Конспект урока по технологии 8 класс "История вышивки. Владимирский верхошов"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
технология
8 кл
06.04.2017
Класс 8
Тема раздела: Художественная обработка материалов
Тема урока: « История вышивки. Владимирский верхошов»
Цель: Сформировать у учащихся знания о ручной вышивке; и выполнить один из элементов вышивки.
Задачи:
1. Обучить учащихся выполнять задания по образцу, самостоятельно оценивать результаты работы. Расширить представление учащихся о владимирской вышивке
2. Вызвать интерес к культуре и искусству, развивать усидчивость и моторику рук.
3. Развивать творческие способности, прививать качество аккуратности при выполнении шва.
На уроке учащиеся знакомятся с элементами Владимирской вышивки. А именно вывполняют сетку серединки цветка.
урок владиморский верхошов.docx
Класс 8
Тема раздела: Художественная обработка материалов
Тема урока: « История вышивки. Владимирский верхошов»
Цель: Сформировать у учащихся знания о ручной вышивке; и выполнить один из
элементов вышивки.
Задачи:
1. Обучить учащихся выполнять задания по образцу, самостоятельно оценивать
результаты работы. Расширить представление учащихся о владимирской вышивке
2. Вызвать интерес к культуре и искусству, развивать усидчивость и моторику рук.
3. Развивать творческие способности, прививать качество аккуратности при
выполнении шва.
Методы обучения: рассказ; беседа; объяснение выполнения швов, практическая
работа; демонстрация.
Материальнотехническое оснащение:
Наглядные пособия: образцы вышивки, эскизы, образцы
показывающие
использование вышивки в народной одежде, предметов быта, инструкционная карта
выполнения швов: стебельчатый козлик, шов восьмерка и др.
Оборудование для детей и учиителя: пяльцы, ножницы, иглы, булавки, нить,
ткань, шаблоны для перевода узоров.
Объект труда
Презентация «Вышивание» ПК, мультимедийный проектор.
Оборудование для учащихся: пяльцы, ножницы, иглы, булавки, нить, ткань,
шаблоны для перевода узоров, утюг и утюжильная доска.
Термины на доске: орнамент, декоративное изображение, мулине, пяльцы.
План урока:
1. Организационный момент;
2. Объяснение нового материала;
3. Практическая часть;
4. Итог урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
А. контроль посещаемости
Б проверка рабочей одежды и готовность к занятию 2. Повторение пройденного материала (виды швов, карточки задания по дпитб)
3. Объяснение нового материала.
Рассказ беседа
Скажите, а давно ли появилось декоративно прикладное искусство? ( Ответы детей)
Да, очень давно. Человек всегда стремился украсить свое жилище, да и себя
разными поделками. Археологические раскопки показывают, что еще в каменном
веке человек расписывал стены пещер, носил украшения из камня, а затем и из
металла. Конечно, древняя одежда из шкур, кожи и ткани не могла сохраниться,
ее век недолог. Но в музеях можно встретить одежду былой старины, а на ней
увидеть самую разную вышивку.
Ведь само изготовление одежды привело к изобретению иглы и крючка, зародило
простейшие швы, которые теперь мы называем «вперед иголку», «назад иголку»,
стебельчатый и тамбурный швы, и т.д.
А из каких тканей шили на Руси одежду? (ответы детей)
Одежду на Руси шили из льняной ткани. Ткань в основном была простейшего
полотняного переплетения холст. В зависимости от толщины спряденной нити
получали и ткань тонкую или толстую.
Давно ли на Руси вышивают?
Вышивают на Руси тоже очень давно.
Сшитую одежду рубахи, сарафаны, фартуки, платки, брюки, верхнюю одежду, даже
валенки и сапожки украшали вышивкой, кружевами, сплетенными поясами и
лентами. Белье, полотенца (рушники), занавески, скатерти и др. вещи тоже украшали
вышивкой и кружевом. Рисунки выдумывали сами, например по узорам на окнах
зимой, составляли из стилизованных изображений цветов, растений, фигур животных
и человека.
