Урок по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями» (7 класс)
На уроке реализуются принципы: доступности, научности, наглядности.
На протяжении всего урока используется компьютерная поддержка (презентация).
Т.С.О.: мультимедийный проектор, компьютер.
Для развития познавательного интереса семиклассникам предложены творческие задания. Для развития навыков контроля и самоконтроля ученикам предлагается проверочная работа с последующей самопроверкой.
В процессе работы у семиклассников будут развиваться социально-коммуникативная и информационная компетенции.
Урок рассчитан на учащихся со средним темпом работы.
После изучения темы «Правописание не с причастиями» учащиеся
должны знать:
Условия выбора написания НЕ с причастиями
должны уметь:
· правильно писать не с причастиями
· разграничивать приставку не- и частицу не- с причастиями
· логически излагать свои мысли
· правильно ставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом
· аргументировать ответы
· находить и исправлять ошибки.
Цели и задачи 1 урока:
Цели урока: 1.знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями;
2.уметь находить условия слитного или раздельного написания не с причастиями, правильно писать
не с причастиями (НЕ с краткими причастиями и НЕ с причастиями при наличии или отсутствии зависимого слова);
3.воспитывать познавательный интерес к предмету, воспитывать грамотного участника коммуникативного процесса.
Задачи:
Обучающие:
· формировать умение правильного написания не с причастиями;
◦ формировать умение правильно решать тестовые задания на изучаемую орфограмму;
· формировать умения находить и исправлять ошибки в примерах со слитным и раздельным написанием не- с разными частями речи;
Развивающие:
· развивать умения видеть проблему (орфографическую задачу), находить пути решения проблемы (орфографической задачи), аргументировать ответы, сравнивать, обобщать и классифицировать, логически излагать свои мысли
Воспитательные:
· содействовать развитию познавательного интереса к предмету;
· содействовать формированию грамотного участника коммуникативного процесса; личности, испытывающей потребность в новых знаниях, умениях и навыках.
Оборудование
1. Мультимедийный проектор
2. Компьютер
3. Таблица – алгоритм действий
4. Тестовые задания
Ход урока.
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Мы продолжаем изучать причастия, правописание причастий. Как всегда начинаем урок с орфоэпической минутки.
• начавший
• начатый
• движимый
• прибывший
• создан
• создана
2.Актуализация знаний. Переход к новой теме.
Сегодня нам нужно решить следующую несложную орфографическую задачу (Представьте, что вы в 11 классе, на экзамене по русскому языку) :
(Слайд: 1 вариант.
В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1. Говорил (не) правду, а ложь.
2. Это была далеко (не)интересная история.
3. Ты (не)выучил правило.
4. (Не)кому было пожаловаться.
2 вариант.
В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1. Всех поразила его (не)брежность.
2. Почуяв (не)знакомый запах собаки залаяли.
3. Учитель нашёл (не)замеченную мною ошибку.
4. Желтело одуванчиками (не)вспаханное поле.
(Проверяем с подробным объяснением. Второй вариант задания дети ещё не могут решить, т. к. не знают правила написания НЕ с причастиями. Вернуться к этому заданию учитель предлагает после усвоения новой темы.)
Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. (Слайд)
Цель урока: Знать условия выбора слитного и раздельного написания с причастиями. (Слайд)
3.Новая тема. Правило вы будете выводить сами! Сделать это будет необыкновенно легко, так как вы хорошо знаете, как пишутся с НЕ существительные и прилагательные. Начнём с повторения.(Слайд)
· Имена существительные и прилагательные пишутся с НЕ слитно, если…………………………………………………………………………………………………………………………Например: неряха, небрежный….…..
· Существительные и прилагательные пишутся с Не слитно, если их можно заменить………………………………………….Например: недобрый – злой, недруг – враг,……….
· Существительные и прилагательные пишутся с НЕ раздельно, если………………………………………………………………….Например: Не друг, а враг; не добрый, а злой;………………..
