Цель: формирование навыков синтаксического разбора словосочетания.
Задачи:
образовательные:
• повторить и обобщить знания учащихся о словосочетании;
• закрепить понятия словосочетание, главное и зависимое слово;
• закрепить знания по видам связи слов в словосочетаниях, их структуре;
• изучить порядок синтаксического разбора словосочетания;
• формировать навыки синтаксического разбора словосочетания;
развивающие:
• содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию языковой и коммуникативной компетенции;
воспитательные:
• формировать навыки контроля и самоконтроля;
• воспитывать патриотизм, любовь к своей малой родине.
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»
Конспект урока по русскому языку
«Синтаксический разбор
словосочетания».
Класс: 8
Учитель: Алимусаева А.М.
1
Цель: формирование навыков синтаксического разбора словосочетания.
Задачи:
образовательные:
повторить и обобщить знания учащихся о словосочетании;
закрепить понятия словосочетание, главное и зависимое слово;
закрепить знания по видам связи слов в словосочетаниях, их структуре;
изучить порядок синтаксического разбора словосочетания;
формировать навыки синтаксического разбора словосочетания;
развивающие:
содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию языковой
и коммуникативной компетенции;
воспитательные:
формировать навыки контроля и самоконтроля;
воспитывать патриотизм, любовь к своей малой родине.
Ход урока
I Организационный момент
II Тема урока. Постановка целей
Приветствие.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
В этот осенний день рада видеть вас и гостей на уроке.
— Садитесь те, у кого день рождения в октябре!
— Садитесь те, у кого день рождения осенью!
— Садитесь те, кто любит осень!
— Садитесь те, кто сегодня настроен творчески работать на уроке!
Мне очень приятно, что вы все готовы к уроку, и хочу поделиться своим хорошим настроением с вами.
2Пусть хорошее настроение не покидает вас, несмотря на то, что всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт
ветер. На память приходят слова А. С. Пушкина:
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей...
Всё чаще дуют ветрылистодёры, срывают с деревьев весь роскошный наряд. И ложится он золотым
ковром, прикрывая родную землю. Вот уже и первый снег припорошил дорожки.
И вдруг устанавливается вёдро: тёплые, ясные, тихие дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся
длинные паутинки... Воздух прозрачен и чист, дышится легко. Все это мы видим, слышим и радостно
на душе от этой красоты. Душа просит песни...
Ролик «Мой район Жамбылский»
— Понравилась вам песня?
— О чем она? (О любви к родному краю)
— Тема сегодняшнего урока тесно связана с темой любви к своей малой Родине. Вы научитесь делать
синтаксический разбор словосочетания. Прежде, чем перейти к теме синтаксического разбора
словосочетания, повторим то, что вам известно с прошлых уроков.
III Актуализация знаний. Повторение теоретического материала.
1.Терминологический диктант.
а) Два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически
(словосочетание)
б) Из каких слов состоит словосочетание (из главного и зависимого)
в) Какова связь между главным и зависимым словом в словосочетании (подчинительная)
г) Подчинительная связь, при которой с изменением формы главного слова изменяются и все формы
зависимого слова (согласование)
д) Подчинительная связь, при которой зависимым словом являются неизменяемые слова
(примыкание)
е) Образец, по которому строится словосочетание (схема)
ж) Раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний (синтаксис)
Взаимопроверка, результаты озвучиваются.
2. Коллективная работа. (Текст на карточках получает каждый учащийся)
Задание: выписать из предложений словосочетания.
Там, где озера и поля в белом краю берез,
Это родная сторона, мир моих светлых грез
Мой район Жамбылский, здесь моя земля,
Красотой чудесною славится она.
Шепчут нивы хлебные, золотом маня:
«Ты такая милая, Родина моя!»
Какие теоретические знания необходимо применить для выполнения задания?
— Знать определение словосочетания
3— Что не является словосочетанием.
Чтобы выделить словосочетание, нужно: найти грамматическую основу предложения, она не является
словосочетанием; при помощи вопросов выделить все словосочетания.
