Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 37 города Смоленска
Конспект урока по русскому языку во 2 классе
«Слова с мягким знаком»
подготовила
учитель начальных классов
Павлова Ольга Владимировна
г. Смоленск
2014
Тема урока: Мягкий знак, показатель мягкости согласного звука.
Цели урока: - совершенствовать умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова с мягким знаком;
- развивать умение делить для переноса слова с мягким знаком в середине слова;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим, культуру поведения;
- обогащение словарного запаса учащихся:
Оборудование: учебники, рабочие тетради, интерактивная доска, на
которой текст для разбора и таблица),
I. Сообщение темы и целей урока.
На доске записаны слова:
Соль, мальчик, зверь, есть, морковь, деньки.
- Какие из этих слов можно перенести?
- Почему другие слова нельзя перенести?
- Сегодня на уроке мы будем закреплять умение правильно записывать, переносить и образовывать слова с мягким знаком.
II. Проверка домашнего задания.
- Прежде чем приступить к теме нашего урока, я хочу проверить, как вы выполнили домашнее задание.
- Что нужно было сделать в упражнении?
- Расскажите, как вы приветствуете своих соседей? (зачитывается несколько
домашних мини-сочинений)
На доске записан отрывок из произведения А.Цветкова «Сказка на ночь»:
« Здравствуйте!» Это слово одно из первых и у тебя, и у меня. Ты слышишь его сразу, как только начал жить и говорить. Потом ты узнал тысячи новых слов. Но это – постоянно с людьми.
Нет дня, чтобы человек не произнёс его. Проснулся, открыл глаза:
_ Здравствуйте! Доброе утро!
Так на земле начинается день.
«Здравствуйте!» Кажется, какое это на первый взгляд простое и совсем обыкновенное слово. А какое оно солнечное! И сколько радости, света несёт в себе! В нём всё: и тепло встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание здоровья.
«Здравствуйте!» - говорят люди. Одно только «здравствуйте!»- а на лицах улыбки, и доверия больше друг другу, и беседа дружней.
- Что нового узнали из этого отрывка?
- Какие ещё слова – приветствия вы знаете?
- А какие приветствия чаще всего применяете? Почему?
III. Работа над темой урока.
- Найдите в этом тексте слова с мягким знаком.
(слышишь, только, жить, говорить, с людьми, день, сколько, здоровья)
- Оставьте только слова с мягким знаком в середине слова:
Только, с людьми, сколько, здоровья
- Как вы думаете, есть ли здесь лишние слова?
- Почему? Докажите свою точку зрения.
- Итак, мы оставляем для нашего урока только следующие слова: Только, с людьми, сколько.
IV. Чистописание.
- Сегодня на уроке мы будем писать замечательную букву, которая похожа на эту белочку.
Белка хвостик изогнула
У пенёчка отдохнула
Распушила хвост, да так-
Стал похож на … . (мягкий знак)
- Да, сегодня мы будем писать мягкий знак и слова с мягким знаком.
______________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
первая строчка – прописывается ь в соединениях с наклонной линией, с верхней и нижней петлями и т.д
______________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
слова из III части урока.
- Разделите данные слова для переноса. - Почему раздели именно так? (Правило)
V. Словарно – орфографическая работа
- Запишите слова, которые мы выделили из текста А.Цветкова и разделите их для переноса.
только – толь-ко; людьми – людь-ми; столько – столь-ко:
- Дополните своё задание словами из таблицы:
б |
|
|
ь |
|
|
х |
|
|
ь |
|
|
з |
|
|
ь |
|
|
с |
|
|
ь |
|
|
- Какие слова у вас получились? (банька, борьба, ходьба, зорька, судьба) - Что обозначает каждое из этих слов?
Банька – помещение, где моются и парятся.
Борьба – вид спорта.
Ходьба – передвижение на ногах.
Зорька – яркое освещение горизонта перед восходом или закатом солнца.
Судьба – ход жизненных событий.
(С.И.Ожегов «Словарь русского языка») - Составьте предложение с одним из этих слов.
(Проверка написанного, выбор удачных предложений)
VI. Работа с учебником.
- В упр. 157 вы познакомитесь ещё с некоторыми словами, в которых пишется мягкий знак.
- Прочитайте задание к упр.
- Что нужно сделать в упр.?
- Как вы перенесли слова из упр.?
- Почему слова О/лень/ка и а/пель/син перенесли именно так
Олень-ка, апель-син? (Правило переноса)
- Какие предложения составили? Назовите грамматическую основу каждого предложения.
VII. Итог урока.
- Какое правило, мы сегодня применяли на уроке?
- С какими новыми словами вы познакомились?
VIII. Домашнее задание.
Упражнение 160 - Прочитайте д/з.
- Что вам показалось трудным?
- Есть ли у вас вопросы?
Список использованной литературы
1. Т.Г.Рамзаева. Русский язык. 2 класс. Ч.1. – М.: 2013.
2. С.И.Ожегов. «Словарь русского языка». М. «Русский язык».: 1988.
3. А.Цветков «Сказка на ночь». Стихи. Москва. 2010
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://razukraska.ru/animals/raskraska-belka.htm
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.