Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему:"Синонимы"
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему:"Синонимы"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл—7 кл
09.11.2019
Конспект урока  по русскому языку в 8 классе на тему:"Синонимы"
данный конспект предназначен для учащихся 5,6. классов так как многие затрудняются при нахождении синонимов в предложении.Синонимы это близкие по значению слова например ветер буран пурга. Материал разнообразен по своей структуре. Учащиеся слабой успеваемостью могут решать поставленные задачи в конспекте путем решения
синонимы.docx
Тема:  Синонимы. Цель урока:   дать понятие синонимов и их роли в речи. Задачи:   ­ обучающие: научить различать  синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; ­  развивающие:  развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; ­ воспитательные:  воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку. Планируемые результаты: личностные: формировать   интерес к русскому языку; метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты. предметные:  расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения. Тип урока: изучение нового материала. Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная  Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, компьютер, раздаточный материал. Структура и ход урока: № Этап урока Деятельность учителя 1. Организацион ный  момент  Приветственное слово учителя Я прошу вас не зевать, Правила запоминать! Поработаем­ка вместе: Будет очень интересно! ­ Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку,  определение отсутствующих, организация внимания учащихся). Деятельность  ученика Приветствуют  учителя, делают  записи в тетрадях                УУД УУД:  личностные, коммуникативные. Цель – создание  доброжелательной  атмосферы, мотивация на  учёбу, создание ситуации  успеха. 2   Актуализация знаний Тренировочный мини­диктант     Щеголь Жора, напевая мажорную песенку, шел по городским трущобам. Расчёской, как трещоткой, он увлечённо постукивал по решёткам. В его кошельке лежали желуди, которые он нёс в цирк 3. Введение в  тему прожорливому медвежонку. Щеголь был там стажером, кормил зверей печенкой и пшенной кашей, учился четко выполнять свои обязанности. Иногда он шепотом подсказывал клоунам слова, подавал жонглёрам тарелки, натягивал для гимнастов бечевку. Огорченный грошовыми заработками, он всё­таки не расставался с цирком, так как любил его парчовый блеск, цыганское веселье, его шумы и шорохи, его акробатов. Цирк – это не то что чопорный театр. Стажер Жора надеялся стать новой цирковой звездой. Сегодня   мы   познакомимся   с   новым   явлением     лексики   и   для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина­ Сибиряка  «Сказка про храброго зайца…». Собрались   старые   зайцы,   сбежались   маленькие   зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц… ­ Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься? ­ И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь! Это   уж   выходило   совсем   забавно.   Хихикнули   молодые зайчата,   засмеялись   добрые   старушки   зайчихи,   улыбнулись   даже старые зайцы.               1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу.   Чем   интересны   эти   глаголы?   (Собрались,   сбежались, приплелись). 2.   Как   отреагировали   зайцы   на   хвастовство   главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись).      Итак,   об   одном   и   том   же   можно   сказать   разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.  Регулятивные (контроль,  коррекция знаний). Самостоятельно  записывают слова, а  затем осуществляют  самоанализ и  взаимопроверку. Дети находят  синонимы в тексте,  определяют их  значение.    УУД: Регулятивные (поиск и  выделение информации). Предметные (анализ с целью  выделения общих признаков,  сравнение, построение  логического рассуждения). Познавательные (умение  строить высказывание,  выражение собственного  мнения). 4.  Определение  темы и целей  урока. ­  Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы:  Синонимы – это … (примеры) Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов,  объединённых синонимическими отношениями.   Роль синонимов в речи…                                                                           Формулируют  тему  и цель урока. 5. Открытие  нового  знания. 1. Объяснение новой темы. Что же это за слова «синонимы»?  Постараемся выяснить и дополнить наши знания. ­ Назовите слова, которые обозначают дом  Учитель   показывает   слайды,   ответы   записываются   в   тетрадях. (Жилище,   дом,   квартира,   жилплощадь,   пристанище,   приют,   угол, гнездо, крыша (над головой); жильё (разг.); кров (уст.); кровля (уст.) /неопрятное, неудобное: берлога, логово, логовище (разг.)/темное, тесное: нора (разг.) ­ Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться   друг   от   друга   оттенками   лексического   значения   и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами.  ВЫВОД: Синонимы делают нашу речь разнообразнее, богаче,  ярче, выразительнее.  