Конспект урока по технологии (девочки) "Многообразие сельскохозяйственных растений. 5 класс"
Оценка 4.8

Конспект урока по технологии (девочки) "Многообразие сельскохозяйственных растений. 5 класс"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
технология
5 кл
28.12.2018
Конспект урока по технологии (девочки) "Многообразие сельскохозяйственных растений. 5 класс"
Растения, выращиваемые человеком для получения продуктов питания, сырья для промышленности, в декоративных целях, называются культурными растениями. Их также называют сельскохозяйственными растениями или сельскохозяйственными культурами. Культурные растения получены человеком в результате специального разведения, возделывания, или культивирования (от лат. «возделывание»). Ценные для человека свойства, отличающие их от дикорастущих видов, культурные растения приобрели в процессе отбора лучших образцов и селекции. Для культурных растений характерны более крупные размеры и большая изменчивость тех частей растений, которые имеют хозяйственную ценность. Сельскохозяйственные растения выращивают для потребления в пищу в свежем и переработанном виде, используют в качестве корма для домашних животных (кукуруза, подсолнечник, свёкла кормовая, картофель и другие). Среди полевых культур ведущее место занимают злаковые зерновые культуры: пшеница, рожь, овес, ячмень (рис. 1). Их называют хлебами первой группы, так как из них делают муку и выпекают хлебобулочные и кондитерские изделия (ячмень используется для приготовления солода и дрожжей). К хлебам второй группы относятся зерновые крупяные культуры: гречиха, просо, сорго. Солому зерновых культур используют в животноводстве. Рис. 1. Зерновые культуры. Хлеба первой группы: а — пшеница; б— рожь; в — овес; г — ячмень. Хлеба второй группы: д — гречиха; е — просо; ж — сорго Зернобобовые культуры (рис. 2) — горох, бобы, фасоль, соя, чечевица — имеют высокую питательную ценность. В них содержится большое количество белков, необходимых для организма человека. Рис. 2. Зернобобовые культуры: а — соя; б — бобы; в — фасоль; г — горох; д — чечевица Плодовые (яблоня, груша, вишня, слива) и ягодные (смородина, крыжовник, малина, земляника) культуры (рис. 3) растут в России повсеместно. Абрикос, алыча, апельсин, лимон, мандарин, гранат, виноград — теплолюбивые растения и растут в нашей стране преимущественно в южных районах. Рис. 3. Плодовые и ягодные культуры. Плоды: а — яблони; б— малины; в — груши; г — вишни; д — сливы; е — крыжовника; ж — смородины; з — земляники Плоды и ягоды имеют высокую питательную ценность. Они содержат необходимые для здоровья человека полезные вещества. Из плодов и ягод готовят соки, варенья, джемы, компоты. Их используют в кондитерской и лекарственной промышленности. Овощные культуры (рис. 4), как и плодовые, являются высокоценными продуктами питания. Самые распространенные из них — капуста белокочанная, томат, огурец, морковь, свёкла столовая, лук, редис, укроп, петрушка, картофель. Рис. 4. Овощные культуры: а — картофель; б— огурец; в — редис; г — свёкла столовая; д — морковь; е — капуста белокочанная; ж — петрушка; з — томат; и — лук зеленый; к — укроп Питательные вещества у овощных растений накапливаются в различных частях: у томата и огурца — в плодах, у моркови и свёклы — в корнях (корнеплодах), у петрушки и укропа — в листьях. Некоторые овощные растения (укроп, петрушка, кориандр, мята, базилик) используют в качестве приправ к различным блюдам. Особенно полезны лук и чеснок. В них содержится большое количество особых веществ — фитонцидов, убивающих болезнетворные микроорганизмы. Их нужно есть каждый день, чтобы предохранить себя от многих заболеваний. Овощные растения полезны не только для человека, но и для животных. Кормовые травы (рис. 5) — тимофеевка, лисохвост, клевер, люцерна и другие — идут на корм домашним животным, на заготовку сена и силоса. Их выращивают на пастбищах