Конспект урока по русскому языку "Время глагола" (4 класс)
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
09.01.2018
Создать условия для формирования способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения). Создать условия для формирования регулятивных универсальных действий, развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности. Создать условия для формирования познавательных универсальных действий (ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы). Создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола.Создать условия для формирования способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения). Создать условия для формирования регулятивных универсальных действий, развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности. Создать условия для формирования познавательных универсальных действий (ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы). Создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола.
время глагола.doc
Урок № ________ Дата: _____________
Тема: Время глагола.
Цель:
Личностные:
создать условия для формирования способности к самооценке на основе критерия
успешности учебной деятельности
Метапредметные:
создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий,
(работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться,
действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения)
создать условия для формирования регулятивных универсальных действий,
развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку
результативности
создать условия для формирования познавательных универсальных действий
(ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить
ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной
формы в другую: составлять ответы на вопросы)
Предметные:
создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с
особенностью каждой временной формы глагола.
Этапы
1.
Мотивационный
этап
Цель этапов
Обе6спечить
мотивацию учения,
включения учащихся в
процесс активного
учения и сохранения
активности на всех
этапах УД, через
формирование
познавательного
интереса.
Содержание
– Ребята, мне приятно видеть вас. У нас гости на
уроке, они хотят с вами познакомиться. Не
забывайте, гость не долго гостит, да многое
замечает.
Если настроились – покажите внутреннюю часть
ладошки, если нет – внешнюю.
Улыбнитесь другу (подруге)!
Подарите улыбку гостям!
Пожмите руку однокласснику!
2. Актуализация
опорных знаний
Pпроверка глубины,
осознанности,
гибкости,
умения использовать
на практике;
Pрецензирование
ответов;
Pактивизировать
деятельность всех
учащихся.
Я желаю вам всем хорошего настроения,
активности, работоспособности. Вы у меня очень
способные ученики. Я уверена, у нас с вами всё
получится.
Какой раздел русского языка изучаем на уроках?
Морфология
С какой частью речи работаем на последних уроках
русского языка? Глагол.
А что мы уже знаем о глаголе?
· понятие
· грамматические категории
· синтаксическую роль
· роль в речи
Дайте словесный портрет глаголу.
3. Введение в
тему. Сообщение
темы урока и
задач.
Pформулировка
учащимися цели;
Pмотивация к
усвоению материала;
Pпостановка учебной
проблемы;
Pпланирование
деятельности.
4. Постановка
УЗ
Постановка перед
учащимися учебной
проблемы,
формулировка целей
урока в действиях
учащихся
Что изучено не в полном объёме? (грам.
категории)
Попробуйте сформулировать тему урока.
Орфографическая минутка
Традиционно урок начинаем с орфографической
минутки.
Цель?
Сегодня на уроке мы вспомним правописание слов
с непроверяемой безударной буквой, т.е. что?
Запишите в свою тетрадь через запятую.
Взаимопроверка по ключу. – Оценка – Настроение
ОПРОСИТЬ
А теперь про себя назовите первые буквы каждого
слова и вы узнаете с какой грамматической
категорией глагола мы познакомимся сегодня на
уроке. (Время)
Что вы можете рассказать о времени?
Время… Что это такое? Где мы с вами
встречались с понятием время?
Давайте обратимся к толковому словарю русского
языка и прочитаем, что же такое время.
Владимир Иванович Даль так объясняет это
слово: «Время – это когда идут дни за днями,
последовательное течение суток за сутками».
Какие пословицы со словами Время вы знаете?
(Делу время, потехе – час. Время – не птица, за
хвост не поймаешь. Не время сидеть сложа руки.
Всему своё время.)
А что нам с вами нужно изучить о временных
формах глагола? (· какие есть временные формы
глагола, · их особенности и · способ определения
времени глагола)
Сегодня на уроке мы работаем по центрам
активности
справочная
этимологическая
эрудиты 1
эрудиты 2
эрудиты 3
корректорская
Итак, распределите роли в группе. Помните:
«Работаем дружно, сообща. Доказываем друг
другу своё суждение. Находим правильный
вариант. Выполняем задание.»
