Конспект урока по русскому языку «Путешествие по страницам словарей».
Оценка 4.6

Конспект урока по русскому языку «Путешествие по страницам словарей».

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
26.05.2019
Конспект урока по русскому языку  «Путешествие по страницам словарей».
Цель: познакомить учащихся с многообразием словарей. Задачи: образовательные: создать условия для того, чтобы обучающиеся умели пользоваться лексикографическими источниками. развивающие: развитие внимания, памяти, быстроты реакции, логического мышления. воспитательные: воспитание активного интереса к изучению уже существующей информации и созданию своей собственной. УУД: ЛичностныеУУД: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов и учебных мотивов, формирование границ собственного «знания-незнания», объективное оценивание своего вклада в совместную деятельность. Регулятивные УУД: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность для её достижения, умения работать в группе. Коммуникативные УУД: формирование умения строить логичные полные ответы на поставленные вопросы, слушать ответы одноклассников. Познавательные УУД: формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи, структурировать новую информацию, составлять продукт собственной деятельности. Предметные:
урок 1.docx
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева» Конспект урока по русскому языку «Путешествие по страницам словарей». Класс: 5 Учитель: Алимусаева А.М. Г 1 развитие внимания, памяти, быстроты реакции, логического мышления. Цель: познакомить учащихся с многообразием словарей. Задачи: образовательные: создать условия для того, чтобы обучающиеся умели пользоваться  лексикографическими источниками. развивающие:   воспитательные: воспитание активного интереса к изучению уже существующей информации и созданию  своей собственной. УУД: ЛичностныеУУД: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной  деятельности на основе развития познавательных интересов и учебных мотивов,  формирование границ собственного «знания­незнания», объективное оценивание своего  вклада в совместную деятельность. Регулятивные УУД: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность  для её достижения, умения работать в группе. Коммуникативные УУД: формирование умения строить логичные полные ответы на  поставленные вопросы, слушать ответы одноклассников. Познавательные УУД: формирование умения осуществлять поиск необходимой  информации для решения учебной задачи, структурировать новую информацию, составлять продукт собственной деятельности. Предметные: Знать виды словарей, принцип их построения. Уметь работать со словарями, составлять самому словарные статьи. Личностные: стремление к активному участию в любом виде деятельности, желание  развиваться, учиться всему новому, не бояться трудностей, искать нестандартные способы  решения предложенных задач. Метапредметные: сформированные навыки наблюдения, сравнения, анализа, поиска  информации. Основные понятия: словарь, словарная статья, лексикография. Межпредметные связи: могут быть любыми, если дать задание найти словарную статью  слова из любой научной области или области искусства. Ресурсы: Словари: толковый  словарь В. И. Даля, С.И. Ожегова, орфографический,  этимологический,  иностранных слов, синонимов, антонимов, омонимов и др. Формы урока Г­ групповая. Индивидуальная. Технология – поисково­исследовательская. Оформление:  Выставка словарей. 2 Карта сказочного леса словарей. Презентация.  Конверты разных цветов с заданиями. Плакат, на котором изображен пейзаж. Ход     занятия. Уч. Ребята, Добрый день. На нашем занятии мы будем работать в группах (Приложение 1).  Я вам желаю творческого настроя, будьте активны,  внимательны, доброжелательны,  терпимы к высказываниям своих одноклассников. Слайд №1 Уч. Вспомним о правилах работы в группах (Приложение 2). Правило активности. Всякий должен быть активным Группа станет очень сильной. Правило корректности. Не оценивать суждений. Говорить о том, что нас Здесь волнует и сейчас. Правило  конструктивности. Ситуация проста: Должен каждый говорить  и проблему обсудить. Уч. Читая книгу, газету, журнал, слушая  радио, смотря телевизор, общаясь с друзьями,  наверняка, вы встречали незнакомые слова, выражения, которые вам непонятны.  И, конечно, возникает потребность понять их значение. К каким книгам вы в таких  случаях обращаетесь? (К словарям) А когда в диктанте сделали ошибку и необходимо выяснить написание орфограмм, к  какой книге обращаетесь? (К словарям) Вы изучаете английский язык, когда вы не знаете, как переводится слово, к какой  книге обращаетесь за помощью? (К словарю) Действительно, во всех перечисленных случаях мы обращаемся к словарям. Это  необходимая книга, первый помощник в учебе. 3 Словарь – сборник слов  в алфавитном порядке с пояснением, толкованием или  переводом на другой язык. Словари ­ наши помощники, они помогают нам учиться.  