Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс
Оценка 4.7

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс

Оценка 4.7
Документация +7
doc
технология
9 кл—11 кл +1
10.01.2018
Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема:  "Путешествие в мир профессий" 9класс
Проблема выбора профессии встает перед любым человеком. При выборе профессии необходимо руководствоваться ценностными ориентациями и мотивами выбора профессии. Ценностные ориентации и цель жизни тесно связаны между собой, выявить это можно, выполнив тест №1. Составление профессиограммы дает целостное представление об особенностях данного вида труда.Конспект урока по технологии в 9классе в разделе "Профессиональное самоопределение" Тема "Путешествие в мир профессий"
Урок по технологии Путешествие в мир профессий.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №30 урок  по технологии  раздел «профессиональное самоопределение» «Путешествие в мир профессий»  подготовила  учитель технологии   Чудакова Т.М.                                                     г. Подольск 2017 Тема: Основные этапы профессионального  самоопределения. Роль профессиональных проб в выборе профессии.  Профессиограмма. Цель: Ознакомление с понятиями «ценностные ориентации», «мотив  выбора профессии» с классификацией мотивов, с их значением в  профессиональном самоопределении. Раскрытие сущности понятий профессиональная проба, её  роль в профессиональном самоопределении учащихся. Способствовать формированию практических навыков  составления профессиограммы. Задачи: • формировать знания о ценностных ориентациях и мотивах  выбора профессии, профессиональных пробах. • • научить составлять профессиограмму. развивать интерес к трудовой деятельности, самовоспитанию,  саморазвитию и самореализации; • воспитывать гражданскую позицию при выборе профессии и  уважение к людям рабочих профессий, ответственное отношение к  построению жизненных целей. Тип урока: Комбинированный Метод обучения: организационный (словесный, практический,  проблемно ­ поисковый) стимулирующий (метод стимулирования и  мотивации интереса к профессиональному самоопределению) Ход  урока: Проблема выбора профессии рано или поздно встаёт перед любым  человеком. Не секрет, что и в наше время, далеко не все люди относятся к своей  работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость. Главная  причина этого кроется в выборе профессии, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит  радость и успех тогда, когда он по душе. Выбирая профессию, вы принимаете важное решение, успешность  реализации которого зависит от значительного количества факторов.  Самый главный — желание и стремление взять ответственность на себя. При выборе профессии необходимо также руководствоваться  ценностными ориентациями и мотивами выбора профессии. Ценностные ориентации — сознательные отношение человека к тем  или иным событиям жизни, значимость этих событий для него. Один человек ориентируется на дружбу, другой человек  ориентируется на власть, а для кого ­ то предел мечтаний ­ слава. Ценностные ориентации Цель жизни        Создание хорошей семьи,  воспитание детей Создание материального  благополучия Интеллектуальное развитие Найти   любимого человека, иметь многодетную семью Найти высокооплачиваемую  работу и другие источники доходов Получить хорошее  образование Служение другим людям Помогать слабым, больным Дружба, душевное отношение с Найти хороших и верных друзей людям людьми Физическое самосовершенствование Познание окружающего мира Раскрытие своих творческих возможностей Достичь высот в спорте Сделать научные открытия Получить художественное образование Воспитание и обучение молодого Получить педагогическое поколения Политическое переустройство общества образование Стать политиком Давайте рассмотрим таблицу, обратите внимание как тесно связаны  ценностные ориентации и жизненные цели. Привести несколько примеров. Обратитесь к тесту № 1, я думаю каждый из вас сможет определить  для себя жизненные ценности. Отметьте в тексте что считаете нужным.  Полученные данные помогут вам правильно сформулировать жизненные  цели. Жизненные ценности В какой мере для вас важны перечисленные в таблице ценности?  (отметьте один вариант ответа в каждой строке) Ценности Очень важно Скорее важно Не очень важно Совсем не важно Трудно сказать 1. Душевная  гармония и  спокойная  совесть 2.Хорошие  семейные и  дружеские  отношения 3.Свобода ­ возможность  быть самому  себе  хозяином 4.