Конспект урока по СБО "Приём гостей" (6 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Приём гостей. Цель: актуализировать и закреплять представления учащихся о культурных нормах поведения; Задачи:  прививать навыки культурного поведения, познакомить с традициями русского гостеприимства;  формировать навыки самообслуживания;  воспитывать трудолюбие и эстетический вкус. Оборудование: компьютерная презентация, инструкционные карты, карточки-задания, чайный сервиз, угощение для гостей, рабочие тетради учащихся.
Иконка файла материала приём гостей.docx
Тема урока: Приём гостей. Цель: актуализировать и закреплять представления учащихся о культурных  нормах поведения;             Задачи:  прививать навыки культурного поведения, познакомить с традициями  русского гостеприимства;  формировать навыки самообслуживания;  воспитывать трудолюбие и эстетический вкус. Оборудование: компьютерная презентация, инструкционные карты,  карточки­задания, чайный сервиз, угощение для гостей, рабочие тетради. Ход урока: I. Организация класса и рабочих мест учащихся. II. Объявление темы урока. ­ Тема нашего урока «Приём гостей». (Слайд 1) И  сегодня на уроке мы  познакомимся с правилами для хозяина, научимся сервировать стол к чаю, а  также поговорим о том, как нужно вести себя в гостях.   III. Повторение правил гостеприимства. 1. Вводная беседа: Русский человек всегда считался и считается самым приветливым и  гостеприимным хозяином. Любит гостей привечать. Это подтверждают  пословицы,  придуманные народом.   пословица «Много гостей – много новостей» (Слайд 2)  Сама пословица за себя говорит, у нас сегодня много гостей, значит,  будет много новостей. Приглашаем войти в русскую избу и посмотреть на старинный быт. (Слайд 3)  Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения.  Изба – это теплая половина дома с печью. Мебели в избе было немного,  да и разнообразием она не отличалась. Стол, лавки, скамьи, сундуки,  посудные полки ­ вот, пожалуй, и всё. Вдоль стен жилища стояли  широкие лавки. На них не только сидели, но и спали.  В переднем углу избы находился духовный центр дома.  Для того, чтобы  поделится  своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и  счастья, люди обращались к иконам, украшенными вышитыми  полотенцами.  Печь – кормилица, защитница от  холода, лекарь от болезней. (Слайд 4) Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи  людям и животным.  На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук,  чеснок. Зимой около нее держали птицу и молодых животных. В печке  даже мылись. Печь играла в доме главную роль. С давних времён Самовар – символ русского гостеприимства. (Слайд 5) Каких только не было самоваров, украшенных резьбой, чеканкой,  литыми металлическими украшениями, берегли самовары, по  праздникам натирали им бока песком, из поколения в поколение  передавали. Виды самоваров. (Слайд 6)  Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол, за него  усаживали  дорогих гостей для душевной беседы. (Слайд 7)  На Руси за самоваром собирались семьи, общались, обсуждали новости,  решали дела семейные Гостей и близких  привечаем Ароматным, сладким чаем. Учитель. Итак, мы убедились, что гостеприимство существует с давних  времён . Гостеприимство – это радушие к гостям. Но все ли из вас сейчас  знают, как должен вести себя хозяин и как должен вести себя гость? И что  труднее: быть хорошим хозяином или приятным гостем? Попробуем сегодня разобраться в этом.  – А кто из вас знает правила гостеприимства? (используем плакат): 1. Приглашай в гости заранее (за неделю), укажи день, час, место  проведения праздника. 2. Хозяин должен быть внимательным, предупредительным, щедрым,  бескорыстным, тактичным. Учитель. А что значит быть внимательным, предупредительным, щедрым,  бескорыстным, тактичным хозяином, воспитанным? Дети: быть внимательным – значит видеть всех гостей, каждому уделять  внимание. Предупредительным – угадывать желание гостей, выполнять их по  возможности, думать не только о том ,чем угостить, но и чем занять.  