Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
07.10.2018
Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)
Конспект урока по русскому языку в 3 классе " Разбор слова по составу". УМК " Начальная школа 21 века" Цели урока: Образовательная: отработка разбора слова по составу по алгоритму; формировать умение находить слова к схемам. Развивающая: Способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления (внимания, умения устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно добывать знания, сравнивать, обобщать и делать выводы). Воспитательная: Создать условия для воспитания коммуникативной культуры общения и умения учащихся работать в парах. Используемые технологии:  проблемного обучения;  технология развития критического мышления через чтение и письмо.
мой урок.docx
Тема урока:«Разбор слова по составу. Словообразование» Цели урока: Образовательная:  отработка     разбора   слова   по   составу   по   алгоритму; формировать умение находить слова к схемам.       Развивающая:   Способствовать   развитию   познавательной   сферы   учащихся   и   логического мышления   (внимания,   умения   устанавливать   причинно­следственные   связи, самостоятельно добывать знания, сравнивать, обобщать и делать выводы).      Воспитательная:  Создать условия для воспитания коммуникативной культуры общения и умения учащихся работать в парах. Используемые технологии:   проблемного обучения;   технология развития критического мышления через чтение и письмо.  Используемые методы:  словесные;  наглядно­иллюстративные;  частично­поисковый;  диалогический. Используемые приемы:  диалог, побуждающий к формулированию проблемы. Используемые   формы   работы   с   детьми:  фронтальная,   индивидуальная, парная. Оборудование    :   раздаточный материал. Прогнозируемый результат (формируемые УУД):  регулятивные   (целеполагание,   планирование,   контроль,   коррекция, оценка);  познавательные   (общеучебные   УУД:  поиск   и   выделение   необходимой информации, моделирование, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство);   коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и  сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли, владение монологической и  диалогической речи в соответствии с нормами родного языка). Ход  урока. 1.Организационный момент. Здравствуйте, ребята!  Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь.  Посмотрите на меня. Я вам желаю хорошего настроения и интересной   работы на уроке.  А теперь давайте поприветствуем наших гостей.  Мы рады приветствовать сегодня здесь вас  Возможно есть классы и лучше , чем наш.  Но пусть в нашем классе вам будет светло Пусть будет уютно и очень легко, Поручено нам вас сегодня встречать, Но начнем же урок, не будем зря время терять. Садитесь. Я желаю сегодня каждому из вас добиться своего личного успеха.  А для этого  Слушайте внимательно. Объясняйте обстоятельно.  Ответить хотите – не шумите .  А только руку поднимите  Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом  относитесь друг к  другу всегда по – доброму, мыслите, работайте, творите прекрасное. – Подумайте, какие качества нужны для успешной работы на уроке ?  (Внимание, активность, старание, сообразительность …)  2..Чистописание.  Начнем мы с минутки чистописания Я тетрадь свою открою, под наклоном положу Я от вас друзья не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо не согнусь , за работу я возьмусь.   ум  верх  ев  ох  ом  од  еч Не шуми в лесу. И ты увидишь тишину. Ребята, вы выполнили это задание аккуратно и красиво.  Оцените себя  с помощью волшебной линеечки. На улице листопад и листочки с деревьев летят. Чтоб листочки сосчитать надо пальцы загибать.  На одной руке их пять, на другой руке их пять. Дружно кулачки всем сжать и немножко помахать.  3.