Конспект урока по русскому языку на тему,,Глагол как часть речи,,

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе как части речи; совершенствовать умение написания орфограмм, изученных в теме. Класс: 5 Учебник: Русский язык. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др. Тема урока: Глагол как часть речи. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Цели урока: образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе как части речи; совершенствовать умение написания орфограмм, изученных в теме; развивающая: развивать речь учащихся, логическое мышление; совершенствовать навык работы с учебником, исследовательской работы, работы в группах; продолжить формирование орфографической зоркости; воспитательная: воспитывать любовь к родной земле, природе, к русскому языку; чувство товарищества.Конспект урока
Иконка файла материала Урок русского языка Глагол как часть речи -.docx
Урок русского языка Учитель: Мироненко Светлана Владимировна Класс: 5 Учебник: Русский язык. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др. Тема урока: Глагол как часть речи. Тип урока:  обобщение и систематизация знаний. Цели урока:   образовательная: обобщить и систематизировать  знания учащихся о глаголе как части речи;  совершенствовать умение написания  орфограмм, изученных  в теме;  развивающая: развивать речь  учащихся,  логическое мышление;  совершенствовать навык работы с учебником, исследовательской работы,  работы в группах; продолжить формирование орфографической зоркости;  воспитательная: воспитывать любовь к родной земле, природе,  к русскому  языку; чувство товарищества.   Оборудование:  ноутбук, репродукция картины И.Грабаря «Февральская  лазурь», раздаточный материал.                                                Ход урока I. Актуализация опорных знаний учащихся. 1.Наблюдения: ­Прочитайте отрывок из стихотворения. Мы идем, идем, ­ Остановимся. На леса, луга полюбуемся. Полюбуемся  Да послушаем,  Как  шумят­ бегут  Воды вешние, Как поёт­ звенит  Жавороночек!                                 (Н. Некрасов) ­ Что вы почувствовали при чтении отрывка, какие картины представили? ­Что нужно делать, чтобы такие картины природы могли увидеть и наши  потомки?( Действовать, делать всё, чтобы сохранить родную природу). II. Объявление темы урока. Определение  задач  урока учащимся и  учителем: ­У каждого из вас есть лист на парте, «Цели (чего я хочу добиться на уроке)», отметьте   галочкой   в   левой   колонке,   чего   бы   вы   хотели   достичь   на сегодняшнем уроке. Назовите мне те цели, которые вы поставили перед собой. Цели (чего я хочу  добиться на уроке)  Повторить, какие грамматические признаки имеет глагол.  Узнать,   какие   явления,   помимо   действия,   может   обозначать глагол. Вспомнить, на какие  вопросы отвечает глагол. Найти   глаголы   в   предложении,   выяснить,   каким   членом предложения  может быть глагол. Повторить правописание окончаний глаголов. Пополнить свой словарный запас. 1.Вопросы к учащимся: ­ Какая часть речи  обозначает действие?  Сообщение ученика.       Слово «глагол» в старославянском языке означало «слово», «речь». Глагол – это одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не предашь собеседнику никаких сообщений. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.         В древнерусском языке «глаголити» означало «говорить». В разговорной речи   мы,   конечно,   не   употребляем   это   грамматическое   понятие.   Мы   н говорим: «Что ты мне глаголишь?». Однако в произведениях наших великих писателей и поэтов встречается и само слово «глагол» и производные от него.      У  А.С. Пушкина: «И обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей»      У М.Ю. Лермонтова: Вот у ног ИерусалимаБогом сожжена, Безглагольная, недвижима, Мертвая страна          Глаголы называют действие (идти, писать, строить, управлять) или же представляют другие процессы в виде действия, как, например, состояние, проявление   признака,   изменение   признака,   отношение   к   кому­нибудь   или чему­нибудь:   (гордиться,   заботиться,   звучать,   зеленеть,   любить,   расти, слепнуть, спать, стоять, уважать) . ­ Найдите  эти слова в отрывке. ­Какие морфологические признаки имеет глагол? ­Какие глаголы относятся ко II спряжению? Найдите глаголы  I и  II  спряжения в тексте. ­Определите лицо, число и время глаголов в тексте. ­Какую синтаксическую роль выполняют глаголы в предложении? II. Работа над темой урока. 1. Выборочная работа.  ( Текст перед каждым учащимся на парте). ­ Прочитайте текст, сформулируйте основную мысль.  (Природа очень  ранима, нужно её беречь.)  1. Работа по вариантам: 1 вариант: объяснить правописание окончаний глаголов, подчеркнуть глаголы  на данную орфограмму.  2 вариант: объяснить правописание частицы не с глаголом, подчеркнуть  глаголы на данную орфограмму. 3 вариант: в предложениях № 8, 9 подчеркнуть грамматические основы,  объяснить правописание глаголов.  4 вариант: определить  спряжение глаголов в предложениях № 1­4. 1.Ничего нельзя нарушать в  лесу! 2.В лесу старайтесь говорить тише, чтобы  больше увидеть, услышать и (не) нарушить лесную жизнь. 3.Соб…раеш…   грибы,  ягоды ­   (не) ломай ветки,  (не) жги костры. 4.Увидиш…  муравейник  – (не) вздумай трогать его обитателей.  5.Муравьи  – санитары леса. 6.( Не)  лови и (не) бери домой зайчат, ежат, птенцов. 7.Лес ­ это их родной дом. 8.На  опушке лес простит…ся с тобой. 9.Шелест трав, пение птиц, бодрящий запах  надолго останут…ся в твоей памяти. 10. Надо б…реч… лес!2. Ответы учащихся, самооценка и оценивание другими учениками.   3.Физкультминутка: ­Поднимитесь, распрямитесь, Потянитесь, улыбнитесь. Повернитесь вправо, влево, Руки ­ вверх, потом – вперед. Не устали? Так  за дело! Дальше в путь «глагол» зовёт! III. Тренировочные упражнения. 1.Работа в группах. 1 группа: выполнить задание: «Собери пословицу». Чему учат эти пословицы? Объяснить правописание глаголов.  Терпение и труд                                                       умей и исправит…ся Труд человека кормит                                             и узла (не) завяжеш… Глаза боят…ся                                                          всё перетрут Одной рукой и                                                          тому дома не сидит…ся Кто любит трудит…ся                                             а лень портит Поспешиш…                                                             а руки делают Умел ошибит..ся                                                      ( не) знают скуки Рабочие руки                                                             людей насмешиш… 2 группа: составить описание по картине Игоря Грабаря  «Февральская  лазурь» по опорным словам, объяснить правописание слов: ( Чудесный зимний день. Художник изобразил берёзовую рощу. На переднем  плане – берёза, которая искрится в лучах солнца.  Длинные ветви колышутся  под дуновением ветра. Кажется, что березка танцует.  Снег, берёзки, небо  вобрали в себя все оттенки синего цвета. Небо сливается со снегом. Скромная березка  преображается, потому что приближается весна. Ещё немного, и  побегут ручьи. До настоящего тепла ещё далеко, но снег  весь в прожилках,  пятнах. Он пропитан водой. Чувствуется запах свежести, влаги. Художник  показал удивительную красоту природы. Он показал то, что дорого каждому  человеку ­ уголок его родины ). 2. Выступления учащихся. IV. Рефлексия учебной деятельности. ­Положите перед собой лист «Цели (чего я хочу добиться на уроке)»,  отметьте в правой колонке, достигли ли вы поставленных целей.Домашнее задание: 1.Тестовые задания. 2.Устное высказывание «Глагол как часть речи». 3. Творческое задание: написать сочинение­ миниатюру о родной природе. (По желанию учащихся). Приложение. Тестовые задания по теме «Глагол как часть речи». 1.В какой строке находится глагол  II  спряжения? А) делать Б) пахнуть В) слышать Г) узнать 2. В какой строке глагол I спряжения? А) уметь Б) строить В) пилить Г) спать 3.В каком глаголе нужно писать букву и? А) бре…шься Б) наброса…т В) стел…шь Г) клее…шь 4.В какой строке глагол стоит в  форме инфинитива? А) нарисую Б) отметил бы В) построишь Г) беречь 5.В какой строке глагол стоит в прошедшем времени? А) догоняет Б) напишу В) работал Г) помоги 6. Какое слово нужно написать с мягким знаком? А) шалаш… Б) калач… В) горяч… Г) идёш… 7. В какой строке глагол  должен писаться без  мягкого знака?А) нужно умыт…ся Б) отреж…хлеба В) птицы разлетят…ся Г) слегка улыбат…ся 8. В какой строке глагол пишется с частицей не слитно? А) (не) был Б) (не) доумевает В) (не) глядит Г) (не) могу 9. В какой строке  глагол 1лица множественного числа? А) пишешь Б) говорю В) читаем Г) рисует 10. В какой строке  правильно определена грамматическая основа  предложения? А) На зелёных широких  лугах от зари до зари работают в сенокос люди. Б) Густыми рядами ложится пахучая трава. В) Далеко за рекой слышатся весёлые песни косцов. Г) Полевыми цветами пахнет в жаркий день свежее сено.