Конспект урока по теме " Соли"
Оценка 4.6

Конспект урока по теме " Соли"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
химия
8 кл
22.02.2018
Конспект урока по теме " Соли"
Цели урока. : рассмотреть классификацию солей, номенклатуру солей и применение Задачи: 1. Образовательные: рассмотреть классификацию солей, их химические свойства. 2. Развивающие: развивать мышление обучающихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы. 3. Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных фор обучения и создания ситуации успеха.
Соли.doc
Соли, их классификация и свойства. Химия 8 класс Цели урока. : рассмотреть классификацию солей, номенклатуру солей и применение Задачи: 1. Образовательные: рассмотреть классификацию солей, их химические свойства. 2. Развивающие:  развивать   мышление   обучающихся,   умение   анализировать,   сравнивать,   обобщать,   выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.  3. Воспитательные:  продолжить   формирование   познавательного   интереса   к   предмету   через   использование нестандартных фор обучения и создания ситуации успеха. Оборудование и реактивы: ПСХЭ Д.И.Менделеева, таблица растворимости, ЭХРН металлов, различные соли (хлориды марганца, меди, натрия; сульфаты меди, никеля, марганца, натрия)..  Тип урока: комбинированный. Ход урока: Этап подготовительной подготовки для работы на уроке                     ­ Сообщение темы урока, цели.      1 этап: Стадия вызова. Ее  присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме,  устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности,  побудить ученика к активной работе на уроке и дома.     Фронтальный опрос: 1. Какой  класс  веществ  называется  солями?   (Соли  –  это   сложные  вещества,   состоящие  из  ионов металлов и кислотных остатков). Слайд – определение и разные соли 2. Как называются соли соляной кислоты? Серной? Фосфорной? Азотной?   (см. табл. 5 стр. 109. Номенклатура солей) Слайд номенклатура солей 3. Какие из них встречаются в природе и каково их применение? (по § 21. Хлорид натрия или поваренная соль. Без этой   соли   невозможна   жизнь   растений,   животных   и   человека,   так   как   она   обеспечивает   важнейшие физиологические процессы в организмах. Используют в химической промышленности для получения натрия, соляной кислоты, в медицине, для приготовления пищи, для консервирования продуктов питания (соление и квашение   овощей)   и   т.д..       Карбонат   кальция   или         мел,   мрамор,   известняк.   Известняк   используют     в строительстве.   Мрамор   идет   на   изготовление   статуй,   им   отделаны   станции   метро.     Из   карбоната   кальция наземные животные «строят» свои скелеты – внутреннюю опору для мягких тканей, которые в десятки раз превышают вес самой опоры. Фосфат кальция входит в состав минералов  фосфоритов и апатитов. Из них производят фосфорные удобрения, без которых невозможно получение высоких урожаев в сельском хозяйстве. Фосфат кальция  также входит в состав костей животных.). Слайд § 21 рис 62, 63, 64, 65 4. Каковы физические свойства солей? (Ответ с использованием   таблицы растворимости. Соли имеют твердое агрегатное состояние, бывают   хорошо растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые в воде, различного цвета).  Учитель демонстрирует разнообразные соли: хлориды натрия, меди, марганца; сульфаты никеля, меди, марганца, натрия  и т.д.. 5. Учащиеся получают инструктивные карточки для выполнения  парной работы по теме «Соли». Слайд  самой работы Инструкция по выполнению работы по теме «Соли». (парная) Цель: Усовершенствовать  умения в составлении формул солей в соответствии со степенью окисления ионов металла и кислотного остатка, повторить номенклатуру солей.   