Конспект урока по русскому языку на тему "Разделительный ъ и ь знак" (3 класс)
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
11.02.2017
Конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса по программе "Школа 2100".
В конспекте подробно описаны все этапы урока по ФГОС. Урок начинается с мотивации к учебной деятельности. Затем актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.Ребята сами выявляют место и причины затруднения. Анализируя слова в каждом столбике, учащиеся сами делают выводы и выходят из затруднения. Далее дети закрепляют свои знания и выполняют самостоятельную работу с самопроверкой по образцу В конце урока проводится рефлексия учебной деятельности.Документ с подробным конспектом урока по русскому языку 3 класс Школа 2100
Разделительный Ъ и Ь знак.doc
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема: «Разделительные ъ и ь знаки»
Тип урока: ОНЗ
Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина
Автор урока: Румянцева Ирина Викторовна, учитель МКОУ Заволжский лицей
Основные цели урока:
– развитие умения различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук [й'];
– развитие умения писать слова с разделительным ъ, обозначать орфограмму, различать
написания с разделительным ъ и разделительным ь, объяснять выбор разделительного знака.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Пожелаем друг другу удачи (похлопаем в ладоши)
Девиз: «С малой удачи начинается большой успех».
Сегодня вы продолжите открывать новые знания. С чего начнем урок? (С повторения знаний,
которые мы сможем использовать при открытии нового знания.)
- Верно, с позитивным настроем начинаем работать!
Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном
действии
Каждый урок русского языка начинаем с … (Минутки чистописания.)
На доске записаны буквосочетания: ье ьё ью ья ъе ъё ъю ъя
Пропишите эти буквосочетания на строчке в тетрадях, соблюдая правила соединения букв.
Учащиеся работают в тетрадях.
Какой следующий шаг учебной деятельности? (Повторение.)
Прочитайте слова. В каких словах есть звук [й]? Какими буквами он обозначен? После
какого звука слышится?
На слайде слова: прибой, друзья, йод, объём, большой, юный.
Рассуждение: в слове прибой звук [й] слышится после гласного [о], на письме звук[й ]
обозначен буквой « и краткое» В слове друзья звук [й] слышится после согласного[ з] и
перед гласным а . Звук[ й ]обозначен буквой я.
В каком слове 2 звука [й]? (юный)
Я предлагаю записать 2 слова в тетрадь: семья, разъезд.
Учитель вывешивает на доске различные варианты записи слов. Посмотрите, что получилось? Что вы можете сказать? (Ответы разные.)
Кто может доказать, обосновать свой ответ? (Я не могу обосновать свой ответ.)
У нас возникло затруднение? Как поступим дальше? (Нужно остановиться и подумать.)
3. Выявление места и причины затруднения
Какое задание вы выполняли? (Записать слова: семья и разъезд.)
Верно, молодцы. Задание было одно, а результат разный. В чем причина затруднения?
(Мы не знаем правила написания разделительных ъ и ь знаков.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Сформулируйте цель вашей деятельности. (Узнать правило написания разделительных ъ и ь
знаков)
Какая тема урока? (Разделительные ъ и ь знаки.)
Давайте откроем учебник на стр.133 упр.164 развивается умение выявлять различия в
правописании букв разделительного ъ и ь для указания на наличие звука [й].
Давайте проанализируем слова в каждом столбике, сравним слова 1 и 2 столбика.
Когда и где пишутся разделительные ъ и ь знаки?
Сделаем вывод: разделительный ь знак пишется в корне слова, ъ – между приставкой и
корнем.
Физкультминутка
Упражнения для укрепления мышц глаз (2 мин.)
5. Реализация проекта выхода из затруднения
Какое правило вам удалось сформулировать?
Откройте учебники и сравните вашу формулировку с авторским.
Молодцы! Но мы забыли про слова семья и подъезд, в написании которых вы испытывали
затруднения.
Вернёмся к словам: семья, подъезд (произнесём и послушаем слово, есть ли в нём звук [й]
после согласного перед гласным, выделим в слове корень, если в корне – пишем ь, если
между приставкой и и корнем – пишу ъ, подчеркнём буквы ъ и ь одной чертой, а двумя
чертами – буквы, перед которыми мы написали ъ и ь: семья, разъезд)
Закончите предложение. Разделительный ь пишется ……..
Разделительный ъ пишется ……..
Верно. Преодоление затруднение? (Да.)
Какой следующий шаг? (Надо научиться применять новые знания.)
6. Первичное закрепление
Я предлагаю вам составить алгоритм (как пользоваться правилом). Учащиеся работают
парами, составляя в правильной последовательности алгоритм (5 шагов) и сравнивают его с
эталоном.
Сравните с эталоном.
У кого так же? Поднимите руки. Молодцы!
У кого были ошибки?
Значит, какой вывод вы для себя должны сделать? (нужно ещё потренироваться)
Для того, чтобы понять как вы усвоили новую тему …..(Нужно провести
самостоятельную работу.)
Физкультминутка.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Открыли учебник на стр.135 упр.165
Пользуясь алгоритмом, определите, что нужно написать на месте пропусков –
разделительный ъ или ь. Спиши в два столбика, вставь пропущенные буквы. Обозначь
орфограммы на месте пропусков. Зав_южил, ул_и, раз_яснил, п_ю, разоб_ёт, здоров_е, л_ю, об_ехал.
Выполните самопроверку.
Учитель показывает на слайде образец для самопроверки или можно дать каждому)
Оцените свою работу. «Отлично», если у вас нет ни одной ошибки, «хорошо», если вы
допустили одну ошибку, «удовлетворительно», если у вас три ошибки.
Поднимите руки, кто справился на «отлично»; на «хорошо»; теперь кому стоит ещё
поработать с новым правилом.
Если есть ребята, которые не справились, выяснить место и причину затруднения.
У кого возникли трудности в ходе выполнения упражнения? Какие?
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Какова была цель урока?
Удалось достичь цели? Докажите.
Что нового узнали на этом уроке?
Сформулируйте новое правило.
Где пригодятся новые знания?
Оцените свою работу на уроке с помощью «Лесенки успеха».
У каждого ребёнка на столе лежит лист с «Лесенкой успеха». Лесенка состоит из трёх
ступенек.
Нарисуйте человечка (себя) на верхней ступеньке, если уверены, что теперь вы знаете и
умеете применять новое правило.
На второй ступеньке рисуют себя те, кто понял правило, но ещё испытывает затруднения
при объяснении написания слов, с изученной орфограммой.
На первой ступеньке нарисуют себя детки, у которых сегодня на всех этапах учебной
деятельности возникали затруднения.
Домашнее задание.
1.Выучить правило на стр.134
2. упр.1 стр.140
Спасибо за урок!
Конспект урока по русскому языку на тему "Разделительный ъ и ь знак" (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Разделительный ъ и ь знак" (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Разделительный ъ и ь знак" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.