Конспект урока по русскому языку в 6 классе,,Правописание не с причастиями"
Оценка 4.6

Конспект урока по русскому языку в 6 классе,,Правописание не с причастиями"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
10.02.2017
Конспект урока по русскому языку в 6 классе,,Правописание не с причастиями"
В школе ученик старается овладеть русским языком. Хорошее знание языка поможет ему в дальнейшем активно участвовать во всех сферах общественной и производственной жизни. Особенно важно научить учащихся видеть проблему, стараться разрешить её, максимально успешно подготовить учащихся к тестовой форме испытаний. Практика показала, что учащиеся испытывают затруднения при написании НЕ с разными частями речи. Особенно много ошибок допускают учащиеся при написании НЕ с причастиями.Конспект урока
Урок по теме НЕ с причастиями.docx

Урок по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями» (7 класс)

На уроке реализуются принципы: доступности, научности, наглядности.

На протяжении всего урока используется компьютерная поддержка (презентация).

            Т.С.О.: мультимедийный проектор, компьютер.

            Для развития познавательного интереса семиклассникам предложены  твор­ческие задания. Для развития навыков контроля и самоконтроля ученикам предлага­ется проверочная работа с последующей самопроверкой.

В процессе работы у семиклассников будут развиваться социально-комму­никативная и информационная компетенции.

Урок рассчитан на учащихся со средним темпом работы.

После изучения темы «Правописание не с причастиями» учащиеся

должны знать:

Условия выбора написания НЕ с причастиями

должны уметь:

·         правильно писать не с причастиями

·          разграничивать приставку не- и  частицу не- с причастиями

·          логически излагать свои мысли

·          правильно ставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом

·          аргументировать ответы

·          находить и исправлять ошибки.

 

 

Цели и задачи 1 урока:

 

Цели урока: 1.знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями;

                        2.уметь находить условия слитного или раздельного написания не с причастиями, правильно писать

                                        не с причастиями (НЕ с краткими причастиями и НЕ с причастиями при наличии или отсутствии зависимого слова);

                       3.воспитывать познавательный интерес к предмету, воспитывать грамотного участника коммуникативного процесса.

Задачи:

Обучающие:

·           формировать умение  правильного написания не с причастиями;

          формировать умение правильно решать тестовые задания на изучаемую орфограмму;

·           формировать умения находить и исправлять ошибки в примерах со слитным и раздельным написанием не- с разными   частями речи;

           Развивающие:

·           развивать умения видеть проблему (орфографическую задачу), находить пути решения проблемы (орфографической  задачи), аргументировать ответы, сравнивать, обобщать и классифицировать, логически излагать свои мысли

Воспитательные:

·           содействовать развитию познавательного интереса к предмету;

·           содействовать формированию грамотного участника коммуникативного процесса; личности, испытывающей  потребность в новых знаниях, умениях и навыках.

 

Оборудование

1.      Мультимедийный проектор

2.      Компьютер

3.      Таблица – алгоритм действий

4.      Тестовые задания

Ход урока.

 

1. Орг. момент.

            Здравствуйте, ребята, садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Мы продолжаем изучать причастия, правописание причастий. Как всегда начинаем урок с орфоэпической минутки

 

      начавший

      начатый

      движимый

      прибывший

      создан

      создана

2.Актуализация знаний. Переход к новой теме.

Сегодня нам нужно решить следующую несложную орфографическую задачу (Представьте, что вы в 11 классе, на экзамене по русскому языку) :

(Слайд:  1 вариант. 

В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1.    Говорил (не) правду, а ложь.

2.    Это была далеко (не)интересная история.

3.    Ты (не)выучил правило.

4.    (Не)кому было пожаловаться.

2 вариант.

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1.      Всех поразила его (не)брежность.

2.      Почуяв (не)знакомый запах собаки залаяли.

3.      Учитель нашёл (не)замеченную мною ошибку.

4.      Желтело одуванчиками (не)вспаханное поле.

(Проверяем с подробным объяснением. Второй вариант задания дети ещё не могут решить, т. к. не знают правила написания НЕ с причастиями. Вернуться к этому заданию учитель предлагает после усвоения новой темы.)

 

            Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. (Слайд)

            Цель урока: Знать условия выбора слитного и раздельного написания с прича­стиями. (Слайд)

3.Новая тема. Правило вы будете выводить сами! Сделать это будет необыкновенно легко, так как вы хорошо знаете, как пишутся с НЕ существительные и прилагательные. Начнём с повторения.(Слайд)

·         Имена существительные и прилагательные пишутся с НЕ слитно, если…………………………………………………………………………………………………………………………Например: неряха,  небрежный….…..

·         Существительные и прилагательные пишутся с Не слитно, если их можно заменить………………………………………….Например: недобрый – злой, недруг – враг,……….

·         Существительные и прилагательные пишутся с НЕ раздельно, если………………………………………………………………….Например: Не друг, а враг; не добрый, а злой;………………..

