Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс
Оценка 4.9

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
технология
10 кл
28.12.2018
Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс
ДИЗАЙН - творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, комплексов и систем, ориентированных на достижение идеальных изделий и социально-культурной среды. Дизайн-проектирование предметов, в которых польза неразрывно связана с красотой (гармоничных предметов). Дизайн, как творческий процесс делится на: • Художественный дизайн-создание вещей с точки зрения эстетического восприятия; • Техническая эстетика-наука о дизайне и его этапах (конструктивность, функциональность, эргономичность-комфорт, эксплуатация, утилизация т.д.) Основные выразительные средства дизайна – • формообразование, • разнообразие предметных форм • плавность переходов между частями фигуры, • утонченность. Задачи дизайна – формирование гармоничной предметной среды наиболее удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Цели дизайнерской деятельности - эстетическая организация предметной среды (от самолетов до бытовых приборов). Художественное конструирование – как практика дизайна является методом проектирования предметной среды, объединяя области человеческой деятельности: технической и эстетической. Семантические средства художественного конструирования- Метафора-перенос подобных явлений и предметов литературного происхождения в действительность. Символ-знак, примета, признак в виде нарисованного элемента или предмета объемно-пространственной формы (используется для сохранения и передачи информации и эстетических ценностей) - наделен многозначностью. Аллегория – иносказательность, мифологического происхождения, мудрость, любовь, добро, мир, природа – показывают используя символы, атрибуты, эмблемы объединенных в соответствующую замыслу структуру. Эмблема- отделка, заменяющая символ, изображает предметы, знаки, личности символично. ; Законы и принципы художественного конструирования- 1.Единство формы и содержания; 2.Композиционные законы-пропорциональности, масштаба и контраста; 3.Законы цветовой гармонии; 4.Комплексное решение утилитарных, экономических, социальных и эстетических вопросов; 5.Эргономические требования. 6.Учет особенностей окружающей среды и конкретных условий.
10 кл Дизайн отвечает потребностям.docx
Тема урока: «Дизайн отвечает потребностям» Класс: 10. Дата: 01.10.18г. ЦЕЛЬ: Получить знания о проектировании, его особенностях в современном  производстве, основных этапах дизайна объектов. Раскрыть смысл понятий о законах и принципах художественного конструирования,  освоить алгоритм проектирования. Научиться создавать банк идей и применять различные методы поиска творческих  решений. Формировать умения осуществлять художественно­конструкторский анализ объектов  проектирования. Развивать критическое мышление в сфере художественного конструирования. Дидактические: Закрепить умения обучающихся различать объекты труда, выбирать изделия для  проектирования и формулировать требования к изделию. Закрепить знания обучающихся по теме «Особенности современного проектирования и  дизайн­объектов.» и обобщить знания методами работы с проектируемым изделием. Образовательные: Ознакомить учащихся с этапами проектирования изделий. Научить рационально применять законы художественного конструирования. Способствовать формированию у обучающихся представления о последовательности  изготовления одежды от эскиза до готового изделия; Расширить знания о законе :единство формы и содержания и требований к  изделию:симметрия, пропорции, динамика, статика деталей и способствовать развитию  пространственного воображения, творческого мышления, эстетического вкуса; Способствовать развитию познавательного интереса к предмету проектирования, Воспитательные: Способствовать воспитанию аккуратности, внимательности, точности при выполнении  работы, элементам самоконтроля и рациональностьпри проектировании изделия. Способствовать правильной организации рабочего места и соблюдению правил техники  безопасности. Способствовать воспитанию эстетического вкуса, уважения к труду и интереса к  профессиям конструктора, модельера и дизайнера на производстве. Развивающие: Развивать комплекс знаний умений и навыков во время работы над проектом(развивать  логическое мышление). Развивать умения применять симметричные детали в проектируемых изделиях с учетом  свойств и цвета выбранного материала; Развитие творчества и фантазии; точности и абстрактного мышления посредством работы с чертежами и эскизами. Развитие способности анализировать свою деятельность. Развивать умения в подготовке каждого этапа проектирования. