Конспект урока по русскому языку «Состав слова» 3 класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература +1
3 кл
20.11.2018
Данный материал будет полезен учителям начальной школы, воспитателям, студентам педагогических колледжей и вузов. Данный материал соответствует возрастным особенностям младших школьников. Урок очень насыщен различными заданиями по данной теме. Материал может быть использован на уроках русского языка как при изучении нового материала, так и при его закреплении.
План-конспект внеурочного занятия по русскому языку. 3 класс.docx
Конспект урока по русскому языку «Состав слова» 3 класс
Автор: Малышева Юлия Владимировна, учитель начальных классов МБОУ Гимназии № 3 городского округа город
Шарья Костромской области
Тема
Цель
Задачи
Планируемый
результат
Состав слова
1.Обобщение знаний по русскому языку, по пройденным темам.
2. Развитие навыков грамотной устной и письменной речи.
3.Расширение кругозора и словарного запаса учащихся, воспитание любви к русскому языку.
1.Познавательная: закрепить знания по пройденным темам, формировать знания о составе слова, о
приставках корнях, суффиксов, окончаниях, основах слова.
2. Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое
чутьё, орфографическую зоркость.
1.Ожидаемые результаты:
Предметные УУД: Знать: понятие корень слова, суффикс, приставка, окончание.
Уметь:находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные
слова, выделять корень.
2.Метапредметные УУД:
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать
приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимать и сохранять задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или
самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в данных материалах .
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать
собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ресурсы:
основные
дополнительные
учебник;
рабочая тетрадь;
компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация,карточки
Этапы
занятия
1
2
Содержание этапа
Здравствуйте, ребята! Меня зовут ФИО и сегодня занятие по русскому языку проведу у вас я. Итак
давайте проверим, все ли у вас готова на столах. У кого все готово, поставьте руку на локоток и
поднимите глаза на меня.
Русский зык могуч и велик. Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого
сомнения. В. Г. Белинский
. Итак, приглашаю всех отправиться в “царство Русского языка”. Не забудьте взять с собой быстроту
мыслей, находчивость, смекалку, сообразительность, взаимопомощь. А с нами в путь пойдет Незнайка. Он
будет помогать нам путешествовать по стране и внимательно следить за вами. А в конце нашего мероприятия
он выявит настоящего математика с помощью смайликов, которые он будет выдавать за правильный ответ.
Вы готовы?
Тогда в путь.
Чтобы достать ключ от царства нам надо решить первое задание.
Послушайте внимательно и отгадайте часть слова.
Я общая часть родственных слов.
3.
1.
Во мне заключается смысл. 2.
3.
Я – самая главная часть,
Без меня все слова бессмыслица.
Я приставлена к слову,
Без него не могу, как без мамы.
И если меня ты отделишь, дружок,
То сразу предлогом я стану.
За Корнем Я
Обогрел местечко.
Не словом угодил,
А лишь словечком.
Река большая превратится в речку,
Лес в лесника,
А печь всего лишь в печку.
Вот мы и достали ключ.
4.
Чтобы добраться до королевства нам надо прыгать по полянкам, но на полянках могут быть трудности.
Но я уверена, что справитесь, верно?
Полянка 1.
Соберите слова из частей.
Бег раз,
сказ рас,
дом ик,
стол ик
смотр –про
лесник
гоноб
резоб мамочка
Полянка 2.
Вам даны слова . От данных слов при помощи суффиксов образуйте новые слова. К ОК ИК
ЁК ЮШК
ТРОПА
СНЕГ
ДОМ
ОГОНЬ
ПОЛЕ
Полянка 3.
Его корень в слове «взять»
Приставка в слове «замолчать»
Суффикс в слове «сказка»
Окончание в слове «рыбка»
1.Завязка
2.Рыбалка
3.сказочка
Его корень в слове «снежинка»
Приставка в слове «подъехал»
Суффикс в слове «лесник»
Окончание в слове «ученики»
1.Подснежники 2.Снеговики
3.Подснежник
Его корень в слове «ходит»
Приставка в слове «наплыл»
Суффикс в слове «кружка»
Окончание в слове «компьютера»
1.находит
2.находка
3.ходит
Его корень в слове «ходит»
Приставка в слове «поломка»
Суффикс в слове «лодочка»
Окончание в слове «слава»
1.поход
2.походочка
3.поломочка
Его корень в слове «возит»
Приставка в слове «поход»
Суффикс в слове «рыбка»
Окончание в слове «туча»
1.тучка
2.повозка
3.повозочка
Полянка 4. Составьте как можно больше слов с приставками, как у данных слов. ( по рядам)
1) Подъезд
2) Загород
3) Вход
Полянка 5.
