Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему:"Причастие"
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему:"Причастие"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл—7 кл
09.11.2019
Конспект урока  по русскому языку в 7 классе на тему:"Причастие"
Причастие это особая форма глагола которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой . что делающий , что сделавший. данный конспект предназначен для учащихся 7 классов.так как причастие проходят в 7 классе. Особая форма глагола причастие не всем дается легко.
001832bc-559f7743.doc
ЦЕЛИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ­ Ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия;  формирование умения различать причастия и прилагательные. РАЗВИТИЕ РЕЧИ: ­Составление связного устного рассказа на лингвистическую тему;  обогащение синтаксического строя речи учащихся путем использования  причастий. ПОПУТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ: Грамматические признаки прилагательных и глагола. ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: 1.Компьютер и проектор. 2.Раздаточные карточки по теме урока. 3.Тесты для первичного контроля. ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: 1.Число. 2.Тема урока. 3.Слева­ слова В.И.Даля. 4.Справа­ слова М.В.Ломоносова.  1 ТЕМА УРОКА:                         ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ                          «Причастие­«часть речи, причастная(т.е. близкая)  глаголу, в образе прилагательного».  (В.Даль) «Сии глагольные имена служат к сокращению  человеческого слова, заключая в себе имени  и глагола силу».  (М.Ломоносов) 1.ОРГ,МОМЕНТ. 2.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА, На прошлом уроке мы завершили повторение имени прилагательного и  глагола. Сегодня мы познакомимся с новым понятием ПРИЧАСТИЕ. (Для объяснения используем теннисный мячик) А)У меня в руках мяч. ­Назовите признаки мяча: по форме­ круглый; по величине­ маленький; по материалу­ резиновый, плюшевый, лохматый… по назначению­ теннисный. ­Какие части речи мы использовали для этого.(Прилагательные) ­Что можно сказать об этих именах прилагательных, какие признаки  предмета­ постоянные или временные­ они называют? (Постоянные) Б) Произведем(поиграем) с этим мячом некоторые действия. ­Какие признаки приобретает мяч? Мяч какой?(Летящий, падающий,  упавший, пойманный, катящийся, прыгающий…)Это признаки мяча по  действию: падающий­ падает(наст.вр.); летевший­ летел(прош.вр.) ­Какие признаки мы называем­ постоянные или временные?(Временные) ­А вот в будущем времени можно сказать­ мяч падает(Какой мяч будет  завтра?) Мы не можем назвать будущий признак.  ­Почему?(Временный признак в будущем времени быть не может) 2 (На экране появляется таблица)                                                                                                                     МЯЧ                                  Какой? Круглый Желтый Маленький Резиновый Плюшевый Лохматый                                 Какой? Падающий (от падать­ сам  падает) Летящий (от лететь – сам  летит) Прыгающий (от прыгать­ сам         прыгает) Упавший(от упасть­сам упал) Пойманный (кто­то поймал)             ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ                                 ПРИЧАСТИЯ ­Обратите внимание, что прилагательные мы можем заменить  симнонимом(антонимом)­ прилагательным(желтый­рыжий), причастие мы  можем заменить сочетанием «местоим.+ глагол», от которого образовано  данное причастие (летящий­ который летит). В)Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака,  обозначенного прилагательным? СДЕЛАЕМ ВЫВОД: причастие обозначает признак предмета по действию,  проявляющийся во времени; он не является постоянным.                  (На экране появляется таблица)            Признаки прилагательного, глагола, причастия…             ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Обозначает признак предмета                                                         ПРИЧАСТИЕ                                   Обозначает признак предмета по действию ПРИЗНАКИ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО 1.Какой? 2.Род. 1.Что делать? и др. 2.Лицо.                      ГЛАГОЛ Обозначает действие предмета         ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА 3 3.Число. 4.Род. 5.Возвратность. 6.Время. 7.Пеходность. 8.Вид. 9.Наклонение. 10.В предложении ­сказуемое. 3.Число. 4.Изменяется по падежам 5.Имеет полную и краткую  форму. 6.Согласуется с  существительным. 7.В предложении ­определение и  сказуемое                                                ПРИЗНАКИ ПРИЧАСТИЯ  1.Какой? Что делающий?                                7.Возвратность.  2.Род.                                                                    8.Вид.  3.Падеж.                                                             9.Время(наст.и Прош.)  4.Полная и краткая формы.                           10.Дейстствит. и страдат. 5.Число.                                                              11.В предложении­ определение                                                                     6.Согласуется с существительным.               и сказуемое  ­СДЕЛАЕМ ВЫВОД: А) Какую часть речи поясняет прилагательное? А причастие?(имя  существительное) Б)Как изменяются прилагательные? Причастия? (Одинаково, по числам,  падежам) В)Послушайте вывод Петра Чеснокова: (На экране появляются слова) Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. Г)СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ: (Ученик у доски) Морозы не могут сковать бушующую водную стихию. ­Какими частями речи выражены определения? ­Прочитаем эпиграфы к нашему уроку и объясним смысл каждой. ­Какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие? ­Какие признаки глагола имеет причастие? 