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Знать: Уметь: Понятие дизайн – объектов. Различать этапы оценки Оценка дизайн – объектов. дизайн – объектов. Понятие объекта деятельности. Осуществлять художественно Принципы художественного конструкторский анализ. конструирования. МАТЕРИАЛЫ: презентация, карточки «Виды дизайна» ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: дизайн, алгоритм дизайна, этапы дизайн­объекта, экспертиза,  анализ и оценка объектов проектирования.     1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. ХОД УРОКА: СТРУКТУРА УРОКА: 1.Организационный момент: 1 мин. Отсутствующие. Психо ­ эмоциональный настрой обучающихся. 2.Актуализация опорных знаний: 4­5 мин. Где вы встретили впервые понятие дизайна? Что мы называем дизайном? Что обозначает понятие проект? Понятие проектирование? Что лучше, усовершенствовать или создавать новое, что легче? Сущность понятия – идея? 3.Мотивация знаний: 3 мин.: (Зачем знать ? Где сможем применить?) Чтобы  узнать каким образом определяется художественно – конструкторская целесообразность, совершенство, гармония – мы будем учиться выполнять  художественно­конструкторский анализ изделия (объекта проектирования). 4.Изучение нового материала: 10мин. ПЛАН УРОКА: Из истории вопроса (Д/З сообщения учащихся) Теоретические предпосылки дизайн – проекта (художественного  конструирования); О дизайн – культуры (фрагмент –это интересно) Сообщение темы и цели урока? Виды дизайна (карточки­ теория виды дизайна) учащиеся группами готовят  информацию Параллельно идет слайд –шоу. Требования к дизайну и к объекту деятельности (плакат) Карточки – примеры: объектов проектирования(соответствие окружающей среде и условиям) – ответы учащихся. Последовательность художественно – конструкторского анализа объекта  деятельности. СЛОВАРЬ: ДИЗАЙН ­ творческий метод, процесс и результат художественно­технического  проектирования промышленных изделий, комплексов и систем, ориентированных на  достижение идеальных изделий и социально­культурной среды. Дизайн­проектирование предметов, в которых польза неразрывно связана с красотой  (гармоничных предметов). Дизайн, как творческий процесс делится на:       Художественный дизайн­создание вещей с точки зрения эстетического  восприятия; Техническая эстетика­наука о дизайне и его этапах (конструктивность,  функциональность, эргономичность­комфорт, эксплуатация, утилизация т.д.) Основные выразительные средства дизайна – формообразование, разнообразие предметных форм плавность переходов между частями фигуры, утонченность. Задачи дизайна – формирование гармоничной предметной среды наиболее  удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Цели дизайнерской деятельности ­ эстетическая организация предметной среды (от  самолетов до бытовых приборов). Художественное конструирование – как практика дизайна является методом  проектирования предметной среды, объединяя области человеческой деятельности:  технической и эстетической. Семантические средства художественного конструирования­ Метафора­перенос подобных явлений и предметов литературного происхождения в  действительность. Символ­знак, примета, признак в виде нарисованного элемента или предмета объемно­ пространственной формы (используется для сохранения и передачи информации и  эстетических ценностей) ­ наделен многозначностью. Аллегория – иносказательность, мифологического происхождения, мудрость, любовь,  добро, мир, природа – показывают используя символы, атрибуты, эмблемы объединенных в соответствующую замыслу структуру. Эмблема­ отделка, заменяющая символ, изображает предметы, знаки, личности  символично. ; Законы и принципы художественного конструирования­ 1.Единство формы и содержания; 2.Композиционные законы­пропорциональности, масштаба и контраста; 3.Законы цветовой гармонии; 4.Комплексное решение утилитарных, экономических, социальных и эстетических  вопросов; 5.Эргономические требования. 6.Учет особенностей окружающей среды и конкретных условий. Аналоги–изделия имеющие, подобные или близкие по функциональному содержанию  критерии с проектируемым изделием. Оригинальное изделие­предмет не являющийся копией или подделкой существующих  изделий (без наследования известных образцов). Объекты технологической деятельности ­ это результаты интеллектуальной  деятельности человека (проекты, производственные процессы, техника, сырье, средства  добычи и переработки, продукты, явления ТИП – форма чего­нибудь, обладающего определенными признаками, образец которому  соответствует известная группа, предмет, явление. ВИД – внешность, видимые очертания, состояние. СТАДИЯ – период, ступень развития чего­либо. Соответствующая система  последовательных действий.   