Конспект урока по теме : « « Сословный быт. Обычаи и нравы».», 7 класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
7 кл
21.02.2018
Конспект урока по теме : « « Сословный быт. Обычаи и нравы».», 7 класс. Цели урока : познакомить учащихся с сословным бытом Руси 17 века, обычаями и нравами; показать, что несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в 17 веке в жизни и повседневном быте всех сословий произошли значительные изменения, в основе которых лежало как восточное, так и западное влияние; формировать у учащихся умения работать с текстом учебника, выделять главное, делать на основе анализа текста учебника необходимые выводы
Сословный быт. Обычаи и нравы.doc
1
Конспект урока по истории
Класс: 7 классе
Тема : « Сословный быт. Обычаи и нравы».
Учитель: Корелина С.С.
Цели урока : познакомить учащихся с сословным бытом Руси 17 века, обычаями и нравами;
показать, что несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и
нравов, в 17 веке в жизни и повседневном быте всех сословий произошли значительные
изменения, в основе которых лежало как восточное, так и западное влияние; формировать
у учащихся умения работать с текстом учебника, выделять главное, делать на основе
анализа текста учебника необходимые выводы
Оборудование: компьютер, презентация.
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания.
1) тестовые задания:
1. Первым открыл пролив между Азией и Америкой:
а) Е. П. Хабаров
б) М. В. Стадухин
в) В. Д. Поярков
г) С. И. Дежнёв
2. . Первое высшее учебное заведение называлось:
а) Дворцовая академия
б) Славяногреколатинское училище
в) школа при Заиконоспасском монастыре
г) школа при Андреевском монастыре
3. В XVII в. появился новый литературный жанр:
а) летописи
б) исторические сказания
в) сатирические повести
г) жития
4. Симон Ушаков был:
а) знаменитым зодчим
б) летописцем
в) выдающимся мастером живописи
г) автором трёх русских пьес
5. «Дивной» в народе называли:
а) Успенскую церковь Алексеевского монастыря в Угличе
б) комплекс Новоиерусалимского монастыря на берегу реки Истры
в) церковь Троицы в Никитках
г) церковь Ильи пророка в Ярославле
6. В конце XVII в. в развитии русской архитектуры появился стиль, получивший название:
а) шатровый
б) «московское» барокко
в) романский
г) готический
7. Главная отличительная черта развития русской культуры XVII в.:
а) уменьшение зависимости культуры от церкви
б) светский характер культуры 8. Укажите верные суждения:
в) зависимость культуры от церкви
г) осуществление надзора органами государственной власти за деятелями культуры
2
а) школы открывались, как правило, при церквях и монастырях
б) наряду с церковной литературой появились первые «светские» произведения
в) новый литературный жанр, появившийся в XVII в., это «жития»
г) выдающимся памятником архитектуры являлся летний дворец Михаила Романова
в Коломенском
д) в XVII в. появляются первые произведения портретной живописи – парсуна
е) самый крайний северный мыс Чукотки назван именем русского первопроходца Е.
П. Хабарова
ж) для русской архитектуры XVII в. было характерно развитие нарядности, обилие
каменной резьбы
Ключ:
1
а
2
б
3
в
4
в
5
а
6
б
7
б
8
абгдж
3. Сообщение темы и целей урока.
( сл. 2) Цели урока.
( сл. 3) План урока.
Царский двор.
2. Боярский и дворянский быт.
3. Жизнь посадского населения.
4. Крестьянский быт.
( сл. 4) Задание на урок.
Какие новшества появились в Русской культуре в 17 веке?
4. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя
( сл. 5) В XVII веке царский дворец претерпевает большие изменения. Он становится
многолюдным: одни одевали царя, другие отвечали за сохранность его вещей, третьи
одевали после сна. Одна охрана составляла 2 тыс. стрельцов.
( сл. 6) Дворцы, в которых жили Романовы, отличались большим великолепием. Кроме
царской резиденции в Кремле, появляются постоянные летние резиденции Коломенское и
Измайловское.
