Тема урока «Технология возведения зданий и сооружений.»
Класс: 6
Планируемые результаты:
Предметные:
геологические изыскания,
Метапредметные:
Знать технологию возведения зданий и сооружений (инженерно
технологии возведения надземной части здания).
Познавательные – Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Регулятивные – Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Коммуникативные – Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Личностные: Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в
области предметной технологической деятельности
Средства: проектор, экран, электронная презентация, образовательный конструктор серии
LEGO Mindstorms, раздаточный материал.
Тип урока: изучение нового материала.
I Организационномотивационный этап
Ход урока:
При входе в класс учащиеся получают красные и синие жетоны. Приветствие.
Проверка готовности к уроку. Организация пространства (У вас у каждого жетоны
красного и синего цвета, сейчас вы разделитесь на две группы соответствующего цвета).
Актуализация знаний.
Учитель. Сегодня урок я хочу начать с викторины. Отвечая на эти вопросы, вы должны
использовать свой жизненный опыт, но если с ответом возникнут затруднения, можно
сделать предположения.
Учащиеся Отвечают на вопросы викторины (Приложение 1)
Учитель ставит проблему «А как вы думаете, к какой сфере деятельности
относятся вопросы нашей викторины»? (Строительство, возведение, дом, коттеджи,
стройка…..) Группы меняются листами с ответами и начинается проверка викторины.
СЛАЙД
Учитель подводит их к теме урока, озвучивает, «Технология зданий и сооружений.»
(Записывают тему в тетрадь). СЛАЙДУчитель. Предмет «Технология» особенный предмет. Здесь вы освоите технологии
обработки разнообразных материалов: дерева и металла, пластмасс и искусственных
материалов. Познакомитесь со свойствами этих материалов. Освоите инструменты и
приспособления, необходимые для их обработки. Узнаете о технологиях ведения
домашнего хозяйства. Научитесь выполнять творческие проекты. И в будущем про вас,
возможно, скажут «Мастер своего дела».
II Информационно аналитический этап
Учитель. В строительной практике различают понятия «здание» и «сооружение». СЛАЙД
А знаете ли вы, в чем сходство и различие этих понятий? Каждой группе раздается
материал. (Приложение 2) Вы должны изучить его в своей группе, ответить на вопросы и
презентовать изученную информацию.
Учащиеся изучают раздаточный материал. После этого каждая группа готовит ответ на
поставленный им вопрос. (Группы слушают друг друга)
Учитель подводит итоги всего сказанного учащимися. (Записывают в тетрадь
необходимые термины).
Сооружением принято называть все, что искусственно возведено человеком для
удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. СЛАЙД
Зданием называется наземное сооружение, имеющее внутреннее пространство,
предназначенное и приспособленное для того или иного вида человеческой деятельности
(например, жилые дома, заводские корпуса, вокзалы и т. д.). СЛАЙД
Таким образом, мы видим, что понятие «сооружение» как бы включает в себя и понятие
«здание».
В практической деятельности принято все прочие сооружения, не относящиеся к зданиям,
относить к так называемым инженерным сооружениям. СЛАЙД Другими словами,
сооружения предназначены для выполнения сугубо технических задач (например, мост,
телевизионная мачта, туннель, станция метро, дымовая труба, резервуар и т. д.).
Классификация зданий по назначению делятся на: гражданские, производственные,
сельскохозяйственные (запись в тетради).
Гражданские делятся на жилые и общественные, по этажности такие здания делятся на:
одноэтажные, малоэтажные (до 5 этажей), многоэтажные (до 20 этажей), высотные (свыше
20 этажей). Жилые здания – это квартирные дома для постоянного проживания людей.
Общественные здания предназначены для социального обслуживания населения (школы,
театры, магазины, больницы и т.д.). СЛАЙД
Промышленными (производственные) считаются здания заводских цехов и связанные с
ними здания вспомогательного назначения (котельные, электростанций, депо, гаражи,
конторы). СЛАЙД
Сельскохозяйственными являются здания для нужд сельского хозяйства (помещения для
животных, силосные башни, склады сельскохозяйственных продуктов). СЛАЙДУчитель. А теперь скажите мне, из каких же материалов строятся все эти здания?
(Демонстрация зданий). СЛАЙД
Материалов для строительства зданий огромное количество, из них самые популярные,
это деревянные, кирпичные, железобетонные.