ПЛАНИРОВАНИЕ – процесс разработки систематизации при изготовлении чего­либо, и  выбор наиболее эффективных способов их достижения. ПРОЕКТ ­ (лат. Proect – мысль брошенная вперед) совокупность действий, документов,  текстовой информации, мыслей или планов создания различных теоретических продуктов,  объектов, процессов или явлений. ПРОЕКТ ­ особый вид познавательной деятельности и ее результат. Любой замысел  имеющий цель, ресурс, и конкретные термины реализации. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – проект, центром которого является творческий продукт –  результат самореализации участников проектной группы. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПРОЕКТА – создание принципиально новых форм и средств. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – особый вид интеллектуальной деятельности,  характеризующейся: самостоятельным поиском информации; творческим преобразованием в материализованный продукт (изделие, блюдо,  плакат, реферат, стендовый доклад, мультимедийная презентация и т.д.) ПРОЕКТИРОВАНИЕ ­ творческая, инновационная деятельность во время которой  обосновывается и разрабатывается проект; всегда нацеленная на создание качественно  нового продукта имеющего значение для человека или общества. Проектирование ­ тщательно продуманная, творческая работа и процесс разработки  проекта с фиксацией результатов в какой­нибудь форме. ПРОБЛЕМА – сложный теоретический или практический вопрос, нуждающийся в  изучении и решении. ИДЕЯ – основная главная мысль. ЭТАП – отдельный момент, стадия какого­нибудь процесса. ЭТАПЫ ПРОЕКТА – основные периоды работы над проектом. Гармония –согласованность и строуность в сочетании чего­либо. Критерии оценки потребителя: Социальные требования ­ общественная целесообразность; Эргономические требования – соответствие назначению; Утилитарные требования – удобство эксплуатации и ремонта; Эстетические требования – эстетическая значимость. Художественное конструирование – новый метод проектирования предметной  среды. Объединяет области человеческой деятельности. Технической; Эстетической. Цель художественное конструирование – активное усовершенствование  окружающей среды, эстетизация материальной сферы труда и быта человека. Эстетические категории — это наиболее общие признаки, с помощью которых  описываются процессы художественного творчества, строение и своеобразие  произведений искусства, природа и механизмы художественного восприятия. Если проектируется совершенно новое изделие, не имеющее прямого прототипа, дизайнеры изучают аналогичные машины или вещи. При художественно­конструкторском анализе изделий особое внимание обращают на  функциональные требования к нему. Функцию изделия необходимо понимать очень широко, обязательно в связи с  деятельностью человека. Назначение изделия ­ это его основная функция. Комплекс функциональных требований распределяется по четырем основным группам  изделий: 1. Изделия, непосредственно обслуживающие человека (предметы быта, одежда, обувь,  мебель и т.п.). 2. Изделия, непосредственно обслуживающие человека и выполняют техническую функцию (бытовые приборы, кабельные и т.д.). 3. Промышленные изделия, которые выполняют рабочую функцию и частично обслуживают человека (станки, приборы, машины, транспортные средства). 4. Промышленные изделия, которые выполняют только рабочую функцию  (автоматизированные системы, узлы механизмов машины, автоматические линии). К первой группе изделий относятся два условия: во­первых, изделия, которыми непосредственно пользуется человек, должны обладать  такой формой, соответствующей анатомии и физиологии человека; во­вторых, они должны иметь такие свойства и качества, которые делали их  действительно необходимыми для человека. Каждая вещь, предназначенная для  непосредственного потребления, должна оцениваться по собственным, полезными  свойствами. Изделия, относящиеся ко второй группе, имеют более сложную функциональную  структуру, они обслуживают человека, объединяя в себе техническую и потребительские  функции. К третьей группе относятся орудия труда, требующие от человека соответствующих  физических усилий. Эти орудия труда должны иметь хорошую форму, соответствующую трудовым движениям  человека, а также обладать необходимыми рабочими свойствами. Относятся к четвертой группе: орудия труда, самостоятельно выполняют рабочие  функции, без непосредственного участия человека, но под его контролем. Изделия данной  группы имеют сложные комплексы управления, объединяются