Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
23.01.2018
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".
Урок получения нового знания по теме "Правописание суффикса -чик- - -щик-". Обучающиеся должны познакомиться с условием написания суффикса, научиться различать суффиксы -чик- и -щик-. На уроке формируются умения определять условия выбора правильного написания суффиксов, навыки осмысленного использования их в связанной речи. Используются различные методы и приёмы обучения. В начале урока происходит формирование психологического настроя. Далее следуют этапы мотивации, актуализации имеющихся знаний, изучение нового материала через решение проблемной задачи. Обучающиеся сами выводят правило и оформляют его в виде звезды. При первичном закреплении материала используются игровые задания. В конце урока даётся небольшой тест с целью проверки усвоения изучаемой орфограммы.
открытый урок.docx
Тема: «Правописание суффикса ­чик (­щик)».  Цель: познакомить учащихся с суффиксом ­чик (­щик) и правилом написания букв ч и щ в суффиксах.  Задачи:   Обучающие: o научиться узнавать суффиксы ­чик (­щик); o научить правильно писать суффиксы ­чик (­щик); o устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в  суффиксах; o обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.  Развивающие:  o развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие  способности учащихся.   Воспитательные: o вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение  и любовь к родному языку. Методы обучения: 1. Репродуктивный (для формирования ЗУН).   Знать правила употребления суффиксов ­чик (­щик).  Уметь различать суффиксы ­чик (­щик). Формировать умения определять условия  выбора правильного написания суффиксов.   Формировать навык осмысленного использования суффиксов в связанной речи. 2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому  вопросу.  3. Практический – для развития практических умений и навыков.  Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Правописание суффикса  ­чик (­щик)». Приёмы обучения: 1. Открытие темы урока. 2. Создание ситуации затруднения «Что обозначает в этих словах значимая часть слова —  суффикс ­чик (­щик)?  3. Беседа, сопровождаемая проблемными вопросами. 4. Знакомство с «запоминалкой». 5. Распределение слов с суффиксами ­чик (­щик). 6. Отгадывание кроссворда «Лексический диктант». 7. Игра в корректора. ХОД УРОКА 1.Формирование психологического настроя на урок.   Представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошел сильный снег. Снежинки весело  кружатся в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились маленькие,  хрупкие снежинки( сели девочки), затем снежинки побольше(сели мальчики).    Вот снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила ночь. Но с восходом  зимнего солнца  снежинки начали просыпаться, они обрадовались зимнему утру,  улыбнулись солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро!» 2.Этап мотивации. Сегодняшний урок мы проведем под девизом: «Что одному несручно, то коллективу  сподручно». ­ Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Нужно работать сообща, дружно, всем  вместе, поддерживая друг друга). 3.Этап актуализации имеющихся знаний. Посмотрите на рисунки. Кто догадается, для чего я дала вам эти рисунки? Подпишите слова под каждым рисунком Сегодня мы продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром   cуффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа. ­ Какая? (Они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс  имеет своё определенное значение, учит нас видеть характер слов). ­  Вспоминаем, что такое суффикс. ( Это воспроизведение и актуализация ранее усвоенных  учащимися теоретических сведений.)                ­ С какими суффиксами существительных мы познакомились? (­ек­ ­ ­ик­) Сегодня мы познакомимся не только с новыми суффиксами, но и поговорим о некоторых профессиях. На сегодняшнем уроке вы попробуете себя в роли  исследователей и попытаетесь самостоятельно вывести орфографическое  правило. Сл.