·         Имена прилагательные пишутся с НЕ раздельно, если……………………  Например: ничуть не выразительный, отнюдь не красивый,………………….

В правиле о написании НЕ с причастиями есть три пункта, присущие только причастию, а , а два  повторяют уже известные правила для существительных и прилагательных. Подумайте и сделай те вывод о правописании НЕ с причастием. (Слайд)

·          НЕ с причастиями пишется слитно, если………………………..Например: недоумевающий, ненавидящий

·         НЕ с причастиями пишется слитно, если нет…………………. Например: невспаханное, незасеянное….. (Предлагаю данный пункт правила заполнить последним.)

·         НЕ с причастиями пишется раздельно, если есть………….Например: не исследованные, а глухие; не написанная, а напечатанная…..)

·         НЕ с причастиями пишется раздельно, если есть………….Например: не прочитанная до конца;  не пришедшая вовремя….

·         НЕ с причастиями пишется раздельно, если………………….Например: не сделана, не сложена……

Если вы пока не разобрались с этими правилами, я предлагаю вам просмотреть грамматическую сказку  (сказку показывали учащиеся 5 класса, т. к. они обучались в другую смену)  может, что-то и проясниться.

О том, как Не искала друзей среди Причастий

Шла по дорожке одинокая Не. Вдруг она увидела Краткое При­частие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:

— Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!

Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча про­шло мимо. Погрустневшая Не побрела дальше на поиски друга. Видит — навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависи­мыми словами, а за ним — другое, с противопоставлением и с союзом а.

Увидев Не, они только отмахнулись, сказав грубо: .

— Ну тебя! — и пошли дальше.

Не совсем потеряла надежду и хотела было заплакать, как вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:

— Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без Не я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!

Они обнялись и сразу стали неразлучны. Они даже запели ве­сёлую песенку.

И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто оди­ночное!) Причастие. Оно сказало невесело:

Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопостав­ления с союзом а. Я совершенно одинокое Причастие.

Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизон­те появятся зависимые от тебя слова или неприятное противо­поставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.

И друзья побежали к новым приключениям.

 

Переведите сказку на язык науки.

Проверьте свои предположения по учебнику – правило стр.65.

 

4.Закрепление. Сегодня на уроке мы с вами поговорим как раз о тех ранее незнакомых нам пунктах правила, присущих только причастию.

А) Выполним упражнение 133. (Начало – фронтально с доской, затем самостоятельно с последующей проверкой, первый закончивший – оценка в журнал + цифра 1 у доски)

Вот сейчас,  я думаю, можно вернуться к нерешённому нами тестовому заданию (задание теста 2 вариант, которое не могли решить, не зная правила).

Ученики находят правильное решение и аргументируют свой ответ)

Б)Физминутка «Слитно-раздельно». Слитно – хлопаем, раздельно – топаем. Ненапечатанный листок, не напечатанный мною листок,  незасеянные поля, непрочитанная книга,  не проверенная учителем работа, нерассказанная легенда, не прекращавшийся весь день дождь, не усвоившие правила ученики (судя по выполнению физминутки, отсутствуют в нашем классе)

Б) А сейчас мы посетим комнату неряхи и опишем её.(Слайд) Один учащийся записывает на развороте доски, а остальные самостоятельно, с последующей проверкой.

Спишите,  раскрывая скобки: Комната (не)проветрена. (Не)убранная вовремя постель смущает пришедшего товарища. Пол давно (не)мыт; пыль на серванте, на книжных полках и даже на телевизоре (не)вытерта. Цветы (не)политы. На столе разбросаны (не)убранные со вчерашнего вечера книги, газеты, ручки, наклейки.

Надеюсь, что ваша комната без приставки и частицы НЕ.

5.Вывод: Что узнали сегодня на уроке?

      Чему научились?

6.Контроль- рефлексия:

Мини – тест «Слитно – раздельно» (Слайд)

ü  (не)собранные грибы

ü  никем (не)собранные ягоды

ü  тетради (не) собраны

ü  (Не)вспаханная земля

ü  ещё (не) вспаханная земля

Учащиеся самостоятельно делают вывод о качестве усвоения правила (в мини-тесте пять заданий, что соответствует максимальной оценке).

7.Оценки за урок.

8.Домашнее задание: Выучить правило стр.65. Упражнение 132. *(Индивидуально, по желанию)Составить мини-тест или карточку по теме урока.(Слайд)

 

 

      


 

Урок по теме «Слитное и раздельное написание

Урок по теме «Слитное и раздельное написание

Таблица – алгоритм действий 2

Таблица – алгоритм действий 2

В правиле о написании НЕ с причастиями есть три пункта, присущие только причастию, а , а два повторяют уже известные правила для существительных и прилагательных

В правиле о написании НЕ с причастиями есть три пункта, присущие только причастию, а , а два повторяют уже известные правила для существительных и прилагательных

Б )Физминутка «Слитно-раздельно»

Б )Физминутка «Слитно-раздельно»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017