Конспект урока по русскому языку «Путешествие по страницам словарей».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: познакомить учащихся с многообразием словарей. Задачи: образовательные: создать условия для того, чтобы обучающиеся умели пользоваться лексикографическими источниками. развивающие: развитие внимания, памяти, быстроты реакции, логического мышления. воспитательные: воспитание активного интереса к изучению уже существующей информации и созданию своей собственной. УУД: ЛичностныеУУД: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов и учебных мотивов, формирование границ собственного «знания-незнания», объективное оценивание своего вклада в совместную деятельность. Регулятивные УУД: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность для её достижения, умения работать в группе. Коммуникативные УУД: формирование умения строить логичные полные ответы на поставленные вопросы, слушать ответы одноклассников. Познавательные УУД: формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи, структурировать новую информацию, составлять продукт собственной деятельности. Предметные:
Иконка файла материала урок 1.docx
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева» Конспект урока по русскому языку «Путешествие по страницам словарей». Класс: 5 Учитель: Алимусаева А.М. Г 1развитие внимания, памяти, быстроты реакции, логического мышления. Цель: познакомить учащихся с многообразием словарей. Задачи: образовательные: создать условия для того, чтобы обучающиеся умели пользоваться  лексикографическими источниками. развивающие:   воспитательные: воспитание активного интереса к изучению уже существующей информации и созданию  своей собственной. УУД: ЛичностныеУУД: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной  деятельности на основе развития познавательных интересов и учебных мотивов,  формирование границ собственного «знания­незнания», объективное оценивание своего  вклада в совместную деятельность. Регулятивные УУД: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность  для её достижения, умения работать в группе. Коммуникативные УУД: формирование умения строить логичные полные ответы на  поставленные вопросы, слушать ответы одноклассников. Познавательные УУД: формирование умения осуществлять поиск необходимой  информации для решения учебной задачи, структурировать новую информацию, составлять продукт собственной деятельности. Предметные: Знать виды словарей, принцип их построения. Уметь работать со словарями, составлять самому словарные статьи. Личностные: стремление к активному участию в любом виде деятельности, желание  развиваться, учиться всему новому, не бояться трудностей, искать нестандартные способы  решения предложенных задач. Метапредметные: сформированные навыки наблюдения, сравнения, анализа, поиска  информации. Основные понятия: словарь, словарная статья, лексикография. Межпредметные связи: могут быть любыми, если дать задание найти словарную статью  слова из любой научной области или области искусства. Ресурсы: Словари: толковый  словарь В. И. Даля, С.И. Ожегова, орфографический,  этимологический,  иностранных слов, синонимов, антонимов, омонимов и др. Формы урока Г­ групповая. Индивидуальная. Технология – поисково­исследовательская. Оформление:  Выставка словарей. 2Карта сказочного леса словарей. Презентация.  Конверты разных цветов с заданиями. Плакат, на котором изображен пейзаж. Ход     занятия. Уч. Ребята, Добрый день. На нашем занятии мы будем работать в группах (Приложение 1).  Я вам желаю творческого настроя, будьте активны,  внимательны, доброжелательны,  терпимы к высказываниям своих одноклассников. Слайд №1 Уч. Вспомним о правилах работы в группах (Приложение 2). Правило активности. Всякий должен быть активным Группа станет очень сильной. Правило корректности. Не оценивать суждений. Говорить о том, что нас Здесь волнует и сейчас. Правило  конструктивности. Ситуация проста: Должен каждый говорить  и проблему обсудить. Уч. Читая книгу, газету, журнал, слушая  радио, смотря телевизор, общаясь с друзьями,  наверняка, вы встречали незнакомые слова, выражения, которые вам непонятны.  И, конечно, возникает потребность понять их значение. К каким книгам вы в таких  случаях обращаетесь? (К словарям) А когда в диктанте сделали ошибку и необходимо выяснить написание орфограмм, к  какой книге обращаетесь? (К словарям) Вы изучаете английский язык, когда вы не знаете, как переводится слово, к какой  книге обращаетесь за помощью? (К словарю) Действительно, во всех перечисленных случаях мы обращаемся к словарям. Это  необходимая книга, первый помощник в учебе. 