Конспект урока по теме : "Реформы Петра", 7 класс
Оценка 5

Конспект урока по теме : "Реформы Петра", 7 класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
7 кл
21.02.2018
Конспект урока по теме : "Реформы Петра", 7 класс
Конспект урока по теме : "Реформы Петра", 7 класс. Тип урока: комбинированный. Цель урока: сформировать представления о преобразованиях Петра I, об их глубоком историческом значении; воспитать уважение к личности Петра I.Оборудование: учебник «История России для 7 класса» Данилов, Косулина; раздаточный материал: памятки для характеристики исторического деятеля; Табель о рангах; новый и старый шрифты
Реформы Петра 1.doc
Конспект  урока  Класс:  7  Тема: «Реформы Петра I» Учитель: Корелина С.С. Тип урока: комбинированный Цель урока: сформировать представления о преобразованиях Петра I, об их глубоком историческом значении; воспитать уважение к личности Петра I. Оборудование:  ­ учебник «История России для 7 класса» Данилов, Косулина ­ раздаточный материал: памятки для характеристики исторического деятеля; Табель о рангах; новый и старый шрифты; Предварительная подготовка к уроку: На доске написать названия 12 коллегий. Название  коллегии Чем ведала (компетенция) Внешняя политика Сухопутная армия Иностранных дел Воинская Адмиралтейств­коллегия Морской флот Юстиц­коллегия Берг­коллегия Мануфактур­коллегия Коммерц­коллегия Штатс­контор­коллегия Ревизион­коллегия Камер­коллегия Вотчинная коллегия Главный магистрат Гражданский и уголовный суд Горно­заводская промышленность Мануфактурная промышленность Торговля Государственные расходы Контроль за финансами Государственные доходы Землевладение Контроль деятельности городских магистратов (потом добавляется – после городской реформы) На доске нарисовать таблицу «Управление Россией в XVII в.» Ход урока: 1. Постановка целей и задач урока.  Уже   несколько   уроков   мы   говорили   о   начале   правления   Петра  I:   познакомились   с обстоятельствами   его   восшествия   на   престол,   с   внешней   политикой   царя,   с   первыми мероприятиями, проводимыми им в качестве царя. Но самое главное, что мы знаем о Петре I – это то,   что   он   был   великим   реформатором,   сильно   изменившим   своими   преобразованиями   жизнь нашей страны. И сегодня мы познакомимся с реформами, которые проводил Петр. Мы узнаем, в каких сферах, каким образом и что именно он изменил. 2. Проверка д/з. 3. Изучение нового материала. Итак, Петр I понимает необходимость реформ для России.  Вспомним, почему России были нужны реформы? Что было не так? (ответы) Действительно, во многих сферах жизни Россия отставала от Европы, и надо было это отставание преодолевать. Но нужен был какой­то образец. Вспомним, что предпринял Петр для того, чтобы получить такой образец действия? (ответы) Верно, в самом начале своего царствования Петр совершает т.н. Великое посольство. Сам он тоже отправляется   заграницу   под   именем   Петра   Михайлова   –   анонимно.   Он   приглядывается   к существующим в Европе порядкам, делает некие выводы и возвращается в Россию. Начинаются реформы. Реформы были масштабными, как я уже говорила, они затронули почти все сферы жизни нашей страны. Для того, чтобы систематизировать и уложить в голове все, что было проведено Петром, я предлагаю нам разобраться в каждой реформе и записать краткий конспект. Тема объемная и достаточно сложная, поэтому я попрошу вас собраться и сконцентрировать свои силы.  По ходу урока рекомендуется записывать основные мероприятия.  И первая реформа, о которой мы поговорим, ­ это реформа государственного управления. Прежде чем говорить о том, ЧТО СТАЛО, нужно вспомнить о том, ЧТО БЫЛО. Я предлагаю Вашему вниманию таблицу, которая наглядно показывает, как осуществлялось управление страной в XVII в.  – разобрать таблицу, вспомнить систему управления –  Петр  I  в   корне   меняет   эту   систему.   Вместо   боярской   думы   был   создан   Сенат   –   высший административный орган (1711 г.). Сенат управлял страной, когда царь находился в отъезде или на войне. Вместо приказов были созданы коллегии (1717­1721). Всего коллегий было 12, каждая из которых ведала определенной сферой. Показать запись с названиями коллегий.  ­ вспомнить, в каком здании в нашем городе находилось место работы коллегий –  Уезды   были   отменены.   Были   созданы   губернии,   всего   8:   Санкт­Петербургская,   Московская, Архангелогородская, Смоленская, Киевская, Казанская, Азовская, Сибирская. Как вы думаете, кем   возглавлялись   губернии?   (губернаторами   или   генерал­губернаторами).   Т.к.   губернии   были большими, управлять ими было сложно.  Губернии были разделены на провинции, а провинции – на дистрикты. Но после смерти Петра дистрикты упразднили, и вновь ввели уезды. Церковная реформа. В России царь всегда опирался на церковь во главе с патриархом. Вспомним, как было учреждено патриаршество на Руси (в связи с падением Византии вместо митрополии учреждается патриаршество и РПЦ становится преемником Константинопольского патриархата). Так   вот,   Петр   упраздняет   большим   трудом   приобретенное   патриаршество   и   вместо   него учреждает новый орган – Синод (1721), которому стала подчиняться церковь. Сделал это Пётр для того, чтобы, наподобие западным королям, избавиться от морального контроля над собой церкви. А вот с военной реформой вы уже знакомы. О ней говорится в предыдущем параграфе, прочитать который было вашим д/з. Пожалуйста, можно выступить. Военная   реформа.   