Конспект урока по русскому языку "Жест и слово"(3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.10.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала урок р.я.docx

 



Конспект урока по русскому языку по теме: «Жест и слово»

в 3 классе

 

 

Учитель: Юркина Р.О.

 

Тип урока: открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков.

 

Дата: 16.10.2019 г.

 

Цель: показать роль слова в речевом общении и роль жеста как помощника в общении и предшественника слова.

 

Задачи:

- воспитывать интерес к предмету, уважение к родному языку, коммуникативные  качества личности; речевой этикет;

- развивать речь, мышление, воображение, наблюдательность, умение добывать информацию, используя словарь;

 - продолжить работу над изучением лексического значения слова.

 

Формы работы: групповая, индивидуальная, парная.

 

Оборудование: учебник русского язык 3 класс ч.1 Л.Ф. Климанова Т.В. Бабушкина, ноутбук, проектор, раздаточный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Организационный момент.

-Подровнялись!

- Сегодня на уроке у нас гости, давайте с ними поздороваемся.

-Проверили на своих столах наличие всех необходимых предметов: учебник, тетрадь, линейка, простой карандаш и ручка.

- Тот, у кого всё готово может присесть на своё место, не забывая о правильной посадке!

-Я надеюсь,  на этот урок все пришли с хорошим настроением, со стремлением получить новые знания и хорошие отметки!

II. Словарная работа. Формулирование темы и цели урока учащимися.

-Открываем рабочие тетради, аккуратно записываем число, классная работа.

-К доске сегодня писать словарные слова, которые вы должны были выучить дома,  выходит Бахриддинова Севинч, при этом необходимо выделять места орфограмм.

-Она будет диктовать вам слова, которые я буду ей показывать.

Слова: черный, до свидания, привет, здесь, колыбель, пловец.

-Молодец Севинч! Ты хорошо справилась с заданием!

-Давайте все вместе проверим, верно ли Севинч записала слова.

-Путилова  Олеся читает проверит слова и правильность выделения орфограмм, а мы все вместе проверяем и показываем согласны мы или нет, с тем, что записала Севинч.

-Хорошо, сейчас посмотрите, пожалуйста, на свою работу, если у вас все слова были записаны, верно, вы можете поставить «+», если вы ещё пока допускаете ошибки, необходимо поставить «?», ведь над этими словами вам ещё нужно поработать и уделить этому внимание.

III. Формулирование темы и цели урока учащимися.

- Ребята, скажите, легко ли вам было писать такой словарный диктант? 

 - Почему? Чего не хватило для того чтобы быстро понять какое слово необходимо записать?  

-Верно, вам не хватало слов, словарных слов, не хватало произношения.

-Но скажите, с помощью чего вы смогли догадаться, какое слово необходимо написать?

-Верно! С помощью жестов!

-Ребята, скажите, как вы думаете какая тема сегодняшнего урока?

Тема – жесты и слово.

-Какие цели мы можем, поставим перед собой?

 Узнать, как общались люди без слов, что обозначают слова.

-Молодцы!!!

IV. Работа по теме урока.

- А кто знает, вообще, что такое жест?

-Ребята, скажите, а кто-то из вас может дать чёткое определение, что такое вообще жест?

-Тогда скажите, какой предмет хранит в себе эту информацию, где мы можем узнать это точное определение?

-Верно! А в каком именно словаре?  (в толковом)

Работа с новым понятиями. (на экране обложка словаря и понятие слова «жест»)

-Молодцы!

-Но есть ещё одно понятие, с которым нам с вами сегодня необходимо познакомится, что бы узнать, что это за понятие ответьте, пожалуйста, на вопрос…

- Ребята, скажите, сколько  языков вы знаете? Вы даже не догадываетесь о том, что кроме этого знаете еще один язык. Это — язык жестов. Этим языком пользовалась я, когда сообщала вам словарные слова, и пользовались вы, когда оценивали работу у доски своей одноклассницы.

Работа с новым понятием.( на экране обложка словаря и понятие слова «жестовой язык»)

-Откройте  ваш учебник на странице 59,найдите упражнение 90. Кулик Анна прочтёт задание к упражнению.

-Посмотрите, какой замечательный щенок, между прочем собаки породы колли является шотландской овчаркой, а её шерсть представляет собой некий кокон, который спасает от собаку от столь ненавистной ей жары..

-А сейчас подумайте, кто из вас сможет описать щенка с помощью жестов?

-А теперь попробуйте с помощью слов?

-Действительно, с помощью слов нам намного удобнее это сделать.

Работа в группах.

-У вас на столах лежат задания, которые нужно выполнить в группе, что мы должны повторить, прежде, чем приступить к заданию?

-Верно, мы должны повторить правила работы в группе, я даю вам 20 секунд на повторение.