Словари помогают правильно писать слова, объясняют их значение, дают сведения о самых  разных предметах, рассказывают обо всём на свете. Следовательно, о чем  мы сегодня будем говорить? Правильно, о словарях Слайд №2. Объявляется  тема занятия. Уч. Сегодня мы с вами совершим путешествие по страницам словарей. Дорога наша будет  пролегать через сказочный лес.  Мы  познакомимся с разными словарями, будем учиться  ими пользоваться,  пополнять свой словарный запас, развивать в себе чувство слова. Эпиграф: «Словарь ­ это вселенная   в алфавитном порядке»                                              А. Франс     Мотивация   внеурочной   деятельности. Уч. Ребята, посмотрите, сколько у нас здесь словарей.  Рассмотрите их внимательно.             Что в них общего? (Учат, дают знания, расширяют кругозор)                                           В чем их разница? (Разное назначение, разные авторы.)  А кто авторы, составители словарей? Назовите их. Это огромная, титаническая  работа – составление словаря. Давайте, ребята, сегодня порадуем составителей словарей,  выполнив задания, которые они нам прислали.  Хотите их прочитать? Я надеюсь, вы сегодня сами научитесь составлять словарь. А когда станете    взрослыми, быть может, кто­то издаст свой собственный словарь.  Все слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Как вы думаете для чего?  Для удобства. Путешествие. Мы с вами отправляемся в путешествие, на пути будем любоваться лужайками с  травой, кустарниками, деревьями (Плакат с пейзажем). Обратите внимание на доску,  плакат с травой, кустом, деревом. Ваши книжечки – словари ­ в конце путешествия, если  ваши ожидания сбудутся, поместите  на дерево, если частично сбудутся – на куст, если  совсем не сбудутся – на траву.  Ученики делятся на три группы.  1 группа­ «Эрудиты» 4 2 группа – «Знатоки» 3 группа – «Уникумы» На столы устанавливаются таблички с названиями групп. За правильно выполненное задание дается команде ключ, на котором изображена  буква. Из полученных ключей в итоге команды должны составить слово из семи букв.  Чем  больше команда заработает ключей, тем легче будет составить слово.   Итак, перед каждой командой  лежат конверты разных цветов. Поочередно  вскрываем конверты и выполняем задания? Каждая команда вскрывает два конверта.             Конверт №1 Уважаемые пятиклассники, вам нужно выполнить  задание по  орфографическому словарю Д.Н.Ушакова, С.Е. Крючкова.  Перед вами самый простой и распространенный из всех словарей – орфографический. Но для того, чтобы быстро  найти нужное слово в словаре и узнать, как оно пишется, необходимо знать алфавит. Расставьте слова в алфавитном порядке. мастер март марево (марево, март, мастер) август автор авеню (август, авиа, автор) Расставьте фамилии в алфавитном порядке. Иванова, Иванов, Игонина Кулаева, Кривошеев, Кулагина, Кислякова Вставьте пропущенные буквы в слова: ч..хол, ч..рнила, р..мень, в..н..грет ; сп..ртакиада, р..сцвет, с..лют, пи..нино. Проверьте свой ответ по составленному мною орфографическому словарю. Я думаю вам  полезно будет узнать, что орфографическим словарем разрешено пользоваться и на ГИА  по русскому языку. Лопатин Владимир Владимирович Конверт №2.  Фразеологические словари включают фразеологические обороты – устойчивые  сочетания слов, которые имеют переносный смысл. Наиболее популярными и известными фразеологическими словарями являются сборники  С.В. Максимова «Крылатые слова», Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной «Крылатые слова», «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова. «Школьный фразеологический словарь русского языка» составлен Власом Платоновичем и  Анатолием Власовичем Жуковыми. Фразеологические словари объясняют значение и  нормы произношения. Задание: определите значение фразеологизмов, заменив их одним словом.  Яблоку негде упасть (тесно); 5         Хоть глаз выколи (темно); Хоть пруд пруди (много); Кот наплакал (мало); Не успел оглянуться (быстро); Черепашьим шагом (медленно); Ни свет, ни заря (рано); Рукой подать (близко); Из рук вон (плохо).  Конверт №3. Первый словарь иностранных слов относится к XIX веку. Он был  рукописным.Выделяется трехтомный словарь Н.М. Яновского. Самым полным в настоящее время является «Словарь иностранных слов» под редакцией И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова. «Школьный словарь иностранных слов» составили для нас Виктор Васильевич  Одинцов, Галина Петровна Смолицкая, Елена Ивановна Голанова и Инна Александровна  Василевская. Из этого словаря можно узнать происхождение слов, их значение,  грамматические особенности, нормы произношения и ударение.  Вам нужно определить, о каких заимствованных словах идет речь. 1.Учреждение, занимающееся собиранием и хранением редких памятников истории,  искусства. (Музей, греч.) 2.Мягкая подстилка для лежания, спанья. (Матрац, арабск.) 