Цель деятельности педагога
Создать условия для ознакомления со звуковым столбиком, формирования умения различать согласные звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости и обозначать согласные звуки буквами; способствовать развитию фонематического слуха, воспитанию интереса к изучению русского языка.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: научатся различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные и обозначать их буквами.
Метапредметные:
регулятивные – проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
познавательные – осуществляют поиск нужной для решения учебно-познавательной задачи информации в учебнике;
коммуникативные – используют в общении правила вежливости.
Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Знакомство со звуковым рядом.
Цель деятельности
педагога
Планируемые
образовательные
результаты
Формы и методы
обучения
Образовательные
ресурсы
Создать условия для ознакомления со звуковым столбиком, формирования умения
различать согласные звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости и обозначать
согласные звуки буквами; способствовать развитию фонематического слуха, воспитанию
интереса к изучению русского языка.
Предметные: научатся различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, звонкие и
глухие, мягкие и твердые согласные и обозначать их буквами.
Метапредметные:
р е г у л я т и в н ы е – проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников
на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; принимают и сохраняют
учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
п о з н а в а т е л ь н ы е – осуществляют поиск нужной для решения учебнопознавательной
задачи информации в учебнике;
к о м м у н и к а т и в н ы е – используют в общении правила вежливости.
Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический.
Учебник, презентация, рабочая тетрадь на печатной основе, карточки со схемами согласных
звуков.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы
Ход урокаОрганизационн
ый момент.
Проверка
готовности
класса и
оборудования
Эмоциональный
настрой на урок
Чистописание.
Подготовка
руки к письму.
Анализ буквы К,
к.
Написание букв
и
буквосочетаний.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадки!
Есть нас девиз такой,
Все, что надо, под рукой.
Записываем число, классная работа.
Шел Саша по шоссе.
Нес сушки в мешке.
Сушку – Грише.
Сушку – Мишке.
Есть сушки Проше,
Васюше,
Антоше.
Еще две сушки – Нюше.
И Петрушке.
Еще три сушки Паше,
Танюшке,
Ванюшке.
Что общего у этих букв?
Чем они отличаются?
Осуществляемые действия
Приветствуют учителя. Отвечают
на вопросы. Организуют рабочее
место, проверяют наличие
индивидуальных учебных
принадлежностей.
Записывают дату в тетрадь.
Формируемые
умения
Могут проявлять
эмоциональную
отзывчивость к
вопросам,
пробуждающим
любознательность.
контроля
Фронтальная
.
Наблюдение
учителя
Движениями указательных и
средних пальцев изображать
ходьбу.
Изображение сушек пальцами рук.
«Нанизывание сушек» на каждый
пальчик обеих рук по очереди.
Фронтальная
.
Наблюдение
учителя
(полуовалов
Эти буквы состоят из одинаковых
элементов
с
закруглением вправо).
Размером (высотой).
Прописывают букву в «воздухе»,
затем в тетради.
Личностные
УУД: стремление к
самоконтролю
процесса
результатов
деятельности.
и
Фронтальная
.
Наблюдение
учителя
Индивидуал
ьная
СамооценкаАктуализация
опорных
знаний.
Оцениваем правильность написания буквы К.
Какие виды соединений встречаются в
буквосочетаниях: кн, ко, кл, км, ке, кт?
Не забываем о них.
− Какую тему изучали на предыдущих уроках?
– Какова роль устной и письменной речи в
жизни людей?
− Выполните тест (на доске записаны
утверждения). Из двух утверждений выберите
верное:
а) Речь бывает устная и печатная.
б) Речь бывает устная и письменная.
− Откройте оглавление.
− Прочитайте название следующей темы.
− На какой странице надо открыть учебник?
– Вы знаете, в одной волшебной стране
поселились звуки. Были они невидимками, но
зато любили петь.
Три вида соединений.
Написание буквосочетаний: кн, ко,
кл, км, ке, кт.
Отвечают на вопросы учителя.
«Тайны устной и письменной
речи».
«Маша и Миша знакомятся со
звуковыми столбиками».
Страница 29.
Фронтальная
.
Наблюдение
учителя
Познавательн
ые УУД:
о б щ е у ч е б н ы е
– формирование
умения поиска
начала урока в
учебнике по
условным
обозначениям:
символу главы и
порядковому
символу урока, а
также умения
соотносить эти
обозначения в
учебнике и
тетради; овладение
умением применять
правила и
пользоваться
инструкциями и
освоенными
закономерностями;
л о г и ч е с к и е –
установлениепричинно
следственных
связей;
формирование
умения
осуществлять
сравнение и
выделять общее и
различное.
