Цель: познакомить учащихся с многообразием словарей.
Задачи:
образовательные: создать условия для того, чтобы обучающиеся умели пользоваться лексикографическими источниками.
развивающие: развитие внимания, памяти, быстроты реакции, логического мышления.
воспитательные:
воспитание активного интереса к изучению уже существующей информации и созданию своей собственной.
УУД: ЛичностныеУУД: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов и учебных мотивов, формирование границ собственного «знания-незнания», объективное оценивание своего вклада в совместную деятельность.
Регулятивные УУД: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность для её достижения, умения работать в группе.
Коммуникативные УУД: формирование умения строить логичные полные ответы на поставленные вопросы, слушать ответы одноклассников.
Познавательные УУД: формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи, структурировать новую информацию, составлять продукт собственной деятельности.
Предметные:
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»
Конспект урока по русскому языку
«Путешествие по страницам
словарей».
Класс: 5
Учитель: Алимусаева А.М.
Г
1развитие внимания, памяти, быстроты реакции, логического мышления.
Цель: познакомить учащихся с многообразием словарей.
Задачи:
образовательные: создать условия для того, чтобы обучающиеся умели пользоваться
лексикографическими источниками.
развивающие:
воспитательные:
воспитание активного интереса к изучению уже существующей информации и созданию
своей собственной.
УУД: ЛичностныеУУД: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной
деятельности на основе развития познавательных интересов и учебных мотивов,
формирование границ собственного «знаниянезнания», объективное оценивание своего
вклада в совместную деятельность.
Регулятивные УУД: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность
для её достижения, умения работать в группе.
Коммуникативные УУД: формирование умения строить логичные полные ответы на
поставленные вопросы, слушать ответы одноклассников.
Познавательные УУД: формирование умения осуществлять поиск необходимой
информации для решения учебной задачи, структурировать новую информацию, составлять
продукт собственной деятельности.
Предметные:
Знать виды словарей, принцип их построения.
Уметь работать со словарями, составлять самому словарные статьи.
Личностные: стремление к активному участию в любом виде деятельности, желание
развиваться, учиться всему новому, не бояться трудностей, искать нестандартные способы
решения предложенных задач.
Метапредметные: сформированные навыки наблюдения, сравнения, анализа, поиска
информации.
Основные понятия: словарь, словарная статья, лексикография.
Межпредметные связи: могут быть любыми, если дать задание найти словарную статью
слова из любой научной области или области искусства.
Ресурсы:
Словари: толковый словарь В. И. Даля, С.И. Ожегова, орфографический,
этимологический, иностранных слов, синонимов, антонимов, омонимов и др.
Формы урока
Г групповая.
Индивидуальная.
Технология – поисковоисследовательская.
Оформление:
Выставка словарей.
2Карта сказочного леса словарей.
Презентация.
Конверты разных цветов с заданиями.
Плакат, на котором изображен пейзаж.
Ход занятия.
Уч. Ребята, Добрый день. На нашем занятии мы будем работать в группах (Приложение 1).
Я вам желаю творческого настроя, будьте активны, внимательны, доброжелательны,
терпимы к высказываниям своих одноклассников. Слайд №1
Уч. Вспомним о правилах работы в группах (Приложение 2).
Правило активности.
Всякий должен быть активным
Группа станет очень сильной.
Правило корректности.
Не оценивать суждений.
Говорить о том, что нас
Здесь волнует и сейчас.
Правило конструктивности.
Ситуация проста:
Должен каждый говорить
и проблему обсудить.
Уч. Читая книгу, газету, журнал, слушая радио, смотря телевизор, общаясь с друзьями,
наверняка, вы встречали незнакомые слова, выражения, которые вам непонятны.
И, конечно, возникает потребность понять их значение. К каким книгам вы в таких
случаях обращаетесь? (К словарям)
А когда в диктанте сделали ошибку и необходимо выяснить написание орфограмм, к
какой книге обращаетесь? (К словарям)
Вы изучаете английский язык, когда вы не знаете, как переводится слово, к какой
книге обращаетесь за помощью? (К словарю)
Действительно, во всех перечисленных случаях мы обращаемся к словарям. Это
необходимая книга, первый помощник в учебе.
3Словарь – сборник слов в алфавитном порядке с пояснением, толкованием или
переводом на другой язык. Словари наши помощники, они помогают нам учиться.
Словари помогают правильно писать слова, объясняют их значение, дают сведения о самых
разных предметах, рассказывают обо всём на свете.
