Целью урока является: Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон.
Изучить понятия «пряжа», «прядение», «ткань», «ткачество».
Научить определять направление нитей основы и утка, полотняное переплетение, лицевую и изнаночную стороны тканей.
Дать краткие сведения о профессиях прядильщицы и ткача.
Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности.
Способствовать развитию речи учащихся, формированию и развитию самостоятельности.
Воспитывать уважение к работающему человеку.
урок технологии 5 класс..docx
Урок технологии в 5 классе.
Тема: «Классификация текстильных волокон».
Понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве
Цели урока:
Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон.
Изучить понятия «пряжа», «прядение», «ткань», «ткачество».
Научить определять направление нитей основы и утка, полотняное
переплетение, лицевую и изнаночную стороны тканей.
Дать краткие сведения о профессиях прядильщицы и ткача.
Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств
личности.
Способствовать развитию речи учащихся, формированию и развитию
самостоятельности.
Воспитывать уважение к работающему человеку.
Методическое оснащение урока:
кабинет трудового обучения;
инструменты и приспособления: ручки, тетради, лупы, ножницы, цветная
бумага, клей;
материалы: образцы ткани.
Дидактическое обеспечение:
слайды по теме «Материаловедение» 5 класс;
материалы для контроля знаний учащихся:
тесты;
кроссворды.
Методы обучения:
словесные: загадки, вопросы, пословицы, беседа о профессиях;
наглядные: слайды, коллекции «Хлопок», «Лён», образцы ткани, тесты; кроссворды;
практические: самостоятельные работы учащихся по изучению волокон
хлопка и льна, по выполнению макета полотняного переплетения, по
определению лицевой стороны ткани.
Форма организации деятельности учащихся:
индивидуальная.
Тип урока:
урок приобретения учащимися новых знаний.
План урока
1. Организационный момент.
1.1. Приветствие;
1.2. Проверка явки учащихся;
1.3. Заполнение классного журнала;
1.4. Проверка готовности учащихся к уроку;
1.5. Настрой учащихся на работу;
1.6. Доведение до учащихся темы и плана урока.
2. Актуализация знаний учащихся.
3. Сообщение новых сведений:
3.1. Классификация текстильных волокон.
3.2. Изучение волокон хлопка.
3.3. Изучение волокон льна.
3.4. Закрепление нового материала.
4. Практическая работа «Изучение волокон хлопка и льна».
4.1. Вводный инструктаж.
4.2. Самостоятельная работа учащихся.
4.3. Текущий инструктаж.
4.4. Заключительный инструктаж.
5. Физкультминутка.
6. Сообщение новых сведений.
6.1. Что такое пряжа и прядение.
6.2. Что такое ткань и ткачество.
6.3. Производство хлопчатобумажных тканей.
6.4. Производство льняных тканей.
6.5. Получение тканей.
6.6. Признаки определения нити основы в ткани. 6.7. Производственные этапы изготовления ткани.
6.8. Отделка ткани.
6.9. Ткацкое переплетение.
6.10. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.
7. Физкультминутка.
8. Практическая работа «Выполнение макета полотняного
переплетения».
8.1. Вводный инструктаж.
8.2. Самостоятельная работа учащихся.
8.3. Текущий инструктаж.
8.4. Заключительный инструктаж.
9. Практическая работа «Определение лицевой стороны ткани».
9.1. Вводный инструктаж.
9.2. Самостоятельная работа учащихся.
9.3. Текущий инструктаж.
9.4. Заключительный инструктаж.
10. Закрепление нового материала.
11.
12.
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Подведение итогов урока.
Ход урока.
1.
Обратите внимание, на доске написаны две загадки.
1). В высоком дворце
Маленькие ларцы.
Кто их открывает,
Белое золото добывает.
2). Голубой глазок, золотой стебелёк,
Скромный на вид, на весь мир знаменит,
Кормит, одевает и дом украшает.
В процессе изучения нового материала вы сможете их отгадать. Это ещё одна
причина внимательно слушать и активно работать.
План урока:
1) проверка домашнего задания;
2) изучение нового материала;
3) практическая работа; 4) изучение нового материала;
5) две практические работы;
6) закрепление материала.
