Тема урока: Лоскутное шитье.
Класс: 6.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений для изготовления лоскутного изделия (прихватки).
Задачи урока:
Образовательные:
•
•
•
способствовать формированию представления о лоскутном шитье как древнем, так и современном виде декоративноприкладного творчества.
способствовать формированию представления о разнообразии видов лоскутных техник, видах лоскутных узоров, особенностях их выполнения.
учить изготавливать шаблоны;
Воспитательные:
•
•
•
содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
прививать учащимся навыки работы в группах;
воспитывать инициативу, самостоятельность и творческое начало у учащихся.
Развивающие:
1
•
•
•
•
развивать творческое мышление, умения учащихся сравнивать и анализировать, видеть красоту;
расширять кругозор учащихся.
способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости подбора гармоничных цветов в изделиях).
способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц, пальцев рук)
Здоровьесберегающие:
• Приучать учащихся к строгому соблюдению правил безопасности при выполнении практической работы.
Методическое оснащение урока.
Материальнотехническая база:
компьютер;
оборудование, инструменты, приспособления: тетрадь, шаблоны, ножницы, карандаш простой, клей.
Дидактическое обеспечение:
учебник: О.А. Кожина Технология. Обслуживающий труд. 6 класс;
Вид урока: урок новых знаний и применения полученных знаний на практике. Методы обучения: словесный (устное изложение, анализ задания); наглядный (показ образцов шаблонов, схем); практический (работа с шаблонами,
вырезание, приклеивание).
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока
Этапы урока
I. Организационный
этап
Деятельность педагога
Деятельность ученика
Добрый день, девочки! Я очень рада всех вас сегодня видеть на нашем уроке.
Скажите, пожалуйста, все ли вы сегодня присутствуете на уроке?
Нарисуйте на листах самооценки ваше настроение на данный момент, с каким
настроением вы пришли на урок?
Рисуют свое настроение
2
Занятия на уроках технологии постепенно должны привести вас в страну
Мастерилию, и вы станете настоящими мастерами на все руки. Добраться до этой
страны непросто. Как и всякого путешественника вас ожидают трудности и
неожиданные открытия, вы увидите и узнаете много нового. В дороге вам помогут
смекалка, настойчивость, любознательность и желание научиться тому, что вы ещё
не умеете. Народные мудрости по этому поводу гласят:
Жизнь дана на добрые дела.
Труд человека кормит, а лень – портит.
Всякое уменье трудом даётся.
Была бы охота – заладится всякая работа.
Без дела жить – только небо коптить.
И сегодня мы с вами отправляемся в Тряпландию. Девочки, а как вы думаете, кто
же живет в Тряпландии?
Какие виды рукоделия вы знаете?
А как вы думаете, каким же видом рукоделия занимаются в тряпландии? И
Осуществляют прогноз темы урока
по названию. Предполагаемый ответ:
В Тряпландии живут мастера,
умеющие делать из ткани всё –
одежду, бельё, обувь, книжные
переплёты, парашюты, паруса яхт, почему мы отправляемся именно туда? Как Тряпландия связана с темой нашего
урока? И какая будет тема?
игрушки и многое другое.
Вязание, бисероплетение, вышивка…
Лоскутное шитьё, что это за вид рукоделия?
Какова цель вашей работы на уроке?
Молодцы. На листах самооценки поставьте себе баллы за определение темы и
цели урока.
А чтобы узнать, каких же нам знаний еще не хватает, мы с вами проведем
инвентаризацию знаний. Для этого заполните 2 первые колонки таблицы «Знаю
Хочу узнатьУзнала», имеющиеся на ваших рабочих листах.
Обсуждение заполненных колонок
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться, что такое лоскутное шитьё,
как оно появилось, актуальность этого вида рукоделия на сегодняшнем этапе
жизни человека. Узнаем, какие виды лоскутного шитья бывают, и попробуем сами
изготовить шаблоны.
Послушайте притчу о лоскутном шитье и ответьте на вопрос: почему люди его так
любят, и в настоящее время оно стало снова актуально?
Притча о лоскутном шитье.
Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: "Учитель, все у меня есть: и муж, и
дети, и дом полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя
Изготовлением поделок, изделий из
ткани. Отправляемся в Тряпландию,
потому что на уроке предстоит
изучить тему «Лоскутное шитье».
Шитьё из лоскутков – один из
традиционных видов народного
творчества. Искусство соединения
небольших разноцветных кусочков
ткани (лоскутов) путём их сшивания.
Выдвигают свои цели на урок:
приобрести знания и умения для
изготовления лоскутного изделия.
Работа с листами самооценки
Осуществляют инвентаризацию
знаний заполняя предложенную
таблицу «ЗнаюХочу знатьУзнала»
Слушают притчу, думают над
вопросом.