Следовательно, о чем мы сегодня будем говорить? Правильно, о словарях Слайд №2.
Объявляется тема занятия.
Уч. Сегодня мы с вами совершим путешествие по страницам словарей. Дорога наша будет
пролегать через сказочный лес.
Мы познакомимся с разными словарями, будем учиться ими пользоваться,
пополнять свой словарный запас, развивать в себе чувство слова.
Эпиграф: «Словарь это вселенная в алфавитном порядке»
А. Франс
Мотивация внеурочной деятельности.
Уч. Ребята, посмотрите, сколько у нас здесь словарей. Рассмотрите их внимательно.
Что в них общего? (Учат, дают знания, расширяют кругозор) В чем
их разница? (Разное назначение, разные авторы.)
А кто авторы, составители словарей? Назовите их. Это огромная, титаническая
работа – составление словаря. Давайте, ребята, сегодня порадуем составителей словарей,
выполнив задания, которые они нам прислали. Хотите их прочитать?
Я надеюсь, вы сегодня сами научитесь составлять словарь. А когда станете
взрослыми, быть может, ктото издаст свой собственный словарь.
Все слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Как вы думаете для чего?
Для удобства.
Путешествие.
Мы с вами отправляемся в путешествие, на пути будем любоваться лужайками с
травой, кустарниками, деревьями (Плакат с пейзажем). Обратите внимание на доску,
плакат с травой, кустом, деревом. Ваши книжечки – словари в конце путешествия, если
ваши ожидания сбудутся, поместите на дерево, если частично сбудутся – на куст, если
совсем не сбудутся – на траву.
Ученики делятся на три группы.
1 группа «Эрудиты»
42 группа – «Знатоки»
3 группа – «Уникумы»
На столы устанавливаются таблички с названиями групп.
За правильно выполненное задание дается команде ключ, на котором изображена
буква. Из полученных ключей в итоге команды должны составить слово из семи букв. Чем
больше команда заработает ключей, тем легче будет составить слово.
Итак, перед каждой командой лежат конверты разных цветов. Поочередно
вскрываем конверты и выполняем задания? Каждая команда вскрывает два конверта.
Конверт №1 Уважаемые пятиклассники, вам нужно выполнить задание по
орфографическому словарю Д.Н.Ушакова, С.Е. Крючкова. Перед вами самый простой
и распространенный из всех словарей – орфографический. Но для того, чтобы быстро
найти нужное слово в словаре и узнать, как оно пишется, необходимо знать алфавит.
Расставьте слова в алфавитном порядке.
мастер март марево (марево, март, мастер)
август автор авеню (август, авиа, автор)
Расставьте фамилии в алфавитном порядке.
Иванова, Иванов, Игонина
Кулаева, Кривошеев, Кулагина, Кислякова
Вставьте пропущенные буквы в слова:
ч..хол, ч..рнила, р..мень, в..н..грет ;
сп..ртакиада, р..сцвет, с..лют, пи..нино.
Проверьте свой ответ по составленному мною орфографическому словарю. Я думаю вам
полезно будет узнать, что орфографическим словарем разрешено пользоваться и на ГИА
по русскому языку.
Лопатин Владимир Владимирович
Конверт №2.
Фразеологические словари включают фразеологические обороты – устойчивые
сочетания слов, которые имеют переносный смысл.
Наиболее популярными и известными фразеологическими словарями являются сборники
С.В. Максимова «Крылатые слова», Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной «Крылатые слова»,
«Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова.
«Школьный фразеологический словарь русского языка» составлен Власом Платоновичем и
Анатолием Власовичем Жуковыми. Фразеологические словари объясняют значение и
нормы произношения.
Задание: определите значение фразеологизмов, заменив их одним словом.
Яблоку негде упасть (тесно);
5
Хоть глаз выколи (темно);
Хоть пруд пруди (много);
Кот наплакал (мало);
Не успел оглянуться (быстро);
Черепашьим шагом (медленно);
Ни свет, ни заря (рано);
Рукой подать (близко);
Из рук вон (плохо).
Конверт №3.
Первый словарь иностранных слов относится к XIX веку. Он был
рукописным.Выделяется трехтомный словарь Н.М. Яновского. Самым полным в настоящее
время является «Словарь иностранных слов» под редакцией И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова.
«Школьный словарь иностранных слов» составили для нас Виктор Васильевич
Одинцов, Галина Петровна Смолицкая, Елена Ивановна Голанова и Инна Александровна
Василевская. Из этого словаря можно узнать происхождение слов, их значение,
грамматические особенности, нормы произношения и ударение.
