Предмет: русский язык
Тема « Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нщ »
Результаты деятельности:
Личностные (ЛР):
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятие образца «хорошего ученика»;
учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в УД, на самоанализ и самоконтроль результата.
Метапредметные (МП):
Регулятивные - принимать и сохранять УЗ; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные – строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;
Коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные (ПР): научится применять правила правописания буквосочетаний чк, чн, чт, нщ,щн;получит возможность научиться: подбирать примеры и с изученной орфограммой.
Цель: формирование и развитие ценностного отношения обучающегося к совместной УД по определению и применению знаний правописания буквосочетаний чк, чн, чт, нщ, щн.
Тип урока : решение УЗ
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Цели |
Планируемые результаты. |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1.Орг момент Мотивация ПД
Минутка чистописания |
Подготовка учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность. |
Личностные: самоопределение; Регулятивные: целепологание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками.
|
Здр, ребята! Меня зовут Марина Владимировна. Сегодня я буду вашим учителем. Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Сегодня у нас на уроке присутствует много гостей, повернитесь и поприветствуйте наших уважаемых гостей. Тихонечко садитесь. Открываем тетрадь и записываем число, классная работа. Мне кажется, что кто-то не улыбнулся, одна хмурая тучка пробралась к нам в класс. ( слайд №1)
Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, давайте вслушаемся в слово ТУЧКА. Произнесём его вместе. Какой звук слышите в середине слова? А какой буквой обозначается этот звук? Что мы знаем о букве ЧЕ? А что вы можете сказать о звуке (Ч)? Молодцы! Тучка открыла нам задание.
ЧчЖжШшЩщ
На какие группы можно разделить эти буквы?
Первый вариант выписывают буквы, которые на письме согласные всегда мягкие, второй – всегда твёрдые. Самопроверка (слайд№2) Самооценка (светофор) |
Слушают учителя, знакомятся, привествуют гостей.
Садятся, открывают тетради, записывают число.
Слушают учителя, смотрят презентацию, проговаривают слово. Называют звук(Ч). Звук Ч, буква ЧЕ. Согласная Непарный, глухой,всегда мягкий.
Заглавные и маленькие, твёрдые и мягкие.
Анализируют, выписывают. Проверяют, оценивают свою работу. |
2.Актуализация опорных знаний, постановка темы,УЗ
Постановка проблемы
Решение проблемы
Подтверждение своего мнения
|
Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого.Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.
Реализация принципа деятельности.
Знакомство детей со способами решения проблемы
|
Регулятивные: целеполагание; учебно – познавательный интерес. коммуникативные: постановка вопросов, договариваться и приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию; познавательные, самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, построение сообщения в устной и письменной форме; логические - формулирование проблемы. |
Прочитайте слова в первом столбике(слайд №3) Печка, свечка, ёлочка. Прочитайте слова во втором столбике. Печник, скучный, молочный.
Произнесите звук (ч) Что мы вспомнили про звук (Ч)? Чем отличаются слова 1и 2 столбики? Какое правило вы можете сформулировать? Ребята, попробуйте определить тему нашего урока. ( на доске фиксируется Тема : Правописание буквосочетаний чк,чн,.., …, …. Цель: Знакомство с буквами, которые пишутся без Ь знака. Задачи: узнать какие буквосочетания пишутся без мягкого знака; Познакомиться с правилом буквосочетаний; научиться писать изученные буквосочетания) Как вы думаете, почему ЧК и ЧН пишутся без ь (звук всегда мягкий) Действительно, буква ч обозначает мягкий звук [ч], поэтому не надо придавать дополнительную мягкость с помощью мягкого знака. Записываем . Первое слово с большой буквы, остальные через запятую, в конце слов точка. Сочетания ЧК и ЧН подчеркнуть. Проверьте себя. Кто написал без ошибок и подчеркнул буквосочетания чк – чн-зелёный, 1-2 ошибки – жёлтый, больше 2 ошибок – красный. Как вы думаете, существуют ли в русском языке другие сочетания, кроме ЧК и ЧН, которые пишутся без ь?
(слайд № 4)
Выскажите своё мнение
Сейчас я раздам карточки со словами. Надо разделить их по группам в зависимости от буквосочетаний. (слайд №5)
№1 Бабочка, спичка, сочный, мечта
Находят лишнее слово
Мечта Дети выясняют, что мнение подтвердилась ( или не…)и выявлено еще одно буквосочетание, которое пишется без ь
У группы появляется возможность добавить буквосочетаниечт на доску.