Найдите лишнее слово.
1) Подъезд, выход, забор
2) Кот, лес, блеск, крыша
3) Город, гороховый, загородный, пригород
4) Пакет, обед, забег
5) Велосипед, теплоход, вездеход, дырокол
Полянка 6.
1) От данных глаголов образуй глаголы, которые обозначают, что действие закончено. Отметь
приставки.
считал – рисовал – читал –
2) Подчеркни слова с приставкой по.посадка, помощь, полка, покрасить, полный
3) Распределите слова в зависимости от их состава в три группы. Запишите. Объясните выбор
признака объединения слов.
Лес, лесник, лесок, перелесок, дождь, дождливый, доро¬га, подорожник, головушка, свет,
рассветный, подставка, доброта, город.
Полянка 7. Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице.
Соединив все части – получите слово.
Ученики знакомятся с содержанием таблицы
ПРИСТАВКА КОРЕНЬ СУФФИКС ОКОНЧАНИЕ СЛОВО
походка слово сестрицы река
налетели ученик куст молчит
коньки мудрец старость домик
Полянка 8.
Лингвистическая сказка.
Давно это было. Нашли люди корень сад и подумали: “Что с ним делать?” А корень и говорит:
“Посадите меня, и я разрастусь в большое дерево”. Посадили люди корень, стал он расти. Сначала
один росток пустил, потом второй, третий... Много ростков появилось от корнясад. Вот такое выросло Чудодерево, на котором вместо фруктов растут новые слова.
(Вывешивается иллюстрация дерева с корнем сад).
Какие слова выросли из корня сад?
Что общего у всех слов? (Значение)
Как называются слова этого дерева? (Однокоренные или родственные)
Дополните дерево новыми словами.
(у доски)
Давайте посадим дерево с корнем –цвет . Интересно, какие слова вырастите вы на этом дереве?
Вот мы поливаем дерево водой. И появляется росток, еще росток...(Дети записывают слова на листочках,
а учитель прикрепляет их к дереву).
Любые ли слова могут вырасти на нашем дереве? (Нет, только родственные, т.е. однокоренные).
Полянка 9. Вот мы и дошли до королевства Русского языка. Сложно вам было?
Понравилось ли вам наше путешествие?
А как же нам вернуться обратно, в гимназию? Давайте спросим у Незнайки. Может быть он знает?
Незнайка не верит, что нам было так легко и мы со всем справились. Он ответит на наш вопрос, если мы
выполним его сложное задание.
Чтение сказки “Чужак”. (Тексты распечатаны).
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке
греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по
камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в
свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
– Подчеркните родственников Воды.
– Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель).
– Почему гости не сразу приметили чужака? (В этих словах одинаковый корень –ВОД. Но смысл этих
слов разный. Вода – это прозрачная жидкость, водитель –тот, кто водит машину. Следовательно,
однокоренные слова у этих слов будут разные.)
Не поможете ли вы слову “водитель” найти своих родственников? (Водитель водит, водительский,
вождение)
Дайте определения: 1) Лук (из которого стреляют, продукт)
2) Ключ ( дверной, ручей, ответ)
3) Коса (инструмент, волосы)
4) Лавка (магазин, скамейка)
5) Кран (строительный, для воды)
6) Звезда (на небе, на экране)
Молодцы ребята. Закройте глаза и посчитайте до 3. Тогда мы вернемся обратно.
Вот наше путешествие и подошло к концу. У кого больше 10 смайликов, тот и стал настоящим
математиком сегодня, активно работал и помогал Незнайке.
У вас на партах лежат карточки разных цветов: красного и синего. Если вам понравилось занятие –
поднимите красную карточку, если занятие вам показалось скучным, то поднимите синюю карточку.
Опустите карточки.
Спасибо за работу.
Конспект урока по русскому языку «Состав слова» 3 класс
Конспект урока по русскому языку «Состав слова» 3 класс
Конспект урока по русскому языку «Состав слова» 3 класс
Конспект урока по русскому языку «Состав слова» 3 класс
Конспект урока по русскому языку «Состав слова» 3 класс
Конспект урока по русскому языку «Состав слова» 3 класс
Конспект урока по русскому языку «Состав слова» 3 класс
Конспект урока по русскому языку «Состав слова» 3 класс
Конспект урока по русскому языку «Состав слова» 3 класс
Конспект урока по русскому языку «Состав слова» 3 класс
Конспект урока по русскому языку «Состав слова» 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.