А знаете ли вы, в какой последовательности возводятся здания?
Задание №2 Учитель предлагает каждой группе, самостоятельно восстановить
последовательность возведения здания (Приложение 3) ПРОВЕРКА. СЛАЙД
Учитель Хорошо, молодцы!! А теперь, вот вам новое задание.
Задание №3 играем в игру «Собери пазл и определи к какой категории зданий относится
данная картинка». Чья группа быстрее? (Игра формирует восприятия целого по его
частям, развивается наблюдательность). (Приложение 4).
Хорошо, молодцы!!!
Учитель: Мы вместе подготовили строй площадку, возвели нужное нам здание, а теперь
кто назовет основные элементы и конструктивные системы гражданских зданий?
(Основные конструктивные элементы гражданских зданий это фундамент, стены,
перекрытия, отдельные опоры, крыша, лестницы, окна, двери и перегородки). Я хочу
предложить выполнить следующее задание.
Задание №4 Учитель выводит на экран слайд (Приложение 5), с основными элементами
дома (на 2 минуты). После этого учащимся даются отдельные листочки (красные, синие) с
названиями элементов дома. Группы по очереди прикрепляют эти листочки к макету дома.
СЛАЙД
Молодцы, вы справились и с этим заданием!!
Учитель А теперь я хочу предложить создать свои мини проекты связанный с нашей темой
урока «Технология возведения зданий и сооружений». Первая группа строит кран по
алгоритму, вторая возводит здание по изображению. А решит все – ЖЕРЕБИЙ.
Задание №5 Проект необходимо выполнить из деталей образовательного конструктора
серии «LEGO». Вам предстоит пройти все этапы проектирования. По завершению работы
первая группа демонстрирует работу крана. Вторая группа называет все части дома.
Объединив два мини проекта в один и выбрав по одному делегату от каждой группы,
подготовится к защите проекта «Строеплощадка»
Ответить на вопросы:
Что важно знать при работе над проектом?
Какой этап творческого проекта вызвал наибольшую трудность при разработке?
В чём оригинальность вашего проекта?
I.
Рефлексивно оценочный этап
Самооценка каждой группы.
Выскажите мнение о своей работе на уроке, используя следующие слова:
Я узнал …..
Я научился …
Меня заинтересовало…
Осталось непонятным…Домашнее задание. Используя интернет, найти информацию на тему «Какие
материалы необходимо использовать при возведении зданий в условиях крайнего
севера?»Приложение 1
1. Когда отмечается профессиональный праздник День строителя?
Викторина (+ ответы)
Во второе воскресенье августа +
Первая суббота июня
Во второе воскресенье сентября
2. Кто такой прораб?
Руководитель строительной компании
Руководитель строительства (производитель работ) +
Звеньевой
3. Какое слово здесь лишнее?
Гипс, цемент, бидон, известь
Ответ: лишнее слово бидон, в строительстве используется бетон
4. Железобетонными называются конструкции, изготовленные из:
Бетона и стальной арматуры +
Бетона и панелей
Бетона и материалов с ячеистой структурой
5. Что нельзя строить?
Плотину
Новую жизнь
Планы
Новость +
Дом
Треугольник
Простака
6. Какими качествами должен обладать человек, выбравший профессию строитель?
Физически сильный +
Выносливый +
Умеющий продавать товар
Имеющий технический склад ума +
Ответственный +
Умеющий писать стихи
7. Рубероид — это
Конструкционноотделочный материал
Покровный материал +
Клеевая конструкция
8. Какой ключ нельзя передать?
Ключ от квартиры
Ключ от сердца +
Ключродник +
9. Что такое строительство «под ключ»?
Это особая форма подряда, при которой подразумевается выполнение подрядчиком абсолютно
всех строительных работ.1. Когда отмечается профессиональный праздник День строителя?
Викторина
Во второе воскресенье августа
Первая суббота июня
Во второе воскресенье сентября
2. Кто такой прораб?
Руководитель строительной компании
Руководитель строительства (производитель работ)
Звеньевой
3. Какое слово здесь лишнее?
Гипс, цемент, бидон, известь
Ответ: лишнее слово бидон, в строительстве используется бетон
4. Железобетонными называются конструкции, изготовленные из:
Бетона и стальной арматуры
Бетона и панелей
Бетона и материалов с ячеистой структурой
5. Что нельзя строить?