№2 Грибочки, печка,цветочный,хищник Находят лишнее слово
Хищник
Дети выясняют, что мнение подтвердилась ( или не…)и выявлено еще одно буквосочетание, которое пишется без ь.
У группы появляется возможность добавить буквосочетание щн на доску.
№3 Лисичка, дочка, песочница, одуванчик. Находят лишнее слово
Пончик
Дети выясняют, что мнение подтвердилась ( или не…)и выявлено еще одно буквосочетание, которое пишется без ь.
У группы появляется возможность добавить буквосочетаниенч на доску. (слайд №6) Как вы хорошо поработали! Посмотрите наша тучка улыбается
Отметьте свою работу смайликом. Если вы работали дружно, и у вас всё получилось- зелёный. Если допустили ошибку – жёлтый, если не справились с работой – красный.
Давайте проверим, подтвердилась ли наше предположение?
Открываем с. 5 в учебнике и читаем правило.
Проверьте. Все ли буквосочетания есть на доске?
Как вы думаете, правильно ли мы сделали вывод, что , кроме буквосочетаний ЧК и ЧН, существуют и другие буквосочетания?
Как надо писать буквосочетания чк, чн, чт, щн,нч?
|
Читают, анализируют, устанавливают причинно-следственные связи, доказывают.
Дают характеристику звуку.
В первой строке слова с сочетанием чк, а во второй с сочетанием чн. Сочетания чк, чн пишутся без мягкого знака.
Определяют тему, цель урока, задачи.
Потому что буква че обозначает всегда мягкий звук.
Строят речевое высказывание, делают предположения.
Работают в группе, анализируют, делают вывод, договариваются, находят лишнее слово. Строят речевое высказывание, высказывают своё мнение.
Дети выходят к доске, берут карточку с сочетанием чти дополняют тему и цель урока.
Строят речевое высказывание, высказывают своё мнение.
Дети выходят к доске, берут карточку с сочетанием щн и дополняют тему и цель урока.
Дети выходят к доске, берут карточку с сочетанием нч и дополняют тему и цель урока.
Открывают учебник, читают правило.
Высказывают своё мнение, рассказывают правило.
Читают тему
Высказывают своё мнение, рассказывают правило.
|
4.Физминутка |
|
|
«Бывает – не бывает» (Если бывает – присаживаемся, если не бывает – руки вверх.) Веточка съела девочку (садимся) Леночка взяла скакалочку (руки вверх) Сказочный домик из шоколадочки. Леночка доит козочку. (садимся)
|
|
5.Организация познавательной деятельности.Первичное закрепление. |
Формирование мотивации учения и обучения. Реализация принципа деятельности Данная форма способствует формированию положительной мотивации учения познавательной активности, активизирует учебную деятельность, повышает эффективность урока. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение; ориентация на понимание причин успеха в УД.
|
Упражнения в написании слов с изученной орфограммой
Отгадайте загадки, запишите слова – отгадки. Подчеркните изученные буквосочетания.
Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик — в ручейке, А широкий — в море. (Речка)
Что это у Галочки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, А ниточка в реке. (Удочка)
В деревянном домике Проживают гномики. Уж такие добряки – Раздают всем огоньки. (Спички)
С именем вкусным. Не бывает грустным, Смотрит весело вокруг, Он Незнайке лучший друг (Пончик)
Отгадайте, что за птичка: Тёмненькая невеличка, Беленькая с живота, Хвост разрезан в два хвоста. (Ласточка)
Проверьте свою работу. Оцените смайликом. (слайд №7)
(слайд №8) работа в парах Прочитайте задание. Всем понятно?
1. Напиши, где нужно, вместо пропуска Ь знак.
Ден..., печ...ка, ноч….ной, кон...ки, помощ… ник ,поч…та,птен…чик
2. Вставь в предложения нужные буквосочетания.
Дождик вылился из туч…ки, Вымыл ёжику колюч…ки.
Проверьте свою работу, оцените.
|
Слушают, рассуждают, отгадывают, записывают отгадки. Подчёркивают орфограммы.
Проверяют, оценивают.
Рассуждают, анализируют, строят речевые высказывания.
|
6.Закрепление |
Подводятся итоги урока |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. |
Какое новое открытие вы сегодня для себя сделали? |
|
7.Рефлексия |
Даётся устная оценка о работе учащихся на уроке, проводится рефлексия. |
|
(слайд№9)
Дополните предложения: Я сегодня узнал… Мне понравилось … Я научился… Я рад …
(слайд №10) Отметьте свою работу на лесенке успеха. Посмотрите на смайлики. Вспомните как вы работали на уроке и отметьте свою работу на «Лесенке успеха»
(слайд №11) Спасибо за урок! |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.