3
II. Этап получения
новых знаний 4
развалилась, все не в радость!" Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал
попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но
попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку
голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький
внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица
и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез ещё один. Из лоскутного
полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они
попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже
никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной.
Вот такая притча о лоскутном шитье существует. Так почему сейчас и раньше
люди так любили лоскутные одеяла, пледы, покрывала…
Создавать из лоскутков чтото новое и необычное – занятие увлекательное и не
требующее особых навыков.
Толчком для создания изделий из лоскута послужили обыкновенные заплаты,
которые ставились на ещё крепкие, но слегка потёртые вещи. Заплаты имели
разнообразные формы и расцветки. Это навело мастериц на мысль о возможности
создания изделий из лоскутов.
А продолжат рассказ об истории возникновения лоскутного шитья ваши
одноклассницы.
Заслушивание кратких сообщений учащихся из истории лоскутного шитья:
Ученица 1: Лоскутная мозаика известна очень давно. Её применяли вместе с
другими технологиями шитья, когда создавали одежду и предметы интерьера из
ткани. Были найдены аппликации, сделанные 3000 лет назад. Лоскутное шитьё
существовало уже в IX веке до новой эры, об этом свидетельствует экспонат,
хранящийся в музее в Каире. Это лоскутное одеяло, выполненное в технике
аппликации, египетскими женщинами. Сохранились так же мозаичные лоскутные
работы, изготовленные в Индии в VI — VII вв н.э.
Однако лоскутная техника как самостоятельный вид декоративноприкладного
искусства начала развиваться в Англии. Что такое "печворк"? "Patch" в переводе с
английского означает лоскут или заплата. Соответственно, "пэчворк" – шитье из
лоскутов. В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных
узоров из индийского хлопка. Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой,
считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов
Дают ответы на вопросы.
Варианты ответов: приносят
ощущение домашнего тепла. уюта и
добра в наши дома….
Рассказывают подготовленные дома
сообщения (опережающее задание).
Выступают 2 ученицы. 5
появилось в результате дефицита ситца, возникшего изза запрета продажи в
Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом, правительство
намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились
шерстяные и шёлковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и
его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не
выбрасывали, а использовали для создания других изделий.
Ученица 2:
Лоскутное шитье в России.
Первоначально это было не столько лоскутное шитье в современном понимании
этих слов, сколько перешивание, обновление одежды и предметов убранства
жилища из лоскутков отслуживших свой срок вещей. Старые вещи разрезались,
лоскутки сортировались: все, что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла,
занавески; из очень поношенного плели дорожки, шили махровые коврики
половички. Поскольку «мелкоте» так на Руси называли мальчиков и девочек до
шести – восьми лет – новой одежды не полагалось, то русские крестьянки
перешивали старые рубашки взрослых членов семьи на рубашечки для самых
маленьких. Да и одежде для более взрослых детей шили преимущественно из
старой одежды родителей или просто давали донашивать свою. Такая традиция
была распространена не только в бедных семьях, но и в зажиточных и даже
богатых. Сейчас это может показаться странным, но если учесть, что вся одежда
состояла только из натуральных волокон и шилась натуральными нитками, то
становится понятным, почему вещи, послужившие одному поколению, не только
не выбрасывались, но и могли пригодиться детям и внукам. Все это давало
бережливому и расчетливому крестьянскому уму толчок к лоскутному
творчеству, позволяя находить все новые и новые способы использования старых
вещей.
Учитель: В настоящее время шитьё из лоскутков переживает второе рождение.
Оно превратилось в вид декоративно – прикладного искусства, с помощью
которого создаются уникальные изделия для оформления интерьеров кухни,
спальни или столовой. Особенно таких видов дизайна, как деревенский стиль.
А как вы думаете, какие же изделия можно выполнить из лоскутков?
Изготовив изделия в этой технике, вы порадуете себя и своих близких.
Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутами. На ваших столах
Отвечают на вопрос учителя: панно,
сумки, подушки, одежду, игрушки... 6
Выполняют работу в парах
лежат наборы отдельных цветных фрагментов и основа из картона. В парах
рассмотрите предложенные наборы и, ознакомившись с информацией в учебниках
на страницах 215218, определите, для пошива изделия в какой технике они
подойдут. Соберите предложенный набор фрагментов в единое, склеив их на
картонную основу. В парах определите, кто из вас представит классу итог своей
работы и расскажет об особенности своей техники.
По ходу выступлений заполните схемы, которые лежат на ваших столах, указав
техники, используемые в лоскутном шитье.
В какой технике не выполнялось бы изделие, есть ряд общих требований,
которые необходимо соблюдать при работе с лоскутом. Эти требования указаны
на ваших рабочих листах, так как они вам пригодятся на последующих уроках.
1. Соблюдение цветовой гармонии в подборе цветов лоскутков тканей и при
составлении узоров. Выполняя изделия в технике лоскутного шитья следует
соблюдать цветовую гармонию, а правильно подбирать сочетающиеся цвета вам
поможет цветовой круг. Сочетаются те цвета, которые расположены напротив
друг друга. В дальнейшем, выполняя практическую часть нашей работы вы будете
его использовать.
