Конспект урока по технологии (девочки) «Методы решения творческих задач».10 класс
Оценка 4.7

Конспект урока по технологии (девочки) «Методы решения творческих задач».10 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
труд
10 кл
28.12.2018
Конспект урока по технологии (девочки) «Методы решения творческих задач».10 класс
10 класс Тема: «Методы решения творческих задач». Дата: 17.09.18г. Задача урока: получения опыта в быстрого генерирования большего числа идей с применением разных методов. Цель урока Образовательная: объяснить суть метода мозговой атаки и обратной мозговой атаки, рассмотреть понятия «мозговой штурм», «морфологический анализ». Воспитательная: воспитание ответственности за выполнение своей работы Развивающая: концентрация внимания; развивать самостоятельность к работе. Методы обучения: Диалогические: - беседа преподаватель-ученик -объяснение Практические: -развитие самостоятельности и творческого подхода Ход занятия 1. Организационный момент 2. Актуализация опорных знаний Здравствуйте учащиеся и уважаемые гости. Сегодня на уроке хотелось бы плодотворно поработать и я думаю – у нас это получится!!! Тема урока, как вы видите интересная – Методы решения творческих задач. Ну что ж думаю можно приступать… На предыдущем уроке вы узнали, что такое творчество, что влияет на развитие творческих способностей. Итак, - что такое творчество? - что характеризует творчество? - Согласны ли вы с утверждением, что «самым ценным для творчества является свободное время человека?» …….. - что мы делаем в процессе творчества? Приведите примеры. Творчество присуще человеку и важно как для него самого так и для общества в целом. Общество развивается благодаря новым открытиям, идеям и техническим изобретениям. Новые идеи проявляются чаще всего как взрыв, скачок, резкий выход на качественно новый уровень. Как же осуществляется этот творческий «взрыв»? можно ли проследить механизм творчества и попытаться смоделировать его? Об этом и пойдет речь на нашем уроке. 3. Изучение нового материала: Сейчас мы с вами рассмотрим суть и правила организации «Мозговой атаки», кроме этого. Научимся решать задачи, применяя данный метод. Чтоб легче понять суть метода, хочу начать словами писателя Григория Михайловича Кружкова который высказал свое мнение о методе «Мозговой атаки»: «Если у ученых дело окончательно зашло в тупик, собирают компанию умных людей и начинают…. Играть в «чепуху», т.е. начинают вслух выдвигать разные идеи, какие кому в голову взбредут, - даже самые фантастические. Например, нужно построить небывалых размеров купол над стадионом. Один говорит: «Насыпать гору, покрыть её асфальтом, а потом гору выскрести из-под асфальта». Второй: «Поймать миллион пауков и заставить сплести купол из паутины». Третий: «Натянуть огромное полотнище, а потом намочить и заморозить» и т.д. А магнитофон крутится и заносит всю эту чепуху на пленку. Потом ученые эту пленку внимательно прослушивают. Среди вороха бредовых идей очень часто оказывается именно та неожиданная, но верная идея, которую раньше никак не могли найти» В данном высказывании отражена вся суть «мозговой атаки». Опираясь на данное высказывание, составим план План: • Понятие «мозговая атака». • Цель «мозговой атаки». • Фазы «мозговой атаки». • Правила проведения «мозговой атаки». Опираясь на предложенный план, рассмотрим суть «мозговой атаки» более подробно. • И так что же такое МА? Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуемся высказыванием Г. Кружкова. «Мозговая атака» - это метод коллективного творческого поиска решения проблемы. А как вы думаете, какие игры основаны на методе МА? «Что, где, когда?», «Брейн-ринг». Метод «мозговой атаки» был изобретен американским исследователем Алексом Осборном в 1936 году. Автором было замечено, что люди, вовлеченные в «мозговой штурм», обладают большим творческим потенциалом, который раскрывается в момент большого увлечения и отсутствия страха оценки. Опираясь на высказывания Кружкова Г. , попробуем определить цель МА. Целью метода является изобретение как можно большего количества разнообразных идей в группе и найти одно верное. Планируя МА необходимо знать, что она состоит из трех фаз. Давайте рассмотрим, что же это за фазы генерация идей; -В течение фазы генерирования лидер просматривает правила мозговой атаки с членами команды. -Лидер знакомит с объектом для мозговой атаки, уточняет его. -Выбирается протоколист для того, чтобы записать идею. -Когда начинается фаза генерирования, то каждый член команды включается в нее, продолжает активную деятельность, пока не закончатся все идеи. уточнение; -В течение фазы уточнения команда просматривает лист, чтобы убедиться, что каждый член команды понимает все пункты, занесенные в лист, а также предотвратить повторения. оценка. -Наконец, в течение фазы оценивания команда вновь просматривает лист, чтобы вычеркнуть все неуместные предложения или идеи, которые не могут быть реализованы. Эти фазы должны переходить одна в другую, поочередно. Ударение делается на количестве, а не на качестве идей. Мозговая атака - это отличный прием для того, чтобы использовать творческое мышление команды. Только после этого можно приступать к Мозговой Атаки. Для того чтобы МА принесла результат, ее проведение строится на определенных правилах. Познакомимся с этими правилами Правила проведения «мозговой атаки»: 1. Четко укажите задачу мозговой атаки. 