Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"
Оценка 4.6

Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
труд
6 кл
03.04.2017
Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"
Конспект урока.doc
Тема урока: Лоскутное шитье. Класс: 6. Цель урока: организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений для изготовления лоскутного изделия (прихватки). Задачи урока: Образовательные: • • • способствовать формированию представления о лоскутном шитье как древнем, так и современном виде декоративно­прикладного творчества. способствовать формированию представления о разнообразии видов лоскутных техник, видах лоскутных узоров, особенностях их выполнения. учить изготавливать  шаблоны; Воспитательные: • • • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету; прививать учащимся навыки  работы  в группах;  воспитывать инициативу, самостоятельность и  творческое начало у учащихся. Развивающие: 1 • • • • развивать творческое мышление,  умения учащихся сравнивать и анализировать, видеть красоту;  расширять кругозор учащихся. способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости подбора гармоничных цветов в изделиях). способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц, пальцев рук) Здоровьесберегающие:  • Приучать учащихся к строгому соблюдению правил безопасности при выполнении практической работы. Методическое оснащение урока. Материально­техническая база:   компьютер; оборудование, инструменты, приспособления: тетрадь, шаблоны, ножницы, карандаш простой, клей. Дидактическое обеспечение:  учебник: О.А. Кожина  ­ Технология. Обслуживающий труд. 6 класс; Вид урока: урок новых знаний и применения полученных знаний на практике. Методы обучения:  словесный (устное изложение, анализ задания); наглядный (показ образцов шаблонов, схем); практический (работа с шаблонами, вырезание, приклеивание). Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Ход урока Этапы урока I. Организационный  этап Деятельность педагога Деятельность ученика Добрый день, девочки! Я очень рада всех вас сегодня видеть на нашем уроке. Скажите, пожалуйста, все ли вы сегодня присутствуете на уроке? Нарисуйте на листах самооценки ваше настроение на данный момент, с каким настроением вы пришли на урок? Рисуют свое настроение 2 Занятия   на   уроках   технологии   постепенно   должны   привести   вас   в   страну Мастерилию, и вы станете настоящими мастерами на все руки. Добраться до этой страны   непросто.   Как   и   всякого   путешественника   вас   ожидают   трудности   и неожиданные открытия, вы увидите и узнаете много нового. В дороге вам помогут смекалка, настойчивость, любознательность и желание научиться тому, что вы ещё не умеете. Народные мудрости по этому поводу гласят:  Жизнь дана на добрые дела.  Труд человека кормит, а лень – портит.  Всякое уменье трудом даётся.  Была бы охота – заладится всякая работа.  Без дела жить – только небо коптить. И сегодня мы с вами отправляемся в Тряпландию. Девочки, а как вы думаете, кто же живет в Тряпландии?  Какие виды рукоделия вы знаете?  А   как   вы   думаете,   каким   же   видом   рукоделия   занимаются   в   тряпландии?   И Осуществляют прогноз темы урока  по названию. Предполагаемый ответ: В Тряпландии живут мастера,  умеющие делать из ткани всё –  одежду, бельё, обувь, книжные  переплёты, парашюты, паруса яхт, почему мы отправляемся именно туда? Как Тряпландия связана с темой нашего урока? И какая будет тема? игрушки и многое другое.  Вязание, бисероплетение, вышивка… Лоскутное шитьё, что это за вид рукоделия? Какова цель вашей работы на уроке?   Молодцы. На листах самооценки поставьте себе баллы за определение темы и цели урока. А чтобы узнать, каких же нам знаний еще не хватает, мы с вами проведем  инвентаризацию знаний. Для этого заполните 2 первые колонки таблицы «Знаю­ Хочу узнать­Узнала»,  имеющиеся на ваших рабочих листах. Обсуждение заполненных колонок Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться, что такое лоскутное шитьё,  как оно появилось, актуальность этого вида рукоделия на сегодняшнем этапе  жизни человека. Узнаем, какие виды лоскутного шитья бывают, и попробуем сами  изготовить шаблоны. Послушайте притчу о лоскутном шитье и ответьте на вопрос: почему люди его так любят, и в настоящее время оно стало снова актуально? Притча о лоскутном шитье.  Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: "Учитель, все у меня есть: и муж, и  дети, и дом ­ полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя  Изготовлением поделок, изделий  из  ткани. Отправляемся в Тряпландию,  потому что на уроке предстоит  изучить тему «Лоскутное шитье».  Шитьё из лоскутков – один из  традиционных видов народного  творчества. Искусство соединения  небольших разноцветных кусочков  ткани (лоскутов) путём их сшивания. Выдвигают свои цели на урок: ­ приобрести знания и умения для  изготовления лоскутного изделия. Работа с листами самооценки Осуществляют инвентаризацию  знаний заполняя предложенную  таблицу «Знаю­Хочу знать­Узнала» Слушают притчу, думают над  вопросом.  3 II. Этап получения  новых знаний 4 развалилась, все не в радость!" Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал  попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но  попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку  голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький  внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица ­ и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез ­ ещё один. Из лоскутного  полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они  попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже  никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной.  Вот такая притча о лоскутном шитье существует. Так почему сейчас и раньше  люди так любили лоскутные одеяла, пледы, покрывала… Создавать из лоскутков что­то новое и необычное – занятие увлекательное и не  требующее особых навыков.   Толчком для создания изделий из лоскута  послужили обыкновенные заплаты,  которые ставились на ещё крепкие, но слегка потёртые вещи. Заплаты имели  разнообразные формы и расцветки. Это навело мастериц на мысль о возможности  создания изделий из лоскутов. А продолжат рассказ об истории возникновения лоскутного шитья ваши  одноклассницы. Заслушивание кратких сообщений учащихся из истории лоскутного шитья: Ученица 1:  Лоскутная мозаика  известна очень давно. Её  применяли  вместе  с другими технологиями шитья, когда создавали одежду и предметы интерьера из ткани. Были найдены аппликации, сделанные 3000 лет назад. Лоскутное шитьё существовало уже в IX веке до новой эры, об этом свидетельствует экспонат, хранящийся   в   музее   в   Каире.   Это   лоскутное   одеяло,   выполненное   в   технике аппликации, египетскими женщинами.  Сохранились так же мозаичные лоскутные работы, изготовленные в Индии в VI — VII вв н.э.  Однако лоскутная техника как самостоятельный  вид  декоративно­прикладного искусства начала развиваться в Англии. Что такое "печворк"? "Patch" в переводе с английского означает лоскут или заплата. Соответственно, "пэчворк" – шитье из лоскутов. В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского  хлопка. Одеяло, декорированное  вышивкой  или  набойкой, считалось   модным   украшением   домашнего   интерьера.   Шитьё   из   лоскутов Дают ответы на вопросы. Варианты ответов: приносят  ощущение домашнего тепла. уюта и  добра в наши дома…. Рассказывают подготовленные дома  сообщения (опережающее задание).  Выступают 2 ученицы. 5 появилось   в   результате   дефицита   ситца,   возникшего   из­за   запрета   продажи   в Англии   индийских   тканей   в   1712   году.   Таким   образом,   правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шёлковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Ученица 2:  Лоскутное шитье в России. Первоначально это было не столько лоскутное шитье в современном понимании  этих слов, сколько перешивание, обновление одежды и предметов убранства  жилища из лоскутков отслуживших свой срок вещей. Старые вещи разрезались,  лоскутки сортировались: все, что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла,  занавески; из очень поношенного плели дорожки, шили махровые коврики­ половички. Поскольку «мелкоте» ­ так на Руси называли мальчиков и девочек до  шести – восьми лет – новой одежды не полагалось, то русские крестьянки  перешивали старые рубашки взрослых членов семьи на рубашечки для самых  маленьких. Да и одежде для более взрослых детей шили преимущественно из  старой одежды родителей или просто давали донашивать свою. Такая традиция  была распространена не только в бедных семьях, но и в зажиточных и даже  богатых. Сейчас это может показаться странным, но если учесть, что вся одежда  состояла только из натуральных волокон и шилась натуральными нитками, то  становится понятным, почему вещи, послужившие одному поколению, не только  не выбрасывались, но и могли пригодиться детям и внукам. Все это давало  бережливому и расчетливому крестьянскому уму толчок к лоскутному  творчеству, позволяя находить все новые и новые способы использования старых  вещей. Учитель: В настоящее время шитьё из лоскутков переживает второе рождение.  Оно  превратилось в вид декоративно – прикладного искусства, с помощью  которого создаются уникальные изделия для оформления интерьеров кухни,  спальни или столовой. Особенно таких видов дизайна, как деревенский стиль.  А как вы думаете, какие же изделия можно выполнить из лоскутков?   Изготовив изделия в этой технике, вы порадуете себя и своих близких. Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутами. На ваших столах  Отвечают на вопрос учителя: панно,  сумки, подушки, одежду, игрушки... 6 Выполняют работу в парах лежат наборы отдельных цветных фрагментов и основа из картона. В парах  рассмотрите предложенные наборы и, ознакомившись  с информацией в учебниках на страницах 215­218, определите, для пошива изделия  в какой технике они  подойдут. Соберите предложенный набор фрагментов в единое, склеив их на  картонную основу. В парах определите, кто из вас представит классу итог своей  работы и расскажет об особенности своей техники.  По ходу выступлений заполните схемы, которые лежат на ваших столах, указав  техники, используемые в лоскутном шитье. В  какой технике не выполнялось бы изделие,  есть ряд общих требований,  которые необходимо соблюдать при работе с лоскутом. Эти требования указаны  на ваших рабочих листах, так как они вам пригодятся на последующих уроках.  1. Соблюдение цветовой гармонии в подборе цветов лоскутков тканей и при  составлении узоров. Выполняя изделия в технике лоскутного шитья следует  соблюдать цветовую гармонию, а правильно подбирать сочетающиеся цвета вам  поможет цветовой круг. Сочетаются те цвета, которые расположены напротив  друг друга. В дальнейшем, выполняя практическую часть нашей работы вы будете  его использовать. 