Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс
Оценка 4.7
Документация +7
doc
технология
9 кл—11 кл +1
10.01.2018
Проблема выбора профессии встает перед любым человеком. При выборе профессии необходимо руководствоваться ценностными ориентациями и мотивами выбора профессии. Ценностные ориентации и цель жизни тесно связаны между собой, выявить это можно, выполнив тест №1. Составление профессиограммы дает целостное представление об особенностях данного вида труда.Конспект урока по технологии в 9классе в разделе "Профессиональное самоопределение" Тема "Путешествие в мир профессий"
Урок по технологии Путешествие в мир профессий.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №30
урок по технологии
раздел «профессиональное самоопределение»
«Путешествие в мир профессий»
подготовила
учитель технологии
Чудакова Т.М.
г. Подольск
2017 Тема: Основные этапы профессионального
самоопределения.
Роль профессиональных проб в выборе профессии.
Профессиограмма.
Цель: Ознакомление с понятиями «ценностные ориентации», «мотив
выбора
профессии» с классификацией мотивов, с их значением в
профессиональном самоопределении.
Раскрытие сущности понятий профессиональная проба, её
роль в профессиональном самоопределении учащихся.
Способствовать формированию практических навыков
составления профессиограммы.
Задачи:
•
формировать знания о ценностных ориентациях и мотивах
выбора профессии, профессиональных пробах.
•
•
научить составлять профессиограмму.
развивать интерес к трудовой деятельности, самовоспитанию,
саморазвитию и самореализации;
•
воспитывать гражданскую позицию при выборе профессии и
уважение к людям рабочих профессий, ответственное отношение к
построению жизненных целей.
Тип урока: Комбинированный
Метод обучения: организационный (словесный, практический,
проблемно поисковый) стимулирующий (метод стимулирования и
мотивации интереса к профессиональному самоопределению)
Ход урока:
Проблема выбора профессии рано или поздно встаёт перед любым
человеком.
Не секрет, что и в наше время, далеко не все люди относятся к своей
работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость. Главная
причина этого кроется в выборе профессии, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит
радость и успех тогда, когда он по душе.
Выбирая профессию, вы принимаете важное решение, успешность
реализации которого зависит от значительного количества факторов.
Самый главный — желание и стремление взять ответственность на себя.
При выборе профессии необходимо также руководствоваться
ценностными ориентациями и мотивами выбора профессии.
Ценностные ориентации — сознательные отношение человека к тем
или иным событиям жизни, значимость этих событий для него.
Один человек ориентируется на дружбу, другой человек
ориентируется на власть, а для кого то предел мечтаний слава.
Ценностные ориентации
Цель жизни
Создание хорошей семьи,
воспитание детей
Создание материального
благополучия
Интеллектуальное развитие
Найти любимого человека,
иметь многодетную семью
Найти высокооплачиваемую
работу и
другие источники доходов
Получить хорошее
образование
Служение другим людям
Помогать слабым, больным
Дружба, душевное отношение с
Найти хороших и верных друзей
людям
людьми
Физическое
самосовершенствование
Познание окружающего мира
Раскрытие своих творческих
возможностей
Достичь высот в спорте
Сделать научные открытия
Получить художественное
образование
Воспитание и обучение молодого
Получить педагогическое
поколения
Политическое переустройство
общества
образование
Стать политиком Давайте рассмотрим таблицу, обратите внимание как тесно связаны
ценностные ориентации и жизненные цели. Привести несколько примеров.
Обратитесь к тесту № 1, я думаю каждый из вас сможет определить
для себя жизненные ценности. Отметьте в тексте что считаете нужным.
Полученные данные помогут вам правильно сформулировать жизненные
цели.
Жизненные ценности
В какой мере для вас важны перечисленные в таблице ценности?
(отметьте один вариант ответа в каждой строке)
Ценности
Очень важно Скорее важно
Не очень
важно
Совсем не
важно
Трудно
сказать
1. Душевная
гармония и
спокойная
совесть
2.Хорошие
семейные и
дружеские
отношения
3.Свобода
возможность
быть самому
себе
хозяином
4.Интересная
творческая
работа
5.Самореализа
ция
6.Жить как
большинство,
не хуже
других
7.Яркая
индивиду
альность
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
4
5
5
5
5
5
5
5 8. Хороший
заработок,
материальное
благополучие
9.Уважение к
сложившимся
традициям
10.Власть
11Общественн
ое призвание
1
1
1
1
2
2
2
2
3
3
3
3
4
4
4
4
5
5
5
5
Выбирая профессию, надо четко представлять, чего вы хотите от нее.