Выписанные словосочетания: нивы хлебные, красотою славится, в краю берез.
3. Работа у доски. Записать словосочетание, привести доказательства.
— Ребята, а какого типа словосочетаний не было в выписанных? (Примыкание)
— Придумайте словосочетание с таким видом подчинительной связи, запишите его. (Легко дышится)
4. Самостоятельная работа.
Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия, признаки, но только более точно, так как
зависимое слово уточняет смысл главного.
Задание: составьте словосочетания со значением «предмет и его признак», «действие и его признак»,
«действие и предмет, на который оно направлено», используя слова
истинный, подлинный, талантливый, государственный, преданность, потрясающе, поразительно,
замечательно, патриот, традиция, Родина.
Постарайтесь связать словосочетания с темой Родины.
Физминутка
IV. Изучение порядка синтаксического разбора словосочетания
Проецируется на доску. Комментированное чтение. Изучение плана разбора и образцов разбора, разных
по типу словосочетаний. 12 примера письменно.
V. Закрепление темы
По изученному плану выполнить в тетрадях синтаксический разбор выписанных словосочетаний.
VI. Итог урока
— С чем познакомились сегодня на уроке?
— Научились ли вы делать разбор словосочетания?
VII. Домашнее задание. Написать минисочинение о своей малой Родине. (56 предложений) Выписать словосочетания
с разными типами связи. Разобрать их.
VIII. Рефлексия
Учащимся раздаются цветные карточки в виде осенних листьев, предлагается записать на них
словосочетание, произвести их синтаксический разбор.
Самоанализ урока русского языка в 8 «А» классе
Тема: Синтаксический разбор словосочетаний
4
Тип урока: Обобщение ранее изученного материала
Форма урока: Комбинированный.
Оборудование: Интерактивная доска, карточки в виде осенних листьев, видеоролик.
Цель: формирование навыков синтаксического разбора словосочетания
На уроке решались следующие задачи:
образовательные:
повторить и обобщить знания учащихся о словосочетании;
закрепить понятия словосочетание, главное и зависимое слово;
закрепить знания по видам связи слов в словосочетаниях, их структуре;
изучить порядок синтаксического разбора словосочетания;
формировать навыки синтаксического разбора словосочетания;
развивающие:
содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию языковой
и коммуникативной компетенции;
воспитательные:
формировать навыки контроля и самоконтроля;
воспитывать патриотизм, любовь к своей малой родине.
Данный урок является завершающим в изучении темы «Словосочетание». При планировании урока были
учтены следующие факторы: возраст детей, индивидуальные особенности школьников.
На уроке применялись такие методы обучения: словеснорепродуктивный, наглядный, частично
поисковый, практический, объяснительноиллюстративный.
На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
На 1 этапе урока была использован психологический настрой к уроку. Проблемный вопрос помог при
объяснении нового материала. Таким образом, на уроке были созданы условия для активизации
деятельности учащихся.
При изучении нового материала были использованы: мультимедиапроектор, таблица «Способы связи слов
в словосочетании», схема «Синтаксический разбор словосочетания», работа с учебником. Для
пробуждения интереса к изучению темы использовались различные приемы и методы: практический,
словесно — наглядный, демонстрационный.
Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, взаимопроверка.
5Закрепление нового материала было дано в форме творческих заданий. Учебно—познавательная
деятельность учащихся на уроке была организована в форме индивидуальной работы. За урок учащиеся
получили положительные оценки.
Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности
учащихся на уроке.
Проведение физминутки способствовало снятию усталости у учащихся.
На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с учащимися. Школьники свободно
выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный
психологический климат на уроке.
В конце урока был подведен итог работы над темой, проведена рефлексия, тем самым направив учащихся
на обратную связь.
Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач
и изучения заявленной темы.
Метапредметный подход на уроке осуществлялся путём привлечения знаний учащихся из смежного
предмета (литературы).
Задачи урока реализованы, программные требования учтены.
6