для летнего выпаса скота. Рис. 5. Кормовые травы: а — тимофеевка; б — вейник наземный; в — клевер; г — лисохвост; д — райграс высокий; е — полевица белая; ж — люцерна; з — щучка дернистая; и — ежа сборная Сельскохозяйственные растения различают по продолжительности жизни. Однолетние растения цветут, плодоносят и образуют зрелые семена в год посева. К ним относятся все зерновые злаковые (рожь, пшеница, ячмень, овес) и крупяные (рис, просо, сорго) растения, зернобобовые (горох, фасоль, бобы) и некоторые овощные (томат, огурец, тыква, кабачки, укроп, картофель) культуры. Двулетние растения в первый год жизни образуют органы, употребляемые в пищу: капуста — кочан; морковь, свёкла, репа, редька, корневая петрушка — корнеплоды. На второй год они дают семена. Так, отобранные на семенники корнеплоды и кочаны капусты вместе с корнем хранят зимой в хранилище, а весной высаживают на участок, чтобы к осени собрать семена. Многолетние растения растут и плодоносят от 3 до 20 и более лет. К многолетним относятся все плодовые, ягодные и некоторые овощные растения, например лук-батун, хрен, щавель, эстрагон. Практическая работа: Экскурсия на пришкольный участок. Сельскохозяйственные растения в осенний период. Вам потребуются: тетрадь, карандаш, ручка, линейка. Заполните в тетради таблицу для записей по ходу экскурсии. Таблица 1 Овощные культуры и их отличительные признаки Культура Сорт Внешние признаки корнеплода, клубнеплода, кочана, луковицы Сроки уборки Величина (крупный, средний, мелкий) Форма (круглая, овальная, конусовидная, верегеновидная, плоская) Окраска Правила безопасной работы 1. Не отклоняйтесь от маршрута экскурсии. 2. Держитесь на безопасном расстоянии от работающих механизмов; не останавливайтесь на пути движения сельскохозяйственных машин. 3. Без разрешения не поднимайте и не переносите рабочие органы механизмов. 4. Не срывайте овощи и не употребляйте их в пищу немытыми. Порядок выполнения работы 1. Запишите маршрут экскурсии. 2. Заполните таблицу 1: а) определите овощные культуры, запишите их названия; б) запишите названия тех сортов овощей, которые представлены на участке; в) опишите внешние признаки корнеплодов моркови, столовой свёклы, клубнеплодов картофеля, кочанов капусты (для каждого сорта). 3. Ознакомьтесь с основными внешними признаками растений, по которым определяют срок начала сбора урожая. 4. Вспомните основные виды осенних работ на участках с полевыми, овощными, плодовыми и ягодными растениями. 5. Запишите названия сельскохозяйственных растений, которые остаются на полях под зиму. 6. Запишите названия растений, которые высаживают осенью. Новые понятия Культурные растения; зерновые, зернобобовые, плодовые, овощные, кормовые культуры; однолетние, двулетние, многолетние растения; семенники. Контрольные вопросы 1. Какие растения называют культурными? 2. Какие культурные растения произрастают на вашем приусадебном участке? Пришкольном участке? 3. Для чего выращивают зернобобовые, плодовые и ягодные, овощные, кормовые растения? 4. Какие растения называют однолетними, двулетними, многолетними? 5. Какие виды осенних работ выполняют на участках полевых и овощных культур? 6. Какие сельскохозяйственные растения остаются на полях под зиму? 7. Назовите растения, которые высаживают в открытый грунт в осенний период.
5 кл многообразие сельхоз растений.docx
