В данном конспекте отражены такие важные цели и задачи как:
Формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся
• Совершенствовать умения выделять корень в слове;
• Развивать умения находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;
• Развивать умение различать синонимы и родственные слова
• Развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать;
• Формировать умения работать индивидуально, в парах и группах;
• Воспитывать бережное отношение к природе
конспект урока.doc
Тема
Цель
Задачи
Формируемые УУД
Основные понятия
Ресурсы:
основные
дополнительные
Этап урока
Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся
Совершенствовать умения выделять корень в слове;
Развивать умения находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;
Развивать умение различать синонимы и родственные слова
Развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать;
Формировать умения работать индивидуально, в парах и группах;
Воспитывать бережное отношение к природе
Личностные: обучающиеся научатся положительно относится к изучаемому русскому языку.
Регулятивные: научатся действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически
рассуждать.
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре, в группе.
Родственные слова, корень слова, синонимы,
Учебник В.П. Канакина.
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к
достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
УУД
Предметные
1. Орг. момент.
Самоопределен
ие к
деятельности
.
Организационн
ый момент,
положительная
мотивация к
уроку
.Обучающие
настраиваются
на учебную
деятельность
Давайте настроимся на работу. Сядьте поудобнее, закройте глаза и
повторяйте за мной: «Я на уроке внимателен и сосредоточен, мыслю ясно.
Мне ничего не мешает. Я готов к работе»
На уроке мы сегодня отправимся в путешествие, а куда отгадайте?
Город этот не простой, он дремучий и густой. (Лес)
Правильно мы с вами отправимся в лес. Лес это наше богатство. Его
надо беречь.
2.
Актуализация
знаний
1.Орфографиче
ская минутка
Подбор
синонимов
Впишите в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же
количества букв, что и соответствующие им слова.
Л Е С
Г О Р Е
М О Р О З
Подбирать
синонимы.
Повторить понятие
синонимы это слова,
которые
произносятся по
разному, а по смыслу
одинаковые или очень
близкие.
ЛичностныеУУД:
развитие навыков
самоорганизации
подготовки рабочего
места;
развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми
Метапредметные
резты:
Овладеют логическими
действиями сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации.
Научатся устанавливать
аналогии и причинно
следственные
связи,
построению рассуждений. 3. Постановка
учебной задачи
Цель.
Формулирование
темы урока.
Подведение к
цели урока в
беседе с
детьми
4.Закрепление
изученного
материала
Что такое
родственные
слова?
Учиться,
находить
родственные
корень в слове
слова,
выделять
Что такое
родственные
слова?
Учиться,
находить
родственные
корень в слове
слова,
выделять
Х О Т Е Т Ь
Т Е М Н О Т А
Итак, какие слова мы называем синонимами?
Учащиеся записывают следующие слова:
Бор, беда, стужа, желать, потемки.
На уроке продолжим изучение темы, начатой на предыдущих уроках.
Напомните мне её.
Какая задача стоит перед нами? Чему вы должны научиться?
находить в тексте
родственные слова,
Прослушав сказку, назовите родственные слова.
В густом зеленом ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие,
она была очень любопытна и часто задавала вопросы.
Почему, спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, на твоих ветках растут
шишки, а на моих нет?
Не огорчайся, отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках
появятся красивые твёрдые шишечки.
Почему, спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, к тебе в гости
часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты?
И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, успокаивала
Ёлочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок,
дятлов, клестов это самая лакомая еда.
Итак, какие родственные слова вы услышали в сказке?
Запишите эти слова в тетрадь и выделите общую часть знаком
Какая общая часть у всех этих слов?
Ёлочка, Ёлка, Ель, ельник, еловые.
Регулятивные
УУД:
Овладение
способностью принимать
и сохранять цели и задачи
учебной деятельности,
поиска
её
осуществления
средств
5.Физминутка
Если родственные слова – хлопните, если нет – топните.
Отдыхают,
Регулятивные Игра «Лишнее
слово»
6. «Открытие»
обучающимися
новых знаний
Цель.
Познакомить с
делением
существительны
х на три группы .
Беседа о
1.Учитель
загадывает
загадку.
2.
многозначных
словах
3.
Использование
словарей
4. Работа с
пословицами
1.Отгадывают
загадку
2.Работа со
словарем
3.Работа с
пословицами
4. Подбор
родственных
слов
настраиваются на
предстоящую работу.
Использование знаний
в новых условиях
Получат информацию
о составе слова.
Характеризуют
языковые единицы:
часть слова – корень.
