Открытый урок в 8 классе
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
Цель: научиться чётко различать простое и составное глагольное сказуемое.
Задачи:
- закрепить сведения о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать умение различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления;
- развивать лингвистическую компетентность: умение анализировать текст, оперировать терминами, строить связное устное высказывание;
- прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности.
Тип урока: комбинированный
Форма урока:
Оформление: использование мультимедиа
Раздаточный и дидактический материал: карточки-задания
ХОД УРОКА.
1) Организационный момент.
2) Слово учителя.
Сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых. В течение урока повторим сведения о простом глагольном сказуемом и поговорим о составном глагольном сказуемом. К концу урока вы должны научиться чётко различать простое и составное глагольное сказуемое.
3) Повторение сведений о предложении.
Восстановите определения:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ … и … - это грамматическая основа предложения. По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … . Грамматическая основа односоставных предложений состоит из … . Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … . Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …, …, … и отвечает на вопросы … .
|
4) Повторение признаков простого глагольного сказуемого:
А) тестовое задание:
Какое из предложений содержит простое глагольное сказуемое? (запись на доске)
1)Я мечтаю о добром, порядочном друге.
2) Я хочу скорее стать взрослым.
3) Я буду учиться в университете.
4) Я могу ответить на все вопросы.
( 1 предложение)
Запишите отрывок из стихотворения А. Блока
1Медлительной чредой нисходит день осенний,
Медлительно крутится желтый лист,
И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист.
Душа не избежит невидимого тленья.
А.Блок
- Выразительно прочитайте записанное.
- Объясните значение слов:
чредой - (неполногласное сочетание), чередой, по очереди.
нисходит – уходит (нис- – приставка старославянского происхождения, придаёт слову торжественный оттенок).
тленье – здесь: постепенный распад, разрушение.
- Какое настроение создают строки стихотворения?
- Какова тема данного отрывка?
(Ничто на земле не вечно, всё рано или поздно погибает. Не избежать этой участи и человеческой душе).
- С чем автор сравнивает угасание души человеческой?
(С осенним вечером, опадающими листьями).
- Продолжая мысль о душе, Блок заканчивает стихотворение так:
2.Так, каждый день стареется она,
И каждый год, как желтый лист кружится,
Все кажется, и помнится, и мнится,
Что осень прошлых лет была не так грустна.
(5 января 1900)
- В данном отрывке найдите и подчеркните грамматические основы, в составе которых есть простые глагольные сказуемые.
- В каком наклонении стоят выделенные сказуемые?
- Итак, чем может быть выражено простое глагольное сказуемое?
- Рассмотрите таблицу, вспомните, что вы знаете о простом глагольном сказуемом.
ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ выражается в форме изъявительного, условного, повелительного наклонения а также может быть выражено: 1) глаголом в форме сложного будущего времени: Я буду писать тебе часто. 2) глаголом быть со значением наличия, существования: У него есть всё, что необходимо для охоты. 3) фразеологизмами, в составе которых есть спрягаемая форма глагола: Природа так явно бросалась в глаза человеку. 4) междометной формой глагола: А он прыг в воду и поплыл.
ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ ВЫРАЖАЮТСЯ ОДНИМ СЛОВОМ
|
6) Понятие о составном глагольном сказуемом.
- Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
|
= |
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ
грамматическое значение (наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род) и дополнительное лексическое значение |
+ |
НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА
лексическое значение |
- Сравните предложения:
Он писал сочинение. – Он продолжает писать сочинение. – Он начал писать сочинение.
- Чем отличаются сказуемые? Как вы думаете, какой из глаголов несёт основное лексическое значение, а какой – дополнительное?
- Какой глагол несёт грамматическое значение?
- Назовите, на что указывает вспомогательный глагол.
Обобщение.
- Что включает в себя составное глагольное сказуемое?
- Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?
- Какую роль играет вспомогательный глагол?
- Как вы думаете, можно ли один вспомогательный глагол заменить другим?
(Это возможно: Он не захотел писать сочинение. Он закончил писать сочинение).
Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.
Основные вспомогательные глаголы |
||||
Начало, конец, продолжение действия |
Желательность, возможность, необходимость действия |
Эмоциональная оценка действия |
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов |
Фразеологические сочетания |
начать стать закончить приняться продолжить прекратить |
уметь успеть желать мечтать хотеть стараться |
любить нравиться надеяться бояться стыдиться готовиться |
рад должен готов обязан достоин |
иметь желание сделать усилие дать согласие |
6) Закрепление.
А) упр. 105 (для слабых учащихся – списать, подчеркнуть основы).
Б) Для сильных учащихся: Давайте попробуем найти в отрывке из стихотворения Николая Заболоцкого составные глагольные сказуемые.
Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!
Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в чёрном теле И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвёт.
Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Н.Заболоцкий
|
- Назовите и запишите составные глагольные сказуемые.
(Не позволяй лениться, обязана трудиться, не разрешай спать, вздумаешь дать поблажку).
- Назовите в каждом сказуемом глагол, который несёт основное лексическое значение.
- В каком наклонении стоят вспомогательные глаголы?
7) Работа в группах.
Раздать тексты стихотворений (сильной группе)
(Не) правда с правдою (не) знает(?)ся.
Бе…честье с чес…ностью (не) дружит.
Бездушье вовсе (не) стесняет(?)ся
Признат(?)ся, что оно бездушье.
Нахальство говорит в открытую:
«Ты что, (не) видишь? Я – нахальство!»
И скромность может (не) ра…считывать
На снисхождение зазнайства.
И ум у глупост… в немилост…,
Добро и худо – не знакомы.
Плюсы пр…тягивают минусы
Лишь по физическим законам. (Ф.Кривин)
- О каких качествах личности идёт речь в стихотворении?
- Какой вывод можно сделать, прочитав стихотворение?
(Непорядочные люди с порядочными, как плюсы и минусы, никогда не сходятся. Чистота и доброта, порядочность и честность притягиваются.)
Задание: списать стихотворение, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы. 1 группа : объяснить правописание, 2 группа: подчеркнуть простые и составные глагольные сказуемые.
8)Выписать номера предложений с составным глагольным сказуемым, основу из 5 предложения. (ЕГЭ-минутка)
(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. (4)Вместо человека чести – человек принципов…
(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?
(предложение 5, 6)
8) Домашнее задание.
Упр 103, стр.52 учебник. Подобрать отрывки из любимых стихотворений, выделить в них составные глагольные сказуемые.
9) Подведение итогов.
Рефлексия: что узнали на уроке? что запомнилось? как оцениваете собственную работу?
Открытый урок в 8 классе
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
Цель: научиться чётко различать простое и составное глагольное сказуемое, …
Задачи:
- закрепить сведения о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать умение различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления;
- развивать лингвистическую компетентность: умение анализировать текст, оперировать терминами, строить связное устное высказывание;
- прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности.
Тип урока: комбинированный
Форма урока:
Оформление: использование мультимедиа
Раздаточный и дидактический материал: карточки-задания
ХОД УРОКА.
1) Организационный момент.
2) Повторение пройденного. Слово учителя. Сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых. В течение урока повторим сведения о простом глагольном сказуемом и поговорим о составном глагольном сказуемом. К концу урока вы должны научиться чётко различать простое и составное глагольное сказуемое.
А) Повторение сведений о предложении.
Восстановите определения:
Б) Повторение признаков простого глагольного сказуемого:
А) тестовое задание: Какое из предложений содержит простое глагольное сказуемое? (запись на доске) 1)Я мечтаю о добром, порядочном друге. 2) Я хочу скорее стать взрослым. 3) Я буду учиться в университете. 4) Я могу ответить на все вопросы.
Г) Запишите отрывок из стихотворения А. Блока 1Медлительной чредой нисходит день осенний, Медлительно крутится желтый лист, И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист. Душа не избежит невидимого тленья. А.Блок
- Выразительно прочитайте записанное. - Объясните значение слов:
чредой. нисходит тленье
- Какое настроение создают строки стихотворения? - Какова тема данного отрывка?
- С чем автор сравнивает угасание души человеческой?
- Продолжая мысль о душе, Блок заканчивает стихотворение так:
2.Так, каждый день стареется она, И каждый год, как желтый лист кружится, Все кажется, и помнится, и мнится, Что осень прошлых лет была не так грустна. (5 января 1900)
- В данном отрывке найдите и подчеркните грамматические основы, в составе которых есть простые глагольные сказуемые.
- В каком наклонении стоят выделенные сказуемые? - Итак, чем может быть выражено простое глагольное сказуемое?
- Рассмотрите таблицу, вспомните, что вы знаете о простом глагольном сказуемом.
|
Подлежащее и сказуемое
Односоставные и двусоставные Подлежащего и сказуемого
Подлежащего или сказуемого главный сказуемым кто или что главный действие что делает предмет, каков предмет, что такое
1, потому что сказуемое состоит из одного глагола МЕЧТАЮ
чредой - (неполногласное сочетание), чередой, по очереди. нисходит – уходит (нис- – приставка старославянского происхождения, придаёт слову торжественный оттенок). тленье – здесь: постепенный распад, разрушение.
(Ничто на земле не вечно, всё рано или поздно погибает. Не избежать этой участи и человеческой душе).
(С осенним вечером, опадающими листьями).