Боеспособность   армии   была   низкой,   несмотря   на   попытки   Алексея Михайловича ввести полки нового строя. Готовясь к Северной войне, Петр приказал произвести всеобщий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведенному у двух его полках – кто помнит, как назывались потешные полки Петра? (Преображенский и Семеновский). В чем же суть рекрутского набора? Каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного   рекрута.   Была   введена   рекрутская   повинность.   Рекрутской   повинности   подлежали   все сословия. Для дворян она была личная и поголовная, для податных сословий — общинная, то есть правительство   предъявляло   свои   требования   не   к   лицу,   а   к   обществу,   указывая   лишь   число подлежащих   сдаче   рекрутов,   в   возрасте   от   20   до   35   лет,   и   предоставляя   самим   обществам определять, кто и на каких основаниях должен быть сдан. В рекруты набирали, как правило, холостых, но жёнам рекрутов разрешалось следовать за мужем к месту службы. Во время службы солдат мог жениться с разрешения полкового начальства. В 1798 году в Иркутском гарнизонном полку семьи имели 29% солдат. Солдатские дети с 2 до 6 лет получали казённое содержание. Содержание мальчикам платили до 7­летнего возраста, девочкам до 12 лет.  Финансовая реформа была нужна для того, чтобы содержать новые армию и флот. При Петре было введено множество налогов: на бани (на западе в то время вообще не мылись!), бороды – для старообрядцев (на западе брились), мельницы, погреба, пчёл, раскольников, извозчиков, частную рыбалку и пр. Со старообрядцев брали двойной налог за приверженность к старым обрядам. Сбор налогов вёлся строго, и казна при Петре постоянно пополнялась. Всего с населения взималось до 30 различных налогов. А в 1724 г. была введена подушная подать. Налогом облагались все мужчины податных сословий (крестьяне и мещане) независимо от возраста: и новорожденные, и старики. Указ   о   единонаследии   1714   года:   землевладелец,   имеющий   сыновей,   мог   завещать   всё   своё недвижимое имущество только одному из них по своему выбору. Остальные были обязаны нести службу. Указ знаменовал окончательное слияние дворянского поместья и боярской вотчины, тем самым, окончательно стерев разницу между двумя сословиями феодалов. Вспомним, в чем разница между поместьем и вотчиной: Указ Петра I от 1714 г. До  указа Вотчина  –   наследственная собственность. Поместье  –   пользование землёй   при   условии   несения военной службы. Поместья   дворян   оказались приравнены   к   боярским вотчинам. После  указа   передаётся Поместье наследству.   по Обязательность   службы   для дворян со­хранялась. В 1722 году царь принял Табель о рангах. Раздать на парты Табель о рангах. Табель о рангах – это соотношение чинов по старшинству. Более того, для каждого класса предусматривалось особое обращение. Уставное обращение соответственно классу I — II Ваше высокопревосходительство III — IV V VI — VIII Ваше превосходительство Ваше высокородие Ваше высокоблагородие IX — XIV Ваше благородие Реформа образования. Целью образования стало давать учащимся как можно больше научных и военных   знаний.   т.е.   образование   отходит   от   традиционной   русской   духовности.   Все   высшие школы устраивались на западный лад, где о Боге уже нет и речи. При Петре также был введен новый,  упрощённый  гражданский  шрифт   для  печатанья   всех  книг,  кроме церковных.  Это ещё больше ускоряет модное на западе "отделение церкви от государства". – пустить по рядам новый шрифт – Как своего  рода образование,  Пётр заставлял людей  устраивать вечерние собрания с танцами ("ассамблеи"), куда гости, нарушая церковные правила, должны были приходить со своими жёнами и дочерьми. Это тоже делалось для того, чтобы русское общество больше походило на западное. Реформа самодержавия. До Петра порядок престолонаследия в России никак не регулировался законом,   и   целиком   определялся   традицией.   Петр   в   1722   г.   издал   указ   о   порядке престолонаследия, согласно которому царствующий монарх при жизни назначает себе преемника, причем   император   может   сделать   своим   наследником   кого   угодно   (предполагалось,   что   царь назначит своим преемником «самого достойного»). Этот закон действовал до царствования Павла I. Сам Петр не воспользовался законом о престолонаследии, так как умер, не указав преемника. 1721 г. – Петр I провозглашает Россию империей, а себя императором.  Если мы вспомним ленту времени, которую мы рисовали в начале 6 класса, то можем представить наш   переход   по   ней.   Мы   перешагнули   границу   Московского   государства   и   переступили   в Российскую империю. 4. Подведение итогов. Итак, мы поговорили об основных преобразованиях Петра I. Конечно, их было гораздо больше, но те,   которые   мы   рассмотрели,   ­   наиболее   масштабные   и   значимые.   Давайте   подведем   итоги   и сделаем выводы. Значение реформ Петра, очевидно, огромно. Каковы же их последствия?  Государственный аппарат значительно усилился и стал профессиональным   Церковь превратилась в государственное учреждение   Произошло окончательное установление абсолютизма  Были созданы мощные армия и флот – Россия укрепила свои позиции в Европе и в мире. 5. Домашнее задание. К следующему разу я попрошу вас выучить все о петровских реформах. Все, о чем мы говорили + учебник. Подготовьтесь, будет небольшой тест.

Конспект урока по теме : "Реформы Петра", 7 класс

Конспект урока по теме : "Реформы Петра", 7 класс

Конспект урока по теме : "Реформы Петра", 7 класс

Конспект урока по теме : "Реформы Петра", 7 класс

Конспект урока по теме : "Реформы Петра", 7 класс

Конспект урока по теме : "Реформы Петра", 7 класс

Конспект урока по теме : "Реформы Петра", 7 класс

Конспект урока по теме : "Реформы Петра", 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018