Продумать, чтобы всем хватило места, не было поссорившихся людей. Щедрым – не жалеть игрушек, угощения. Бескорыстным – не требовать  благодарности за то, что вы сделали для гостей. Тактичным – не замечать промахи гостей, не затевать неприятные разговоры. Воспитанным – значит быть вежливым, чтобы не случилось, не показывать  гостю плохого настроения. – Молодцы. IV.  Правила хозяина. СЦЕНКА. Учитель.  Сначала посмотрите  небольшой сюжет. События происходят в современной  квартире. (Разыгрывается сценка на территории «современной квартиры». Хозяйка  увлеченно занята своими делами( красит лаком ногти). К «двери»подходят гости и «звонят». Хозяйка отрывается от своего дела, идет  открывать, при этом на лице недовольное выражение.) X о з я и н. А, это вы! Г о с т и (стоя на пороге). Ты ведь приглашала нас сегодня поиграть в новую  игру. Х оз я и н (недовольно). Ну, ладно. Проходите. Только: Не ходите по ковру ­ Вы протрете в нем дыру. Встаньте с этого дивана А не то там будет яма. И не трогайте кровать ­ Простынь можете помять. И не трогайте игрушки. Не ложитесь на подушки. И не надо книги брать ­ Их вы можете порвать. И не стойте на пути... Ах, не лучше ль вам уйти? (Гости растерянно пятятся назад и уходят.) ОСНОВНЫЕ  ПРАВИЛА  ДЛЯ ХОЗЯИНА. Учитель. Ребята, сделайте вывод, каким должен быть хозяин? Какие  человеческие качества способствуют общению? (Хозяин должен быть  щедрым и тактичным, уметь занять своих гостей и правильно угостить.  Он не должен жалеть для гостей книг, игрушек, угощенья.)  Как поступит тактичный хозяин, если гость нечаянно опрокинет  вазу или разобьет что­нибудь?  А как он поступит, если ему нужно срочно куда­то идти, а гость  еще не собирается уходить?   Должен ли щедрый хозяин угощать гостя? Если  гостю не нравится  телевизионная передача, как должен  поступить хозяин? Должен ли хозяин благодарить гостей за визит?  Учитель. Прочитайте основные правила поведения  для хозяина. (Слайд 8) 1.Встречай гостей в нарядной одежде. 2.Обязательно угости гостя. 3.Выключи телевизор, если кому­ то из гостей не нравится передача. 4.Познакомь гостей друг с другом. 5.Предложи беседу или игру, интересную для всех. 6.Поблагодари гостей за визит. V. Правила для гостей. Автор. После соревнований Игорь разговаривает с Виктором. СЦЕНКА «В гостях».Игорь. Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе  новые журналы  покажу ... Музыку послушаем. Виктор. Ладно. Приду. Автор. Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он налил в таз  теплой воды и собрался выстирать спортивную одежду. В это время резко и  сильно зазвенел звонок. Пока Игорь, вытирая мыльные руки, шёл к двери, кто­ то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка. (Игорь, открывает дверь. На пороге — Виктор.) Виктор. Привет, это я! (Он проходит в комнату, бросает куртку и шапку в кресло и  оглядывается.) Виктор. А у вас ничего. Подходяще. Это что? (Он хватает   с полки часы.) Игорь. Это  подарили маме. На память. Виктор. Прикольно! А как они заводятся? (Виктор нажимает посильнее, и  часы ломаются. Игорь смотрит испуганно. Но ничего не говорит. Виктор  берёт и рассматривает другие предметы.) Виктор. Сколько стоит? А где покупали? А это что? Чего барахло всякое в  доме держите? (Виктор открывает флаконы с духами, пальцем пробует крем. Игорь в  это время наливает чай.) Виктор. Ты колбасы нарежь, Игорь. А это сгущёнка, что ли? И сгущёнку  давай. Я знаешь, как сладкое люблю! Автор. А, наевшись и напившись чаю, Виктор взялся за шапку. Виктор. Ну, я пошёл. Пока. Завтра еще приду. Да!  Я у тебя диск с игрой взял:  у меня такой нет. Отдам как­нибудь. Автор. Вот и вся история! ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ГОСТЯ. Учитель. Ребята, что не понравилось вам в поведении гостя? Каким должен  быть гость? Ответы учащихся.( Вежливым, тактичным, ненавязчивым.) Правила поведения гостя (Слайд 9) 1.Отправлясь в гости, будь опрятным и чистым. 2. Приходи точно в назначенное время. 3.Поддерживай общую беседу или игру. 4. Если хочешь что­то посмотреть, спроси об этом хозяев. 5. В гостях долго не засиживайся. 