или пространственно  отделяются от них. Однако следует иметь в виду, что эта классификация требований упрощена. Многие  изделия, окружающих человека, имеют сложные и разнообразные функции, требующие  комбинированного использования. В зависимости от того, к какой из групп относится  объект проектирования, определяется соответствующий комплекс функциональных  требований, которые предъявляет дизайн до определенного изделия. Последовательность художественного конструирования объектов технологической  деятельности Художественное конструирование в сочетании с техническим (инженерным  проектированием) образуют единый процесс проектирования объектов технологической  деятельности, несмотря на то, что процесс художественного конструирования направлен  на выполнение специфической цели ­ гуманизация предметной среды. Но, дизайнер,  работая в творческом содружестве с другими специалистами, всегда решает свою  специфическую задачу. Создать изделие промышленного (массового) производства без последовательной  методической разработки невозможно. Дизайн объектов технологической деятельности осуществляется поэтапно, в  соответствии, установленной ГОСТ 103­68 «Единой системы конструкторской  документации». В соответствии с ЕСКД, весь процесс художественного  конструирования состоит из этапов, последовательность которых указана в  таблице (графа ­ этапы художественного конструирования). ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДИЗАЙН как научная дисциплина изучает комплекс проблем в системе ЧЕЛОВЕК  ИЗДЕЛИЕ СРЕДА (возникающих в ходе анализа связей и отношений). В результате выделились понимание сущности проектирования, составляющие предметную среду жизнедеятельности человека: функциональная целесообразность техническая разработка экономическая оправданность эстетическая выразительность изделий. ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ: УДОБСТВО. ПОЛЬЗА КРАСОТА(сущность принципа художественного  конструирования) 1. ПОЛЬЗА – технико – экономический фактор; 2.УДОБСТВО – эргономический фактор; 3.КРАСОТА – эстетический фактор. НЕЛЬЗЯ В УГОДУ ОДНОМУ ФАКТОРУ, ПРЕНЕБРЕГАТЬ ДРУГИМИ. Для оценивания совокупности полезных свойств изделий учитывают группу  требований: 1.Требования связанные с материальными затратами: одноразовые затраты на производство изделия; длительные затраты на его использование и ремонт;       пример карточки; № 1 № 2 № 3 – (автобус) 1. КАРТОЧКА 1. Планирование и конструкция автобусов, предназначенных для внутреннего городского и  междугородного транспортировки (рейсовые поездки на большие расстояния), должны  быть совершенно разные. В первом случае, в конструкции автобуса необходимо обеспечить более свободные проходы и большее количество дверей. Во втором случае, наоборот,  необходимо максимальное использование площади под места для усадки, и наличие одного выхода и одного входа. 2. КАРТОЧКА 2. Транспортные средства передвижения в условиях севера и юга, т.е. различных  климатических условий, должны иметь существенные конструктивные отличия,  технические и эксплуатационные характеристики. Поэтому, на стадии определения  конструкции автобуса и материала для его изготовления, должны быть учтены  температурный режим, климатические особенности региона, в котором будет происходить  его эксплуатация. 3. КАРТОЧКА 3. Вопросы, связанные с определением цвета для окраски промышленных помещений и  оборудования, невозможно решить в общем виде, без учета конкретных условий. Известно,  что определение цвета интерьера зависит от многих аспектов, например, характера  промышленного процесса, размеров и загруженности промышленной площади,  осветленности помещений и т.п. Конечный критерий оценивания соответствия промышленных изделий требованиям  дизайна: Величина полезного эффекта использования изделия равна Суммарным материальным затратам.               АНАЛИЗ ПРОЕКТИРУЕМОГО ИЗДЕЛИЯ. Современные показатели качества изделий и потребительские свойства современных  объектов технологической деятельности разнообразны: анатомические; физиологические; психологические; эстетические; эргономические; экономические; технологические. Этапы и стадии разработки дизайн – проекта: 1 стадия выполнение проектного предложения: А) поисковый этап (анализ моделей – прототипов); Эргономический анализ объекта – (предварительный): В наличии имеется эскизный проект (несколько вариантов решения); Эргономическая обработка конструкции (гигиенические, антропометрические,  физиологические, психологические критерии оценки качества объекта). Согласование цветового решения (психофизиология человека) Цветовое решение тесно связано с формообразованием; Б) этап художественно – конструкторской компоновки: Учитываются и используются данные полученные в процессе анализа (моделей)  прототипов; Учитываются предварительные варианты цветового решения их связь с формой  объекта проектирования (цвет зрительно выделит или сгладит функциональные элементы. Функциональный анализ. Анализ функциональных требований ­ это определение  социального значения изделия, т.