Интересная творческая работа 5.Самореализа ция 6.Жить как  большинство,  не хуже  других 7.Яркая индивиду  альность 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 4 5 5 5 5 5 5 5 8. Хороший  заработок,  материальное  благополучие 9.Уважение к  сложившимся  традициям 10.Власть 11Общественн ое призвание 1 1 1 1 2 2 2 2 3 3 3 3 4 4 4 4 5 5 5 5 Выбирая профессию, надо четко представлять, чего вы хотите от нее.  Ответить на три основных вопроса: 1.Каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно  работать? 2.Какая заработная плата меня устроит? 3. Какой образ жизни я хочу вести, сколько времени и сил могу отдать  освоению этой профессии? Это и есть мотивы выбора. Любой выбор профессии человеком должен быть осознанным и мотивированным. Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, то, ради чего  она совершается. Выделяют несколько групп мотивов выбора профессии: 1) Социальные (желание своим трудом способствовать  общественному процессу, занять достойное место в обществе в  соответствии с интересами и возможностями); 2) Моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь,  общение); 3) Эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание  работать по специальности, связанной с прекрасным); 4) Познавательные (связаны со стремлением к овладению  специальными знаниями, проникновением в сущность профессиональной  деятельности); 5) Творческие (возможность быть оригинальным неповторимым); 6) Материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу,  льготы); 7) Престижные (стремления позволяющие достичь видного  положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое  продвижение по службе, профессии, которая ценится среди друзей и  знакомых); 8) Утилитарные (возможность работать в городе, иметь «чистую  работу», близко к дому, легкость поступления в вуз, на работу, советы и  примеры друзей и знакомых). Каждый человек, выбирая себе профессию, руководствуется присущие ему те или иные мотивы и ценностные ориентации: доступностью обучения, легкостью  поступления  в  учебное заведение, ее престижностью  высокой зарплатой, ориентируется на хорошие условия труда. Обратимся к анкете мотивов выбора профессии. Самостоятельно  определите какие мотивы присущи вам. Анкета мотивов выбора профессии. И Из перечисленных мотивов необходимо выбрать те, которые больше  других отвечают вашей личной точке зрения, в «Листе ответов напротив  номера вопроса поставьте «+», если данный мотив значим, и «—», если не  имеет значения. В о п р о с ы : 1. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чём  заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии. 2. Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и  умений в избираемой сфере трудовой деятельности. 3. Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в  обществе. 4. 5. 6. Влияние семейных традиций. Желание приобрести материальную независимость от родителей. Хорошая успеваемость в школе по предметам,  соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности. 7. 8. Желание руководить другими людьми. Привлекает индивидуальная работа. 9. Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое  и неизведанное. 10. Уверенность, что избранная профессия соответствует вашим  способностям, 11. 12. Возможность удовлетворить свои материальные потребности. Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной,  увлекательной. 13. 14. 15. 16. 17. Возможность проявить самостоятельность в работе. Привлекает предпринимательская деятельность. Необходимость материально помогать семье. Желание приобрести экономические знания. Стремление получить диплом о высшем образовании независимо  от специальности. 18. Привлекает профессия, которая не требует длительного  обучения. 19. 20. 21. 22. 23. 24. Желание работать в престижном месте. Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб. Привлекают модные профессии (менеджер, коммерсант, брокер). Желание приносить пользу людям. Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности. Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре  внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную форму  одежды). В ответ Интерпретация анкетных мотивов выбора профессии. № 3 4 7 17 18 19 21 24 А ответ № 5 8 11 14 15 16 20 23 Б ответ № 1 2 6 9 10 12 13 22 Подсчитать количество плюсов в каждом столбце (А, Б, В) отдельно.  