2. Грамотное продумывание узора изделия, зарисовка эскиза
3. Правильный подбор тканей для изделия. Важно грамотно подбирать ткани
идентичные по толщине и фактуре и волокнистому составу. Самым подходящим
материалом для лоскутного шитья для начинающих, конечно, являются различные
хлопчатобумажные ткани.
4. Правильное соблюдение направления
долевой и поперечной нитей при раскрое
деталей:
Шаблон наложите на изнаночную сторону
ткани, и обведите мылом или мелом (если
ткань темная) и карандашом (если ткань
светлая).
5. Все выкраиваемые детали должны быть ровные, одного размера с одинаковыми
припусками на швы. (Иначе узор получится неровный и не аккуратный)
На листах самооценки отметьте для себя баллы за работу в парах и за работу
с учебником.
Работа с листами самооценки III. Практический этап
Умелые рукодельницы выполняют сложные изделия, а мы начнём с простых – с
прихватки. Но хочется напомнить вам ещё две народные мудрости:
Бережёная вещь два века живёт.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Как вы думаете, какие необходимы инструменты и оборудование для
изготовления изделий из лоскутков?
А какие ткани нужно использовать для работы в лоскутном шитье?
7
Итак, заполните схемы на рабочих листах, указав инструменты и материалы.
Называют необходимые инструменты
и материалы.
Предполагаемые ответы:
Для работы необходимо иметь: иглы,
ножницы, нитки, линейку,
портновские булавки, картон, мел
портновский, карандаш, утюг,
швейную машину
Для работы лучше использовать
ситец, сатин, бязь, хлопок, лён и т. п.
Прокладочные материалы: синтепон,
ватин. Пригодятся: тесьма, лента,
шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа,
пуговицы.
Заполняют схемы.
Выполняют физкультминутку 8
Прежде чем приступить к практической части урока, немножко отдохнем,
проведем физкультминутку.
Изготовление лоскутного изделия начинают с подготовки шаблонов, по которым
кроят. Они могут быть самых различных форм и размеров: квадратные,
треугольные, в виде ромбов. Так как одними и теми же шаблонами приходится
пользоваться не один раз, их делают из прочных материалов: толстого картона,
пластика, оргстекла.
Инструкции по изготовлению шаблонов у вас имеются на рабочих листах. Ну а мы
с вами упростим работу и обведем готовые шаблоны. Вырежем по внешнему,
затем по внутреннему контуру. Получаются шаблоны с “окошком”. Благодаря
этому шаблону достигается большая аккуратность работы, так как он позволяет
обозначить на ткани и линию, по которой сшивают лоскутики, и прибавки на швы.
А сейчас изготовим шаблоны, которые пригодятся вам на последующих уроках.
Прежде чем приступить к практической работе, нужно вспомнить технику
безопасности.
Труд – дело очень важное,
Порой небезопасное.
Правила должны вы знать,
Безопасность соблюдать.
При выполнении шаблонов, следите за тем, чтобы края получались ровные,
аккуратные.
Чтобы было интереснее работать, я буду задавать вам загадки, а вы выполняйте
практическую работу и предлагайте свои ответы.
Тонкая Ненила
Всех оделанарядила.
На самой бедняжке
Даже нет рубашки. (Игла)
Маленькая головка на пальце сидит,
Сотнями глаз во все стороны глядит. (Напёрсток)
Вспоминают технику безопасности
при работе с ножницами:
a) ножницы с сомкнутыми лезвиями
класть справа кольцами к себе;
b) передавать ножницы кольцами
вперёд.
c) картон прокалывать аккуратно,
чтобы не порезаться ножницами.
Делают шаблоны, соблюдая
аккуратность
Разгадывают загадки IV. Заключительный
этап
Домашнее задание:
На листе А 4 выполнить эскиз геометрического орнамента для изготовления
прихватки в технике лоскутного шитья.
Записывают домашнее задание
Убирают рабочие места
Рефлексия.
Заполните 3ю колонку в таблице «ЗнаюХочу узнатьУзнала».
Просчитайте сумму баллов и поставьте себе оценки за урок. Нарисуйте у себя на
листах самооценки ваше настроение в конце урока.
9
А теперь предлагаю написать благодарность теме нашего урока – лоскутному
шитью, продолжив предложение на бланках.
«Благодарность»
Уважаемое Лоскутное шитьё! Благодарю Вас за то, что….
Работа с листами самооценки.
Выставляют оценки на листах
самооценки
Рисуют свое настроение в конце
урока.
Выполняют рефлексию урока,
написав благодарность теме урока
– лоскутному шитью.
Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"
Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"
Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"
Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"
Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"
Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"
Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"
Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"
Конспект урока по технологии в 6 классе на тему "Лоскутное шитьё"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.