2. Выдвигайте идеи поочередно, всей группой. 3. Представляйте одну идею. 4. Не критикуйте и не обсуждайте никакие идеи. 5. Если необходимо, то передайте очередь выдвижения идеи соседу. 6. Стройте свои идеи на мыслях других. 7. Записывайте идеи. 8. Разделите во времени процесса МА на два этапа: - порождения идей; - анализ предложенных идей. 9. Чем больше идей, тем больше вероятность нахождения правильного решения. 10. Реалистичность на этапе анализа идей. И в завершении хотела бы дать несколько рекомендаций, которые помогут вам организовать МА
10 кл Методы решения творческих задач.docx
10 класс Тема: «Методы решения творческих задач». Дата: 17.09.18г. Задача урока: получения опыта в быстрого генерирования большего числа идей с  применением разных методов. Цель урока Образовательная: объяснить суть метода мозговой атаки и обратной мозговой атаки,  рассмотреть понятия «мозговой штурм», «морфологический анализ». Воспитательная: воспитание ответственности за выполнение своей работы Развивающая: концентрация внимания; развивать самостоятельность к работе. Методы обучения: Диалогические: ­ беседа преподаватель­ученик ­объяснение Практические: ­развитие самостоятельности и творческого подхода Организационный момент Актуализация опорных знаний Ход занятия Здравствуйте учащиеся и уважаемые гости. Сегодня на уроке хотелось бы плодотворно  поработать и я думаю – у нас это получится!!! Тема урока, как вы видите интересная –  Методы решения творческих задач. Ну что ж думаю можно приступать… На предыдущем уроке вы узнали, что такое творчество, что влияет на развитие творческих  способностей. Итак, ­ что такое творчество? ­ что характеризует творчество? ­ Согласны ли вы с утверждением, что «самым ценным для творчества является свободное  время человека?» …….. ­ что мы делаем в процессе творчества? Приведите примеры. Творчество присуще человеку и важно как для него самого так и для общества в целом.  Общество развивается благодаря новым открытиям, идеям и техническим изобретениям.  Новые идеи проявляются чаще всего как взрыв, скачок, резкий выход на качественно новый уровень. Как же осуществляется этот творческий «взрыв»? можно ли проследить механизм творчества и попытаться смоделировать его? Об этом и пойдет речь на нашем уроке. Изучение нового материала: Сейчас мы с вами рассмотрим суть и правила организации «Мозговой атаки», кроме этого.  Научимся решать задачи, применяя данный метод. Чтоб легче понять суть метода, хочу начать словами писателя Григория Михайловича  Кружкова который высказал свое мнение о методе «Мозговой атаки»: «Если у ученых дело окончательно зашло в тупик, собирают компанию умных людей и начинают…. Играть в  «чепуху», т.е. начинают вслух выдвигать разные идеи, какие кому в голову взбредут, ­ даже самые фантастические. Например, нужно построить небывалых размеров купол над  стадионом. Один говорит: «Насыпать гору, покрыть её асфальтом, а потом гору выскрести  из­под асфальта». Второй: «Поймать миллион пауков и заставить сплести купол из  паутины». Третий: «Натянуть огромное полотнище, а потом намочить и заморозить» и т.д.  А магнитофон крутится и заносит всю эту чепуху на пленку. Потом ученые эту пленку  внимательно прослушивают. Среди вороха бредовых идей очень часто оказывается именно  та неожиданная, но верная идея, которую раньше никак не могли найти» 1. 2. 3.      В данном высказывании отражена вся суть «мозговой атаки». Опираясь на данное  высказывание, составим план План:  Понятие «мозговая атака».   Цель «мозговой атаки». Фазы «мозговой атаки». Правила проведения «мозговой атаки». Опираясь на предложенный план, рассмотрим суть «мозговой атаки» более подробно. И так что же такое МА? Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуемся  высказыванием Г. Кружкова.      «Мозговая атака» ­ это метод коллективного творческого поиска решения проблемы. А как вы думаете, какие игры основаны на методе МА? «Что, где, когда?», «Брейн­ринг». Метод «мозговой атаки» был изобретен американским исследователем Алексом Осборном  в 1936 году. Автором было замечено, что люди,  вовлеченные в «мозговой штурм»,  обладают большим творческим потенциалом, который раскрывается в момент большого  увлечения и отсутствия страха оценки. Опираясь на высказывания Кружкова Г. , попробуем определить цель МА. Целью метода является изобретение как можно большего количества разнообразных идей  в группе  и найти одно верное.      Планируя МА необходимо знать, что она состоит из трех фаз. Давайте рассмотрим, что же это за фазы генерация идей; ­В течение фазы генерирования лидер просматривает правила мозговой атаки с членами  команды. ­Лидер знакомит с объектом для мозговой атаки, уточняет его. ­Выбирается протоколист для того, чтобы записать идею. ­Когда начинается фаза генерирования, то каждый член команды включается в нее,  продолжает активную деятельность, пока не закончатся все идеи. уточнение; ­В течение фазы уточнения команда просматривает лист, чтобы убедиться, что каждый  член команды понимает все пункты, занесенные в лист, а также предотвратить повторения. оценка. ­Наконец, в течение фазы оценивания команда вновь просматривает лист, чтобы  вычеркнуть все неуместные предложения или идеи, которые не могут быть реализованы.  Эти фазы должны переходить одна в другую, поочередно. Ударение делается на  количестве, а не на качестве идей. Мозговая атака ­ это отличный прием для того, чтобы  использовать творческое мышление команды.     Только после этого можно приступать к Мозговой Атаки.     Для того чтобы МА принесла результат,  ее проведение строится на определенных  правилах.     Познакомимся с этими правилами  1. 2. 3. 4. 5. 6.  Правила проведения «мозговой атаки»: Четко укажите задачу мозговой атаки. Выдвигайте идеи поочередно, всей группой. Представляйте одну идею. Не критикуйте и не обсуждайте никакие идеи. Если необходимо, то передайте очередь выдвижения идеи соседу. Стройте свои идеи на мыслях других. 7. 8. 9. 10.        1. 2. Записывайте идеи. Разделите во времени процесса МА на два этапа: ­   порождения идей; ­  анализ предложенных идей. Чем больше идей, тем больше вероятность нахождения правильного решения. Реалистичность на этапе анализа идей.     И в завершении хотела бы дать несколько рекомендаций, которые помогут вам  организовать МА Инструкции: Выбрать лидера группы (следит за соблюдением правил МА). Выбрать секретаря (фиксирует идеи). Повторить правила МА. За отведенное время высказать как можно больше идей по решению проблемы. Зачитать все идеи громко. Выбрать три идеи, которые могут быть реализованы для решения поставленной  задачи. Объяснить свой выбор.     Для того чтобы понять принцип МА. Давайте вместе с вами решим задачу,  используя данный метод. 7мин. Задание: Предложите модели одежды без ниток и клея. Предложите как можно больше различных способов использования старых джинсов. Следующий метод, который я бы хотела с вами рассмотреть это ­ «Морфологический  анализ» Автором морфологического анализа является Фриц Цвикки, швейцарский астроном.  Спасаясь от оккупации страны фашистскими захватчиками, он попал в США и устроился  на работу в фирму, занимающуюся созданием ракет. Цвикки был известным астрономом,  но никак не инженером, и фирма не возлагала на него особых надежд. Однако за короткое  время Ф. Цвикки предложил большое количество оригинальных технических решений. Он  построил таблицу для реактивных двигателей, работающих на химическом топливе. В  результате было получено 576 возможных решений; в это число попали и двигатели  засекреченных немецких самолетов­снарядов ФАУ – 1, ФАУ – 2.  давайте рассмотрим принцип морфологического анализа.  ­ Морфологический анализ – метод поиска решений технических задач ­ Суть метода – выявление нескольких морфологических признаков, значимых для  решаемой задачи, и составление всех возможных сочетаний этих признаков. Признаки  можно расположить в форме таблицы ­ морфологической матрицы. В результате  направленного и системного анализа генерируется новая информация, которая при  простом переборе вариантов ускользает от внимания. ­ Применение. Морфологический анализ можно использовать для составления списка  всех возможных вариантов решения задачи, для сравнения или выбора одного из многих возможных решений технических, организационных и прочих задач. ­ Недостаток метода – обилие вариантов, из которых трудно выбрать наилучший. Этапы выполнения морфологического анализа. 1. Формулировка цели, задачи, возможно более полное и точное определение исследуемого  объекта. 2. Расчленение объекта (процесса, проблемы) на важнейшие функциональные узлы  (параметры), выявление набора характеристик. 3. Раскрытие возможных вариантов использования каждой из характеристик. 