Конспект урока по русскому языку «Синтаксический разбор словосочетания».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.05.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: формирование навыков синтаксического разбора словосочетания. Задачи: образовательные: • повторить и обобщить знания учащихся о словосочетании; • закрепить понятия словосочетание, главное и зависимое слово; • закрепить знания по видам связи слов в словосочетаниях, их структуре; • изучить порядок синтаксического разбора словосочетания; • формировать навыки синтаксического разбора словосочетания; развивающие: • содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию языковой и коммуникативной компетенции; воспитательные: • формировать навыки контроля и самоконтроля; • воспитывать патриотизм, любовь к своей малой родине.
Иконка файла материала урок слососочет.docx
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева» Конспект урока по русскому языку «Синтаксический разбор словосочетания». Класс: 8 Учитель: Алимусаева А.М. 1        Цель: формирование навыков синтаксического разбора словосочетания. Задачи: образовательные: повторить и обобщить знания учащихся о словосочетании; закрепить понятия словосочетание, главное и зависимое слово; закрепить знания по видам связи слов в словосочетаниях, их структуре; изучить порядок синтаксического разбора словосочетания; формировать навыки синтаксического разбора словосочетания; развивающие: содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию языковой  и коммуникативной компетенции; воспитательные: формировать навыки контроля и самоконтроля; воспитывать патриотизм, любовь к своей малой родине. Ход урока I Организационный момент II Тема урока. Постановка целей Приветствие. Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. В этот осенний день рада видеть вас и гостей на уроке. — Садитесь те, у кого день рождения в октябре! — Садитесь те, у кого день рождения осенью! — Садитесь те, кто любит осень! — Садитесь те, кто сегодня настроен творчески работать на уроке! Мне очень приятно, что вы все готовы к уроку, и хочу поделиться своим хорошим настроением с вами. 2Пусть хорошее настроение не покидает вас, несмотря на то, что всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт  ветер. На память приходят слова А. С. Пушкина: Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей... Всё чаще дуют ветры­листодёры, срывают с деревьев весь роскошный наряд. И ложится он золотым  ковром, прикрывая родную землю. Вот уже и первый снег припорошил дорожки. И вдруг устанавливается вёдро: тёплые, ясные, тихие дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся  длинные паутинки... Воздух прозрачен и чист, дышится легко. Все это мы видим, слышим и радостно  на душе от этой красоты. Душа просит песни... Ролик «Мой район Жамбылский» — Понравилась вам песня? — О чем она? (О любви к родному краю) — Тема сегодняшнего урока тесно связана с темой любви к своей малой Родине. Вы научитесь делать  синтаксический разбор словосочетания. Прежде, чем перейти к теме синтаксического разбора  словосочетания, повторим то, что вам известно с прошлых уроков. III Актуализация знаний. Повторение теоретического материала. 1.Терминологический диктант. а) Два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически  (словосочетание) б) Из каких слов состоит словосочетание (из главного и зависимого) в) Какова связь между главным и зависимым словом в словосочетании (подчинительная) г) Подчинительная связь, при которой с изменением формы главного слова изменяются и все формы  зависимого слова (согласование) д) Подчинительная связь, при которой зависимым словом являются неизменяемые слова  (примыкание) е) Образец, по которому строится словосочетание (схема) ж) Раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний (синтаксис) Взаимопроверка, результаты озвучиваются. 2. Коллективная работа. (Текст на карточках получает каждый учащийся) Задание: выписать из предложений словосочетания. Там, где озера и поля в белом краю берез, Это родная сторона, мир моих светлых грез Мой район Жамбылский, здесь моя земля, Красотой чудесною славится она. Шепчут нивы хлебные, золотом маня: «Ты такая милая, Родина моя!» Какие теоретические знания необходимо применить для выполнения задания? — Знать определение словосочетания 3— Что не является словосочетанием. Чтобы выделить словосочетание, нужно: найти грамматическую основу предложения, она не является  словосочетанием; при помощи вопросов выделить все словосочетания. Выписанные словосочетания: нивы хлебные, красотою славится, в краю берез. 