Рисунку придавали магическое значение, некоторые изображения были так
называемыми «оберегами», которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и
людей от болезней и бед.
Скажите, а в какое время года обычно женщины занимались рукоделием?За окном
воет вьюга, а в избе уютно, потрескивает в печи огонь, а в углу сидит хозяйка за
своим рукоделием
Рукоделием занимались женщины на селе преимущественно в зимнюю пору, когда
освобождались от работы в поле, в лесу и на огороде. Зимний день короткий, а работать можно было только днем, лишь в исключительных случаях при лучине или,
позже, при свече.
Гладью стали вышивать несколько позже, чем крестом. По плотному
неотбеленному холсту красной пряжей с добавлением желтой, синей и зеленой нити
вышивали цветочный орнамент, птиц, женские фигуры, рыбок. Этот способ вышивки
получил название «верхошов» так как по лицу укладывалась гладь, а по изнанке лишь
мелкие стежки переход нити на лицо. Такая вышивка зародилась во Владимирской
области и называется «владимирская гладь».
Прославлен на Руси поселок Мстера,
Владимирский, уютный, русский край,
Где вечерами мастерицы грели
В своих руках волшебных ниток рай.
И затянув печально, тихо песню
Простую, а порою и без слов,
Орнаментом на ткань ложился древний,
Владимирский, прекрасный верхошов.
Орнамент прост и сложен как природа,
В нем отражен привычной жизни стиль,
Здесь сказки, были русского народа
Сплелись узором в длинный путь один.
И тема нашего сегодняшнего урока «Владимирскийверхошов»
Односторонняя гладь, или «верхошов»
В поселке Мстера во второй половине 19 века активно развивается такой вид гладьевой
вышивки – владимирские швы или «владимирское шитье».. Верхошов, являясь
экономной техникой вышивания, был известен во многих республиках, но особенного
расцвета он достиг благодаря вышивальщицам села Мстера Владимирской области
России. Они обогатили верхошов яркими красочными расшивками и растительными
узорами. Владимирскую гладь называют односторонней гладью, вышитой глухим
свободным швом («верхошов») особенность этого шва в том, что стежки ложатся
почти целиком на лицевой стороне, сплошь закрывая нужные места узора, на изнанке
захватываются лишь несколько нитей ткани. Верхошов широко применяется в т.
наз. владимирских швах, которыми вышивают крупный растительный орнамент на
подушках, скатертях, дорожках и т. д.
Узоры, выполняемые владимирскими швами, дополняют цветной тесьмой, узкими
орнаментальными полосками, вышитыми козликом, гладью, кисточками.
Выполняется толстыми нитками — ирисом, мулине — в пасмо (6 ниток), шерстяными,
синтетическими. Основной цвет — красный, дополненный синим, зеленым, желтым, бежевым. Узоры верхошва дополняют обшивкой кисточками и кустиками стежками
полукреста.
Тема природы в работах мстерских мастериц раскрывается широко и разнообразно.
Это зависит от творческой манеры вышивальщицы. К примеру, тема народной песни.
Сказки, басни перекликается в вышивках с уборкой льна, жатвой, сбором урожая
плодов в связи с изобразительными природными мотивами. Кроме того, изображение
человеческих фигурок, зверей, птиц воссоздает полную картину жизни.
Шов выполняется длинными редкими стежками и украшается накладными
декоративными сетками. Стежки глади получаются только на лицевой стороне, а на
изнаночной – небольшие стежки переходов по контуру рисунка или внутри него.
Листики выполняют косыми стежками в двух направлениях от середины. Для того
чтобы направление стежков в обеих половинках листика было одинаковым и
подчеркивало его форму, листик вышивают с верхнего острого конца. Первый стежок
делают от вершины листика до его прожилки. Затем выполняют одну половину
листика, укладывая стежки наклонно, на некотором расстоянии друг от друга. Стежки
глади вышивают без предварительной наметки. Выполнив одну половинку листика,
делаем переход ко второй половинке листика, к его вершине, и вышиваем листик до
конца. Стежки могут быть разной длины. Контур мотивов при этом становится зубчатым, переход от узора к фону мягче,
спокойнее.
