Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о причастии" ( 7 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о причастии" ( 7 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
23.09.2018
Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о причастии" ( 7 класс)
Данный конспект урока рассчитан на аудиторию обучающихся 7 класса. Тип урока - изучение нового материала. Урок построен на основе ФГОС. Это первый урок при изучении новой части речи - причастие. Учитель знакомит обучающихся с новой частью речи, указывает на основные признаки наречия.
Урок 24.09 7 рус.яз.docx
Урок №11 Предмет   русский язык Класс        7­А,Б,В Дата          24.09 Тема урока: «Понятие о причастии». Цель урока: ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия, формировать  умение различать причастия и имена прилагательные; развивать умение составлять устный  рассказ на лингвистическую тему; обогатить синтаксический строй учащихся путём  использования причастий. Планируемые результаты: Предметные: научиться определять причастия и отличать их от глаголов и прилагательных Личностные: способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе. Регулятивные: формулировать собственное мнение. Коммуникативные:  адекватно   оценивать   свои   достижения,   осознавать   возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.  Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Оборудование: учебник, дидактический материал, презентация. 1. Оргмомент. Долгожданный дан звонок  Начинается урок.  Звуки с буквами пришли,  Чтоб порядок навести.  Внимание, девочки!  Внимание, мальчики!  Приготовьте ваши ручки,  Разомните пальчики.  Ну­ка проверь, дружок,  Ты готов начать урок?  ХОД  УРОКА: Все ль на месте,  Все ль в порядке,  Ручка, книжка и тетрадка?  Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?  Начинается урок,  Он пойдет ребятам впрок.  Постарайтесь все понять  И внимательно читать. Ход урока    1 этап. Организационный. Мотивирование к учебной деятельности. Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок,  проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве. Учитель: Давайте постараемся сохранить благоприятную атмосферуна уроке, будем очень  внимательны, бережны и друг к другу,  и к словам, которые будем произносить.  2 этап.  Актуализация знаний. Формулирование темы. 1. Синтаксическая пятиминутка. На доске записано предложение. Знаки препинания не расставлены. Буквы пропущены. (К) утру до…дь прош…л_ но небо ещ…  (в) т…жёлых серых туч...х, летевших (с) юга на север. Раскройте скобки, подчеркните и объясните орфограммы. Определите, к какой части речи принадлежат слова. Выполните синтаксический разбор предложения. Один ученик выходит к доске, остальные выполняют в тетради. Постановка проблемного вопроса. 2. Почему выделенное слово заставило вас задуматься о том, к какой части речи оно принадлежит? Учитель выслушивает мнения учащихся. К каким частям речи можно отнести данное слово и почему? (к прилагательному – по вопросу; к глаголу, т.к. обозначает действие). 3. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи, которая взяла для себя морфологические  признаки двух частей речи ­ глагола и имени прилагательного. Часть речи, ребята, которая  объединяет в себе признаки прилагательного и глагола, называется «причастием». Запишем тему  нашего урока и попытаемся сформулировать для нее цели. Запись   в   тетрадях.   Учитель   выслушивает   цели,   сформулированные   учащимися  (узнать   о причастии как части речи; научить опознавать причастия в тексте). Формулирование темы и целей урока. 4. Объяснение нового материала. Как узнать причастия? Ярким морфемным признаком причастий является наличие суффиксов: ­ущ­ (­ющ­), ­ащ­ (­ящ­); ­ем­ (­ом­), ­им­; ­вш­, ­ш­, ­енн­ (­ённ­), ­нн­, ­т­. Наблюдение за материалом  ­ Какой мяч по цвету? (Синий) ­ Какой мяч по размеру? (Маленький) ­ Из какого он материала? ( Резиновый) ­ Для какой игры? (Теннисный)  (На доске появляется запись)   МЯЧ Синий Маленький Резиновый Теннисный   ________________  КАКОЙ?   ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА  ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ  ­ Мяч что делает? (Летит)  ­ Он какой? (Летящий)  ­ А сейчас мяч что делает? (Падает)  ­Значит он какой ? (Падающий) ­ А когда он скакал, какой он? (Скачущий)                                    (На доске появляется запись)                                                        МЯЧ                                           Летит                                           Падает                                           Скачет                                           __________________                                               ЧТО ДЕЛАЕТ?                                        ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА               ( На доске появляется запись, в тетрадях учащихся тоже)                                                      МЯЧ                                                 Летящий                                                 Падающий                                        __________________                                                   КАКОЙ?                         ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ                                                ПРИЧАСТИЕ ­ Какие же морфологические признаки  прилагательного можно обнаружить у причастия?       Для этого сопоставим данные ниже формы слов. Летящий (мяч) – Летящая (тарелка) – Летящие (шары) Летящий, летящего, …летящим, о летящем. ­ Правильно, причастие, как и имена прилагательные,  изменяются по родам, числам и падежам. ­   Какие   же   морфологические   признаки   глагола   можно   обнаружить   у   причастия?   Давайте сопоставим данные ниже формы слов. Летящий – летевший Падающий – упавший ­ Правильно,   причастие,   как   и   глаголы,   изменяются   по   временам   (в   прошедшем   и   настоящем времени) и могут быть совершенного и несовершенного времени. Физминутка Буквой Л расставим ноги Буквой Л расставим ноги,  Словно в пляске — руки в боки.  Наклонились влево, вправо,  Влево, вправо, влево, вправо...  Получается на славу.  Мо­лод­цы! Влево — вправо, влево ­ вправо... Мо­лод­цы! (Расставили ноги, руки на поясе; наклоны влево, вправо.) 5. Чтение правила по новому материалу на стр. Закрепление. Устная работа на закрепление значения причастия – формы глагола, обозначающей признак действия (учащиеся заменяют причастия сочетаниями глаголов с местоимением    к о т о р ы й     и, наоборот, сочетания глаголов с местоимениями – причастиями. а)   Читающая   девочка   —   которая   читает;   сражавшийся   воин   —   кото   рый   сражался;   встреченная делегация — которую встретили; решаемая задача — которую  решаем. б) Ученик, который отвечает — отвечающий ученик; земля, которую покрыл снег — покрытая снегом земля; упражне ние, которое задали — заданное упражнение; отряд, который занял первое место — отряд, занявший первое место.  Объяснительный диктант 1)Вылетевшее   слово   и   на   коне   не   догонишь.   2)   Пересохший   пласт   урожая   не   дает.   3) Рассыпанный   рис   соберешь,   а   сказанных   слов   не   воротишь.   4)   Обдуманное   слово   дороже золота. 5) Катящийся камень травой не обрастает.  6. Рефлексия. Итог урока. ­ Человек, знающий возможности родного языка, ­ это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. Давайте убедимся с вами ещё раз, что сегодня на уроке мы узнали ещё   один  волшебный   приём   таинственных   превращений.   Попробуем   все   вместе   сочинить стихотворение, используя для этого волшебство сегодняшнего урока. Урок, который прошёл, ­  Звонок, который звенит, ­ Я, который, работал, Учитель, который отблагодарил, 1) Что называется причастием? 2) Какие свойства глагола и прилагательного имеет причастие? 3) Какой признак предмета обозначает причастие? 4) Какова синтаксическая роль причастия в предложении? 7. Домашнее задание.

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о причастии" ( 7 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о причастии" ( 7 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о причастии" ( 7 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о причастии" ( 7 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о причастии" ( 7 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о причастии" ( 7 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о причастии" ( 7 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о причастии" ( 7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2018