Ответить на три основных вопроса:
1.Каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно
работать?
2.Какая заработная плата меня устроит?
3. Какой образ жизни я хочу вести, сколько времени и сил могу отдать
освоению этой профессии?
Это и есть мотивы выбора. Любой выбор профессии человеком должен
быть осознанным и мотивированным.
Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, то, ради чего
она совершается.
Выделяют несколько групп мотивов выбора профессии:
1)
Социальные (желание своим трудом способствовать
общественному процессу, занять достойное место в обществе в
соответствии с интересами и возможностями);
2)
Моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь,
общение);
3)
Эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание
работать по специальности, связанной с прекрасным);
4)
Познавательные (связаны со стремлением к овладению
специальными знаниями, проникновением в сущность профессиональной
деятельности);
5)
Творческие (возможность быть оригинальным неповторимым); 6)
Материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу,
льготы);
7)
Престижные (стремления позволяющие достичь видного
положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое
продвижение по службе, профессии, которая ценится среди друзей и
знакомых);
8)
Утилитарные (возможность работать в городе, иметь «чистую
работу», близко к дому, легкость поступления в вуз, на работу, советы и
примеры друзей и знакомых).
Каждый человек, выбирая себе профессию, руководствуется присущие
ему те или иные мотивы и ценностные ориентации: доступностью обучения,
легкостью поступления в учебное заведение, ее престижностью высокой
зарплатой, ориентируется на хорошие условия труда.
Обратимся к анкете мотивов выбора профессии. Самостоятельно
определите какие мотивы присущи вам.
Анкета мотивов выбора профессии.
И Из перечисленных мотивов необходимо выбрать те, которые больше
других отвечают вашей личной точке зрения, в «Листе ответов напротив
номера вопроса поставьте «+», если данный мотив значим, и «—», если не
имеет значения.
В о п р о с ы :
1.
Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чём
заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.
2.
Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и
умений в избираемой сфере трудовой деятельности.
3.
Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в
обществе.
4.
5.
6.
Влияние семейных традиций.
Желание приобрести материальную независимость от родителей.
Хорошая успеваемость в школе по предметам,
соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности.
7.
8.
Желание руководить другими людьми.
Привлекает индивидуальная работа. 9.
Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое
и неизведанное.
10.
Уверенность, что избранная профессия соответствует вашим
способностям,
11.
12.
Возможность удовлетворить свои материальные потребности.
Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной,
увлекательной.
13.
14.
15.
16.
17.
Возможность проявить самостоятельность в работе.
Привлекает предпринимательская деятельность.
Необходимость материально помогать семье.
Желание приобрести экономические знания.
Стремление получить диплом о высшем образовании независимо
от специальности.
18.
Привлекает профессия, которая не требует длительного
обучения.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Желание работать в престижном месте.
Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.
Привлекают модные профессии (менеджер, коммерсант, брокер).
Желание приносить пользу людям.
Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.
Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре
внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную форму
одежды). В
ответ
Интерпретация анкетных мотивов выбора профессии.
№
3
4
7
17
18
19
21
24
А
ответ
№
5
8
11
14
15
16
20
23
Б
ответ
№
1
2
6
9
10
12
13
22
Подсчитать количество плюсов в каждом столбце (А, Б, В) отдельно.
Наибольшее количество плюсов означает:
•
в столбце А — преобладают мотивы выбора престижной
профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в
обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний;
•
в столбце Б — больше привлекает материальное благополучие,
желание заработать;
•
в столбце В — стремление к творческой работе, интерес к
новым технологиям, приобретению, необходимых навыков и умений,
которых требует избираемая профессия.
Анализ и сравнительная характеристика проделанных тестов,
поможет вам полно и правильно составить свой профессиональный план,
чем мы будем заниматься на следующем уроке.
Процесс выбора профессии характеризуется многомерностью. Для
правильного, адекватного выбора приходится проделать большую
внутреннюю работу.
