Этот урок - путешествие в 1 классе по учебнику Чураковой Н.А. Он позволяет формировать навык правописания слов с мягким знаком на конце и в середине слова ( между согласными);
-Развить умения применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; способствовать воспитанию внимательного отношения к слову;
Проект урока русского языка в 1 кл. терещенкова.docx
Проект урока русского языка в 1 классе
по теме « Разделительный мягкий знак»
по курсу Русский язык: 1класс: Учебник / Н. А. Чуракова; под ред. М.
Л . Каленчук. – 2 – е изд., испр.- М. : Академкнига / Учебник, 2012.- 96с.,
Тип урока: открытие новых знаний
Форма урока: урок - путешествие
Цель урока: формирование навыка правописания слов с мягким
знаком на конце и в середине слова ( между согласными);
-Развитие умения применять правила и пользоваться инструкциями и
освоенными закономерностями;
способствовать воспитанию внимательного отношения к слову;
Планируемые результаты УУД:
Предметные :
научатся употреблять разделительный мягкий знак в словах, писать
словарные слова,
Метапредметные :
- формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным
обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также
умений соотносить эти обозначения в учебнике, осуществлять
сравнение и выделять общее и различное;
-в сотрудничестве с учителем , классом находят несколько вариантов
решения учебной задачи;
-Развитие умения применять правила и пользоваться инструкциями и
освоенными закономерностями;
- подведение конкретного языкового материала под лингвистическую
схему;
-Осуществляют поиск нужной информации в учебнике;
-Допускают существование различных точек зрения;
Личностные:
-Знают и соблюдают основные моральные нормы поведения в классе, в
школе, в общественных местах.
-Осуществление самоконтроля процесса и результатов деятельности;
Оборудование : учебник, тетрадь на печатной основе, карта
путешествия, изображение сказочного персонажа, таблица.
Ход урока. 1. Мотивация к учебной деятельности.
Уч –ль: Начинаем урок!
Руки ?
Уч-ся: На месте.
Уч-ль: Ноги?
Уч-ся: На месте.
Уч-ль : Локти ?
Уч-ся:У края?
Уч-ль: Спина?
Уч-ся: Прямая.
Уч-ль: Итак, начнем урок.
2. Чистописание
Буква « р» перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
- Рассмотрите образец написания ь. А в чем секрет этой буквы?
( Она не обозначает звука).
Напишите ь
Нежно , капелькой , вот так.
- Прочитайте скороговорку.
У пенька опять пять опят.
Напишите по памяти.
3. Актуализация и фиксирование индивидуального
затруднения в пробном учебном действии.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие. А куда мы отправимся
путешествовать? Внимательно послушайте стихотворение:
В путешествие сегодня
Отправляемся, друзья.
В необычный город – сказку
Под названьем Мягкий знак.
- Куда мы отправляемся путешествовать? ( На доске карта города в
виде мягкого знака.)
- Вспомните . пожалуйста , что вы знаете об этой букве?
Д.: Мягкий знак не обозначает звука, служит для обозначения мягкости
согласных.
Уч-ль: В любом городе есть улицы, переулки, площади .Первая улица
города – « Мягкий знак»- это Словарный переулок. Здесь живут слова
из словарика, в написании которых есть Ь. Давайте вспомним жителей
этого переулка
4. Выявление места и причины затруднения. . Построение
проекта выхода из затруднения
.Работа в тетради для самостоятельной работы – Пиши правильно.
Дети находят слова в словарике с Ь знаком и записывают их.
После записи проводится проверка.
Коньки, пальто, морковь, картофель. Уч-ль: Что заметили при записи слов?
Д. : Ь знак обозначает мягкость согласных звуков.
5. Построение проекта выхода из затруднения
Уч-ль: А вот теперь другой случай!
Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова.
- Вставьте мягкий знак в слова, чтобы образовались новые слова.
На доске:
Пенки ( пеньки)
Ел ( ель)
Семя ( семья)
Коля (Колья )
- В этих словах спрятались буквы – близнецы. Имя одного вы уже
знаете – Ь знак. ( Показ рисунка). А вот имя второго –
разделительный мягкий знак. ( Показ рисунка).Правда, похожи?
Как же нам их различать?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с разделительным Ь знаком и
его ролью в словах. Будем учиться разделять звуки в словах.