В цветках стежки располагают по радиусу. Стебли и разные узкие закругленные
формы в виде колец и завитков выполняют небольшими косыми стежками, узким
швом односторонней глади.
Большие закругленные детали вышивают гладью «восьмерка», техника исполнения
которой показана на рис. г.
Верхошов: ав варианты шва, г гладь «восьмерка»
А остановимся мы на одном из элементов вышивки Заполнение серединки цветка
декоративной сеткой
Сердцевины крупных цветков и детали мотивов заполняют накладными сетками или
различными гладьевыми разделками в виде квадратиков, треугольничков, полосок,
выполненных гладью, козликом и др.
Сетку и прикрепки вышивают нитками одного цвета. Длинные стежки, которые
протягивают в пределах контура в двух направлениях (вертикальном и
горизонтальном), образуют сетку. Сетку прикрепляют к ткани разными способами:
крестиком, стежком, лапкой (три стежка). При этом соблюдают определенную
последовательность. Заполнение сетки
Сначала выполняют все стежки в одном направлении, например вертикальном, затем в
другом – горизонтальном, последовательно закрепляя каждый новый стежок в местах
пересечения его с вертикальными стежками. На рисунке первый горизонтальный
стежок сделан справа налево, а обратным движением иглы с рабочей ниткой
выполнены прикрепки в виде крестиков. Верхние стежки прикрепоккрестиков
должны быть в одном направлении.
Шов козлик
Середины крупных листьев и цветов и мелкие листочки вышивают козликом. Как
показано на рисунке.
Сердцевины цветов обычно окаймляют тамбурным швом.
4.Вводный инструктаж
А демонстрация эталонного образца и разбор по карте технологии изготовления
Подготовка к ручной вышивке. Рабочее место вышивальщицы.
Чтобы удобнее было выполнять вышивку, необходимо правильно организовать
рабочее место. Стол со всеми необходимыми инструментами и приспособлениями
должен стоять около окна так, чтобы свет падал на работу с левой стороны (или она
должна быть хорошо освещена искусственным светом). В процессе работы на столе не
должно быть ничего лишнего. В столе необходимо иметь ящики для хранения
выполняемой работы с вышивкой, запаса тканей, ниток и других материалов.
Специальное место должно быть выделено для хранения кальки, миллиметровки, игл,
ножниц и других приспособлений. Правильная организация рабочего места
способствует производительности и качеству выполняемой работы.
Материалы для вышивки.
Для выполнения ручной вышивки необходимы ткань и нитки. Выбор их зависит от
назначения изделия, характера орнамента и способа его выполнения.
Ткань.
Для свободной вышивки по нарисованному контуру можно брать ткань гладкого
переплетения: сукно, шелк, шерсть, лен. В настоящее время для вышивок широко
используют тик, сатин, ситец, а для оформления изделий – различную тесьму
(простую, шерстяную), кружева.
Нитки.
Они должны быть крепкими и не линять при стирке. Например: мулине, ирис, шелк,
шерстяная пряжа, льняные нитки.
При вышивке толстыми нитками в одну – две пасмы (мулине) следят за каждым
стежком, чтобы нитки ложились мягко, а стежок получался красивый, не крученый,
как веревка. Для этого левой рукой которая находится все время под пяльцами, нитку
раскручивают, тогда на лицевой стороне получается красивый стежок.
Нитку в иглу вдевают так, чтобы при закреплении ее на ткани не делать узла. Для
этого от пасмы отделяют одну нитку (при необходимости больше) , складывают ее
концами вместе и продевают в иглу. Начиная работу, делают на ткани небольшой
стежок и тянут нитку до тех пор, пока не останется маленький кончик в виде петли,
которая образовалась при складывании нитки вдвое. В эту петлю продевают иглу с
рабочей ниткой и затягивают. Заканчивая вышивание нитку закрепляют на изнанке (в том месте, где расположена
вышивка) несколькими стежками швом за иглу.