2.
Чтобы правильно изготовить изделие, правильно его эксплуатировать и
ухаживать, необходимо знать элементы материаловедения.
Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов,
используемых для изготовления швейных изделий.
3.
3.1. Известны три основных способа производства швейных материалов:
способ ткачества; способ вязания; химический и механический способ. А, как
и из чего делают ткань? Ткань вырабатывают из пряжи на ткацких станках, а
пряжу – из волокон.
Волокно – это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем
его поперечный размер.
Текстильные волокна – это волокна, которые используют для изготовления
пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий.
Текстильные волокна очень разнообразные, но все они делятся на два
основных класса: натуральные и химические (Слайд № 2).
Натуральное волокно создаёт сама природа. Натуральные волокна – это
волокна растительного, животного и минерального происхождения.
3.2. (Во время объяснения этого вопроса я рекомендую использовать слайд №
3).
3.3. (Следует использовать Слайд № 4).
3.4.
1). Какие текстильные волокна вам известны? (Мы знаем волокна натуральные
и химические).
2). Какие натуральные волокна мы сегодня изучили? (Мы изучили волокна
растительного происхождения – хлопок и лён).
3). Вернёмся к нашим загадкам, можете вы теперь сказать, о чём в них
говорится? (В первой загадке говорится о хлопке, а во второй о льне).
4.
4.1. Далее мы с вами будем выполнять практическую работу №1 на 10ой
странице ваших учебников. Используя наши коллекции «Волокна» вам нужно сравнить между собой волокна хлопка и льна по внешнему виду и на ощупь.
Выполняйте работу по пунктам как указано в учебниках.
4.2. В ходе самостоятельной работы учитель следит за правильностью
выполнения работы. Если учащимися, допускается много ошибок или
возникают затруднения в работе, проводится текущий инструктаж.
4.3. В ходе текущего инструктажа следует более подробно разъяснить
порядок выполнения работы, сконцентрировать внимание учащихся на более
эффективных методах выполнения работы.
4.4.Анализируется работа учащихся, разбираются типичные ошибки.
5.
6.
6.1. Вы познакомились с хлопчатобумажными и льняными волокнами. А как
из волокна получается ткань, вы знаете? Нет. Далее, мы с вами об этом и
будем говорить.
(При объяснении использовать слайд № 5).
Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи.
Для изготовления тканей различного назначения требуется разная пряжа. В
одних случаях нужна пряжа тонкая и гладкая (костюмные или бельевые
ткани), в других толстая и пушистая (фланель, байка).
Из истории прядения.
Прялка на протяжении веков была непременной принадлежностью
крестьянского дома. Была она полностью деревянной, часто с узорами,
вырезанными по дереву или нарисованными. Веретёна для неё тоже точили из
дерева. И прядение, и ткачество были занятиями нелёгкими, утомительными.
От пряхи требовалось и умение, и терпение, и усидчивость.
Иначе нить получалась неровная, непрочная. Естественно, что и полотно из
такой пряжи выходило далеко не первосортным. Отсюда и пословицы:
«Какова пряха, такова на ней и рубаха», «У ленивой пряхи и про себя нет
рубахи».
Зимними вечерами молодёжь часто собиралась на посиделки. Девушки
приходили на них с прялками. На посиделках парни приглядывали себе
невест. Естественно, каждому хотелось, чтоб его суженая была не только
красивой, но и умелой, работящей. Парни рассуждали: «Возьмёшь дуру пряху,
не сошьёт мужу рубаху», «Девка красива, да прясть ленива». Но вот девушка
по всем статьям приглянулась парню. На этот случай бытовала пословица:
«Прядись куделя на этой неделе. На новой недосуг: может, замуж позовут». (Я рекомендую дать ученице выступить перед классом с рассказом об истории
прядения и использовать слайды № 6 и № 7).
6.2. Пряжа поступает в ткацкое производство, где из неё изготавливают ткань.
Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путём
переплетения пряжи или нитей. Процесс производства ткани из пряжи
называется ткачеством.