3Словарь – сборник слов  в алфавитном порядке с пояснением, толкованием или  переводом на другой язык. Словари ­ наши помощники, они помогают нам учиться.  Словари помогают правильно писать слова, объясняют их значение, дают сведения о самых  разных предметах, рассказывают обо всём на свете. Следовательно, о чем  мы сегодня будем говорить? Правильно, о словарях Слайд №2. Объявляется  тема занятия. Уч. Сегодня мы с вами совершим путешествие по страницам словарей. Дорога наша будет  пролегать через сказочный лес.  Мы  познакомимся с разными словарями, будем учиться  ими пользоваться,  пополнять свой словарный запас, развивать в себе чувство слова. Эпиграф: «Словарь ­ это вселенная   в алфавитном порядке»                                              А. Франс     Мотивация   внеурочной   деятельности. Уч. Ребята, посмотрите, сколько у нас здесь словарей.  Рассмотрите их внимательно.             Что в них общего? (Учат, дают знания, расширяют кругозор)                                           В чем их разница? (Разное назначение, разные авторы.)  А кто авторы, составители словарей? Назовите их. Это огромная, титаническая  работа – составление словаря. Давайте, ребята, сегодня порадуем составителей словарей,  выполнив задания, которые они нам прислали.  Хотите их прочитать? Я надеюсь, вы сегодня сами научитесь составлять словарь. А когда станете    взрослыми, быть может, кто­то издаст свой собственный словарь.  Все слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Как вы думаете для чего?  Для удобства. Путешествие. Мы с вами отправляемся в путешествие, на пути будем любоваться лужайками с  травой, кустарниками, деревьями (Плакат с пейзажем). Обратите внимание на доску,  плакат с травой, кустом, деревом. Ваши книжечки – словари ­ в конце путешествия, если  ваши ожидания сбудутся, поместите  на дерево, если частично сбудутся – на куст, если  совсем не сбудутся – на траву.  Ученики делятся на три группы.  1 группа­ «Эрудиты» 42 группа – «Знатоки» 3 группа – «Уникумы» На столы устанавливаются таблички с названиями групп. За правильно выполненное задание дается команде ключ, на котором изображена  буква. Из полученных ключей в итоге команды должны составить слово из семи букв.  Чем  больше команда заработает ключей, тем легче будет составить слово.   Итак, перед каждой командой  лежат конверты разных цветов. Поочередно  вскрываем конверты и выполняем задания? Каждая команда вскрывает два конверта.             Конверт №1 Уважаемые пятиклассники, вам нужно выполнить  задание по  орфографическому словарю Д.Н.Ушакова, С.Е. Крючкова.  Перед вами самый простой и распространенный из всех словарей – орфографический. Но для того, чтобы быстро  найти нужное слово в словаре и узнать, как оно пишется, необходимо знать алфавит. Расставьте слова в алфавитном порядке. мастер март марево (марево, март, мастер) август автор авеню (август, авиа, автор) Расставьте фамилии в алфавитном порядке. Иванова, Иванов, Игонина Кулаева, Кривошеев, Кулагина, Кислякова Вставьте пропущенные буквы в слова: ч..хол, ч..рнила, р..мень, в..н..грет ; сп..ртакиада, р..сцвет, с..лют, пи..нино. Проверьте свой ответ по составленному мною орфографическому словарю. Я думаю вам  полезно будет узнать, что орфографическим словарем разрешено пользоваться и на ГИА  по русскому языку. Лопатин Владимир Владимирович Конверт №2.  Фразеологические словари включают фразеологические обороты – устойчивые  сочетания слов, которые имеют переносный смысл. Наиболее популярными и известными фразеологическими словарями являются сборники  С.В. Максимова «Крылатые слова», Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной «Крылатые слова», «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова. «Школьный фразеологический словарь русского языка» составлен Власом Платоновичем и  Анатолием Власовичем Жуковыми. Фразеологические словари объясняют значение и  нормы произношения. Задание: определите значение фразеологизмов, заменив их одним словом.  Яблоку негде упасть (тесно); 5        Хоть глаз выколи (темно); Хоть пруд пруди (много); Кот наплакал (мало); Не успел оглянуться (быстро); Черепашьим шагом (медленно); Ни свет, ни заря (рано); Рукой подать (близко); Из рук вон (плохо).  Конверт №3. Первый словарь иностранных слов относится к XIX веку. Он был  рукописным.Выделяется трехтомный словарь Н.