2. Грамотное продумывание узора изделия, зарисовка эскиза 3. Правильный подбор тканей для изделия. Важно грамотно подбирать ткани  идентичные по толщине и фактуре и волокнистому составу.  Самым подходящим  материалом для лоскутного шитья для начинающих, конечно, являются различные хлопчатобумажные ткани. 4. Правильное соблюдение направления  долевой и поперечной нитей при раскрое  деталей: Шаблон наложите на изнаночную сторону  ткани, и обведите мылом или мелом (если  ткань темная) и карандашом (если ткань  светлая).  5. Все выкраиваемые детали должны быть ровные, одного размера с одинаковыми  припусками на швы. (Иначе узор получится неровный и не аккуратный) На листах самооценки отметьте для себя баллы за работу в парах и за работу  с учебником. Работа с листами самооценки III. Практический этап Умелые рукодельницы выполняют сложные изделия, а мы начнём с простых – с прихватки. Но хочется напомнить вам ещё две народные мудрости:  Бережёная вещь два века живёт.  Семь раз отмерь – один раз отрежь. Как вы думаете, какие необходимы инструменты и оборудование для  изготовления изделий из лоскутков?  А какие ткани нужно использовать для работы в лоскутном шитье? 7 Итак, заполните схемы на рабочих листах,  указав инструменты и материалы. Называют необходимые инструменты и материалы. Предполагаемые ответы: Для работы необходимо иметь: иглы, ножницы, нитки, линейку,  портновские булавки, картон, мел  портновский, карандаш, утюг,  швейную машину  Для работы лучше использовать  ситец, сатин, бязь, хлопок, лён и т. п. Прокладочные материалы: синтепон,  ватин. Пригодятся: тесьма, лента,  шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа,  пуговицы. Заполняют схемы. Выполняют физкультминутку 8 Прежде чем приступить к практической части урока,  немножко отдохнем,  проведем физкультминутку. Изготовление лоскутного изделия начинают с подготовки шаблонов, по которым  кроят. Они могут быть самых различных форм и размеров: квадратные,  треугольные, в виде ромбов. Так как одними и теми же шаблонами приходится  пользоваться не один раз, их делают из прочных материалов: толстого картона,  пластика, оргстекла. Инструкции по изготовлению шаблонов у вас имеются на рабочих листах. Ну а мы с вами упростим работу и обведем готовые шаблоны. Вырежем по внешнему,  затем по внутреннему контуру. Получаются шаблоны с “окошком”. Благодаря  этому шаблону достигается большая аккуратность работы, так как он позволяет  обозначить на ткани и линию, по которой сшивают лоскутики, и прибавки на швы.  А сейчас изготовим шаблоны, которые пригодятся вам на последующих уроках. Прежде   чем   приступить   к   практической   работе,   нужно   вспомнить   технику безопасности.      Труд – дело очень важное,      Порой небезопасное.      Правила должны вы знать,      Безопасность соблюдать.   При   выполнении   шаблонов,   следите   за   тем,   чтобы   края   получались   ровные, аккуратные.   Чтобы было интереснее работать, я буду задавать вам загадки, а вы выполняйте практическую работу и предлагайте свои ответы.      Тонкая Ненила      Всех одела­нарядила.      На самой бедняжке      Даже нет рубашки.   (Игла)      Маленькая головка на пальце сидит,      Сотнями глаз во все стороны глядит.   (Напёрсток) Вспоминают технику безопасности  при работе с ножницами: a) ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе; b) передавать ножницы кольцами  вперёд. c) картон прокалывать аккуратно,  чтобы не порезаться ножницами. Делают шаблоны, соблюдая  аккуратность Разгадывают загадки IV. Заключительный  этап Домашнее задание: На листе А 4 выполнить эскиз геометрического орнамента для изготовления  прихватки в технике лоскутного шитья. Записывают домашнее задание Убирают рабочие места Рефлексия. Заполните 3­ю колонку в таблице «Знаю­Хочу узнать­Узнала».  ­ Просчитайте сумму баллов и поставьте себе оценки за урок. Нарисуйте у себя на листах самооценки ваше настроение в конце урока. 9 А теперь предлагаю написать благодарность теме нашего урока – лоскутному  шитью, продолжив предложение на бланках.   «Благодарность» Уважаемое Лоскутное шитьё! Благодарю Вас за то, что…. Работа с листами самооценки.  Выставляют оценки на листах  самооценки Рисуют   свое   настроение   в   конце урока.  Выполняют   рефлексию   урока, написав благодарность  теме урока – лоскутному шитью.

Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"

Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"

Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"

Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"

Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"

Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"

Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"

Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"

Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"

Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"

Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"

Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"

Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"

Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"

Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"

Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"

Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"

Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017