3.ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА: А)Откройте учебник на стр.24, прочитаем пар.№9. 4 Б)А теперь составьте рассказ о причастии по данному плану( План  проецируется на экран) В) (НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ЗАДАНИЯ: 1­ «ТРЕТЬЕ ЛИШНЕЕ» 2­Подберите к прилагательным и причастиям, подходящие по смыслу  существительные .Выделите суффиксы прилагательных и причастий.) Г)Прочитайте отрывок из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин» (Текст на экране): Вспомним с нами отступавших, Помолившихся за нас. Воевавших год иль час, Павших, без вести иль час, Провожавших, вновь пропавших, Нам попить воды подавших, Помолившихся за нас. ­Найдите причастия и определите их роль в данном отрывке. 4.ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.(Тесты) 5.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБ. упр.№56+ проверка тестов. 6.ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ ТЕСТА И УРОКА. 7.Д/З                                                                           5 Самоанализ урока по теме:  Причастие как часть речи ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА: ТИП УРОКА­ изучение, первичное закрепление и контроль знаний. ЦЕЛЬ УРОКА: ­ознакомление учащихся с грамматическими  признаками причастия;  формирование умения различать причастия и прилагательные. РАЗВИТИЕ РЕЧИ: ­составление связного устного рассказа на лингвистическую тему; обогащение синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий. ПОПУТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ: ­грамматические признаки прилагательных и глагола. CПЕЦИФИКА УРОКА­ судя по реакции класса, тема урока вызвала  определенные трудности для восприятия. СТРУКТУРА УРОКА –  1.Орг.момент.­ настрой на трудовую деятельность.(1 мин) Цели:  Воспитательная­ организованность(учитель­ учащиеся)                                           Готовность к уроку                                           Вежливость (учитель­ учащиеся)            Образовательный­ умение быстро настроиться на учебный процесс                                             6 Обе эти цели должны работать на проявление интереса к предмету. 2. Объявление новой темы и вывод по предыдущей теме.­ Главный этап (20  мин) Триединая дидактическая задача­ воспитательная­ настроить на внимание и                     на восприятие нового материала                    Образовательная­ развитие общеучебных умений: связывать новый  материал с   ранее изученным                      Развивающая­ формирование мотивов деятельности, развитие  связной речи СУМ­ отбор материала:             Игра с мячом             Карточки­№1 таблица; работа с учебником; карточка №2 с планом(для работы по развитию речи); №3 игра «Третий лишний»; №4 (отличи  прилагательное и причастие); №5 работа со стихотворением­ анализ . МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: 1)коллективный – игра с мячом(учитель­класс), доска­ класс. 2)индивидуальный­ работа с учебником 3)в парах( с карточками) 4)фронтальная­ ответы с места по цепочке. СТИМУЛИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ: 1)формирование интереса к учебе(подбор разнообразного материала и игра) 2)формирование ответственности. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: 1)игра, 2)работа с доской 3)работа по карточкам 4)работа с учебником ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 1)общеклассная (с доской, игра) 2)фронтальная(опрос, ответы на вопросы) 3)индивидуальная(учебник) 4)в парах (карточки) 5)восприятие на слух РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ: В процессе всего урока(проверка усвоения нового материала) МОТИВАЦИЯ НА УСПЕШНОЕ УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ: ­ спокойная обстановка на уроке 7 ­ использование методов поощрения ­ подбор разнообразных примеров ­ игра в начале урока 1У. Первичная проверка новых знаний. ЦЕЛИ: воспитывающая­ самостоятельность, внимание, аккуратность              Образовательная­ выявление трудностей в усвоении нового материала             Развивающая­ развитие логического мышления, рачи. (работа по карточкам) У.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ЗНАНИЙ И ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ: ЦЕЛИ: ­воспитательная­ внимание, выделение главного, аккуратность. ­ образовательная­ проверка усвоения нового материала. ­ развивающая­ самостоятельность, вдумчивость, логическое мышление,  самоконтроль. У1. Подведение итогов теста и урока.  У11.Инструктаж по Д/З 8

Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему:"Причастие"

Конспект урока  по русскому языку в 7 классе на тему:"Причастие"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему:"Причастие"

Конспект урока  по русскому языку в 7 классе на тему:"Причастие"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему:"Причастие"

Конспект урока  по русскому языку в 7 классе на тему:"Причастие"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему:"Причастие"

Конспект урока  по русскому языку в 7 классе на тему:"Причастие"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему:"Причастие"

Конспект урока  по русскому языку в 7 классе на тему:"Причастие"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему:"Причастие"

Конспект урока  по русскому языку в 7 классе на тему:"Причастие"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему:"Причастие"

Конспект урока  по русскому языку в 7 классе на тему:"Причастие"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему:"Причастие"

Конспект урока  по русскому языку в 7 классе на тему:"Причастие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2019