Инструменты и приспособления и оборудование.
Для выполнения вышивки вручную необходимы очень несложные инструменты: иглы,
ножницы, наперсток, сантиметровая лента, пяльцы, линейку, кальку , копировальную
бумагу, карандаш, утюг.
Иглы.
Иглу подбирают в соответствии с толщиной нитки.
Для вышивки лучше брать короткие иглы, с удлиненным ушком, чтобы можно было
быстро вдеть рабочую нитку. Очень трудно вдевать в иглу шерстяную нитку. В этом
случае берут тонкую шелковую ниточку, складывают ее вдвое, а в образовавшуюся
петлю вкладывают конец шерстяной нитки. В иглу легко войдет вдвое сложенная
шелковая нитка и протащит за собой толстую шерстяную нитку.
Ножницы.
Ножницы бывают трех видов: маленькие с острыми концами
для подрезки и выдергивания нитей; ножницы средних размеров для обрезки ниток;
большие – для резки тканей. У ножниц концы лезвий должны полностью замыкаться,
иначе не получатся точные надрезы нитей.
Сантиметровая лента.
Она служит для определения точного размера изделия, разметки основных линий
узора, ширины подшивки и т.д..
Пяльцы.
Нельзя приступать к вышивке, пока ткань не будет натянута туго в пяльцах. Если
кусочек ткани по размеру меньше пялец, то к нему временно пришивают какойнибудь
другой материал нужного размера.
Основное назначение пялец _ держать ткань в натянутом состоянии, чтобы
предохранить ее от стягивания. Пяльцы бывают круглые и прямые раздвижные. Ткань можно также натянуть на
готовую рамку, прикрепив ее кнопками или гвоздиками. Очень удобны для работы
круглые пяльцы. Они состоят из двух деревянных обручей, входящих один в другой
меньшего в больший. Диаметр пялец 2040 см, высота обруча 1,52 см, толщина 35
мм.
Для запяливания на меньший обруч кладут материал, расправляют его, следя за тем,
чтобы нити не перекосились. Сверху накладывают большой обруч и нажимают – ткань
натянута.
Правила техники безопасности.
1.Хранить иголки в специально отведенном для этого месте: подушечке, игольнице.
2.Ножницы сомкнутыми лезвиями, класть справа кольцами к себе.
3.Передавать ножницы кольцами вперед.
4.Не пользоваться ржавой иглой.
5. Нельзя перекусывать нитку зубами.
6.Включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки.
7. Ставить утюг на подставку.
8. Не оставлять утюг без присмотра.
5. Физминутка
6. Практическая работа.
Текущий инструктаж – целевые обходы
1 обход проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
2 обход проверить правильность выполнения трудовых приемов технологической
последовательности выполнения шва.
3 обход проверить правильность выполнения стежка и осуществление учащимися
самоконтроля. Провести приемку и оценку работ.
Выполнение практической работы по инструкционной карте, которая лежит на столах
учащихся 7. Заключительный инструктаж
А Анализ характерных ошибок и их причины
б Сообщение оценки работы каждого учащегося
в Домашнее задание
8. Уборка рабочих мест
Конспект урока по технологии 8 класс "История вышивки. Владимирский верхошов"
Конспект урока по технологии 8 класс "История вышивки. Владимирский верхошов"
Конспект урока по технологии 8 класс "История вышивки. Владимирский верхошов"
Конспект урока по технологии 8 класс "История вышивки. Владимирский верхошов"
Конспект урока по технологии 8 класс "История вышивки. Владимирский верхошов"
Конспект урока по технологии 8 класс "История вышивки. Владимирский верхошов"
Конспект урока по технологии 8 класс "История вышивки. Владимирский верхошов"
Конспект урока по технологии 8 класс "История вышивки. Владимирский верхошов"
Конспект урока по технологии 8 класс "История вышивки. Владимирский верхошов"
Конспект урока по технологии 8 класс "История вышивки. Владимирский верхошов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.