Ткань получают переплетением долевых нитей (нитей основы) и поперечных
(нитей утка). Нити, идущие вдоль ткани, называются нитями основы. Нити,
идущие поперёк ткани называются нитями утка. Неосыпающиеся края ткани
называются кромками. (Объяснение лучше проводить с показом на ткани).
Подготовка нитей основы.
1). Нити перематывают с початков на бобины.
2). Производят сновку – перемотку с большого количества бобин на один
сновальный валик (ткацкий навой). Число нитей, перемотанных на навой,
доходит до 3000 и более. Перематывание совмещают со шлихтованием. Это
нити основы проклеивают шлихтой – специальным клеящим составом, для
придания нитям основы гладкости и прочности.
3). Завершается подготовка пробиранием – каждую нить протаскивают в
глазки ремизок (эта операция выполняется вручную).
Подготовка нитей утка.
Нить утка перематывают с початков и бобин на специальные деревянные
уточные шпули. (Рассказ сопровождается показом слайд № 8).
Устройство и работа ткацкого станка. Процесс получения ткани мы
рассмотрим по рисунку. (Слайд № 9).
Из истории ткачества.
Когда появился первый ткацкий станок в виде простейшей рамы –
горизонтальной или вертикальной – неизвестно. В одном из трудов по истории
текстильной техники рассказывается о племени бакаири, где применяли
вертикальную ткацкую раму. Это были два столба врытые в землю. От одного
к другому протягивали толстые хлопковые нити – основу. Уток был намотан
на палочку и с её помощью продевался через основу. Ткань получалась
похожей на циновку.
В Древнем Египте предпочитали горизонтальную раму. Человек у такой рамы
работал непременно стоя. От слов «стоять, стать» и произошли слова «стан»,
«станок». Любопытно, что ткачество считалось в Древней Греции высшим из
ремесленных искусств. Им занимались даже знатные дамы. В известном
произведении «Илиада» Гомера, например, упоминается о том, что Елена,
жена царя Спарты Менелая, изза которой, по преданию, вспыхнула
Троянская война, получила в подарок золотое пряслице – грузик для
веретена, придававший ему большую инерцию вращения. (Лучше будет, если
это будет выступление учащейся с использованием слайда № 10).
6.3. Производство хлопчатобумажных тканей можно представить в виде
таблицы (использовать слайд № 11).
6.4. Процесс производства льняных тканей рассмотрим по следующей таблице
(использовать слайд № 12).
6.5.. Весь процесс получения ткани можно представить в виде схемы (Слайд
№ 5). Сначала из волокна в процессе прядения мы получаем пряжу, затем
идёт процесс ткачества, и получаем суровую ткань, которая, проходит
отделку, и получаем готовую ткань.
6.6. При раскрое швейных изделий следует учитывать направление нити
основы.
(Объяснение следует сопровождать показом на ткани и использовать Слайд №
13).
6.7. Существует шесть производственных этапов изготовления ткани: (При
рассмотрении данного вопроса использовать слайд № 14).
6.8.ткань с ткацкого станка содержит примеси и загрязнения, её структура и
внешний вид не соответствуют предъявленным к ней требованиям. Такую
ткань называют суровой, она не применяется для изготовления одежды, так
как нуждается в отделке. Цель отделки – придание красивого внешнего вида
ткани и улучшение её качества. Ткань, прошедшую отделку, называют
готовой. (Использовать слайд № 15).
Очень интересным является процесс печатания тканей, в результате чего на
них получаются разноцветные рисунки. (Можно воспроизвести процесс
печатания с помощью валика для наката. Для этого нужно взять гуашевую
краску любого цвета, развести её водой в ёмкости достаточного размера,
окунуть в получившуюся жидкость валик и сделать накат на изнаночной
стороне полоски обоев или на плотной бумаге).
Теперь познакомимся с профессиями прядильного и ткацкого производства.
Основные профессии прядильного производства.
Оператор чесальных машин работает на чесальных машинах, производит
загрузку волокон в машину, ликвидирует обрыв ленты при выходе из машины. Оператор ленточного оборудования обслуживает ленточную машину,
предупреждает обрыв ленты.
Оператор гребнечесального оборудования обслуживает гребнечесальную
машину, производит заправку машины лентой, ликвидирует обрыв ленты.