( сл. 7) Самым крупным царским дворцом становится пятиярусный Теремной дворец в
Кремле. Каменные постройки покрывались внутренними росписями, утеплялись
деревянными полами, покрывались войлоком или коврами. Для отделки помещений
использовались атлас и кожа.
( сл. 8) В первой половине XVII века главным украшением дворца были выложенные
разноцветными изразцами печи, во II половине XVII века появились картины, гравюры,
венецианские зеркала, напольные часы.
( сл. 9) Как и прежде царские дворцы состояли из трёх частей: жилых комнат царя и его
семьи, парадных залов и хозяйственных помещений.
( сл. 10) – комнаты в царском дворце: опочивальня, кабинет, банная 3
( сл. 11) Во время царских приёмов за стол одновременно садилось от нескольких десятков
до нескольких тысяч человек. Царский стол поражал разнообразием и изобилием. У
Алексея Михайловича было до 500 различных блюд.
( сл. 12) Главным развлечением царя и его двора была ловчая или соколиная охота. Выезд
царя на охоту был обставлен особой церемонией, в которой участвовало до 3 тыс. человек.
Боярский и дворянский быт.
( сл. 13) Боярские и дворянские дворы представляли собой подобие царского только в
миниатюре. Это был целый комплекс деревянных зданий – избы, подклети, сени, чердаки,
крылечки, соединяющиеся между собой.
( сл. 14) В богатых домах в окна были вставлены слюдяные пластины, а в домах победнее –
рыбьи пузыри. Окна украшены наличниками. Особенностью домов бояр было то, что они
раскрашивали их в разные цвета.
( сл. 15) Более разнообразным стало внутреннее убранство боярских и дворянских домов.
В центре находилась печь. В комнате находились столы, лавки, украшенные росписями и
резьбой. На полу лежали ковры. В доме можно было увидеть зеркала, часы, библиотеки.
( сл. 16) Посуда была преимущественно золотой и серебряной, но в XVII веке появляется и
стеклянная посуда, привозимая изза границы. В моду входит и венецианское стекло,
обтянутые парчой кресла.
( сл. 17) Одежда оставалась традиционной, но заметно расширился выбор тканей: наряду с
парчой и тафтой добавились ткани, привозимые изза границы( шерстяные и суконные
ткани) .
Рассмотрите рисунок на стр. 87 в учебнике
( сл. 18) Претерпевает изменения и пища. В неё включаются новые продукты: восточные
пряности и приправы, лимон, изюм, миндаль, сахар, колбаса.
Посадское население.
( сл. 19) Быт горожан был более скромным. Подворье включало жилой дом и
хозяйственные постройки горницы, сени, клети, баня, конюшня, сараи. Скромной была и
домашняя утварь. В домах было много икон, которые находились в красном углу.
Крестьянство: повседневный быт и обычаи.
( сл. 20) Крестьянская изба в основном состояла из крытой дранкой или соломой избы,
клеть для хранения имущества, хлев для скота, сарай. Зимой крестьяне переводили скот в
избу. Печи с дымоходом отсутствовали, поэтому они топились почёрному.
2) работа по учебнику:
( сл. 21) Прочитайте материал на стр. 8990 и ответьте на вопрос: « Чем питались
крестьяне?»
( сл. 22) Семья состояла не более чем из 10 человек. В брак вступали юноши с 15,а
девушки с 12 лет. Браки могли заключаться до 3 раз. С 17 в. венчание в церкви стало
обязательным. Одежда шилась из домотканного холста и шкур
животных.
( рассматривание экспозиции школьного музея « Уголок крестьянской избы»).
5. Подведение итога урока:
1) работа с документами на стр. 9092
2) запись терминов в словарик
3) вопросы на стр. 90
6. Домашнее задание:
Параграф 111, подготовиться к зачёту.
Конспект урока по теме : « « Сословный быт. Обычаи и нравы».», 7 класс
Конспект урока по теме : « « Сословный быт. Обычаи и нравы».», 7 класс
Конспект урока по теме : « « Сословный быт. Обычаи и нравы».», 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.