День нисходит, кружится лист
В изъявительном наклонении
Простое глагольное сказуемое может быть выражено глаголом |
ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ выражается в форме изъявительного, условного, повелительного наклонения а также может быть выражено: 1) глаголом в форме сложного будущего времени: Я буду писать тебе часто. 2) глаголом быть со значением наличия, существования: У него есть всё, что необходимо для охоты. 3) фразеологизмами, в составе которых есть спрягаемая форма глагола: Природа так явно бросалась в глаза человеку. 4) междометной формой глагола: А он прыг в воду и поплыл.
ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ ВЫРАЖАЮТСЯ ОДНИМ СЛОВОМ
|
2. Основная часть. Знакомство с новым материалом. Понятие о составном глагольном сказуемом.
- Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
|
= |
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ
грамматическое значение (наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род) и дополнительное лексическое значение |
+ |
НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА
лексическое значение |
- Сравните предложения:
Он писал сочинение. – Он продолжает писать сочинение. – Он начал писать сочинение.
- Чем отличаются сказуемые? Как вы думаете, какой из глаголов несёт основное лексическое значение, а какой – дополнительное? - Какой глагол несёт грамматическое значение? - Назовите, на что указывает вспомогательный глагол.
Обобщение. - Что включает в себя составное глагольное сказуемое? - Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение? - Какую роль играет вспомогательный глагол? - Как вы думаете, можно ли один вспомогательный глагол заменить другим? (Это возможно: Он не захотел писать сочинение. Он закончил писать сочинение).
Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.
|
Первое предложение – простое глагольное сказуемое Во втором и третьем предложении 2 глагола в роли сказуемых. Вспомогательный глагол На время, лицо, род
Два глагола – вспомогательный глагол и инфинитив
Неопределенная форма глагола
Грамматическое значение
(Это возможно: Он не захотел писать сочинение. Он закончил писать сочинение).
|
Основные вспомогательные глаголы |
||||
Начало, конец, продолжение действия |
Желательность, возможность, необходимость действия |
Эмоциональная оценка действия |
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов |
Фразеологические сочетания |
начать стать закончить приняться продолжить прекратить |
уметь успеть желать мечтать хотеть стараться |
любить нравиться надеяться бояться стыдиться готовиться |
рад должен готов обязан достоин |
иметь желание сделать усилие дать согласие |
6) Закрепление. А) упр. 105 (для слабых учащихся – списать, подчеркнуть основы).
Б) Для сильных учащихся: Давайте попробуем найти в отрывке из стихотворения Николая Заболоцкого составные глагольные сказуемые.
- Назовите и запишите составные глагольные сказуемые.
- Назовите в каждом сказуемом глагол, который несёт основное лексическое значение. - В каком наклонении стоят вспомогательные глаголы?
7) Работа в группах. Раздать тексты стихотворений (сильной группе) (Не) правда с правдою (не) знает(?)ся. Бе…честье с чес…ностью (не) дружит. Бездушье вовсе (не) стесняет(?)ся Признат(?)ся, что оно бездушье. Нахальство говорит в открытую: «Ты что, (не) видишь? Я – нахальство!» И скромность может (не) ра…считывать На снисхождение зазнайства. И ум у глупост… в немилост…, Добро и худо – не знакомы. Плюсы пр…тягивают минусы Лишь по физическим законам. (Ф.Кривин) - О каких качествах личности идёт речь в стихотворении? - Какой вывод можно сделать, прочитав стихотворение? (Непорядочные люди с порядочными, как плюсы и минусы, никогда не сходятся. Чистота и доброта, порядочность и честность притягиваются.)
Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы объяснить правописание, подчеркнуть простые и составные глагольные сказуемые.
8)Выписать номера предложений с составным глагольным сказуемым, основу из 5 предложения. (ЕГЭ-минутка)
(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. (4)Вместо человека чести – человек принципов… (5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь? (предложение 5, 6)
8) Домашнее задание. Упр 103, стр.52 учебник. Подобрать отрывки из любимых стихотворений, выделить в них составные глагольные сказуемые.
9) Подведение итогов. Рефлексия: что узнали на уроке? что запомнилось? как оцениваете собственную работу?
|
Авсеева Саша, Авсеева Рада, Баранова Саша, Сивашов Илья, Крылатова Рита,
Александров, Рябинкин, Краснов, Тарасов, Шориков, Зуева, Колбасина Настя.
(Не позволяй лениться, обязана трудиться, не разрешай спать, вздумаешь дать поблажку).
В изъявительном и повелительном (не позволяй)
(Непорядочные люди с порядочными, как плюсы и минусы, никогда не сходятся. Чистота и доброта, порядочность и честность притягиваются.)
(предложение 5, 6) Чувство может устареть,
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.