М. Яновского. Самым полным в настоящее время является «Словарь иностранных слов» под редакцией И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова. «Школьный словарь иностранных слов» составили для нас Виктор Васильевич  Одинцов, Галина Петровна Смолицкая, Елена Ивановна Голанова и Инна Александровна  Василевская. Из этого словаря можно узнать происхождение слов, их значение,  грамматические особенности, нормы произношения и ударение.  Вам нужно определить, о каких заимствованных словах идет речь. 1.Учреждение, занимающееся собиранием и хранением редких памятников истории,  искусства. (Музей, греч.) 2.Мягкая подстилка для лежания, спанья. (Матрац, арабск.) 3. Мягкая мебель для сидения и лежания. (Диван, перс.) Конверт №4. По образованию Даль был хирургом. Он был также известным писателем (под  псевдонимом Казак Луганский), имел способности к технике. Но главным трудом всей его  жизни стало составление  толкового словаря. Это научный подвиг ученого. Слайд №5 Когда Владимир Иванович готовил свой труд к печати, работать ему приходилось   много, иногда до обмороков. В.Даль был одновременно и автором словаря, и редактором, и корректором. Ученый­языковед сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского  языка. Задание по толковому словарю С.И.Ожегова. Чтобы узнать лексическое значение слова, нужно обратиться к толковому словарю. А вы сейчас попробуйте определить слово по лексическому значению. 1) Заранее намеченный путь. (Маршрут). 62) Мысленно представлять себе что­нибудь. (Воображать). 3) Очень большой. (Огромный) 4) Желтый, с красноватым оттенком. (Оранжевый). 5) Знаки для обозначения звуков речи. (Буквы). 6 )Бледно­фиолетовый. (Лиловый). Конверт №5. Задание по этимологическому словарю Н.М. Шанского. Чтобы узнать происхождение того или иного слова или выражения, мы должны обратиться  к этимологическому словарю. Что общего между дачей и подарком? (Дарят.) Являются ли родственниками слова лебедь и лебеда? ( Да. Оба названия произошли от латинского слова «белый»: у лебедя белое оперение, а у лебеды белые цветы.) Что общего между городом и огородом? ( Город ­ ограда, забор, огород ­  огражденное  место). Конверт №6. В этих словарях помещены слова – друзья и слова – враги, это «Школьный словарь  антонимов русского языка» И.Р. Львова, где помещаются свыше 500 пар антонимов, и  «Краткий словарь синонимов русского языка» В.Н. Клюевой, содержащий около 3000 слов, которые помещены в синонимические гнезда. В словаре антонимов слова располагаются парами, а в словаре синонимов –  синонимическими рядами. Выполните задания по словарю синонимов и антонимов. Найдите в стихотворении  синонимы и в загадках – антонимы. Как много с ним канители, «Бураны, вьюги и метели – Как много шуму, толкотни, Как надоели мне они!» ­ Так проворчал Мороз угрюмый И речку льдом сковал без шума, Деревья скрыла седина, И наступила … Я – антоним слова «лето» В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я … Я – антоним к слову «смех», Не от радости, утех,­ Я бываю поневоле От несчастья и от боли, От обиды, неудач, Догадались? Это … 7Я – антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна Называюсь …  Задание №7  Конкурс капитанов  команд – составление синквейна. Повторение жанра синквейна (Приложение 3). ПАМЯТКА. Синквейн ­ «белый стих», требующий синтеза информации в кратких выражениях.   Слайд №3  Синквейн     (от фр. Пять) – 5 строк Существительное  (тема) Прилагательное                    Прилагательное (описание темы) Глагол          ГлаголГлагол (описание действия) Фраза  (отношение к теме) Существительное (синоним, определяющий суть темы) Составление синквейна ­ произведение из 5 строк (белый стих). Словарь Умный, большой. Учит, помогает, подсказывает. Словари – наши друзья. Помощник. Из ключей составляется слово СЛОВАРЬ.  8А теперь, ребята, давайте, порадуем словари: запишем предполагаемые ассоциации к слову  «СЛОВАРЬ»  Слайд №5 Что такое словарь? Ваши предполагаемые ассоциации.  С – СЛОВО Л – ЛЕКСИКА О – ОРФОГРАФИЯ В – ВСЕЛЕННАЯ А – АКТУАЛЬНОСТЬ Р – РАЗВИТИЕ Ь – ПОИСК и др. Рефлексия.  Ну и в конце путешествия я предлагаю взять каждому ваши словарики и прикрепить   на дерево, куст или траву. Если ваши ожидания сбылись, поместите  на дерево, если  частично сбылись – на куст, если совсем не сбылись – на траву.  Посмотрим на наши растения сказочного леса. Какое у нас получилось прекрасное дерево. Шикарный куст, кому еще надо расти. И роскошная травка, кому еще предстоит поучиться работать со словарями. Слайд №6 9