Конспект урока по теме : Пространство Северного Кавказа 9 класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
9 кл
18.12.2017
Тема урока: Пространство Северного Кавказа
Цели урока:
1.Образовательная цель: дать оценку экономико-географического положения Северного Кавказа, определить особенности природных условий и ресурсов района
2 Развивающая цель: закрепить умения, учащихся работать с картой при определении характеристики экономико-географического положения района.
3. Воспитательная цель: воспитывать интерес к естественным наукам. Чувство гордости за свою страну.
Задачи: 1. Помочь учащимся целостно представить положение района на карте России.
2.Организовать деятельность учащихся по выявлению особенностей природных условий и ресурсов Северокавказского экономического района
3.Закрепить умения, учащихся работать с картой при определении характеристики экономико-географического положения района
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.
Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием урока.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество.
Личностные: развить у учащихся память, мышление и внимание, помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала, формировать целостный ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, ценности и чувства.
Метапредметные: уметь самостоятельно ставить цели и планировать пути их достижения; развивать умения самостоятельно работать с информацией любой сложности в разных знаковых системах; фиксировать результаты наблюдений, делать выводы, уметь ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи
Предметные: уметь работать с картами атласа, учебником и другими источниками информации (ИКТ), использовать статистические материалы.
Учебник: А.И. Алексеев География 9. Издательство Просвещение,2016
Оборудование: учебники, атлас по географии России 8-9 класс, настенная карта Федеративное устройство России.
Тип урока: изучение нового материала.Тема урока: Пространство Северного Кавказа
Цели урока:
1.Образовательная цель: дать оценку экономико-географического положения Северного Кавказа, определить особенности природных условий и ресурсов района
2 Развивающая цель: закрепить умения, учащихся работать с картой при определении характеристики экономико-географического положения района.
3. Воспитательная цель: воспитывать интерес к естественным наукам. Чувство гордости за свою страну.
Задачи: 1. Помочь учащимся целостно представить положение района на карте России.
2.Организовать деятельность учащихся по выявлению особенностей природных условий и ресурсов Северокавказского экономического района
3.Закрепить умения, учащихся работать с картой при определении характеристики экономико-географического положения района
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.
Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием урока.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество.
Личностные: развить у учащихся память, мышление и внимание, помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала, формировать целостный ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, ценности и чувства.
Метапредметные: уметь самостоятельно ставить цели и планировать пути их достижения; развивать умения самостоятельно работать с информацией любой сложности в разных знаковых системах; фиксировать результаты наблюдений, делать выводы, уметь ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи
Предметные: уметь работать с картами атласа, учебником и другими источниками информации (ИКТ), использовать статистические материалы.
Учебник: А.И. Алексеев География 9. Издательство Просвещение,2016
Оборудование: учебники, атлас по географии России 8-9 класс, настенная карта Федеративное устройство России.
Тип урока: изучение нового материала.
Пространство Северного Кавказа 9 кл.docx
9 кл.
Тема урока: Пространство Северного Кавказа
Цели урока:
1.Образовательная цель: дать оценку экономикогеографического положения Северного
Кавказа, определить особенности природных условий и ресурсов района
2 Развивающая цель: закрепить умения, учащихся работать с картой при определении
характеристики экономикогеографического положения района.
3. Воспитательная цель: воспитывать интерес к естественным наукам. Чувство гордости
за свою страну.
Задачи:
1. Помочь учащимся целостно представить положение района на карте России.
2.Организовать деятельность учащихся по выявлению особенностей природных условий и
ресурсов Северокавказского экономического района
3.Закрепить умения, учащихся работать с картой при определении характеристики
экономикогеографического положения района
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им
действий с учётом конечного результата.
Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей
действительности в соответствии с содержанием урока.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество.
Личностные: развить у учащихся память, мышление и внимание, помочь учащимся осознать
социальную, практическую и личностную значимость материала, формировать целостный
ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, ценности и чувства.
Метапредметные: уметь самостоятельно ставить цели и планировать пути их достижения;
развивать умения самостоятельно работать с информацией любой сложности в разных
знаковых системах; фиксировать результаты наблюдений, делать выводы, уметь ясно,
грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи
Предметные: уметь работать с картами атласа, учебником и другими источниками
информации (ИКТ), использовать статистические материалы.
Учебник: А.И. Алексеев География 9. Издательство Просвещение,2016
Оборудование: учебники, атлас по географии России 89 класс, настенная карта
Федеративное устройство России.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1 Организационный момент.
Настрой учащихся на урок.
2 Актуализация опорных знаний
3
Какие районы мы изучили?
По какому плану изучают район?
4 Мотивация урока
Сегодня мы с вами поговорим о новом районе.
Он самый южный
Самый горный
Самый национальный
Самый курортный
Самый нестабильный.
Что это за район? 5. Приобретение новых знаний.
1. Определить, какие субъекты входят в состав Северного Кавказа? (работа с картами
учебника и атласами).
Докажем, что ФГП и ЭГП Северного Кавказа выгодное.
1)Докажите, что Северный Кавказ занимает приморское положение?
(Азовское, Чёрное, и Каспийское). Азовское море самое мелководное у берегов России.
Средняя глубина всего 4 м, максимальная не превышает 14 м. Через Керченский пролив
происходит водообмен с Чёрным морем.