· Имена прилагательные пишутся с НЕ раздельно, если…………………… Например: ничуть не выразительный, отнюдь не красивый,………………….
В правиле о написании НЕ с причастиями есть три пункта, присущие только причастию, а , а два повторяют уже известные правила для существительных и прилагательных. Подумайте и сделай те вывод о правописании НЕ с причастием. (Слайд)
· НЕ с причастиями пишется слитно, если………………………..Например: недоумевающий, ненавидящий…
· НЕ с причастиями пишется слитно, если нет…………………. Например: невспаханное, незасеянное….. (Предлагаю данный пункт правила заполнить последним.)
· НЕ с причастиями пишется раздельно, если есть………….Например: не исследованные, а глухие; не написанная, а напечатанная…..)
· НЕ с причастиями пишется раздельно, если есть………….Например: не прочитанная до конца; не пришедшая вовремя….
· НЕ с причастиями пишется раздельно, если………………….Например: не сделана, не сложена……
Если вы пока не разобрались с этими правилами, я предлагаю вам просмотреть грамматическую сказку (сказку показывали учащиеся 5 класса, т. к. они обучались в другую смену) может, что-то и проясниться.
О том, как Не искала друзей среди Причастий
Шла по дорожке одинокая Не. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:
— Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!
Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая Не побрела дальше на поиски друга. Видит — навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним — другое, с противопоставлением и с союзом а.
Увидев Не, они только отмахнулись, сказав грубо: .
— Ну тебя! — и пошли дальше.
Не совсем потеряла надежду и хотела было заплакать, как вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:
— Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без Не я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!
Они обнялись и сразу стали неразлучны. Они даже запели весёлую песенку.
И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие. Оно сказало невесело:
— Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а. Я совершенно одинокое Причастие.
Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.
И друзья побежали к новым приключениям.
Переведите сказку на язык науки.
Проверьте свои предположения по учебнику – правило стр.65.
4.Закрепление. Сегодня на уроке мы с вами поговорим как раз о тех ранее незнакомых нам пунктах правила, присущих только причастию.
А) Выполним упражнение 133. (Начало – фронтально с доской, затем самостоятельно с последующей проверкой, первый закончивший – оценка в журнал + цифра 1 у доски)
Вот сейчас, я думаю, можно вернуться к нерешённому нами тестовому заданию (задание теста 2 вариант, которое не могли решить, не зная правила).
Ученики находят правильное решение и аргументируют свой ответ)
Б)Физминутка «Слитно-раздельно». Слитно – хлопаем, раздельно – топаем. Ненапечатанный листок, не напечатанный мною листок, незасеянные поля, непрочитанная книга, не проверенная учителем работа, нерассказанная легенда, не прекращавшийся весь день дождь, не усвоившие правила ученики (судя по выполнению физминутки, отсутствуют в нашем классе)
Б) А сейчас мы посетим комнату неряхи и опишем её.(Слайд) Один учащийся записывает на развороте доски, а остальные самостоятельно, с последующей проверкой.
Спишите, раскрывая скобки: Комната (не)проветрена. (Не)убранная вовремя постель смущает пришедшего товарища. Пол давно (не)мыт; пыль на серванте, на книжных полках и даже на телевизоре (не)вытерта. Цветы (не)политы. На столе разбросаны (не)убранные со вчерашнего вечера книги, газеты, ручки, наклейки.
Надеюсь, что ваша комната без приставки и частицы НЕ.
5.Вывод: Что узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
6.Контроль- рефлексия:
Мини – тест «Слитно – раздельно» (Слайд)
ü (не)собранные грибы
ü никем (не)собранные ягоды
ü тетради (не) собраны
ü (Не)вспаханная земля
ü ещё (не) вспаханная земля
Учащиеся самостоятельно делают вывод о качестве усвоения правила (в мини-тесте пять заданий, что соответствует максимальной оценке).
7.Оценки за урок.
8.Домашнее задание: Выучить правило стр.65. Упражнение 132. *(Индивидуально, по желанию)Составить мини-тест или карточку по теме урока.(Слайд)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.