У каждого центра своя цель:
· у справочной – расширить знания,
· у этимологической исследовать историю
происхождения, · у эрудитов – познакомиться с особенностями,
· у корректорской – исправить.
На работу в группе 7 минут. Удачи!
Каждая группа работает по карточкам и
оформляет свой вывод на листе для газеты.
Выслушиваем докладчиков.
5. Первичное
закрепление
А сейчас выполним работу, которая поможет вам усвоить новую тему.
Работа по карточке плану.
Выполнение задания 1 уровня.
Найдите лишнее слово и подчеркните его. Объясните свои действия.
Встречает Поскрипывал Прочитает
Засмеется
Празднует
Оживет
Отвечал
Трещит
Удивил
Визжал
Жужжит
Пролетал
Самопроверка по ключу. – Оценка – Настроение ОПРОСИТЬ
– Как вы определяли времена глаголов?
Составление алгоритма определения времён глагола:
1. Читаю слово
2. ставлю вопрос
3. определяю, в какой момент речи происходит действие
4. называю время глагола
Выполнение задания 2 уровня
Образуйте от данных существительных глаголы трех времен.
Крик – кричал – кричит – будет кричать.
Свет – светил – светит – будет светить.
Шаг – шагал – шагает – будет шагать.
Самопроверка по ключу. – Оценка – Настроение ОПРОСИТЬ
Выполнение задания 3 уровня "Вспомни сказки!"
Впишите в предложения подходящие по смыслу глаголы, укажите время,
лицо, число, род, если можно.
Старик _________ неводом рыбу, старуха _________ свою пряжу.
Ветер весело _________, судно весело ____________.
Коль ты старый человек, дядей ____________ нам навек.
Самопроверка по ключу. – Оценка – Настроение ОПРОСИТЬ
Рефлексия:
А сейчас я хочу проверить, как вы усвоили тему нашего урока. Итак, если
……….
· тема не понятна – руки вниз
· хорошо поняли – руки на пояс
· очень хорошо разобрались, готовы к самостоятельной работе – руки Физкультминутка
1 вариант Задание на внимание:
вверх.
6. Итог урока.
Оценивание
работы.
Pдать качественную
оценку работы всему
классу
На доске на табличках написаны названия времён
глагола. Слова глаголы прикреплены по всему
классу. Каждый ребёнок ищет свои таблички с
глаголом и прикрепляет на доску к своему времени.
По окончанию должны получиться смайлики
2 вариант
– Я назову вам глаголы, если это:
– глагол настоящего времени – присядьте;
– глагол прошедшего времени – повернитесь назад;
– глагол будущего времени – ходьба на месте.
(ходил, красит, польет, водит, наступит,
говорил, прыгал, пел, рисует, запоют, живет,
зазеленеет, цветет).
Подведение итогов учебного занятия
Наши наблюдения за глаголом и исследования на
сегодняшнем уроке подошли к концу. Я уверена,
что каждый из вас узнал о глаголе много нового и
интересного. Я надеюсь, что вы со временем станете
ещё более внимательными. А ваша речь обогатится.
Пусть помощниками будут глаголы.
Достигли ли мы поставленных перед собой целей?
Посмотрите на все задания, выполненные вами на
уроке.
Каковы ваши результаты? Кто хочет поделиться?
Ребята, у каждого из вас сложилось своё
представление о глаголе. Я предлагаю вам «Лесенку
– чудесенку», на которой вы разместите себя как:
На нижней ступеньке я много узнал нового о
глаголе, но не всё понял.
На средней ступеньке я много узнал нового о
глаголе, всё понял, но чувствую себя неуверенно. На верхней ступеньке я много узнал нового
о глаголе, всё понял и хочу ещё больше узнать.
Мне нравится такая работа.
Разноуровневое домашнее задание:
*написать речь на открытии памятника Глаголу
*упражнение № ________.
Домашнее
задание:
Pразвитие
самостоятельности
мыслительных
действий;
Pразвитие
творческого
мышления;
Pвоспитание воли. 1 группа (расширить знания) СПРАВОЧНАЯ
1. Соедините слова левого столбика со словами правого столбика и вы узнаете какие действия
выражает глагол.