3. Мягкая мебель для сидения и лежания. (Диван, перс.) Конверт №4. По образованию Даль был хирургом. Он был также известным писателем (под  псевдонимом Казак Луганский), имел способности к технике. Но главным трудом всей его  жизни стало составление  толкового словаря. Это научный подвиг ученого. Слайд №5 Когда Владимир Иванович готовил свой труд к печати, работать ему приходилось   много, иногда до обмороков. В.Даль был одновременно и автором словаря, и редактором, и корректором. Ученый­языковед сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского  языка. Задание по толковому словарю С.И.Ожегова. Чтобы узнать лексическое значение слова, нужно обратиться к толковому словарю. А вы сейчас попробуйте определить слово по лексическому значению. 1) Заранее намеченный путь. (Маршрут). 6 2) Мысленно представлять себе что­нибудь. (Воображать). 3) Очень большой. (Огромный) 4) Желтый, с красноватым оттенком. (Оранжевый). 5) Знаки для обозначения звуков речи. (Буквы). 6 )Бледно­фиолетовый. (Лиловый). Конверт №5. Задание по этимологическому словарю Н.М. Шанского. Чтобы узнать происхождение того или иного слова или выражения, мы должны обратиться  к этимологическому словарю. Что общего между дачей и подарком? (Дарят.) Являются ли родственниками слова лебедь и лебеда? ( Да. Оба названия произошли от латинского слова «белый»: у лебедя белое оперение, а у лебеды белые цветы.) Что общего между городом и огородом? ( Город ­ ограда, забор, огород ­  огражденное  место). Конверт №6. В этих словарях помещены слова – друзья и слова – враги, это «Школьный словарь  антонимов русского языка» И.Р. Львова, где помещаются свыше 500 пар антонимов, и  «Краткий словарь синонимов русского языка» В.Н. Клюевой, содержащий около 3000 слов, которые помещены в синонимические гнезда. В словаре антонимов слова располагаются парами, а в словаре синонимов –  синонимическими рядами. Выполните задания по словарю синонимов и антонимов. Найдите в стихотворении  синонимы и в загадках – антонимы. Как много с ним канители, «Бураны, вьюги и метели – Как много шуму, толкотни, Как надоели мне они!» ­ Так проворчал Мороз угрюмый И речку льдом сковал без шума, Деревья скрыла седина, И наступила … Я – антоним слова «лето» В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я … Я – антоним к слову «смех», Не от радости, утех,­ Я бываю поневоле От несчастья и от боли, От обиды, неудач, Догадались? Это … 7 Я – антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна Называюсь …  Задание №7  Конкурс капитанов  команд – составление синквейна. Повторение жанра синквейна (Приложение 3). ПАМЯТКА. Синквейн ­ «белый стих», требующий синтеза информации в кратких выражениях.   Слайд №3  Синквейн     (от фр. Пять) – 5 строк Существительное  (тема) Прилагательное                    Прилагательное (описание темы) Глагол          ГлаголГлагол (описание действия) Фраза  (отношение к теме) Существительное (синоним, определяющий суть темы) Составление синквейна ­ произведение из 5 строк (белый стих). Словарь Умный, большой. Учит, помогает, подсказывает. Словари – наши друзья. Помощник. Из ключей составляется слово СЛОВАРЬ.  8 А теперь, ребята, давайте, порадуем словари: запишем предполагаемые ассоциации к слову  «СЛОВАРЬ»  Слайд №5 Что такое словарь? Ваши предполагаемые ассоциации.  С – СЛОВО Л – ЛЕКСИКА О – ОРФОГРАФИЯ В – ВСЕЛЕННАЯ А – АКТУАЛЬНОСТЬ Р – РАЗВИТИЕ Ь – ПОИСК и др. Рефлексия.  Ну и в конце путешествия я предлагаю взять каждому ваши словарики и прикрепить   на дерево, куст или траву. Если ваши ожидания сбылись, поместите  на дерево, если  частично сбылись – на куст, если совсем не сбылись – на траву.  Посмотрим на наши растения сказочного леса. Какое у нас получилось прекрасное дерево. Шикарный куст, кому еще надо расти. И роскошная травка, кому еще предстоит поучиться работать со словарями. Слайд №6 9

Конспект урока по русскому языку «Путешествие по страницам словарей».

Конспект урока по русскому языку  «Путешествие по страницам словарей».

Конспект урока по русскому языку «Путешествие по страницам словарей».

Конспект урока по русскому языку  «Путешествие по страницам словарей».

Конспект урока по русскому языку «Путешествие по страницам словарей».

Конспект урока по русскому языку  «Путешествие по страницам словарей».

Конспект урока по русскому языку «Путешествие по страницам словарей».

Конспект урока по русскому языку  «Путешествие по страницам словарей».

Конспект урока по русскому языку «Путешествие по страницам словарей».

Конспект урока по русскому языку  «Путешествие по страницам словарей».

Конспект урока по русскому языку «Путешествие по страницам словарей».

Конспект урока по русскому языку  «Путешествие по страницам словарей».

Конспект урока по русскому языку «Путешествие по страницам словарей».

Конспект урока по русскому языку  «Путешествие по страницам словарей».

Конспект урока по русскому языку «Путешествие по страницам словарей».

Конспект урока по русскому языку  «Путешествие по страницам словарей».

Конспект урока по русскому языку «Путешествие по страницам словарей».

Конспект урока по русскому языку  «Путешествие по страницам словарей».
Скачать файл