проанализировать свои возможности и способности
узнать и понять требования избираемой профессии
осознать потенциальное несоответствие личностных
особенностей и особенностей профессии
Многое из того что мы делаем дома, в школе, в кругу друзей,
содержит в себе «частички» той или иной профессиональной
деятельности, что даёт возможность глубже обдумать свой выбор,
«примерить» себя к различным видам трудовой деятельности.
На уроках технологии вы сами того не сознавая участвовали в
профессиональных пробах, осваивая разные профессии: повар, кондитер,
швея, стилист. Попробуйте самостоятельно вывести определение что
такое профессиональная проба.
Профессиональная проба непосредственное участие в деятельности
по той или иной профессии.
Профессиональные
этапом
профессионального самоопределения, поскольку способствуют углублению
знаний о будущей профессии, правильной самооценке.
пробы являются важнейшим
Сегодня мы в форме ролевой игры смоделируем
профессиональную деятельность, т.е. проведём профессиональные
пробы.
Сказ про царя Гвидона
Сказочник: В государстве тридевятом,
всемогущем , пребогатом.
Правил мудрый царь Гвидон,
хоть в летах, но крепок он.
Вообщем жили то, неплохо,
Но случилась суматоха.
Повариха и ткачиха с сватьей
бабой Бабарихой, все на пенсию ушли,
королевство подвели!
Царь: Почему не доложили?
Почему их отпустили?
Ухожу из королей, и не буду злить людей!
Дочь: Что ты батюшка, постой, Может выход, есть какой!
Царь: Я в печали, помогите,
Повариху хоть верните!
Отыщите, очень быстро,
Молодых специалистов!
Дочь: Привела, извольте слушать!
Царь: Лучше б дали мне покушать!
Повариха: Царь, отец родной, прими,
Наварили, напекли!
Пекарь: Хлеба свежего откушай,
нас с подругами послушай.
Я, к примеру, пекарь знатный, напеку я хлеба всем.
И ржаной, и белый ситный, будешь жить ты без проблем!
Повариха: Повариха я со стажем,
приготовлю, что прикажут.
Щи, котлеты и компот,
Будет сытым весь народ!
Кондитер: Я, кондитер, сладкоежка,
от меня вам всем «орешки»
И заморский шоколад,
для дочуркиных услад!
Я училась за границей,
Торты печь, крема взбивать.
Вся ванилью пропиталась,
вас хочу поудивлять!
Вот теперь я хоть спокоен,
Буду сыт всегда, напоен!
Батюшка, ты всё о пище,
сам одетый словно нищий.
А меня в наряде том,
Будут сватать лишь в дурдом.
Стилист: Меня к вам прислал Юдашкин,
Царь:
Дочь:
ты не плачь, утри мордашку,
щас нарядим, успокойся,
смирно стой, иглы не бойся.
Тоже мне, нашла проблему. Подберём подол чутьчуть.
Здесь поможет страус «эму»,
Обозначим нежно грудь,
Царь: Ты такой красоткой станешь,
Поглядишь и аж завянешь!
Стилист: Не вертись, ещё чутьчуть.
Позвать на свадьбу не забудь!
Царь: Меньше будешь теперь злиться?
О, ктото там ещё стучится.
Кто ты новый посетитель?
Учитель: Ваша светлость, я учитель!
Царь: И на что ты мне сгодился?
Я своё уж отучился.
Учитель: Я психолог, нужен вам!
И совет хороший дам.
Как с народом быть в ладу,
Все конфликты отведу!
Замуж выдадим принцессу,
министра, не повесу.
Всем мы тесты раздадим,
Кто чем дышит, погладим!
Царь: Ой, писать мне надоело, голова аж заболела!
Ты иди народ учи. да врача мне покричи.
Врач: «Здравствуй батюшка», я врач,
Мигом вылечу, не плачь.
Как дыханье, горло, стул,
в голове бывает гул?
Пропишу тебе уколы и горчичники на грудь,
проходить все процедуры,
будь любезен, не забудь.
Вот рецепт, а вот женьшень,
принимай по капле в день.
Чай с бальзамчиком попей,
Будь здоров и не болей!
Царь: Ну а вы чего шумите?