Плотину
Новую жизнь
Планы
Новость
Дом
Треугольник
Простака
6. Какими качествами должен обладать человек, выбравший профессию строитель?
Физически сильный
Выносливый
Умеющий продавать товар
Имеющий технический склад ума
Ответственный
Умеющий писать стихи
7. Рубероид — это
Конструкционноотделочный материал
Покровный материал
Клеевая конструкция
8. Какой ключ нельзя передать?
Ключ от квартиры
Ключ от сердца
Ключродник
9. Что такое строительство «под ключ»?
Это особая форма подряда, при которой подразумевается выполнение подрядчиком абсолютно
всех строительных работ.Приложение 2
Зданиями называют надземные строения с помещениями для жилья и общественных нужд.
Сооружения отличаются от зданий тем, что помещений обычно не имеют и предназначаются для
какихлибо технических целей (мосты, тоннели, дымовые трубы, резервуары и др.)
Система функционально – связанных помещений, полы которых находятся на одном уровне, создают
этаж.
В зависимости от размещения в здании этажи бывают подвальными, цокольными, надземными и
мансардными. Если заглубление этажа составляет менее половины высоты помещения, то этаж
называют цокольным. При большем заглублении подвальным. Все этажи, уровень пола которых выше
от уровня земли относятся к надземным. Верхний этаж надземной части здания называют чердачным,
а помещение которое расположено в чердачном пространстве, имеют название мансарда. В
многоэтажных зданиях имеют место технические этажи, предназначенные для размещения сложного
инженерного оборудования и прокладки коммуникаций.
Технический этаж может размещаться под зданием, над верхним этажом, а также в одном или
нескольких средних этажах многоэтажного здания.
По назначению здания подразделяются на основные типы:
Жилые здания предназначены для постоянного или временного пребывания людей – жилые дома,
общежития, гостиницы.
Общественные здания предназначены для временного пребывания людей в связи с осуществлением в
них различных функциональных процессов (занятия умственным трудом, питание, зрелище, спорт и
пр.)
Промышленные здания служат для осуществления в них производственных процессов различных
отраслей промышленности. Они подразделяются на производственные, подсобные, энергетические,
складские.
Сельскохозяйственные здания, в которых осуществляются процессы, связанные с сельским
хозяйством.
По этажности здания – разделяют на одноэтажные, малоэтажные (13 этажа), многоэтажные (49
этажей), повышенной этажности (1020 этажей) и высотные (20 и более).
Работы начинают с очистки строительной площадки; освобождают ее от строений, предназначенных
к сносу, мешающие деревья пересаживают, а сохраняемые ограждают.
Расчистив площадку, приступают к вертикальной планировке. Срезают растительный слой грунта и
складируют его для использования при благоустройстве после окончания строительства объекта.
Вертикальную планировку производят по заранее составленному плану. В возвышенных местах
срезают лишний грунт, которым засыпают впадины или вывозят. Одновременно устраивают корытадля дорог. Эти работы выполняют при помощи бульдозеров и скреперов. Подсыпаемые места
уплотняют.
В подготовительный период ограждают строительную площадку, монтируют временные здания и
сооружения для нужд строительства, прокладывают дороги и сети водо, электро и
теплоснабжения, устанавливают монтажные краны и другие необходимые машины. Все. эти работы
выполняют в соответствии со стройгенпланом, входящим в состав проекта производства работ
Основные элементы дома
Приложение 5
Дверное полотно
Цоколь
Подвал
Фундамент
Нижнее перекрытие
Отмостка
Перегородка
Перекрытие
Оконный проем
Карниз
Чердачное перекрытие
Чердак
Кровля
Стойка
Скат крышиПриложение 3
Последовательность возведения зданий
Территория застройки (место для строительства)
Подготовка площадки (подготовительный период)
Возведение подземной части (фундамент)
Возведение надземной части (стены)
Возведение ограждающей конструкции (забор)
Монтаж инженерного оборудования (кран, бетономешалка и т.д.)
Внутренние отделочные работы (покраска, шпатлевка и т.д.)
Монтаж технологического оборудования (коммуникации)
Наружные отделочные работы
БлагоустройствоПриложение 4Приложение 4