Урок 59
Г. СЕНКЕВИЧ. «ЯНКО-МУЗЫКАНТ»
Цели: создать условия развивать речь, воображение учащихся; начать работу над содержанием рассказа Г. Сенкевича; вырабатывать технику правильного, осознанного чтения; воспитывать у учащихся такое нравственное качество, как сострадание.
Планируемые предметные результаты: Читать правильно и выразительно. Читать выборочно. Делиться впечатлениями о прочитанном. Выбирать эмоциональный тон голоса, необходимый для передачи эмоционального содержания произведения. Работать с каталогом. Писать отзыв о книге.
Формируемые УУД: Принимать и выполнять учебную задачу. Расширять читательский кругозор. Ориентироваться в книге по содержанию (оглавлению). Ориентироваться в мире книг. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать свое мнение. Учитывать мнение окружающих. Создавать небольшой текст (рассуждение).
У р о к 59
Г. СЕНКЕВИЧ. «ЯНКОМУЗЫКАНТ»
Ц е л и : создать условия развивать речь, воображение учащихся; начать
работу над содержанием рассказа Г. Сенкевича; вырабатывать технику
правильного, осознанного чтения; воспитывать у учащихся такое
нравственное качество, как сострадание.
Планируемые предметные результаты: Читать правильно и
выразительно. Читать выборочно. Делиться впечатлениями о прочитанном.
Выбирать эмоциональный тон голоса, необходимый для передачи
эмоционального содержания произведения. Работать с каталогом. Писать
отзыв о книге.
Формируемые УУД: Принимать и выполнять учебную задачу. Расширять
читательский кругозор. Ориентироваться в книге по содержанию
(оглавлению). Ориентироваться в мире книг. Вступать в общение, выражать
свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
Аргументировать свое мнение. Учитывать мнение окружающих. Создавать
небольшой текст (рассуждение).
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Работа с планом.
На доске записаны названия частей рассказа, из которых необходимо
составить план.
Игра леса
Суд старосты
Слабый ребенок
Янко в буфетной
Скрипка Янко
– О чем говорится в первой части рассказа? Какой пункт плана может
(2)
(5)
(1)
(4)
(3)
служить заголовком первой части?
– О чем говорится во второй части? (И т. д. по 3й, 4й, 5й частям.) Как вы
озаглавили каждую из частей?
2. Краткий пересказ по плану.
III. Работа над содержанием рассказа.
1. Беседа по вопросам.
– О чем мечтал Янко?– Какая страсть была у мальчика? В чем она проявлялась?
– Что было самым большим счастьем для Янко?
Мальчик был очень чуток к звукам, музыкально одарен от природы.
Слушая музыку, он забывал обо всем на свете. Его ругали, били, но он
забывал о боли, потому что музыка наполняла все его существо. И лес, и
поля, и каждая былинка – все пело для него и играло. А когда послали его
на работу, даже ветерок не шуршал, не свистел на вилах, а играл. И столь
велика была эта страсть Янко к музыке, что он сам начал делать
музыкальные инструменты.
– Какие инструменты привлекли внимание мальчика? Как он их слушал?
Зачитайте.
– Как звучала настоящая скрипка в корчме и самодельная скрипка Янко?
Подтвердите свой ответ словами из текста.
– Как относились к страсти мальчика окружающие? Какими словами из
текста можете подтвердить свой ответ?
– Почему мальчик играл на своей скрипке с утра до вечера, хотя его
постоянно наказывали за это?
– Перечитайте 3ю часть рассказа. Какие чувства вызвала у мальчика
настоящая скрипка, висевшая в доме хозяина?
– Как Янко воспринимал скрипку?
– Какой скрипка казалась Янко? (Волшебной, струящей необыкновенный
серебряный свет.)
– Зачитайте отрывок о том, как мальчик пробирался в буфетную.
– Чем закончилась попытка мальчика рассмотреть поближе скрипку и
подержать ее в руках?
– Какое решение вынес староста на суде?
2. Перечитывание текста учащимися про себя и подбор предложений,
говорящих о Янко.
3. Составление рассказа о Янко по плану.
1. Внешний вид мальчика.
2. Жизнь Янко.
3. Янко и музыка.
IV. Подведение итогов урока. – Схожи ли жизнь Янко из рассказа
Сенкевича и жизнь Ваньки из рассказа Чехова?
– Почему судьба одного и другого так печальна?
– Какой вывод вы можете сделать? (Жизнь деревенских детей была очень
печальна и тяжела.)
Домашнее задание: подготовить ответы на вопросы учебника.