Оператор крутильного оборудования работает на крутильных машинах,
следит за качеством кручения пряжи, производит смену бобин с пряжей,
регулирует натяжение нитей, ликвидирует обрывы пряжи.
Оператор мотальной машины перематывает пряжу и нити на мотальных
машинах, ликвидирует обрывы пряжи, следит за натяжением нити.
Оператор ровничного оборудования обслуживает ровничные машины, следит
за качеством сходящей с машины ровницы.
Прядильщица работает на прядильных машинах, проверяет качество ровницы
и нитей, поступающих на прядильные машины. Она наблюдает за качеством
вырабатываемой пряжи, ликвидирует обрыв пряжи.
Рабочие всех профессий должны знать устройство машин, на которых они
работают, причины возникающих неполадок, способы предупреждения и
устранения брака в работе.
Все рабочие обязаны соблюдать правила безопасности труда и пожарной
безопасности, следить за порядком на своих рабочих местах и производить их
уборку.
Профессии ткацкого производства.
Ткачиха обслуживает ткацкий станок: производит пуск и остановку станка,
ликвидирует обрыв нитей, снимает наработанную ткань, обметает, чистит и
смазывает станок, предупреждает и выявляет дефекты ткани.
Ткачиха должна знать устройство ткацкого станка, свойства пряжи, строение
ткани, требования к качеству ткани, требования по безопасности труда и
пожарной безопасности.
Контролёр качества тканей работает на браковочномерильной машине,
выявляет дефекты ткани, проверяет ширину ткани и длину ткани в куске,
заполняет ярлык (маркировку), наклеивает ярлык на кусок ткани, содержит в
порядке своё рабочее место.
Контролёр должен знать виды дефектов тканей, устройство браковочно
мерильной машины, способ заправки ткани в машину, правила безопасности
труда и пожарной безопасности на производстве.
Рекомендую дать учащимся подготовить доклады о профессиях прядильного
и ткацкого производства. Можно использовать слайды № 16 и 17. 6.9. Мы уже говорили, что ткань получают путём переплетения нитей.
Делаем вывод, что ткацкое переплетение – это переплетение нитей основы и
утка. Различной последовательностью чередования основных и уточных нитей
создаётся огромное количество переплетений.
Самое простое и самое распространённое переплетение нитей в ткани – это
полотняное, в котором нити переплетаются через одну. (При объяснении
пользоваться слайдом № 18).
6.10.Ткань имеет лицевую и изнаночную стороны. Лицевую сторону ткани
можно определить по следующим признакам: (При объяснении
использовать слайд № 19).
7.
8.
8.1. Далее вы будете выполнять макет полотняного переплетения. Для этого
вам понадобится цветная бумага двух цветов, ножницы и клей.
(При объяснении пользоваться учебником и слайдами 20,21).
Прежде, чем приступить к работе вспомним правила техники безопасности
при работе с ножницами. (Рассказывают ученицы).
8.2.Во время самостоятельной работы учитель следит за работой учащихся и в
случае типичных ошибок проводится текущий инструктаж.
8.3. В ходе текущего инструктажа указываются правильные методы работы и
пути исправления ошибок.
8.4. На заключительном инструктаже учитель анализирует деятельность
работы учащихся и указывает на типичные ошибки.
9. По образцам тканей вы должны определить лицевую и изнаночную стороны
ткани. Используя таблицу (слайд № 22) в рабочей тетради опиши, по какому
признаку определила лицевую сторону ткани.
10. Закрепление нового материала с использованием теста (слайд № 23).
11. На следующий урок принесите образцы хлопчатобумажных и льняных
тканей для оформления коллекций и изучения свойств ткани. Учить термины.
В учебниках стр. 7 – 14.
12. Итоги урока.
Конспект урока по технологии 5 класс
Конспект урока по технологии 5 класс
Конспект урока по технологии 5 класс
Конспект урока по технологии 5 класс
Конспект урока по технологии 5 класс
Конспект урока по технологии 5 класс
Конспект урока по технологии 5 класс
Конспект урока по технологии 5 класс
Конспект урока по технологии 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.