3. Работа у доски. Записать словосочетание, привести доказательства. — Ребята, а какого типа словосочетаний не было в выписанных? (Примыкание) — Придумайте словосочетание с таким видом подчинительной связи, запишите его. (Легко дышится) 4. Самостоятельная работа. Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия, признаки, но только более точно, так как  зависимое слово уточняет смысл главного. Задание: составьте словосочетания со значением «предмет и его признак», «действие и его признак»,  «действие и предмет, на который оно направлено», используя слова истинный, подлинный, талантливый, государственный, преданность, потрясающе, поразительно,  замечательно, патриот, традиция, Родина. Постарайтесь связать словосочетания с темой Родины. Физминутка IV. Изучение порядка синтаксического разбора словосочетания Проецируется на доску. Комментированное чтение. Изучение плана разбора и образцов разбора, разных  по типу словосочетаний. 1­2 примера письменно. V. Закрепление темы По изученному плану выполнить в тетрадях синтаксический разбор выписанных словосочетаний. VI. Итог урока — С чем познакомились сегодня на уроке? — Научились ли вы делать разбор словосочетания? VII. Домашнее задание. Написать мини­сочинение о своей малой Родине. (5­6 предложений) Выписать словосочетания  с разными типами связи. Разобрать их. VIII. Рефлексия Учащимся раздаются цветные карточки в виде осенних листьев, предлагается записать на них  словосочетание, произвести их синтаксический разбор. Самоанализ урока русского языка в 8 «А» классе Тема: Синтаксический разбор словосочетаний 4        Тип урока: Обобщение ранее изученного материала Форма урока: Комбинированный. Оборудование: Интерактивная доска, карточки в виде осенних листьев, видеоролик. Цель: формирование навыков синтаксического разбора словосочетания На уроке решались следующие задачи: образовательные: повторить и обобщить знания учащихся о словосочетании; закрепить понятия словосочетание, главное и зависимое слово; закрепить знания по видам связи слов в словосочетаниях, их структуре; изучить порядок синтаксического разбора словосочетания; формировать навыки синтаксического разбора словосочетания; развивающие: содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию языковой  и коммуникативной компетенции; воспитательные: формировать навыки контроля и самоконтроля; воспитывать патриотизм, любовь к своей малой родине. Данный урок является завершающим в изучении темы «Словосочетание». При планировании урока были  учтены следующие факторы: возраст детей, индивидуальные особенности школь­ников. На уроке применялись такие методы обучения: словесно­репродуктивный, наглядный, частично­ поисковый, практический, объяснительно­иллюстративный. На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, само­стоятельная. На 1 этапе урока была использован психологический настрой к уроку. Проблемный во­прос помог при  объяснении нового материала. Таким образом, на уроке были созданы условия для активизации  деятельности учащихся. При изучении нового материала были использованы: мультимедиа­проектор, таблица «Способы связи слов  в словосочетании», схема «Синтаксический разбор словосочетания», ра­бота с учебником. Для  пробуждения интереса к изучению темы использовались различные приемы и методы: практический,  словесно — наглядный, демонстрационный. Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, взаимопроверка. 5Закрепление нового материала было дано в форме творческих заданий. Учебно—познавательная  деятельность учащихся на уроке была организована в форме индивидуальной работы. За урок учащиеся  получили положительные оценки. Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособно­сти и активности  учащихся на уроке. Проведение физминутки способствовало снятию усталости у учащихся. На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с учащимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный  психологический климат на уроке. В конце урока был подведен итог работы над темой, проведена рефлексия, тем самым направив учащихся  на обратную связь. Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения постав­ленных задач  и изучения заявленной темы. Метапредметный подход на уроке осуществлялся путём привлечения знаний учащихся из смежного  предмета (литературы). Задачи урока реализованы, программные требования учтены. 6

Посмотрите также