Наибольшее количество плюсов означает: • в столбце А — преобладают мотивы выбора престижной  профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в  обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний; • в столбце Б — больше привлекает материальное благополучие,  желание заработать; • в столбце В — стремление к творческой работе, интерес к  новым технологиям, приобретению, необходимых навыков и умений,  которых требует избираемая профессия. Анализ и сравнительная характеристика проделанных тестов,  поможет вам полно и правильно составить свой профессиональный план,  чем мы будем заниматься на следующем уроке. Процесс выбора профессии характеризуется многомерностью. Для  правильного, адекватного выбора приходится проделать большую  внутреннюю работу. ­ ­ ­ проанализировать свои возможности и способности узнать и понять требования избираемой профессии осознать потенциальное несоответствие личностных  особенностей и особенностей профессии Многое из того что мы делаем дома, в школе, в кругу друзей,  содержит в себе «частички» той или иной профессиональной  деятельности, что даёт возможность глубже обдумать свой выбор,  «примерить» себя к различным видам трудовой деятельности. На уроках технологии вы сами того не сознавая участвовали в  профессиональных пробах, осваивая разные профессии: повар, кондитер,  швея, стилист. Попробуйте самостоятельно вывести определение ­ что  такое профессиональная проба. Профессиональная проба ­ непосредственное участие в деятельности  по той или иной профессии. Профессиональные этапом профессионального самоопределения, поскольку способствуют углублению знаний о будущей профессии, правильной самооценке.   пробы   являются   важнейшим   Сегодня мы в форме ролевой игры смоделируем  профессиональную деятельность, т.е. проведём профессиональные  пробы. Сказ про царя Гвидона Сказочник: В государстве тридевятом, всемогущем , пребогатом. Правил мудрый царь Гвидон, хоть в летах, но крепок он. Вообщем жили­ то,  неплохо, Но случилась суматоха. Повариха и ткачиха с сватьей бабой Бабарихой, все на пенсию ушли, королевство подвели! Царь: Почему не доложили? Почему их отпустили? Ухожу из королей, и не буду злить людей! Дочь: Что ты батюшка, постой, Может выход, есть какой! Царь: Я в печали, помогите, Повариху хоть верните! Отыщите, очень быстро, Молодых специалистов! Дочь:   Привела, извольте слушать! Царь: Лучше б дали мне покушать! Повариха: Царь, отец родной, прими, Наварили, напекли! Пекарь: Хлеба свежего откушай, нас с подругами послушай. Я, к примеру, пекарь знатный,      напеку я хлеба всем. И ржаной, и белый ситный,    будешь жить ты без проблем! Повариха: Повариха я со стажем, приготовлю, что прикажут. Щи, котлеты и компот, Будет сытым весь народ! Кондитер: Я, кондитер, сладкоежка, от меня вам всем «орешки» И заморский шоколад, для дочуркиных услад! Я училась за границей, Торты печь, крема взбивать. Вся ванилью пропиталась, вас хочу поудивлять! Вот теперь я хоть спокоен, Буду сыт всегда, напоен! Батюшка, ты всё о пище, сам одетый словно нищий. А меня в наряде том, Будут сватать лишь в дурдом. Стилист: Меня к вам прислал Юдашкин, Царь:  Дочь: ты не плачь, утри мордашку, щас нарядим, успокойся, смирно стой, иглы не бойся. Тоже мне, нашла проблему. Подберём подол чуть­чуть. Здесь поможет страус «эму», Обозначим нежно грудь, Царь: Ты такой красоткой станешь, Поглядишь и аж завянешь! Стилист: Не вертись, ещё чуть­чуть. Позвать на свадьбу не забудь! Царь:  Меньше будешь теперь злиться? О, кто­то там ещё стучится. Кто ты новый посетитель? Учитель: Ваша светлость, я учитель! Царь:   И на что ты мне сгодился? Я своё уж отучился. Учитель: Я психолог, нужен вам! И совет хороший дам. Как с народом быть в ладу, Все конфликты отведу! Замуж выдадим принцессу, министра, не повесу. Всем мы тесты раздадим, Кто чем дышит, погладим! Царь: Ой, писать мне надоело, голова аж заболела! Ты иди народ учи. да врача мне покричи. Врач: «Здравствуй батюшка», ­ я врач, Мигом вылечу, не плачь. Как дыханье, горло, стул, в голове бывает гул? Пропишу тебе уколы и горчичники на грудь, проходить все процедуры, будь любезен, не забудь. Вот рецепт, а вот женьшень,  принимай по капле в день.  