Кто такие? Уходите! Артисты: Свет наш батюшка, акстись, мы артисты веселись!
Царь: Ох, потешили мне душу, каждый день хочу вас слушать!
Если надо подпою, это дело я люблю!
Ладно уж, беру, идите,
Остальных всех позовите:
Я доволен, вот указ!
Всех вас взять и дать зарплату,
всё по чести, не по блату.
Вы работайте на славу, прославляйте всю Державу!
Чтоб народ был всем доволен, и чтоб не било впредь воин!
Я ж пойду, посплю, устал,
пока всех вас принимал,
Вы тут тихо, не шумите,
Да работайте идите!
Сказочник: В королевстве стало тихо, каждый делом занят был.
И народ не возмущался, их трудом доволен был.
Какие профессии были обыграны в сказке? (Пекарь, повар, кондитер, учитель
психолог, стилист, артист, врач).
Давайте охарактеризуем некоторые из этих профессий, т.е. составим
профессиограмму.
Профессиограмма — характеристика профессии, в которой
описаны её особенности, содержание и характер труда.
Цель профессиограммы — создать целостное представление об
особенностях данного вида труда.
Все профессиограммы построены примерно по такой схеме, она перед
Общие сведения о профессии:
история возникновения
смежные профессии
перспективы профессионального роста
спрос на профессию в нашем регионе
вами.
1.
а)
б)
в)
г)
2.Характеристика процесса груда:
а)
б)
в)
орудия труда
рабочее место
продукция виды брака по вине специалиста
в чём проявляется утомляемость после работы
режим труда
требования к физическому состоянию человека
медицинские противопоказания
меры по охране труда
возможные профессиональные заболевания и травмы
г)
д)
3.Санитарногигиенические условия труда:
а)
б)
в)
г)
д)
4.Психологические требования профессии к человеку:
а)
б)
в)
5.Сведения о профессиональной подготовке:
а)
б)
в)
г)
возможные трудности и напряжённые ситуации
качества, которыми должен обладать работающий
моральная ответственность
пути получения профессии
продолжительность обучения
зарплата работающего
престижность
Учащиеся объединяются в пары и составляют профессиограммы
выбранных профессий, меняясь на каждом этапе составления. Затем
защищают профессиограмму оказавшуюся у них на последнем этапе.
Домашнее задание:
1. Составить профессиограмму профессии любой интересующей вас
профессии.
Итог урока: Правильный выбор профессионального будущего
является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений
в жизни.
Наш урок подходит к концу. Давайте обобщим, что нового узнали,
чему научились: определять жизненные ценности, чётко мотивировать
выбор профессии. Дали определение профессиональной пробе и провели
её.
Провели профессиональную пробу и научились составлять
профессиограмму, определили основные ошибки при выборе профессии и
пути получения профессионального образования. Перечень используемой литературы
Айзенк Г. Проверьте свои способности. /перев с англ/ А.Н. Лука
Бобровская А.Н. Технология 9 класс.: Материалы к урокам
Газарян С.С. Ты выбираешь профессию – М.: Молодая гвардия.
Климов Е.А. Как выбирать профессию – М.: Просвещение. 1990.
Колесникова О.А., Полосина Т.И., Донецкий А.М. Выбери
1.
и И.С. Хорола – м.: Мир. 1972.
2.
раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д.
Симоненко – Волгоград Учитель. 2007.
3.
1985.
4.
5.
профессию – Жуковский П.К. «Сервис». 2002.
6.
учащихся старших классов –М.: П. 1991.
7.
8.
школы /под редак. В.Д. Симоненко/ М.: Вентана – Граф 2001.
9.
Учебник для 811 классов – М.: Мир. 1972.
10. Шевченко Ю.А. Край удивительных профессий – М.:
Просвешение. 1981.
Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии – СПб.: КАРО. 2003.
Технология: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной
Чистякова С.Н., Шаловина Т.И. Твоя профессиональная карьера.
Прошитская Е.Н. Выбирайте профессию: учебное пособие для
Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс
Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс
Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс
Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс
Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс
Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс
Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс
Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс
Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс
Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс
Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс
Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс
Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс
Конспект урока по технологии. Раздел "профессиональное самообразование". Тема: "Путешествие в мир профессий" 9класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.