Тема урока: Многообразие сельскохозяйственных растений. Класс: 5а, 5б. Дата:________________________ Растения,   выращиваемые   человеком   для   получения   продуктов   питания,   сырья   для промышленности,   в   декоративных   целях,   называются   культурными   растениями.   Их   также называют сельскохозяйственными растениями или сельскохозяйственными культурами. Культурные   растения   получены   человеком   в   результате   специального   разведения, возделывания, или культивирования (от лат. «возделывание»). Ценные для человека свойства, отличающие  их  от дикорастущих   видов,  культурные  растения  приобрели в  процессе  отбора лучших образцов и селекции. Для культурных растений характерны более крупные размеры и большая изменчивость тех частей растений, которые имеют хозяйственную ценность. Сельскохозяйственные   растения   выращивают   для   потребления   в   пищу   в   свежем   и переработанном   виде,   используют   в   качестве   корма   для   домашних   животных   (кукуруза, подсолнечник, свёкла кормовая, картофель и другие). Среди полевых культур ведущее место занимают злаковые зерновые культуры: пшеница, рожь, овес,   ячмень   (рис.   1).   Их   называют   хлебами   первой   группы,   так   как   из   них   делают   муку   и выпекают   хлебобулочные   и   кондитерские   изделия   (ячмень   используется   для   приготовления солода и дрожжей). К хлебам второй группы относятся зерновые крупяные культуры: гречиха, просо, сорго. Солому зерновых культур используют в животноводстве. Рис. 1. Зерновые культуры. Хлеба первой группы: а — пшеница; б— рожь; в — овес; г — ячмень. Хлеба второй группы: д — гречиха; е — просо; ж — сорго Зернобобовые   культуры   (рис.   2)   —   горох,   бобы,   фасоль,   соя,   чечевица   —   имеют   высокую питательную   ценность.   В   них   содержится   большое   количество   белков,   необходимых   для организма человека. Рис. 2. Зернобобовые культуры: а — соя; б — бобы; в — фасоль; г — горох; д — чечевица Плодовые (яблоня, груша, вишня, слива) и ягодные (смородина, крыжовник, малина, земляника) культуры  (рис.  3)   растут  в  России повсеместно.  Абрикос,  алыча,  апельсин,  лимон,  мандарин, гранат, виноград — теплолюбивые растения и растут в нашей стране преимущественно в южных районах. Рис. 3. Плодовые и ягодные культуры. Плоды: а — яблони; б— малины; в — груши; г — вишни; д — сливы; е — крыжовника; ж — смородины; з — земляники Плоды   и   ягоды   имеют   высокую   питательную   ценность.   Они   содержат   необходимые   для здоровья   человека   полезные   вещества.   Из   плодов   и   ягод   готовят   соки,   варенья,   джемы, компоты. Их используют в кондитерской и лекарственной промышленности. Овощные культуры (рис. 4), как и плодовые, являются высокоценными продуктами питания. Самые   распространенные   из   них   —   капуста   белокочанная,   томат,   огурец,   морковь,   свёкла столовая, лук, редис, укроп, петрушка, картофель. Рис. 4. Овощные культуры: а — картофель; б— огурец; в — редис; г — свёкла столовая; д — морковь; е — капуста белокочанная; ж — петрушка; з — томат; и — лук зеленый; к — укроп Питательные   вещества   у   овощных   растений   накапливаются   в   различных   частях:   у   томата   и огурца — в плодах, у моркови и свёклы — в корнях (корнеплодах), у петрушки и укропа — в листьях. Некоторые   овощные   растения   (укроп,   петрушка,   кориандр,   мята,   базилик)   используют   в качестве  приправ  к  различным  блюдам.  Особенно  полезны лук  и  чеснок.  В  них  содержится большое   количество   особых   веществ   —   фитонцидов,   убивающих   болезнетворные микроорганизмы. Их нужно есть каждый день, чтобы предохранить себя от многих заболеваний. Овощные растения полезны не только для человека, но и для животных. Кормовые травы (рис. 5) — тимофеевка, лисохвост, клевер, люцерна и другие — идут на корм домашним животным, на заготовку сена и силоса. Их выращивают на пастбищах для летнего выпаса скота. Рис. 5. Кормовые травы: а — тимофеевка; б — вейник наземный; в — клевер; г — лисохвост; д — райграс высокий; е — полевица белая; ж — люцерна; з — щучка дернистая; и — ежа сборная Сельскохозяйственные растения различают по продолжительности жизни. Однолетние   растения   цветут,   плодоносят   и   образуют   зрелые   семена   в   год   посева.   