Коммуникатив
УУД:
ные
построение
учеником
диалогической
речи с позиции
собеседника.
Познавательн
УУД:
ые
о б щ е у ч е б н ы е
– обучение работе с
вертикальным
звукобуквенным
столбиком
(удержание
заданного аспекта и
выбор информации
по
заданному
Фронтальная
.
Наблюдение
учителя.
Работа в
парах.
Изучение
нового
материала.
Работа с
учебником.
– Однажды в той стране появилась
Волшебница. Ей так там понравилось, что она
захотела поближе познакомиться с ее
жителями. А когда узнала, что все ее жители −
невидимки, то очень огорчилась. Но она все
таки была Волшебницей, причем очень доброй.
И решила она каждому жителю подарить по
волшебному платью.
Каждый звук получил платье, не похожее на
другие. Стоило его надеть, как звук становился
видимым и превращался в букву. Букву можноаспекту).
Коммуникативны
е УУД: Слушают и
вступают в диалог,
участвуют в
коллективном
обсуждении.
Умение
договариваться.
было видеть, изобразить, нарисовать, написать.
Волшебница была очень довольна. Ведь теперь,
прочитав, пропев ее или прошептав, она
называла звук по имени. Так они и
познакомились.
− Посмотрите на алфавитный столбик, где
рядом с буквами изображены звуки (с. 29).
− Какие звуки обозначены красным цветом?
− Произнесите их хором.
Н а д о с к е записаны слова: астра, осел,
зайка, улитка, лимон, улица, картина, иволга.
− Выпишите слова, в которых первая и
последняя буквы − гласные.
почему гласные назвали
− Какие слова выписали?
− Вспомните,
гласными.
− Встаньте те, чьи имена начинаются с гласной
буквы.
− Придумайте имена с оставшимися гласными
буквами. Работаете в парах.
− Почему для обозначения согласных звуков
использовали два цвета: зеленый и голубой?
− Произнесите несколько согласных звуков,
обозначенных зеленым, и прислушайтесь к себе.
Вы использовали голос?
В ы в о д : при произнесении согласных,
Гласные.
Произносят хором.
Астра, улитка, улица, иволга.
Встают.
Отвечают на вопросы учителя.
Работают в парах на листах.
В верхней части.Физкультминутк
а.
обозначенных зеленым цветом, использовали
голос.
Зеленым цветом обозначены звонкие
согласные. (Аналогично о глухих согласных:
голубой цвет − глухие согласные.)
− Произнесите все звонкие согласные.
Обратите внимание, в какой части звукового
столбика (в основном) расположены звонкие
согласные?
− Произнесите все глухие согласные звуки.
В какой части звукового столбика (в основном)
находятся глухие согласные?
− У каких твердых согласных нет парного
мягкого?
− Как это показано на звуковом столбике?
Учитель демонстрирует на доске схему −
квадратные скобки с пробелом в середине и
значком мягкости.
− У каких мягких согласных нет парного
твердого?
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе руки – это брасс.
Повторяем еще 5 раз.
Выйдем на берег крутой
В нижней части.
[ж], [ц], [ш].
[] – прочерком.
У тех, где изображены квадратные
скобки с пробелом в середине.
Пара проводит физкультминутку у
доски, выбирает любую. Весь класс
повторяет за ними.
Договариваются в
паре.
Фронтальная
и работа в
пареИ отправимся домой.
О т г а д а й т е :
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким сам звеню я на просторе.
С глухим траву она срезает,
Со звонким − листочки объедает.
С глухим согласным мы его читаем,
Со звонким в нем мы обитаем.
колос – голос
коса – коза
том дом
Познавательн
УУД:
ые
формирование
умения
осуществлять
сравнение
и
выделять общее и
различное.
− Что нового узнали на уроке?
− Расскажите о звуковом столбике: из каких
частей он состоит; что входит в каждую часть?
Формулируют полные ответы на
вопросы.
Высказывают
предположения.
Способны
формулировать
собственное
мнение, адекватно
воспринимать
качественную
оценку своей
работы.
Фронтальная
.
Наблюдение
учителя.
Самостоятел
ьная работа
Фронтальная
.
Закрепление
изученного
материала.
Итог урока.
Обобщающая
беседа. Анализ и
оценка
успешности
достижения
цели и
перспектива
последующей
работы.