№  4. Постановка задачи и выявление затруднения(пробное учебное  действие). Мы уже знаем с вами, как образуются слова. Назовите основные  способы словообразования. Работа по группам: образовать сущ.( называющие людей по профессии или  роду их занятий): 1гр.                              2гр. Резать                   камень Летать                  бетон мыть                     доклад Перебежать         кран Резчик каменщик Летчик бетонщик Мойщик докладчик Перебежчик крановщик ­ Что обозначают эти суффиксы в словах? (Людей какой­нибудь  специальности или профессии, по роду их занятий.) ­ Проверьте, совпадает ли написание этих слов с произношением. ­ Не совпадает. Что это значит? (есть орфограмма). ­ Найдите «лишнее» слово в каждой группе. Почему оно «лишнее»? Мойщик – докладчик ­ Почему они «лишние»? ­ Как сформулировать тему нашего урока? Правописание букв ч и щ в суффиксе существительных –чик(­щик). ­Тему мы определили, а какую задачу должны поставить перед собой? На  какой вопрос мы хотим получить ответ? ­ От чего зависит написание суффикса?(обсуждение в группах, выдвижение  разных гипотез.) Задание у нас одно, а выполнили его по­разному. Чего мы не знаем? Подчеркните согласную, которая стоит перед суффиксом щик. Резчик каменщик Летчик бетонщик Мойщик докладчик Перебежчик крановщик От чего зависит написание суффикса –чик? -Откройте учебник и проверьте, все ли согласные мы указали. Какой не хватает?  Проверьте ваши выводы по учебнику. Д­т­з­с­ж       С? А сейчас для лучшего запоминания мы должны с вами оформить правило  «Звезды». Как изобразить правописание суфф. –чик­ в звезде? Пять лучей –  пять условий. Прочитайте эту фразу . Какая подсказка в ней содержится. «Знать Суффикс –чик­! Я ТоЖе ЗДеСь»   7. Закрепление материала. Учащиеся учатся применять полученные  теоретические знания для решения  частных практических задач.  Задание . Цель задания: Научиться применять выведенное правило на  практике. 1.Игра «Ромашка» 1 гр. выписывает  существительные с суффиксом  ­чик­,  вторая – с  суффиксом –щик. Объясните графически выбор букв ч,щ в суффиксах. ­ С какой целью мы будем выполнять это задание?(Выполняется на интер.  доске ) 1.Вернемся к словам. Какие слова называют людей по их профессии? Профессия? (Заимствовано в 19в. Из французского языка. Основной род занятий, трудовой деятельности. (Запись слова профессия в  словари). В мире существует около 50 тысяч различных профессий (в год появляется  около 300 новых). Какие строительные специальности вам известны? Сообщения уч. Каменщик      бетонщик 1.Бетонщик Современную строительную площадку невозможно представить без бетонщика. Это специалист, который изготавливает бетонные и железобетонные изделия, конструкции. Также он закладывает фундамент, возводит колонны зданий, бетонирует опоры мостов, покрывает бетоном дороги. На домостроительном комбинате бетонщик участвует в изготовлении плит перекрытий, балок, балконов, лестничных маршей. Объяснить правописание суффикса. 2.Каменщик Профессия каменщик никогда не теряла своей огромной важности, даже несмотря на все достижения современного строительства. Каменщик - это рабочая профессия, которая подразумевает участие в возведении зданий, мостов, промышленных и не только сооружений из натурального камня и искусственных материалов, изготовленных из глины, известково-песчаных смесей, шлака и др. 3­е.  Известный итальянский детский писатель и журналист.(1920­1980).   У  Джанни Родари есть  одно стихотворение о человеке, чьей профессии больше  не существует, “Точильщик”. На педаль нажимая ногою, Он вращал колесо ремешком. Колесо он носил за спиною,  А ходил по дорогам пешком.    Раньше на улицах, во дворах домов слышались крики точильщика: “Точу  ножи! Топоры точу!”