К   ним относятся все зерновые злаковые (рожь, пшеница, ячмень, овес) и крупяные (рис, просо, сорго) растения,   зернобобовые   (горох,   фасоль,   бобы)   и   некоторые   овощные   (томат,   огурец,   тыква, кабачки, укроп, картофель) культуры. Двулетние растения в первый год жизни образуют органы, употребляемые в пищу: капуста — кочан; морковь, свёкла, репа, редька, корневая петрушка — корнеплоды. На второй год они дают семена. Так, отобранные на семенники корнеплоды и кочаны капусты вместе с корнем хранят зимой в хранилище, а весной высаживают на участок, чтобы к осени собрать семена. Многолетние растения растут и плодоносят от 3 до 20 и более лет. К многолетним относятся все плодовые,   ягодные   и   некоторые   овощные   растения,   например   лук­батун,   хрен,   щавель, эстрагон. Практическая работа: Экскурсия на пришкольный участок.  Сельскохозяйственные растения в осенний период. Вам потребуются: тетрадь, карандаш, ручка, линейка. Заполните в тетради таблицу для записей по ходу экскурсии. Овощные культуры и их отличительные признаки Таблица 1 Внешние признаки корнеплода,  клубнеплода, кочана, луковицы Сроки  уборки Культура Сорт Величина  (крупный,  средний,  мелкий) Форма  (круглая,  овальная,  конусовидная,  верегеновидная,  плоская) Окраска Правила безопасной работы 1. Не отклоняйтесь от маршрута экскурсии. 2. Держитесь на безопасном расстоянии от работающих механизмов; не останавливайтесь  на пути движения сельскохозяйственных машин. 3. Без разрешения не поднимайте и не переносите рабочие органы механизмов. 4. Не срывайте овощи и не употребляйте их в пищу немытыми. Порядок выполнения работы 1. Запишите маршрут экскурсии. 2. Заполните таблицу 1: а) определите овощные культуры, запишите их названия; б)  запишите названия тех сортов овощей, которые представлены на участке; в) опишите  внешние признаки корнеплодов моркови, столовой свёклы, клубнеплодов картофеля,  кочанов капусты (для каждого сорта). 3. Ознакомьтесь с основными внешними признаками растений, по которым определяют  срок начала сбора урожая. 4. Вспомните основные виды осенних работ на участках с полевыми, овощными,  плодовыми и ягодными растениями. 5. Запишите названия сельскохозяйственных растений, которые остаются на полях под  зиму. 6. Запишите названия растений, которые высаживают осенью. Новые понятия Культурные   растения;   зерновые,   зернобобовые,   плодовые,   овощные,   кормовые   культуры; однолетние, двулетние, многолетние растения; семенники. Контрольные вопросы 1. Какие растения называют культурными? 2. Какие культурные растения произрастают на вашем приусадебном участке?  Пришкольном участке? 3. Для чего выращивают зернобобовые, плодовые и ягодные, овощные, кормовые  растения? 4. Какие растения называют однолетними, двулетними, многолетними? 5. Какие виды осенних работ выполняют на участках полевых и овощных культур? 6. Какие сельскохозяйственные растения остаются на полях под зиму? 7. Назовите растения, которые высаживают в открытый грунт в осенний период.

Конспект урока по технологии (девочки) "Многообразие сельскохозяйственных растений. 5 класс"

Конспект урока по технологии (девочки) "Многообразие сельскохозяйственных растений. 5 класс"

Конспект урока по технологии (девочки) "Многообразие сельскохозяйственных растений. 5 класс"

Конспект урока по технологии (девочки) "Многообразие сельскохозяйственных растений. 5 класс"

Конспект урока по технологии (девочки) "Многообразие сельскохозяйственных растений. 5 класс"

Конспект урока по технологии (девочки) "Многообразие сельскохозяйственных растений. 5 класс"

Конспект урока по технологии (девочки) "Многообразие сельскохозяйственных растений. 5 класс"

Конспект урока по технологии (девочки) "Многообразие сельскохозяйственных растений. 5 класс"

Конспект урока по технологии (девочки) "Многообразие сельскохозяйственных растений. 5 класс"

Конспект урока по технологии (девочки) "Многообразие сельскохозяйственных растений. 5 класс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2018