4. Сведение совокупности полученных вариантов в морфологическую матрицу или  морфологический ящик. 5. Выбор решений из морфологического ящика и определение их функциональной  ценности. Исключение известных и технически несовместимых.  Давайте попробуем метод на практике, на доске заданы 5 фигур различной формы.  Задание 1. На складе имеется 20 видов различной продукции: кефир, молоко, смета­на,  творог, кальмары, рыбные палочки, рыбные консервы, селедка, конфеты, зефир, мар­мелад, шоколад, булочки, кексы, печенье, вафли, колбаса, сосиски, буженина, ветчина.  Необходимо на каждую коробку наклеить этикетку, обозначающую определенный номер.  Однако у менеджера склада имеется 5 видов этикеток. Помогите ему обозначить товар 4. Подведение итогов урока. Давайте подведем итог урока. Помог ли вам наш практикум генерировать идеи, применяя  разные методы, чем именно вам понравились эти методы  В заключении учащиеся вместе с преподавателем делают вывод:  1. Морфологический анализ позволяет получить большое количество сочетаний  всевозможных вариантов решений, в том числе и самых неординарных.  2. Главный недостаток данного метода ­ в обилии возможных вариантов и трудности  выбора единственно правильного. Сравнивают варианты по одному или нескольким  наиболее важным для данного объекта или системы показателям. Домашнее задание: составьте морфологическую таблицу печатных изданий. Выявите такие  типы изданий, которые ранее никем не выпускались.        Инструкция Выбрать лидера группы (следит за соблюдением правил МА). Выбрать секретаря (фиксирует идеи). Повторить правила МА. За отведенное время высказать как можно больше идей по решению проблемы. Зачитать все идеи громко. Выбрать три идеи, которые могут быть реализованы для решения поставленной  задачи. Объяснить свой выбор. 1._____________________________________________ 2._____________________________________________ 3._____________________________________________ 4._____________________________________________ 5._____________________________________________ 6._____________________________________________ 7._____________________________________________ 8._____________________________________________ 9._____________________________________________ 10.____________________________________________ 11.____________________________________________ 12.____________________________________________ 13._____________________________________________ Выбор идеи  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________ Этапы выполнения морфологического анализа. 1. Формулировка цели, задачи, возможно более полное и точное определение исследуемого  объекта. 2. Расчленение объекта (процесса, проблемы) на важнейшие функциональные узлы  (параметры), выявление набора характеристик. 3. Раскрытие возможных вариантов использования каждой из характеристик. 4. Сведение совокупности полученных вариантов в морфологическую матрицу или  морфологический ящик. 5. Выбор решений из морфологического ящика и определение их функциональной  ценности. Исключение известных и технически несовместимых.  Давайте попробуем метод на практике, заданы 5 фигур различной формы. Задание . На складе имеется 20 видов различной продукции: кефир, молоко, сметана,  творог, кальмары, рыбные палочки, рыбные консервы, селедка, конфеты, зефир, мармелад,  шоколад, булочки, кексы, печенье, вафли, колбаса, сосиски, буженина, ветчина.  Необходимо на каждую коробку наклеить этикетку, обозначающую определенный номер.  Однако у менеджера склада имеется 5 видов этикеток. Помогите ему обозначить товар

Конспект урока по технологии (девочки) «Методы решения творческих задач».10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Методы решения творческих задач».10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Методы решения творческих задач».10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Методы решения творческих задач».10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Методы решения творческих задач».10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Методы решения творческих задач».10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Методы решения творческих задач».10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Методы решения творческих задач».10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Методы решения творческих задач».10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Методы решения творческих задач».10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Методы решения творческих задач».10 класс

Конспект урока по технологии (девочки) «Методы решения творческих задач».10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2018