е. учет и оценка всех качеств, характеризующих связь  «человек ­ изделие». Не менее важным в функциональном анализе является выявление связи «изделие ­  среда». Нужно обратить внимание на то, насколько форма изделия по своему характеру и  стилевым направлением соответствует другим элементам, которые в процессе  использования составляют комплекс изделий (например, комплекс элементов, из которых  состоит интерьер помещений различного назначения). Таким образом, функциональность ­ это удобство, рациональность, соответствие и  совершенство. Композиционный анализ. Понятие композиция изделия, предмета, или изделия связано с  понятием их образности и выразительности. Композиционное качество ­ конечная фаза, к которой приходят только после тщательного  и всестороннего анализа всех утилитарных и функциональных требований, предъявляемых  о продукте. Изделия должны иметь оригинальную композицию и целостность формы, но  это не главное, потому что конструкции всех изделий обязательно должны соответствовать их функциональным требованиям. 1.Важнейшее условие успеха проектирования: Создание средств предметной среды отвечающих требованиям «человеческого фактора». 2.Технология преобразования материала и конструкции одного в другое – важный аспект  художественного – проектирования; 3.Влияние свойств материалов на конструкцию (3 группы металлы, древесина,  пластические материалы). Материалы влияют на форму не непосредственно, а через  конструкцию кроме пластмассы, бетона и железобетона. Художественно – конструкторский анализ – комплексный, целостный, разносторонний  процесс в ходе которого: Рассматривается Оценивается Совершенствуется изделие. Особенно: Функциональность; Конструктивность; Технологическая целесообразность; Эксплуатационная практичность; Экономичность; Требования эргономики; Рациональность композиции; Эстетичность. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО­КОНСТРУКТОРСКОГО АНАЛИЗА: Сбор информации (каталоги, проспекты, имеющие аналоги данного в проекте  изделия); Выбор существующих аналогов изделия (проектируемого ) Анализ функциональных требований с определением связи «человек – машина»,  «предмет – среда» и безопасность эксплуатации; Выявление соответствия формы конструктивной основы, логике, тектонике,  архитектонике – свойствам художественной выразительности, структурных  закономерностей свойств материалов конструкции. Анализ соответствия материалов в функционально – конструктивном и  декоративном отношениях. Анализ технологичности изделия как в отдельных элементах, узлах и деталях, так и  в целом; Анализ композиционного решения целостности формы, единства характера всех  элементов и соответствия формы, стилевой направленности; Общие выводы по изделию. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: «СОЗДАНИЕ ПРОЕКТНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ» Дизайн – проектирование начинают с выполнения проектного предложения; Знакомство с заданием и сбор информации об объекте технологической  деятельности, которое необходимо разработать. Необходимо собрать проанализировать ВСЮ информацию; Задачей художника – конструктора состоит в том чтобы за минимальный срок  собрать максимальную информацию об объекте проектирования ( основные  характеристики, общий вид формы конструкций лучших образцов изделия (аналогов), все  источники информации. Прототип тщательно и критично оценивают;            1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.           Внимательно пересматривают все образцы, делают анализ позитивных и негативных  качеств существующих моделей. Предложить новую модель на основе базовой. ЗАДАНИЕ: Согласно алгоритма проектного задания, составить по выбранному изделию  на эскизе (фото модель –прототип) АЛГОРИТМ ПРОЕКТНОГО ЗАДАНИЯ: 1 .Назначение объекта; 2. Его принципиальное строение; 3. Технологические возможности (особенности) его изготовления; 4. Действие механизма, машины устройство; 5. Условия в которых будет работать; 6. Существующие возможности, типовые конструкции объекта, 7. Требования к объекту, 8. Связь с предметной средой. 5.Закрепление нового материала: (что нового узнали, чему научились?) 