Синонимы  отличаются оттенками  лексического значения. 2. Работа с текстом учебника.  Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов   Дети определяют  значение каждого  слова, находят  различия в значении  слов, делают вывод. Читают  теоретический  материал в  учебнике, делают  выводы. УУД: Регулятивные  (формулировать   тему и цель урока, планирование). Познавательные  (формулирование проблемы) Проблемное объяснение  нового материала.    УУД: Коммуникативные  (взаимодействие, в ходе  которого выясняются  значения слов, признаки  синонимов.   Познавательные (наблюдение, поиск информации).   Познавательные (наблюдение, поиск информации). 6. Закрепление  материала 1. Предлагается выполнить упр. 178 ( по заданию) Класс поделить на 3 команды по рядам и провести «Эстафету  минутных испытаний» (трем учащимся одновременно достается  одно и то же слово, кто быстрее и качественнее справляется с  заданием, тот победил Выполняют задание  (коллективная  работа, по желанию  – самостоятельно с  последующей  самопроверкой). Предметные Познавательные  (общеучебные действия) Регулятивные (контроль) 2. Работа в группах Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах).  Разбиваются на  группы, выполняют  задание, один из  группы отвечает Коммуникативные (умение  высказывать и отстаивать  свою точку зрения) Где мы? Отгадайте Не море, не земля,  Пароходы не плавают  И ходить нельзя. (Болото). – На пути топкое болото. Сидит водяной. Он покажет нам путь через   болото,   если   вы   правильно   найдёте   синонимы   в стихотворениях   (стихотворения   записаны   на   кочках).   (Выходят учащиеся от каждой группы и берут кочки) Познавательные (поиск  информации) Регуляьтвные (анализ  текстов) 1­я кочка (1­я группа) Бураны, вьюги и метели,  Как много с ними канители,   Как много шума, толкотни,   Как надоели мне они! –  Так проворчал мороз угрюмый   И речку в лед сковал без шума. 2­я кочка (2­я группа) Зябнет осинка,  Дрожит на ветру,  Стынет на солнышке,  Мерзнет в жару. 3­я кочка (3­я группа) Дуб дождя и ветра вовсе не боится.  Кто сказал, что дубу страшно простудиться.  Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,   Значит, дуб выносливый, значит, закаленный. (Посоветовавшись,   каждая   команда   отвечает   и   защищает   свой ответ). – Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по­разному, является одной и той же частью речи). –   Какой   частью   речи   являются   синонимы   в   1­й   группе?   Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные). – Что сильнее ­ метель или буран? –   Чем   отличаются   метель,   пурга,   буран,   вьюга   как   явление природы? (силою ветра) –   Какое   слово   ещё   можно   поставить   в   этом   синонимическом ряду? (пурга)  На   доске:   Загрустить   –   затужить,   печаль,   закручиниться, пригорюниться. –   Какое   слово   здесь   лишнее?   (лишнее   печаль,  т.к.  синонимы являются одной и той же частью речи) – Подберите глагол­синоним с корнем "печаль" (запечалиться)  Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы? 7.    3. Знакомство со «Словарём синонимов русского языка». Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из  нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который  начинается со стержневого слова (его еще называют доминантой).  Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов  стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду. 4. Знакомство с определением синонимического ряда  ­Перепишите синонимы в порядке усиления действия:    Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять. Шептать, кричать, сказать, воскликнуть. Группа синонимов ­ это синонимический ряд. Градация ­ группа синонимов одной и той же части речи, где  каждое слово  сильнее, выразительнее отражает смысл  сказанного. Рассматривают  словари Познавательные Выполняют задание,  предложенное  учителем  Самопроверка  выполненной  работы.  Познавательные:  (использование знако­ символических средств)   Регулятивные  (контроль)    Коммуникативные (выражение своих мыслей с  достаточной полнотой и  точностью) 8 Физминутка Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он  Играют Коммуникативные называет синоним к слову, которое произносит учитель. Приятель­друг Противник­враг Шагать­идти Солдат­воин, боец Родник­ключ Доктор­врач Метель­вьюга, пурга, ураган Холод­мороз, стужа Мокрый­ сырой,  влажный Вкусный­ аппетитный, лакомый. 9 Закрепление  знаний  (продолжение ) Определение роли синонимов в речи 1. Редактирование текста. Детям предлагается  текст с  повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.  Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом  шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью  робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом  прячется в каком­нибудь укромном уголке. Много у робкого  зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.                                                                                                   Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый.          (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении)       Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или  тот, который создали вы?                                                                          Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы?                        Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой,  выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок                                                                                                        2. Спишите предложения. Вместо точек вставьте  10 Работают с текстом,  делают выводы Коммуникативные  (постановка вопроса) Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова) Регулятивные (выделяют и  осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)  Записывают  Регулятивные (контроль, стоящие в скобках слова в нужном падеже. 1) Партизаны отразили все ... противника.     Вся природа ждала ... весны.     (атака, наступление)  2) Учитель регулярно проводил ... с родителями.     Он оплатил на почте ... по телефону.     (беседа, разговор) 3) Из окна открывался красивый ... на море.     ... в романах Тургенева играет важную роль.     (вид, пейзаж).    3. Соедините линиями синонимы из разных колонок.          Высказывание Багрянец                                Своеобразие                                      Схематизм Несгибаемость                      Шаблонность Индивидуальность               Стойкость Текст                                      Скульптор Абзац                                     Отступ                 Ваятель                                  Пурпур предложения в  тетради, вставляя  слова в нужном  падеже. Проводят  взаимопроверку. коррекция, оценка) Познавательные (постановка  и решение проблемы) Коммуникативные (умение  выражать свои мысли) Задание  выполняется на  доске  Познавательные (постановка  и решение проблемы) Коммуникативные (умение  выражать свои мысли) 11 . Контроль  усвоения  материала Мини­тест 1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ. А) состязание Б) сражаться В) борьба Участвуют в  тестировании. Регулятивные (контроль,  коррекция, оценка) Проводят  самоанализ и  взаимопроверку. Итог урока Рефлексия 12 . 13 .   2.   Какое   из   данных   слов   не   является   синонимом   к   слову АККУРАТНЫЙ? А) чистоплотный Б) опрятный В) аккуратно 3. Какая из данных строк является синонимическим рядом? А) добрый – участливый – человеколюбие Б) лёгкий – воздушный – невесомый В) молодость – юность ­ молодеть Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу  учащихся на уроке. Ребята, продолжите предложения: 1.Сегодня на уроке мы повторили… 2.Мы узнали… 3.Научились … 4.Самым интересным мне показался тот момент, когда … 5.Трудным для меня стало… Синонимы – это … (примеры ..) Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов,  объединённых синонимическими отношениями.   Роль синонимов в речи…                                                                           Воспринимают  информацию.  Оценивают свою  работу на уроке. Рефлексируют.  Выражают личное  отношение к  процессу и  результатам урока. Регулятивные (самооценка) Личностные  (самоопределение,  нравственно­ эстетическое  оценивание) Познавательные   (рефлексия деятельности) Регулятивные (контроль и  оценка процесса и  результатов деятельности) Личностные  (самоопределение,  самооценка)    Коммуникативные 14 .  Домашнее  задание §24,  упр. 179; для сильных учащихся – написать мини­сочинение на  тему «Осенний лес», используя синонимы Записывают  домашнее задание   (выражение своих мыслей с  достаточной полнотой и  точностью) Личностные (адекватное  понимание причин  успехе/неуспеха в учебной  деятельности) Личностные

Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему:"Синонимы"

Конспект урока  по русскому языку в 8 классе на тему:"Синонимы"

Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему:"Синонимы"

Конспект урока  по русскому языку в 8 классе на тему:"Синонимы"

Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему:"Синонимы"

Конспект урока  по русскому языку в 8 классе на тему:"Синонимы"

Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему:"Синонимы"

Конспект урока  по русскому языку в 8 классе на тему:"Синонимы"

Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему:"Синонимы"

Конспект урока  по русскому языку в 8 классе на тему:"Синонимы"

Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему:"Синонимы"

Конспект урока  по русскому языку в 8 классе на тему:"Синонимы"

Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему:"Синонимы"

Конспект урока  по русскому языку в 8 классе на тему:"Синонимы"

Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему:"Синонимы"

Конспект урока  по русскому языку в 8 классе на тему:"Синонимы"

Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему:"Синонимы"

Конспект урока  по русскому языку в 8 классе на тему:"Синонимы"

Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему:"Синонимы"

Конспект урока  по русскому языку в 8 классе на тему:"Синонимы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2019