Учиться списывать
предложение.
Развивать
орфографическую
зоркость.
Лиса, лисица, лист.
Сыр, сырость, сырок.
Лес , лесник, лестница, лесной.
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)
По каким признакам вы догадались, что это корень?
О каких значениях корня говорится в загадке?
Сколько значений у слова корень?
1) подземная часть растений;
2)
часть зуба, волоса
В словаре Ожегова значение корня описано так (чтение статьи из словаря
стр.290) Это слово имеет много значений. Оно многозначное.
2.Сказка Давно это было. На одной волшебной полянке поселились корни
Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень
разрастался, из него
появлялись словаветочки и назвали их
однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их назвали
родственными. Общую часть с тех пор так и зовут корнем. Из глубокого
уважения к родителю однокоренные слова соорудили корню домик, вот
такой уютный и округлый домик.
3.Слово корень часто употребляется в речи и в пословицах.
В чём смысл пословиц? Спишите, подчеркните безударные гласные.
Дерево сильно корнями, а человек своими трудами.
Человек без друзей что дерево без корней.
4.Слово с деревом похожи,
Ведь у слов есть корень тоже.
Он, конечно, самый главный
Выполняет всё исправно.
И назад, и вперёд
Слово от него растёт.
Часто так случается,
Корни повторяются.
В разные слова встают,
Общий смысл придают.
Как слова зовут такие?
Дети вместе однокоренные
Что называется корнем слова?
Признаки родственных слов?
Как пишется корень в родственных словах?
УУД:
формирование
установки на безопасный,
здоровый образ жизни
Научатся
использовать различные
способы
поиска
информации
(в
справочных источниках –
словарях)
Личностные УУД:
формировать отношения
к родному языку как к
духовной, культурно
исторической ценности
формировать
мотивации к творческому
труду.
Регулятивные
УУД: научатся
моделировать свой ответ.
Научатся бережному
отношению к природе. 7. Первичное
закрепление
Цель.
Закрепить
знания о
синонимах и
родственных
словах
8. Включение
новых знаний в
систему знаний
и повторение
Цель.
Включение
нового
знания в систему
изученного
материала.
9. Рефлексия
Цель.
Осознание
обучающимися
своей учебной
деятельности,
самооценка
результатов
деятельности
своей и всего
класса.
10 Подведение
итогов урока
11. Д/з.
Постановка
проблемной
игровой
ситуации,
использование
ИКТ
Работа с
электронным
приложением.
Работа в
группах.
Задание
заполнить
пропуски слов
в тексте
Вставляют в
текст
пропущенные
слова
Работа в
группах
1.Шли мы с вами по лесу, и вышли на опушку. А там живет Заяцхвастун,
хвалится , что все умеет, вот он подобрал пары родственных слов.
Докажи, что слова синонимы, а не родственные слова
Летчик – пилот, липкий – клейкий,
Быстро – скоро, правильно – верно.
Выделять группы
родственных слов
Различать слова
синонимы и
родственные слова
Прочитайте, вставьте в текст пропущенные слова по смыслу
Мы ездили в ……. . На ……… полянке видели домик……. . Там
растёт молодой ……… .
(Лес, лесника, лесок, лесной)
.
Овладеют навыками
смыслового чтения
текстов и подбор
слов.
Активизировать
использование речевых
средств и средств в
диалоге между детьми и
учителем для решения
коммуникативных и
познавательных задач.
Коммуникативны
е УУД:
Готовность
слушать собеседника и
вести
диалог.
Регулятивные
УУД: Овладение
способностью принимать
и сохранять цели и задачи
учебной деятельности
Вам даны карточки:
1. Жарко, жарится, печется.
2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо.
3. Чайка, чайник, чайный.
4. Лес, лестница, лесничий.
В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные
слова.
Проверьте работу у соседа по парте, оцените работу с помощью наших
знаков: !, +, .
Формировать умений
опознавать и
анализировать
единицы языка –
родственные слова
Как называется общая часть родственных слов?
Как подругому называются родственные слова?
Где нам могут пригодиться знания о родственных словах?
Обобщение знаний
Выполнить упражнение 354страница 78
Задает вопросы Осмысливают и
отвечают.
Оценивают
полученные
знания с
помощью
смайликов
Записывают в
дневники
Закрепят умение и
способности
к
логическим действиям
анализа,
сравнения,
синтеза,
обобщения,
построения рассуждений.
Регулятивные
УУД:
научатся действовать по
плану
Регулятивные
УУД: научатся
моделировать свой ответ.
Научатся оценивать
свою деятельность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.