3 мин. Назовите функции предметного мира человека. Назовите 4качества объектов деятельности (проект­идея, продукт  производства, товар, предмет потребления) Какие творческие профессии участвуют в создании новых или  усовершенствовании имеющихся изделий? 6.Подведение итогов: (оценивание активности учащихся?) 2 мин. Лучшие работы  учащиеся озвучивают. Оценивают своих одноклассников. 7. Домашнее задание 2 мин. Предлагаю трем учащимся подготовить сообщения к  следующей теме «Технологическая документация» « Виды технологической документации» « Проектная документация». ЭТАПЫ ПРОЕКТА: приложение Успешность и эффективность проектирования гарантированно при условиях правильной и  последовательной организационно спланированной работы учителя и учащегося, в основе  которой лежит логическая последовательность соблюдения этапов выполнения проектов. На каждом этапе учащиеся выполняют определенную систему последовательных  действий, реализуя проект, а учитель при этом становится организатором учебно –  трудовой деятельности: 1 этап. Организационно­подготовительный:    (следует проводить в 2­3 занятия) Учителю – стоит приучать учащихся к свободному высказыванию собственных мыслей  относительно заданий рассматриваемых на уроке; Обращать внимание на ценность и важность высказывания ими идей, даже фантастических,  ни одну не оставлять без внимания; Результативность на первых порах оценивать не качество сказанного, а количество  высказанных идей; Позже количество высказанных идей должно переходить в качество;  Убеждаясь, что мышление детей избавлено от «цензуры»; Исходя из возможностей (возраста) детей определять, где и в каком месте урока  применять свободное обсуждение, где давать объяснение самому, когда записывать в  тетрадь (творческий поиск новых форм и методов работы), чтобы учащиеся 5­6 классов не  утомлялись и не заскучали; Результативность этой методики на первых порах будет низкой, но со временем, когда дети поймут что «отсидеться» невозможно они включаются в работу более активно, будет  наблюдаться значительная экономия времени. Ученику – перед ним стоит важная проблема – правильно выбрать объект проектирования, т.к. от этого зависит успех дальнейшей работы. Затем выбрать и поставить перед собой  проблему, осознать значение будущего изделия, как для себя, так и для общества в целом,  т.е. целесообразность выполнения проекта (обосновать). Учащиеся формулируют и  предлагают разнообразные идеи, а затем и варианты конструкции (подбор моделей –  аналогов, определяют и обсуждают оптимальный вариант предлагаемой конструкции,  наиболее удачные параметры своей будущей конструкции: соответствие требованиям  использования, собственного опыта и опыта окружающих). Эта стадия работы начинается с поиска информации (Интернет, научные и периодические издания). Задание: собрать как  можно больше информации по данному вопросу. Учащиеся генерируют идеи, анализируют,  сравнивают, обобщают, проводят коррекцию, планируют свою деятельность, обобщают  изученный материал, включая его в общую систему знаний. На заключительной стадии  этого этапа идет обобщение и определение с дизайном, определение временного  промежутка для изготовления объекта проектирования. Применяются методы: вербальные, демонстрация образцов ранее выполненных проектов,  информационная поддержка, «мозговой штурм», фантазирование, поиск аналогий,  идеального объекта, МФО и т.п. 2 этап. Конструкторский:       суть конструирования во время обучения проектированию. Учителю научить учеников выбирать определенные варианты решения поставленной  учителем задачи, знакомить учащихся с алгоритмом выполнения творческого проекта,  который включает основные задачи его реализации (проектной деятельности обучают через последовательное решение задач, необходимо решать задачи всем классом особенно 5­7  классы, затем отдельными группами – звеньями, и при сформированности некоторых  навыков можно переходить к индивидуальной работе каждого учащегося. Реализация указанного этапа происходит при изучении тем учебной программы: Тема: «Методы проектирования.» ­ изучение начинают с знакомства с понятиями этапы  проектирования, проектная документация, художественное конструирование – ученики  выполняют эскизы, изготавливают изделие, можно записывать план деятельности на уроке  с указанием этапа проектирования. При актуализации опорных знаний выясняются вопросы:1.Как вы думаете, с чего  конструктор начинает работу над изделием? 2. Какие вы знаете показатели качества  изделия? 3.