Трудовые процессы наблюдать, думать, воображать, решать
умственная и речевая деятельность рубить, вязать, вырезать, писать
цвет идти, летать, стоять, сидеть
состояние светает, подморозило, смеркается
перемещение и положение в пространстве желтеть, белеть
что происходит в природе грустить, любить, болеть, спать
2. Дополните понятие новыми знаниями.
Глагол это самостоятельная часть речи, называющая различные действия:
1) действия, связанные с __________________________________________________
2) действия, связанные с __________________________________________________
3) действия, называющие _________________________________________________
4) действия, называющие ___________________________________________________
5) действия, называющие ___________________________________________________
6) действия, называющие ___________________________________________________
2 группа ( исследовать историческое происхождение)
ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ работа со словарём
Глаголы называют различные действия и сопровождают имена существительные. Без
глаголов невозможно передать события, представить будущее. По частоте употребления глагол
занимает 2 место после имён существительных.
В старину школьный учитель оценивал правильный ответ учеников фразой: “Верно
глаголешь!”
Устаревшее слово “глаголить”. Глагол по – старославянски обозначает “слово”. В
старославянской азбуке “глаголь” название буквы “Г”. Разглагольствовать – синоним к слову
говорить.
Что касается происхождения (этимологии) слова, то оно заимствовано из церковно
славянского языка, где обозначало понятия «слово», «речь».
(м. р.) и глаголательница (ж.р.) тот, кто глаголет. Глаг ливый
оо
или
Раньше говорили: глаголать (говорить), глаголовать (много говорить). Глаг льник
– то есть
глаг латель
говорливый, беседливый. Словом глаг льоо
назвалась и буква Г в славянской и русской
азбуке. В современном русском языке употребляется слово «разглагольствовать» (туманно
рассуждать).
оо
оо 3 группа (познакомиться с особенностями) ЭРУДИТЫ 1
1. Прочитайте предложение.
Журавли летели быстро и кричали грустно, будто звали с собою.
1. Найдите глаголы. Разберите их по составу. Ответьте на вопросы и заполните таблицу.
Когда происходит действие?
На какие вопросы отвечают?
(Подчеркните правильный ответ)
В прошлом, в настоящем, в будущем
(запишите несколько вариантов вопросов)
Каким словом помощником
можно воспользоваться?
(Подчеркните правильный ответ)
Вчера, сегодня, завтра
2. С какой временной формой глагола вы познакомились? Составьте понятие.
Глаголы в форме _____________________________ времени называют действие, которое
просходило _______________________________ и отвечают на вопросы ___________________
__________________________________________________________________________________.
К глаголам _______________________________ времени можно подставить слово помощник
____________________________. Такие глаголы образуются при помощи _____________.
4 группа (познакомиться с особенностями) ЭРУДИТЫ 2
1. Прочитайте предложение.
Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.
2. Найдите глаголы. Разберите их по составу. Ответьте на вопросы и заполните таблицу.
Когда происходит действие?
На какие вопросы отвечают?
(Подчеркните правильный ответ)
В прошлом, в настоящем, в будущем
(запишите несколько вариантов вопросов)
Каким словом помощником
можно воспользоваться?
(Подчеркните правильный ответ)
Вчера, сегодня, завтра
3. С какой временной формой глагола вы познакомились? Составьте понятие. Глаголы в форме _____________________________ времени называют действие, которое
просходит _______________________________ и отвечают на вопросы ___________________
__________________________________________________________________________________.
К глаголам _______________________________ времени можно подставить слово помощник
____________________________. Такие глаголы образуются при помощи _____________.
5 группа (познакомиться с особенностями) ЭРУДИТЫ 3
1. Прочитайте предложение.
Я вернусь, когда раскинет ветви повесеннему наш белый сад.
2. Найдите глаголы. Разберите их по составу. Ответьте на вопросы и заполните таблицу.
Когда происходит действие?
(Подчеркните правильный ответ)
На какие вопросы отвечают?