Актуализация опорных знаний   Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно его  послушайте и скажите о чем идет речь в стихотворении? Слово делится на части,  ах какое это счастье! Может каждый грамотей   делать слово из частей! На конце любого слова  что – то долго ищет Вова Изменяемая часть  с другим словом держит связь Все же он её найдет   даже в рамочку возьмет Перед главной частью слова   строго пишется она И при помощи той части образуются слова После главной части слова   обозначен уголком он Его если заменить   другое слово можно получить. ­ Так о чем же идет речь в стихотворении? (о частях слова: корень,  приставка, окончание, суффикс) Сказка о составе слова ­   Так   вот!   В   одном   домике   –   слове   жили   приставка,   корень, суффикс и окончание. А слово это было ЗАГАДКА. Жили оно дружно, одной семьей, жили – не тужили, пока не поссорились.  Заявил как­ то корень: ­Я среди вас самый главный, вы без меня ничего не значите. На мне весь дом держится. Я – корень слова!.  Обиделись все, но перечить не стали. Корень, он и есть корень: значимая,   главная   часть   слова.   Только   зачем   же   задираться? Спорить   не   стали,   а   просто   взяли   и   ушли   из   родного   домика ЗАГАДКА, но не пропали!   Окончание пошло в гости к предложению.   ­ Что такое окончание? ( Окончание – изменяемая часть, которая служит для связи слов в предложении)   Суффикс тоже нашел себе друзей и менял их самым необычным образом    ­ Были одни слова, а образовались другие?  ­ Что такое суффикс?  ( Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)  е Приставка не скучала, подружилась с другими словами   ­ Что такое приставка  (   Приставка­   Это   часть   слова,   которая   стоит   перед   корнем   и служит для образования новых слов)  *Лексическое   значение   слова   приставка   –   приставить   то,   что приставлено, присоединено к чему – либо.  Один   корень   остался.  Сидит  злой,  нелюдимый,   все  его  домика сторонятся, уж очень неприятное слово стал обозначать – ГАД. Понял, что без друзей ничего не значит. Пришел к ним и попросил прощения.  ­ Ребята, как вы думаете, простили его друзья?  Конечно, простили. Они были очень добрыми и умели прощать. Все   вместе   они   вернулись   в   свой   любимый   домик.   Вот   они   и встретились!   КОРЕНЬ В корне – смысл, но не весь.  Главный, но не полный  ПРИСТАВКА Потому приставка есть  Смысл она дополнит.  СУФФИКС Рад я в этом ей помочь, После корня встать не прочь!  Ну и что ж, что после корня, ­  Все равно я всех проворней!  ОКОНЧАНИЕ Я слова все свяжу, хоть и временно,  Ведь не даром всю жизнь  Беззаветно служу  Я родному морфемному племени!  ­ О какой части слова забыли?  ОСНОВА Без окончания – часть слова, называюсь я основа.  4.Изучение нового материала   Тему сегодняшнего урока нам поможет определить учебник .Откройте учебник . Урок16. Как нам быстро найти урок? ­Надо посмотреть содержание.  ­Какая страница?   Страница39. ­Определим блок по которому будем работать. ­Мы будем работать в блоке «Как устроен наш язык» ­Что нас будет интересовать в этом блоке? ­ Мы откроем тайны русского языка.  ­ Кто из вас уже догадался, какая же тема урока? (разбор слова по  составу) Какие основные задачи мы сегодня перед собой поставим: ­На уроке мы с вами повторим все что знаем о частях слова, закрепим  умение правильно разбирать слова по составу, выполним много  интересных заданий. – Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+"то,   чего бы ты хотел достичь на уроке.         КАРТОЧКА ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ Я хотел   бы достичь У меня получилось Работать старательно и активно Выполнить записи в  тетради аккуратно и  без ошибок Научиться  разбирать слова по составу Научиться различать  способ образования  слов. Сегодня   ребята   мы   с   вами   отправимся   в   путешествие       в   страну Морфемику, где живут удивительные существа – морфемы  ­ Какие морфемы вы знаете?  (корень, приставка, окончание, суффикс). Сейчас я узнаю хорошо ли вы знаете морфемы к которым мы решили отправиться в гости. ( задания на листьях).  А теперь буду называть однокоренные слова к словам _лес,  ­сад , а вы если услышите слова с корнем лес – садитесь, если с корнем  сад – то хлопаете в ладоши стоите.       