Какие требования предъявляются к изделиям из (трикотажа, фанеры, ткани)? Практическую работу начинать можно с получения учащимися информации с  литературных источников (подготовленное домашнее задание ­ сообщение) или через  демонстрацию художественных образцов из материалов, поиск моделей­аналогов  идеальных с точки зрения художественного оформления изделия. На следующей стадии, в  5 классе (методом фантазирования ничто недолжно сдерживать фантазию, на этой стадии  не важно, как будет изготавливаться объект, все и всегда правильно!) создать как можно  больше вариантов из требуемых материалов, изобразить в виде рисунка – «идеальные  образцы». Тема: «Техническое конструирование.» ­ продолжение художественного, но с более  точным техническим оформлением будущего изделия в виде документации: технический  рисунок, чертежи т.п. ( активизовать знания об основах графической подготовки,  раскрывать понятия в ходе практической работы: Что называется эскизом? Что называется видом на чертеже? Изображения каких видов вы знаете? Наглядный показ ошибок лучше показывать на эскизах учащихся, акцент на необходимости проверки всех частей эскиза, наличие формы детали, изображений элементов на них,  размеры и надписи. Основное требование к эскизу – возможность изготовления по ним  соответствующего изделия, которое было спроектировано. Сообщение учащимся: зная  форму, размеры, материал и количество деталей в проектируемом изделии можно было бы  приступить к изготовлению. Подводим к выводу: «Необходимо знать технологическую  последовательность изготовления изделия – последовательность обработки каждой детали  определенным инструментом и соединение отдельных деталей в целостное изделие.» Учащиеся: составляют эскиз идеальной конструкции, отвечающей современным  требованиям дизайна, выбирают материалы и инструменты, определяют наиболее  целесообразную технологию изготовления изделия, обработка деталей их соединение,  организация рабочего места. Выполняют экономические, экологические и мини­ маркетинговые исследования (эти три стадии возможны как предварительные расчеты­ исследования, возможно их изготовление в заключительном или технологическом  этапе).Необходимо составление обоснования: затрат материалов, средств, инструментов,  энергии для изготовления изделия, определение его себестоимости и цены (вероятная  прибыль, сроки реализации). 3 этап. Технологический – рекомендована следующая методика. Учителю – технологический процесс изготовления изделия можно показать в виде  отдельных заданий учащимся, не обязательно выполнять всю работу от «черновой»  обработки до конечного результата – отделка готового изделия, пожно поэтапно проходить каждую технологическую операцию в виде конкретного задания. Важно ученикам  рассказать обо всем технологическом процессе изготовления изделия. Объяснить о технологическом процессе, состоящем из технологических операций,  имеющих определенную последовательность. Каждая технологическая операция состоит из отдельных элементов ­ трудовых действий. Операции в технологическом процессе имеют  четко определенную последовательность, их нельзя менять местами. (спланировать  технологический процесс совместно – на доске, можно на плакате) выполняют  операционную карту. Составляя операционную карту, производим актуализацию опорных знаний совместно с  учащимися: 1.С какой технологической операции необходимо начать изготавливать изделие? Почему? Каким инструментом рационально использовать указанную операцию? Оборудование и инструменты   Учащиеся узнают последовательность изготовления изделия, почему применяется такое  соединение, инструмента не другое. В ходе выполнения технологических операций  осуществляется контроль качества выполненных работ и самоконтроль своей  деятельности, вносят изменения при необходимости, корректирую последовательность  выполнения операций, составления изделия, придерживаются технологической и  исполнительской дисциплины, НОТ. Лучше использовать метод демонстрации с пояснениями иупражнениями   – следует  понимать, выполнение многоразовых определенных действий на конкретных объектах  труда, входе таких упражнений изготавливаются спроектированные учащимися изделия. После выбора инструментов и приспособлений, предлагаем ученикам назвать первые две  операции по карте. Методом демонстрации с пояснением знакомим с определенной  операцией, пользуясь такой методикой: 1.Условно всю операцию разделить на отдельные части. 2.Во время инструктажей (вступительного и текущего) уделять внимание тем компонентам операции, которые наиболее важны для успешного ее выполнения учащимися и, следить за  соблюдением этих компонентов операции, после окончательного формирования в текущем  инструктаже обратить внимание на остальные элементы операции. Например: деление на условные части: 1. как держать ножницы (показать как пользоваться  инструментом); 2.