Урок 114
Тема: Род имён прилагательных
Цели: познакомить с изменением имён прилагательных по родам; развивать
умение определять род имён прилагательных.
Ход урока
I.
Организационный момент
Минутка чистописания
Сказка: Про букву М и П.
Буквы М и П очень дружили с самого детства, ведь у них была одна общая
мечта – море, корабли, путешествия. Только если буква М мечтала только о
море и морских круизах, то буква П о том, чтобы стать пиратом, воевать и
крушить другие корабли.
И вот, когда буквы М и П выросли, закончили школу и стали думать куда им
идти учиться дальше, буква М предложила стать моряками. А буква П
согласилась, и они вместе поступили в военноморское училище.
Здесь они стали учить морские термины, корабли, законы морей – очень
многое, и букве П это совсем не нравилось, ведь она мечтала о пиратах и
боевых сражениях, сидеть же за партой и зубрить ей совсем не нравилось.
Зато буква М оказалась прилежной студенткой и самым лучшим юнгой, когда
летом ее позвали учиться плавать на парусных суднах.
А букву П не позвали, ведь она училась хуже всех.
Буква П затаила обиду и стала постоянно делать разные пакости всем, кто
побывал на морских учениях. И однажды ее исключили из училища.
Так буква П и не стала ни моряком, ни пиратом. Зато буква М постепенно
дослужилась до капитана красивого морского корабля.
Повстречала мишку маленькая мышка.
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте словосочетания, которые вы выписали.
— Назовите имена прилагательные.III. Актуализация знаний
— Догадайтесь, о чём идёт речь. Запишите ответы, распределив их в три
столбика.
• Последний месяц осени. (Ноябрь.)
• Здесь можно взять книгу домой. (Библиотека.)
• Плод яблони. (Яблоко.)
• Бывает русский, немецкий, английский. (Язык.)
• Это рисует художник. (Картина.)
• Самая близкая звезда к Земле. (Солнце.)
• Родник. (Ключ.)
• Рама со стеклом. (Окно.)
• Часть суток от захода до восхода. (Ночь.)
— Как узнать род имени существительного?
IV. Самоопределение к деятельности
— Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.
Зелен., лист, зелен., трава, зелен., платье.
— Что вы заметили? Почему окончания имён прилагательных разные?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 124 (с. 72).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Назовите имена прилагательные. Назовите окончания имён
прилагательных. Что вы заметили?
— От чего зависит окончание имени прилагательного? (От
существительного, с которым оно связано по смыслу.)
— Назовите окончания имён прилагательных мужского, женского, среднего
рода.
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Как изменяются имена прилагательные в единственном числе? (Породам.)
— Как определить род имени прилагательного? (Породу имени
существительного, с которым оно связано.)
— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило
соседу по парте.
Упр. 125 (с. 73).
— Прочитайте. Рассмотрите таблицу.
— Пользуясь правилом и таблицей, ответьте на вопросы, данные в учебнике.— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 127(с. 74).
— Прочитайте загадки. Отгадайте.
— Подготовьтесь к письму по памяти. (Письмо по памяти. Самопроверка.)
— Прочитайте имена прилагательные. Назовите их род и окончания.
— Как определить род имени прилагательного?
2. Упражнение в определении рода имён прилагательных
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Укажите род имён
прилагательных. (Смотрите на существительное, к которому относится
прилагательное, и по нему определяйте род.)
Ш..л Вася ранним утр., по б..рёзовой рощ.. . На ближней кочк.. он мметил
з.лёный ог..нёк. В п..хучей зел..н.. мал..чикразгл..дел крох..тного м рв..чка.
На ноч.. Вася полож.л мал..н..кое ч..до в к..р..бочку. Утром ч.рв.лка не
оказалось на прежнем мест...
По Л. Воронковой
VIII. Рефлексия
Составьте и запишите словосочетания «прилагательное + существительное».
• Коричневый, карий (платье, глаза, костюм).
• Густой, дремучий (лес, туман).
• Горячий, знойный (лето, вода, привет).
• Смуглый, тёмный (волосы, лицо, небо).
• Старый, пожилой (человек, учебник).
В каком роде стоит имя прилагательное в словосочетании с именем
существительным?
Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
Как изменяются имена прилагательные в единственном числе?
Домашнее задание
Упр. 126 (с. 73).