. Точильщик носил нехитрый инструмент: наждачный  круг, который приводился в движение ремнём или вручную.           Сочинение­миниатюра «Как работает каменщик». 3. Поиграем в корректора. 4.Орфогр. задача. В упражнении, где надо было вставить согласную в суффиксы,  встретилось  слово «барабан…ик». Пятиклассник Саша написал  слово «барабанщик», а  Петя – «барабанчик».        ­ Кто, по вашему мнению, допустил ошибку?  (Никто, потому что есть слово «барабанчик» ­ с уменьшительно­ ласкательным значением и «барабанщик» ­ со значением «человек по роду его  занятий»). Обратите внимание, что наше правило действует только для  суффиксов, имеющих значение «человек по роду его занятий». 5. Тест по теме (индивидуальная работа) с дифференциацией по вариантам  ­ Проверим, хорошо ли вы запомнили новое правило. Выполните задания теста, вписав  правильно согласные в суффиксы. I вариант.  В каком слове пишется Щ:  А) буфет...ица  Б) прессов...ик  В) объезд...ик  В каком слове пишется Ч:  Г) развед...ик  Д) пиль...ик  Ж) спор...ик  II вариант.  В каком слове пишется Щ:  А) вертолет...ик  Б) надсмотр...ик  В каком слове пишется Ч:  В) компьютер...и  Г) автомат...ик  3 Итог урока. Рефлексия. Интерактивный приём «Микрофон» ­ Для чего нам понадобятся знания, полученные на этом уроке? 4. Дом.зад. 1)Написать соч.­мин., используя названия профессий с изученной  орфогрммой. 2).Написать соч. «Репортаж с новостройки». У Джанни Родари есть  одно стихотворение о человеке, чьей профессии  больше не существует, “Точильщик”. На педаль нажимая ногою, Он вращал колесо ремешком. Колесо он носил за спиною,  А ходил по дорогам пешком.    Раньше на улицах, во дворах домов слышались крики точильщика: “Точу  ножи! Топоры точу!”. Точильщик носил нехитрый инструмент: наждачный  круг, который приводился в движение ремнём или вручную. Каменщик Профессия каменщик никогда не теряла своей огромной важности, даже несмотря на все достижения современного строительства. Каменщик - это рабочая профессия, которая подразумевает участие в возведении зданий, мостов, промышленных и не только сооружений из натурального камня и искусственных материалов, изготовленных из глины, известково-песчаных смесей, шлака и др. 1.Бетонщик Современную строительную площадку невозможно представить без бетонщика. Это специалист, который изготавливает бетонные и железобетонные изделия, конструкции. Также он закладывает фундамент, возводит колонны зданий, бетонирует опоры мостов, покрывает бетоном дороги. На домостроительном комбинате бетонщик участвует в изготовлении плит перекрытий, балок, балконов, лестничных маршей. Сообщение1­е. Стихотворение Джанни Родари (в переводе С.Я.Маршака) “Лудильщик”. Стишок про лудильщика, парня весёлого. Он плавит свинец и блестящее олово. Он варит лекарства в походной аптеке Больной сковородке, кастрюле­калеке. Он чайник исправит – и чайник здоров. Он врач сковородок, профессор котлов. Он лечит кофейнику носик и донце, И старый кофейник сверкает, как солнце. Лудильщик раньше ходил по дворам и чинил дырявую посуду. Сообщение 2­е. Старьёвщик. Стихотворение Джанни Родари (в переводе С.Я.Маршака) “Старьё берём”. ­ Эй, старичок “Старьё берём”! Что ты несёшь в мешке своём? ­ Несу башмак без каблука, Один рукав без пиджака, Смычок без скрипки и ошейник,  Безносый чайник и кофейник Да котелок из чугуна, Насквозь проржавленный, без дна. Старьёвщики тоже ходили по дворам, собирали подержанные вещи, негодные в  употреблении. Обычно они кричали: “Старьё берём!” Сейчас сбором ненужных вещей  занимаются организации. Вот какие интересные истории мы услышали! VI.Обобщение. VII.Домашнее задание. (Слайд 10). 1.Составить диалог, используя названия профессий. 2.Сообщение: “Что это за профессии: приказчик, мальчик, фонарщик, извозчик”. 3.Упражнения по теме на выбор (по учебнику Т.А.Ладыженской).

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание суффикса -чик- - -щик-".
Скачать файл