Обращать внимание на правильное положение рук; 3.Ножницы должны двигаться концами по столу угол 40 – 45 градусов, строго по линии  разметки, отрезаемый кусок ткани в левой руке, а не наоборот. 4.Равномерное давление на кольца ножниц; Опыт показывает, что во время резания необходимо еще раз сделать акцент на правильное  положение ножниц, делая акцент на основном, ученики лучше усваивают главные основы,  не распыляя внимание на обобщенные понятия (им тяжело осуществлять распределение  внимания сразу на все элементы процесса резания.) У учителя имеется возможность контролировать работу учащихся на каждом  технологическом этапе при выполнении определенных заданий – от разметки до  завершения работы над проектом. Ученики – выполняют запланированные операции, по технологическому процессу,  осуществляют самоконтроль и оценку качества изделия. Цель – качественное и правильное  выполнение трудовой операции. Соблюдение технологической и трудовой дисциплины и  культуры труда. Предмет деятельности – создание материального продукта, получение знаний;  формирование умений и навыков. Средства­ инструменты и оборудование с которыми работает ученик. Результат – получение знаний, умений, и навыков. Законченные технологические операции  являются промежуточными результатами деятельности учащихся на этом этапе. Применяемые методы: метод упражнений, метод информационной поддержки. 4 этап. Заключительный: на заключительном этапе осуществляются испытание и  корректировка изготовленного изделия, защита проекта. Корректировка может  происходить на основе сравнения выполненного проекта с тем, что был в творческом  замысле и изображен на рисунках и эскизах. УЧИТЕЛЬ: может поделить класс на отдельные группы, каждая из которых обговаривает  и выясняет все недочеты, появившиеся в работе. Представитель каждой группы  отчитывается, указывая на конкретные разногласия которые существуют между  запланированным и выполненным, и предлагает пути их устранения. Наиболее точные записываем на доске и по этому плану устраняются выделенные  недостатки. УЧАЩИЕСЯ: осуществляют конечный контроль сравнения и апробирования проекта,  (сравнение запланированного с изготовленной конструкцией). Найденные недочеты и  неполадки стараются устранить, анализируют проделанную работу; устанавливают –  достигнута ли цель, устанавливают результат своего труда, осуществляют самооценку  спроектированного изделия; происходит защита перед одноклассниками: оформление  отчетов, демонстрации и ответы на вопросы, формулируют достижение цели, результат их  труда. Применяемые методы: информационной поддержки, демонстрации, проведение  конкурсов творческих проектов. Плакат к уроку: (Н.Л.Мироничева) приложение Банк идей и предложений Изменение размеров, Изменение объема, массы количества деталей Выбор других материалов Использование отходов Создание образа изделий Изменение цвета Формирование банка идей и предложений «Человеческие» характери­ стики образа изделий Товарный вид Комбинация идей Изменение компоновки Наброски, эскизы, надписи Клаузуры Комбинирование известных Совмещение функций аналогов Критерии оценивания проекта ____________________(Ф. И. участника(­ов) проекта, класс) Критерии оценивания Оценка Конструктивные критерии: прочность, надежность; удобство использования; соответствие конструкции назначению  изделия Технологические критерии: оригинальность применения и сочетания материалов; их долговечность, расход  материалов; сложность и объем выполненных работ Экологические критерии: использование экологически чистых материалов; возможность использования отходов Эстетические критерии: оригинальность формы; композиционная завершенность; использование традиций национальной художественной культуры; цветовое решение;  стилевое решение Экономические и маркетинговые критерии: потребность в данном изделии; себестоимость проекта; целесообразный вид рекламы Защита проекта: качество доклада (композиция, полнота представления работы, подходов, результатов,  убедительность, убежденность); объем и глубина знаний по теме, эрудиция; культура речи,  манера выступления; ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность,  дружелюбие, стремление использовать свои ответы для успешного раскрытия темы и  сильных сторон проекта; деловые и волевые качества, докладчика: ответственное  отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии,  доброжелательность, контактность Итого

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Дизайн отвечает потребностям» 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2018