Через порты морей налажены внешнеэкономические связи со многими зарубежными
странами. Через проливы Босфор и Дарданеллы есть выход в Средиземное море.
2)Район находится на стыке 3 государств: Грузия, Азербайджан. Граничит и Украина.
Северный Кавказ имеет сними общие границы большой протяжённости.
3)На севере граничит с Центрально Чернозёмным районом и Поволжьем.
4)Положение на юге России (тёплый климат). Располагается в двух почвенно –
климатических зонах: степной и субтропической, что способствует возделыванию
разнообразных сельскохозяйственных культур, часть из которых возделывается только в
этом районе.
Вывод: ЭГП Северного Кавказа выгодно. Он один из наиболее развитых экономических
регионов России, обладающий мощным природносырьевым потенциалом, разнообразными
отраслями промышленности, высокоинтенсивным сельским хозяйством и существенными
транспортными коммуникациями. Но необходима стабильная обстановка, и реконструкция
портов: Новороссийска, Туапсе, Сочи.
2.По картам атласа определить природные условия и ресурсы.
Природные условия и ресурсы.
Кавказ – грандиозное, молодое горное сооружение альпийской складчатости. От Восточно
– Европейской (Русской) равнины он отделён Кумо Манычской впадиной, на месте
которой в среднечетвертичное время существовал морской пролив.
По разнообразию рельефа район чётко делят на три части: равнинную, предгорную и
горную.
Равнинная часть Северного Кавказа называется – Предкавказье.
Чем в рельефе представлено Предкавказье?
Центральная часть Предкавказья занята Ставропольской возвышенностью. Максимальная
высота – 831 м. Она сильно расчленена широкими, глубоко врезанными долинами, балками
и оврагами.
Горная часть – Большой Кавказ, состоит из системы многочисленных горных хребтов.
Поднятия Кавказских гор продолжается и в настоящее время. Эльбрус и Казбек являются
недавно потухшими вулканами. г. Эльбрус (5642 м)
г. Казбек (5033)
Рельеф гор сильно расчленён. Восточная часть Большого Кавказа представлена системой
сложно ветвящихся хребтов с крутыми склонами, с глубокими каньонообразными речными
долинами . В рельефе они представлены островными горами, наиболее крупные из которых
г. Бештау и г. Машук. У подножия гор находятся многочисленные целебные источники.
Район располагает богатыми природными ресурсами.
Полезные ископаемые.
Разнообразны минеральные ресурсы. В первую очередь отметим топливноэнергетические.
Уголь – (Южный отрог Донбасса) Ростовская область.
Уголь высокого качества, но вся добыча ведётся подземным способом, себестоимость
высокая, запасы истощаются. Нефть и природный газ – Краснодарский край, Ставропольский край, Чечня, Дагестан,
Адыгея.
Значительны запасы металлов: полиметаллы (Садонское – в Северной Осетии), вольфрам и
молибдем (Тырныауз – в КабардиноБалкарии), есть медь, железная руда.
Крупнейшие запасы строительных материалов (известняковые мергели, кварцевые пески,
огнеупорные глины, гранит, мрамор, гипс, мел).
Климат.
Северный Кавказ имеет длинное и тёплое лето (220 240 дней со среднесуточной
температурой выше + 10°С ). Здесь могут расти теплолюбивые культуры. Зима мягкая,
средняя температура +5 10°С. Особые климатические условия на черноморском
побережье, закрытом от северных ветров Кавказскими горами – это субтропики. Здесь
можно выращивать чай, цитрусовые культуры, виноград. В центральной и восточной части
Предкавказья недостаточное увлажнение, поэтому для земледелия необходимо орошение.
Сравните климат Черноморского побережья с климатом побережья Каспийского моря.
Назовите характерные различия.
Водные ресурсы.
Водными ресурсами Северный Кавказ небогат. Реки – Дон, Кубань, Терек – используются в
основном для орошения. Некоторые реки, в частности Кума, пересыхают.
Почвенные ресурсы.
Главное богатство Северного Кавказа – плодородные чернозёмные почвы равнин
Предкавказья. Именно здесь вокруг Азовского моря широкой полосой расположились
северокавказские чернозёмы с гумусовым горизонтом мощностью до 2 м. Это считается
абсолютным рекордом на всём земном шаре. Юго – восточнее расположены каштановые
почвы. Засушливый климат восточной части района требует для земледелия
искусственного орошения.
Северный Кавказ – богатейший в России район по рекреационным ресурсам, на базе
которых создана широкая сеть курортов, туристических баз, спортивно – оздоровительных
объектов.
6.Закрепление.
1.Какими особенностями географического положения Северный Кавказ отличается от
других, изученных вами
2.Какие субъекты входят в состав района?
3. С какими государствами граничит район?
4. К каким морям имеет выход район?
7. Рефлексия.
Что нового узнал?.
В чем возникли трудности при изучении темы?
Где применим приобретённые знания?
8.Домашнее задание. Параграф , д/з Подборка материала к презентации или к проекту
«Развитие рекреации на Северном Кавказе».
Конспект урока по теме : Пространство Северного Кавказа 9 класс
Конспект урока по теме : Пространство Северного Кавказа 9 класс
Конспект урока по теме : Пространство Северного Кавказа 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.