6. Реализация построенного проекта.
А)* Наблюдение « Роль ь разделительного»
Запись на доске: пю – пью, лю – лью, чи – чьи. В чем
особенность написания этих слов?
Д: Они написаны с мягким знаком.
Уч-ль : А что случится со словами, если убрать ь ?
Д. : Они превратятся в слоги.
Уч-ль : Какую роль играет в этих словах Ь знак?
Д. : Разделяет согласную и гласную, чтобы они не стали слогом.
б) работа по учебнику
упр. 36, с. 71
- Сравните написание слов в каждой паре.
- Сравните произношение слов в каждой паре.
В) Чтение выводов ( слова Асырк и Ворона, учебник с. 71)
Выводы : буквы е, е, ю, я указывают на мягкость стоящих
перед ними согласных звуков!
Ь знак может указывать на мягкость стоящих перед ним
согласных звуков.
7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней
речи.
Мы продолжаем с вами путешествие по нашему сказочному
городу и подходим к Торговой площади. А встречает нас на
Торговой площади известный герой мультфильма.А пока он будет
рассказывать о себе в стихах , вы должны запомнить все слова с
разделительным Ь знаком.
Друзья , открою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья
Ем печенье, ем варенье.
Кто же это? ( показ картинки с изображением Карлсона).
- А сейчас Карлсон желает проверить, кто был самым
внимательным и запомнил все слова с разделительным Ь знаком, которые встретились в стихотворении. Запишите эти слова.
( комментируемое письмо).
Друзья, варенье, печенье, веселье, здоровье.
- Сколько слов у вас получилось?
Физкультминутка .
-На торговой площади много разных товаров. Закройте глаза и
представьте, что мы с вами идем по торговой площади, а вокруг
товары, в написании которых есть разделительный Ь знак.
- Какие товары вы увидели на торговой площади? ( Платья, ульи,
стулья, перья, колосья, коровье молоко, кукурузные хлопья).
Запишем их. Подчеркнем разделительный Ьзнак и гласную букву
после него.
- Карлсон предлагает купить нам в книжной лавке схему ( учебник
с. 72)
- Попробуйте ее объяснить.
- Прилетела наша помощница Летучая мышь. Прочитайте, что
написано на плакате.
( Ь знак не только показывает мягкость согласного звука перед
ним!
Если после него стоят буквы е, е, ю, я – Ь знак показывает, что
после него идет звук й , спрятанный в этих буквах.)
8.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- упр.37 с. 72( в парах) ( записать слова в два столбика: в первый –
мягкость согласного обозначается гл. буквой, во второй – слова с
разделительным Ь знаком)
Работа с правилом с. 72. ( Ь знак перед буквами Е, Е, Ю,Я-
называется разделительным).
9. Включение в систему знаний
Коллективная работа.
-Сопоставление Ь разделительного и Ь – показателя мягкости.( На
доске).
Ь – показатель мягкости
Ь - разделительный
1. Пишется на конце и в
1. Пишется в середине
слова.
2.После согласного.
3.Перед гласными Я, Е, Е, Ю,
И, когда слышится звук Й.
4..Показывает, что
согласный звук не сливается
с гласным
середине слова.
2. После согласного.
3. Перед согласным.
4. Показывает , что
согласный звук мягкий.
( Придумайте слова к каждой колонке)
- Вот и закончилось наше путешествие городу « Мягкий знак».
Мы познакомились с двумя братьями родными. У каждого из них
свой характер, своя работа. Младший брат – знак «
смягчительный» - очень добрый. Он дружит с мягкими согласными
и стоит в словах рядом с ними. Старший брат – знак разделительный - очень сварливый. Он
постоянно ссорится с гласными и согласными, часто встревает
между ними и не дает им дружить.
Господин Ь знак благодарит вас за проделанную работу. Мы
показали, что многое знаем и умеем.
10. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Продолжите предложения:
Сегодня мне удалось…
Мне стало понятным…
У меня возникло желание…
Если бы…
Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь?
Как работал на уроке наш класс?
(Что получилось лучше всего? Как работали? Допускали ли ошибки? Правильно ли
отвечали на вопросы?
- Русский язык очень интересный. В нем много тайн и секретов,
которые вам предстоит открыть на следующих уроках.
А сегодня – урок окончен!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.