напротив горячий                     громко говорить                    издалека беседка                      очень приехал                     вчера Образовать и записать словосочетания с наречиями. Сделал                       напротив горячий                     громко говорить                    издалека беседка                      очень приехал                     вчера Образовать и записать словосочетания с наречиями. Сделал                       напротив горячий                     громко говорить                    издалека беседка                      очень приехал                     вчера Образовать и записать словосочетания с наречиями. Сделал                       напротив горячий                     громко говорить                    издалекабеседка                      очень приехал                     вчера