-Я смотрю вы уже всё повторили и готовы слушать задание, перед вами лежит карточка, в которой 6 предложений, но слова во всех предложениях перепутались, ваша задача записать предложения верно и красиво. После того как вы спишите текст, каждой группе нужно в предложении с соответствующим номером выделить подлежащее и сказуемое, но это ещё не всё, именно слова, которые являются главными членами предложения  вам необходимо будет показать с помощью жестов. Показывает один человек из группы.

1.  Коле маленького   колли подарили щенка.

 

2.  Щенок любит  очень играть своим  со хозяином.

 

3.  его вычёсывает  часто Коля.

 

4.  радостный  всегда  и Щенок весёлый.

 

5.  Каждый   своего Коля  питомца день выгуливает.

 

6.  Рекс  назвал Коля  нового своего друга.

 

 

 

 

Проверка.

-Молодцы!! Вы быстро справились с заданием , не забывает отмечать на полях, справились вы с заданием, или оно у вас вызвало затруднение.

-Как вы думаете, с каких времён сохранилось и дошло до нас общение с помощью жестов?

-Первобытные люди общались жестами: взмахи руками, наклон головы, поворот корпуса – всё это, как у животных, так и людей, передавало смыслы. Затем появилось мычание.

-Жесты были помощниками в общении первобытных людей. Потом появилась речь звуковая(устная), а потом и письменная.

-Люди научились общаться с помощью слов, поэтому жесты им уже не нужны. Права ли я? Дети высказывают свою точку зрения.

Давайте обратимся за помощью к учебнику

Работа с учебником. Упражнение 91.       

Покажите, каким жестом индейцы древнего племени Майя изображали слово

«слушай»?внимание? ты?

Прочитайте вслух сообщение профессора Самоварова на стр.60

А мы с вами используем похожие жесты?

Физминутка.

-В современном мире люди в общении часто используют жесты, выражают что – то определёнными движениями рук, глаз, головы. Давайте мы вспомним эти жесты.

-Встаньте из-за парт.

·        Погрозите друг другу пальцем,  а теперь покажите, что ваш класс самый лучший;

·        Согласитесь с этим (кивок головы);  порадуйтесь удаче друзей (хлопаем в ладоши);

·        Молча ответьте на вопрос, правда ли, что вы учитесь во 2 классе? (качают головой);

·        Попрощайтесь с кем – то. (помахать рукой).

·        Сейчас представьте, что вы человек, который занимается подводным плаванием, и опустились на глубину 5 метров под воду. Как вы покажете, что у вас всё хорошо?   Вам надо всплыть? Присаживайтесь.

IV. Работа по теме урока.

- Ребята, а всегда ли мы правильно понимаем слова,  жесты?               

- У разных народов один и тот же жест может иметь разные значения.

1. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. Хотя в Китае, в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни оратор этим жестом приветствует слушателей.

2. Если вы попадете в Тибет и встречный прохожий покажет вам язык — не огорчайтесь. Это будет означать — «Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен!». Но для других народов этот жест оскорбителен.

3. Выражая восхищение, мы хлопаем в ладоши. А в Бразилии, восторгаясь чем-то, возьмутся за мочку уха.        

-Какой из жестов вам показался самым интересным и необычным? Давайте мы запишем этот интересный факт себе в тетрадь и в каждом слове выделим орфограммы и ударение.

-Молодцы! Не забываем отмечать на полях справились ли вы с заданием, или оно ещё у вас вызывает затруднение.

Упражнение 92 стр. 60. Соотнесите жесты с данными выражениями.

-Что значит выражение «показывать пальцем»?

-Дело в том, что в древности «указующий перст» символизировал направленное на человека оружие (копье или стрелу) Если мужчина показывал на кого-то пальцем, он таким образом прямо угрожал этому человеку. За подобные действия нужно было отвечать. Тыканье друг в друга пальцами нередко заканчивалось кровопролитием.

-Я предлагаю вам поработать в парах.

Работа в паре.

-Вы совещаетесь в парах и показываете что-то жестами, не используя слов, а другие ученики должны угадать, что вы показываете.

Изобрази без предмета мимикой и жестами:

1. Заточить карандаш.

2. Вдеть нитку в иголку.

3. Подбросить и поймать мяч.

4. Поправить спадающие с носа очки.

5. Ты проспал и опаздываешь в школу.

6. Повар делает обед.

7. Перелить воду из одного стакана в другой.

8. Перчатки стали малы.

9. Трусливый кролик.

10.Разговор по телефону .

11. Смотреть в бинокль.

12. Играть на телефоне.

Выполняют работу в парах.

-Молодцы!

        

V. Итоги уроки, рефлексия.

-Какая была тема нашего урока?

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что вам понравилось на уроке?

-Что вы хотели бы ещё узнать по этой теме?

-В завершении хочу вас попросить, с помощью языка жестов, покажите мне ваше настроение.

Домашнее задание.

Найти и представит классу интересную информацию о языке жестов.