Лесник, садовник, лесной, садовый, пересадка, лесопилка, лесничий, садовод. А теперь обратимся к нашему главному помощнику_ учебнику У ч и т е л ь .   Витя   выполнил   полный   письменный   разбор   слова приозёрный. – Какую часть слова он находил в каждой строчке? Объясните, что для этого он делал п р и о з ё р н ы й     ( п р и о з ё р н о г о ,   п р и о з ё р н о м у ) , п р и о з ё р н ы й     ( о з е р о ,   о з е р ц о ,   о з ё р н ы й ) , п р и о з ё р н ы й     ( л е с н о й ,   д о р о ж н ы й ) , п р и о з ё р н ы й     ( п р и ш к о л ь н ы й ,   п р и м о р с к и й ) , п р и о з ё р н ы й .     ­ Составим алгоритм разбора слова по составу. Работа с памяткой. 1. Запиши слово 2. Измени слово и выдели окончание  3. Отдели окончание от основы и выдели основу 4. Подбери однокоренные слова и выдели корень. 5. Найди и обозначь приставку и суффикс. 2. Отработка алгоритма разбора слова по составу. ­   Какое   лексическое   значение   имеет   словоп р и м о р с к и й ( н а х о д я щ и й с я   у   м о р я   –   п р и   м о р е ) ­   К а к и е   ч а с т и   с л о в а   п о м о г л и   о б р а з о в а т ь   с л о в о п р и м о р с к и й ? К а к   н а з ы в а е т с я   э т о т   с п о с о б ? ­ П р и с т а в о ч н о   ­   с у ф ф и к с а л ь н ы й ­ Что называется словом  приморский  – предмет, признак предмета или действие? ­   З а д а н и е :   разберите слово  приморский  с использованием слов­ помощников из упражнения 2 (учебник).  п р и м о р с к и й     ( п р и м о р с к о м у   ,   п р и м о р с к о г о ) , п р и м о р с к и й     ( м о р е ,   м о р я к ) , п р и м о р с к и й     ( к а п и т а н с к и й ,   г о р о д с к о й ) , п р и м о р с к и й     ( п р и д о р о ж н ы й ,   п р и в о к з а л ь н ы й ) , п р и м о р с к и й . К а к и е   ч а с т и   с л о в а   п о м о г л и   о б р а з о в а т ь   с л о в о п р и м о р с к и й ? К а к   н а з ы в а е т с я   э т о т   с п о с о б ? ­ П р и с т а в о ч н о   –   с у ф ф и к с а л ь н ы й С к а ж и т е   к а к и м   с п о с о б о м   о б р а з о в а н ы   с л о в а : д о ж д и н к а ,   р а с п и с к а .   п р и х о д ,   с а м о л ё т . 5. Физкультминутка. Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазками.) Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо. Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх – вправо и вверх  – влево.) Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и  поморгать ими.) 6 .    Совершенствование самоконтроля и закрепление алгоритма  разбора слова по составу.  1. Работа в парах.  На какой вопрос мы должны дать ответ в упражнении 3? ­Надо проверить правильно ли Серёжа выполнил разбор слова по составу и исправить ошибки. ­Поработайте в парах и найдите Серёжины ошибки. 1) У форм слова подсвечник не выделены окончания; 2)В   слове   дворник   другой   суффикс   ,   а   значит   ,это   слово   не подходит   для   доказательства   наличия   суффикса   –ник­   в   слове подсвечник; 3) В слове подарок приставка не под­, а по­; 4) В последнем пункте не выделены основа и нулевое окончание; 5)В первом пункте разбора словагорный не выделена основа; 6)Слово горькийне является родственным к слову горный; 7)В последнем пункте не выделены окончание и основа          7.  Ф и з м и н у т к а 1.2­ топай, топай. 3,4­хлопай, хлопай. 1,2­улыбнись.3­4­ подтянись. Высоко попрыгали, ножками подрыгали. Крикнули « Привет» друг другу. Повернулися по кругу. А теперь все дружно вместе  Начинаем бег на месте.  Быстро, быстро побежали. Всё закончили, устали. 8 .   С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а а ) В ы п о л н и т ь   з а д а н и е   н а   к а р т о ч к е   1.Определите и подчеркните лишнее слово в каждой строчке: Честный, честь, чесночный, чествовать. Седло, седловина, седина, оседлать. Смешной, смешать, смех, смешить. 2.Опредете слова с приставкой «по­  и выделите из знаком (+). Поездка Полевой Поверить потемнеть Полезный 3. Определите слово, которое соответствует схеме: приставка­корень­суффикс­ окончание и укажите его знаком (+): крылышко Нагрузка Переход 4. Из предложенных слов выберите те, которые соответствуют данной схеме  и подчеркните  их. Грибник, хохотушка, засветит, комариный, сохранишь, подорожник, зорька б)Составь слово в)Работа в группах. Разделимся   на   две   группы.   