Вам нужно определить, о каких заимствованных словах идет речь.
1.Учреждение, занимающееся собиранием и хранением редких памятников истории,
искусства. (Музей, греч.)
2.Мягкая подстилка для лежания, спанья. (Матрац, арабск.)
3. Мягкая мебель для сидения и лежания. (Диван, перс.)
Конверт №4.
По образованию Даль был хирургом. Он был также известным писателем (под
псевдонимом Казак Луганский), имел способности к технике. Но главным трудом всей его
жизни стало составление толкового словаря. Это научный подвиг ученого. Слайд №5
Когда Владимир Иванович готовил свой труд к печати, работать ему приходилось
много, иногда до обмороков. В.Даль был одновременно и автором словаря, и редактором, и
корректором.
Ученыйязыковед сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского
языка.
Задание по толковому словарю С.И.Ожегова.
Чтобы узнать лексическое значение слова, нужно обратиться к толковому словарю.
А вы сейчас попробуйте определить слово по лексическому значению.
1) Заранее намеченный путь. (Маршрут).
62) Мысленно представлять себе чтонибудь. (Воображать).
3) Очень большой. (Огромный)
4) Желтый, с красноватым оттенком. (Оранжевый).
5) Знаки для обозначения звуков речи. (Буквы).
6 )Бледнофиолетовый. (Лиловый).
Конверт №5.
Задание по этимологическому словарю Н.М. Шанского.
Чтобы узнать происхождение того или иного слова или выражения, мы должны обратиться
к этимологическому словарю.
Что общего между дачей и подарком? (Дарят.)
Являются ли родственниками слова лебедь и лебеда?
( Да. Оба названия произошли от латинского слова «белый»: у лебедя белое оперение,
а у лебеды белые цветы.)
Что общего между городом и огородом? ( Город ограда, забор, огород огражденное
место).
Конверт №6.
В этих словарях помещены слова – друзья и слова – враги, это «Школьный словарь
антонимов русского языка» И.Р. Львова, где помещаются свыше 500 пар антонимов, и
«Краткий словарь синонимов русского языка» В.Н. Клюевой, содержащий около 3000 слов,
которые помещены в синонимические гнезда.
В словаре антонимов слова располагаются парами, а в словаре синонимов –
синонимическими рядами.
Выполните задания по словарю синонимов и антонимов. Найдите в стихотворении
синонимы и в загадках – антонимы.
Как много с ним канители,
«Бураны, вьюги и метели –
Как много шуму, толкотни,
Как надоели мне они!»
Так проворчал Мороз угрюмый
И речку льдом сковал без шума,
Деревья скрыла седина,
И наступила …
Я – антоним слова «лето»
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …
Я – антоним к слову «смех»,
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач,
Догадались? Это …
7Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна
Называюсь …
Задание №7 Конкурс капитанов команд – составление синквейна.
Повторение жанра синквейна (Приложение 3).
ПАМЯТКА.
Синквейн «белый стих», требующий синтеза информации в кратких выражениях.
Слайд №3
Синквейн
(от фр. Пять) – 5 строк
Существительное
(тема)
Прилагательное Прилагательное
(описание темы)
Глагол ГлаголГлагол
(описание действия)
Фраза
(отношение к теме)
Существительное
(синоним, определяющий суть темы)
Составление синквейна произведение из 5 строк (белый стих).
Словарь
Умный, большой.
Учит, помогает, подсказывает.
Словари – наши друзья.
Помощник.
Из ключей составляется слово СЛОВАРЬ.
8А теперь, ребята, давайте, порадуем словари: запишем предполагаемые ассоциации к слову
«СЛОВАРЬ» Слайд №5
Что такое словарь? Ваши предполагаемые ассоциации.
С – СЛОВО
Л – ЛЕКСИКА
О – ОРФОГРАФИЯ
В – ВСЕЛЕННАЯ
А – АКТУАЛЬНОСТЬ
Р – РАЗВИТИЕ
Ь – ПОИСК и др.
Рефлексия.
Ну и в конце путешествия я предлагаю взять каждому ваши словарики и прикрепить
на дерево, куст или траву. Если ваши ожидания сбылись, поместите на дерево, если
частично сбылись – на куст, если совсем не сбылись – на траву.
Посмотрим на наши растения сказочного леса.
Какое у нас получилось прекрасное дерево.
Шикарный куст, кому еще надо расти.
И роскошная травка, кому еще предстоит поучиться работать со словарями. Слайд №6
9