6.Уходя, прощайся со всеми, а затем с хозяевами. VI. Сервировка стола. – Очень важно красиво и правильно накрыть стол – сервировать. Мы сегодня  учимся накрывать стол к чаю. (Рассматриваем плакаты, таблицы на  доске).Объяснение и показ учителем, как накрывается стол к чаю. Стол ставят в центре комнаты или у стены, накрывают скатертью. (Слайд 10)  К чайному столу подаются сладкие блюда (торты, пирожное, варенье,  конфеты, печенье). (Слайд 11) Для сервировки используем десертные тарелки, вилки, чайные чашки, блюдца, ложки. (Слайд 12) На расстоянии 3 см от края ставим десертную тарелку. Справа кладем нож,  слева десертную вилку, рожками вверх, на десертных тарелках – салфетки.  Эти тарелочки нужны для тортов. Торты раскладываем десертной лопаткой.  Справа ставим чайное блюдце с чашкой, ручкой – влево, а чайную ложку  кладем справа ручкой вправо. – Запомнили? А теперь проверим. (Дети ставят приборы) Игра «Найди ошибку». Девочки отворачиваются. Я что­то меняю в сервировке. Девочки  поворачиваются, исправляют ошибку. Мальчики внимательно следят. – А теперь отворачиваются мальчики, девочки исправляют ошибки. – Молодцы! Салфетки – обязательный предмет сервировки стола. Но их надо уметь  складывать. Существует много способов складывания салфеток. И сейчас мы  с вами потренируемся складывать салфетки. (Слайд 13) VII. Повторение правил поведения за столом. ­ Если что­то нужно взять с блюда, стоящего далеко от вас, что вы сделаете? ­ Можно ли выбирать лучший кусочек, конфету? А как правильно поступить? ­ Как сидим за столом? ­ А кушаем как? ­ Если нужно размешать в чашке сахар, как это сделать? Вместе с учителем дети вспоминают правила поведения за столом: ешь аккуратно;  не разваливайся на стуле;  не клади локти на стол;   не нависай над тарелкой;  не тянись через весь стол за угощением, попроси передать;  не ешь слишком быстро;  не бери в рот сразу очень много еды;  рот вытирай салфеткой;  не разговаривай во время еды. Затем дети вспоминают пословицу «Когда я ем, я глух и  нем», Объясняют её смысл. Если дети забывают правила поведения, учитель напоминает их или  рассказывает сам. Учитель следит за тем, чтобы ответы детей были полными. VIII. ЗакреплениеВопросы: (Слайд 14 ­16)  Можно ли разговаривать по телефону, когда пришли гости?  Если тебя пригласили в гости к назначенному часу, как ты поступишь: придешь пораньше, придешь вовремя или немного опоздаешь? Должен ли быть включен телевизор во время приёма гостей?  Можно ли в гостях смотреть без спроса то, что тебя интересует?  Можно ли садиться за стол без приглашения хозяина?   Можно ли встречать гостей в домашних тапочках?    Можно ли в гостях отказываться от предложенной хозяином Нужно ли, уходя, прощаться со всеми гостями? Нужно ли предлагать гостям домашние тапочки?  игры?     Как должен выглядеть человек, идущий в гости? Должны ли хозяева, прощаясь с гостями, тоже благодарить их? Как долго следует ждать опаздывающего гостя? Как ты поступишь, если услышишь, что твой сосед за столом громко икнул: начнешь хохотать, чтобы и другие посмеялись вместе с тобой; постараешься не подать виду, что ты слышал это, чтобы не смущать его? IX. Игры. (Слайд 17) ­ Чем же могут заняться гости после того, как попили чай? (Теперь гости  могут поиграть, послушать музыку, побеседовать, потанцевать и т. д.). Учитель предлагает детям поиграть. А теперь веселый конкурс: “Срежь приз”. (Завязываем глаза у играющего,  даем в руки ножницы, направляем к ленте с привязанными к ней призами.  Игрок должен срезать приз). X. Уход гостей. Гости прощаются с хозяйкой, благодарят за угощение и уходят за дверь. XI. Подведение итогов. Все дети возвращаются в класс.  ­ В какую игру мы играли?  ­ Что значит быть гостеприимным человеком? XII. Оценка деятельности детей. (Слайд 18) Чтобы легче нам жилось, Часто плакать не пришлось, Мой вам дружеский совет: Соблюдайте этикет!  ­ Вы продемонстрировали хорошие знания. Теперь вы знаете, что  воспитанному человеку не трудно  быть хорошим хозяином и приятным  гостем. Молодцы! Занятие окончено.

Посмотрите также