Каждая   группа   должна   догадаться, какое слово задумано и записать его. Задание на карточке для первой группы    Приставка в этом слове такая же, как в слове  задумать. Корень – как в слове варить, суффикс , как в слове записка, окончание – как в слове открытка. Ответ: заварка Задание второй группе  Приставка   в   этом   слове   такая   же,   как   в   слове  подставка, корень,   как   в   слове  снежинка.суффикс   –   как   в   слове подоконник.  Окончание  ­   как   в   слове  книги.   Ответ: подснежники  г) Диагностические  задания   1 Определите способ образования каждого слова и напишите его в  соответствующую колонку таблицы: соавтор, приморский, краснота, подставить,  краснота, настольный, мудрость, подоконник, премилый, горец. Суффиксальный способ  образования Приставочный способ  образования Приставочно­ суффиксальный способ  образования 9.Домашнее задание Стр. 40  упр.№4 10. Итог урока. Рефлексия     ­­   Возьмите   карточки   личных   достижений   и   в   колонке   «У   меня получилось»   поставьте   плюсики.   Сравните   с   колонкой   «Я   хотел   бы достичь». Поднимите руки те, кто достиг поставленных задач. ­   Вы   реализовали   план   урока,   выполнили   успешно   все   задания. Действительно ученье нас объединяет, вы очень дружно работали. Мне кажется,   что   каждый   достоин   звания   «Знаток   темы».   Напомните, какой?   Достигли мы тех целей, которые вы ставили перед собой в начале  урока? Какой вид работы вам понравился больше всего? Были ли  сегодня на уроке задания которые вызвали затруднения?  Предлагается раскрасить нужный столбик таблицы: Я полностью и  самостоятельно  выполнял все  задания Я выполнял задания  хорошо, но иногда  мне требовалась  помощь товарищей  или учителя Я не смог  выполнить все  задания так, как    мне хотелось. Мне  надо еще  поучиться… Хочется сказать вам «Молодцы» вы старались выполнять задания. А теперь прищла пора проститься нам. Урок окончен. « До свидания»  Хорошо вы потрудились. Вот пора и отдыхать. Переменку веселитесь и начнем урок опять. ЛИТЕРАТУРА  1. Волина, В. Веселая грамматика / В. Волина. – М. : Знание, 1995. 2.  Иванов,   С.   В.  Русский   язык.   3   класс   :   учебник   для   учащихся общеобразоват.   учреждений   :   в   2   ч.   /   С.   В.   Иванов   [и   др.].   –   М. :Вентана­Граф, 2014. 3.  Беседы  с учителем. 3 класс четырехлетней начальной школы / под.ред. Л. Е. Журовой. – М. :Вентана­Граф, 2010      4. Интернет ресурсы

Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)

Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)

Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)

Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)

Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)

Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)

Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)

Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)

Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)

Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)

Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)

Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)

Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)

Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)

Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)

Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)

Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)

Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)

Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)

Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)

Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)

Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)

Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)

Конспект урока по русскому языку" Разбор слова по составу"( 3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2018