В прошлом, в настоящем, в будущем
(запишите несколько вариантов вопросов)
Каким словом помощником
можно воспользоваться?
(Подчеркните правильный ответ)
Вчера, сегодня, завтра
3. С какой временной формой глагола вы познакомились? Составьте понятие.
Глаголы в форме _____________________________ времени называют действие, которое
просходит _______________________________ и отвечают на вопросы ___________________
__________________________________________________________________________________.
К глаголам _______________________________ времени можно подставить слово помощник
____________________________. Такие глаголы образуются при помощи _____________.
6 группа (исправить) КОРРЕКТОРСКАЯ
1. Прочитайте текст. Я прочитала этот текст несколько раз, но никак не могу понять, что не так.
Может быть, вы поможете разобраться?
Придёт весна. Солнце стало пригревать землю своими тёплыми лучами. Все весне
обрадовались: и звери, и птицы, и люди.
Только снег один огорчится. Не рад он весне. Зимой снег будет белый, пушистый,
блестящий. А сейчас он лежал грязный, чёрный. Прятался снег от солнца под кустами и
деревьями. Но скоро снег совсем растает. На его месте потянулась из земли сочная зелёная
травка.
4. В чём и почему допущены ошибки? Как их исправить?
5. Исправьте речевые ошибки. Прочитайте исправленный вариант.
6. Сформулируйте вывод. Каждый грамотный человек должен
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Личностно – ориентированный план учащегося
________________________________________________
Тема
Время
глагола.
Настроение
Что надо знать?
Знать: временные
формы глагола,
способ определения
времени у глаголов
Уметь: определять
время глагола
Индивидуальная
словарно
орфографическая
работа (карточка)
Взаимопровер
ка
1 уровень
Найдите лишнее слово и
подчеркните его.
Объясните свои
действия.
Встречает, празднует,
отвечал, трещит.
Поскрипывал , визжал,
светит, пролетал.
Прочитает, засмеется,
оживет, удивил.
2 уровень
Образуйте от данных
существительных
глаголы трех времен.
Крик ………………….
Свет ……………………
Шаг ……………………
3 уровень
Впишите в предложения
подходящие по смыслу
глаголы, укажите время.
Старик … неводом
рыбу, старуха ….. свою
пряжу. Ветер весело
……, судно весело …….
Коль ты старый человек,
дядей ……. нам навек.
Самопроверка
Взаимопроверка
Проверка учителем
(взаимопроверка)
Оценка
«____»
«____»
«____»
«____»
Домашнее
задание
Повторить
словарные слова
словарные слова.
Учебник
Стр. №
УзороваНефёдова
Упр №
написать речь на
открытии памятника
Глаголу
Личностно – ориентированный план учащегося
________________________________________________
Тема
Время
глагола.
Что надо знать?
Знать: временные
формы глагола,
способ определения
времени у глаголов
Уметь: определять
время глагола
Индивидуальная
словарно
орфографическая
1 уровень
Найдите лишнее слово и
подчеркните его.
Объясните свои
действия.
Встречает, празднует,
отвечал, трещит.
Поскрипывал , визжал,
светит, пролетал.
Прочитает, засмеется,
2 уровень
Образуйте от данных
существительных
глаголы трех времен.
Крик ………………….
Свет ……………………
Шаг ……………………
3 уровень
Впишите в предложения
подходящие по смыслу
глаголы, укажите время.
Старик … неводом
рыбу, старуха ….. свою
пряжу. Ветер весело
……, судно весело …….
Коль ты старый человек,
дядей ……. нам навек. работа (карточка)
Взаимопровер
ка
Настроение
оживет, удивил.
Самопроверка
Взаимопроверка
Проверка учителем
(взаимопроверка)
Оценка
«____»
«____»
«____»
«____»
Домашнее
задание
Повторить
словарные слова
словарные слова.
Учебник
Стр. №
УзороваНефёдова
Упр №
написать речь на
открытии памятника
Глаголу
Конспект урока по русскому языку "Время глагола" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Время глагола" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Время глагола" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Время глагола" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Время глагола" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Время глагола" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Время глагола" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Время глагола" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Время глагола" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Время глагола" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.