Чай с бальзамчиком попей, Будь здоров и не болей! Царь: Ну а вы чего шумите? Кто такие? Уходите! Артисты: Свет наш  батюшка, акстись, мы артисты веселись! Царь: Ох, потешили мне    душу, каждый день хочу вас слушать! Если надо подпою, это дело я люблю! Ладно уж, беру, идите, Остальных всех позовите: Я доволен, вот указ! Всех вас взять и дать зарплату, всё по чести, не по блату. Вы работайте на славу, прославляйте всю Державу! Чтоб народ был всем доволен, и чтоб не било впредь воин! Я ж пойду, посплю, устал, пока всех вас принимал, Вы тут тихо, не шумите, Да работайте идите! Сказочник: В королевстве стало тихо, каждый делом занят был. И народ не возмущался, их трудом доволен был. Какие профессии были обыграны в сказке? (Пекарь, повар, кондитер, учитель­ психолог, стилист, артист, врач). Давайте охарактеризуем некоторые из этих профессий, т.е. составим  профессиограмму. Профессиограмма — характеристика профессии, в которой  описаны её особенности, содержание и характер труда. Цель профессиограммы — создать целостное представление об  особенностях данного вида труда. Все профессиограммы построены примерно по такой схеме, она перед  Общие сведения о профессии: история возникновения смежные профессии перспективы профессионального роста спрос на профессию в нашем регионе вами. 1. а) б) в) г) 2.Характеристика процесса груда: а) б) в) орудия труда рабочее место продукция виды брака по вине специалиста в чём проявляется утомляемость после работы режим труда требования к физическому состоянию человека медицинские противопоказания меры по охране труда возможные профессиональные заболевания и травмы г) д) 3.Санитарно­гигиенические условия труда: а) б) в) г) д) 4.Психологические требования профессии к человеку: а) б) в) 5.Сведения о профессиональной подготовке: а) б) в) г) возможные трудности и напряжённые ситуации качества, которыми должен обладать работающий моральная ответственность пути получения профессии продолжительность обучения зарплата работающего престижность Учащиеся   объединяются   в   пары   и   составляют   профессиограммы выбранных   профессий,   меняясь   на   каждом   этапе   составления.   Затем защищают профессиограмму оказавшуюся у них на последнем этапе. Домашнее задание: 1. Составить профессиограмму профессии любой интересующей вас  профессии. Итог урока: Правильный выбор профессионального будущего  является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений  в жизни. Наш урок подходит к концу. Давайте обобщим, что нового узнали,  чему научились: определять жизненные ценности, чётко мотивировать  выбор профессии. Дали определение профессиональной пробе и провели  её. Провели профессиональную пробу и научились составлять  профессиограмму, определили основные ошибки при выборе профессии и  пути получения профессионального образования. Перечень используемой литературы Айзенк  Г. Проверьте свои способности. /перев с англ/  А.Н. Лука  Бобровская  А.Н. Технология  9 класс.: Материалы  к  урокам   Газарян  С.С. Ты выбираешь профессию – М.: Молодая гвардия.  Климов  Е.А.  Как выбирать профессию – М.: Просвещение. 1990. Колесникова О.А., Полосина Т.И., Донецкий А.М. Выбери  1. и И.С. Хорола – м.:  Мир. 1972. 2. раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д.  Симоненко – Волгоград  Учитель. 2007.  3. 1985. 4. 5. профессию – Жуковский  П.К. «Сервис». 2002. 6. учащихся старших классов –М.: П. 1991. 7. 8. школы /под  редак. В.Д. Симоненко/ ­ М.: Вентана – Граф 2001. 9. Учебник для 8­11 классов – М.: Мир. 1972. 10. Шевченко Ю.А. Край удивительных профессий – М.:  Просвешение. 1981. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии – СПб.: КАРО. 2003. Технология: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной Чистякова С.Н., Шаловина Т.И. Твоя профессиональная карьера.  Прошитская Е.Н. Выбирайте профессию: учебное пособие для

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема:  "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема:  "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема:  "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема:  "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема:  "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема:  "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема:  "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема:  "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема:  "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема:  "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема:  "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема:  "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема:  "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс

Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема:  "Путешествие в мир профессий" 9класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2018