1. Составьте формулы солей, образованных ионами и дайте их названия. Задание для 1 ученика: Ионы 2­ CL­ SO4  Задание для 2 ученика: Ионы ­ NO3 РО4  2­ К+ Na+ Fе 3+ Mg2+ 2. Проверьте друг у друга правильность выполнения заданий и оцените их.        2 стадия: Осмысление. Эта стадия позволяет ученику:    получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. Работа с текстом параграфа — чтение “со стопом” или «лекция со стопом». После каждого фрагмента параграфа идёт   обсуждение.   Особенность   ее  использования  в  технологии  критического   мышления  заключается   в  том,  что   она читается   дозировано.   После   каждой   смысловой   части   обязательно   делается   остановка.   Во   время   «стопа»   идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое­то задание, которое выполняется в группах или индивидуально. 1. Классификация солей. (Слайд ­ таблица) Средние Соли Кислые Основные Средние соли – это  продукты полного  замещения атомов  водорода в кислоте  на металл. Na2CO3 ­  карбонат натрия CuSO4 – сульфат меди (ІІ). Диссоциируют  соли на катион  металла и анион кислотного остатка: Na2CO3  Задание: Из перечня формул Са(НSO4)2,  (CaOH)2SO4 ,  Ca(NO3)2,  NaH2PO4,  Na3PO4,  MgOHNO3 выпишите отдельно:  1  вариант формулы средних солей, 2 вариант – кислых, 3 вариант – основных. Дайте их названия.  (Слайд) Основные соли – это продукты  неполного замещения гидроксогруппы  в основании на кислотный остаток. СаОНСL – гидроксохлорид кальция (CuОН)2СО3 –гидроксокарбонат меди  (ІІ). Диссоциируют основные соли  следующим образом:  СаОНСL → СаОН+ + СL­ Кислые соли – это продукты неполного  замещения атомов водорода в кислоте  на металл. NaНCO3 – гидрокарбонат натрия КНSO4 – гидросульфат калия. Диссоциируют кислые соли следующим  образом: NaНCO3    → Na+  + НCО3   2→ Na+  + CО3 2­ ­ Проверьте друг у друга результаты работы. 1 вариант Ca(NO3)2 – нитрат кальция,   Na3PO4  ­ фосфат натрия 2 вариант Са(НSO4)2 – гидросульфат кальция,  NaH2PO4   ­ дигидрофосфат натрия   3 вариант CaOH)2SO4       ­гидроксосульфат  кальция, MgOHNO3   ­ гидроксонитрат магния 2. Химические свойства солей. (Слайд с портретом Бекетова и хим. св. солей) Типичные реакции средних солей →  другая соль + другая кислота (реакция обмена). 1. Соль + кислота  →  другая соль + другое основание  (реакция обмена). 2. Соль + щелочь  →  соль 3. Соль1 + соль2  → 4. Соль + металл   другая соль + другой металл (реакция замещения). 3 + соль4 (реакция обмена) Учитель:  Химические свойства солей сводятся к четырем реакциям. Первые две реакции обмена уже были подробно рассмотрены   ранее.   Третья   реакция   также   является   реакцией   обмена.   Она   протекает   между   растворами   солей   и сопровождается   образованием   осадка.   Четвертая   реакция   солей   связана   с   именем   крупнейшего   русского   химика Н.Н.Бекетова, который в 1865 г. изучал способность металлов вытеснять из растворов солей другие металлы. И при составлении уравнений таких химических реакций мы будем пользоваться  ЭХРН   металлов. Согласно которому каждым металл вытесняет из растворов солей все другие металлы, расположенные правее его в ряду напряжений, при условии: (слайд) 1. 2.  обе соли (и реагирующая и образующая в результате реакции) должны быть растворимыми;   металлы не должны взаимодействовать с водой, поэтому металлы главных подгрупп І     и ІІ групп ПСХЭ Д.И.Менделеева – щелочные и щелочноземельные – не вытесняют другие металлы из растворов солей.   Примеры уравнений реакций: (Слайд) 1.  HgCL2(р­р) + Cu              Hg2+ +  2CL­ + Cu0              Hg2+ + Cu0   Cu→ 2+ + Cu0  → CuCL2(р­р) + Hg  Cu→ 2+ +  2CL­+ Hg0 2.  FeSO4 + Cu   медь не может вытеснить железо из раствора его соли.  Реакция не протекает. Учитель: Сейчас займемся химическими исследованиями свойств солей. Учащиеся получают инструктивные карточки для выполнения работы фронтальной лабораторной.  → Порядок действий. Инструкция по проведению химического исследования. (Слайд) 1. Проделайте химическую реакцию взаимодействия раствора  нитрата серебра AgNO3 с  соляной кислотой HCL. Что наблюдаете? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах. 2. Проделайте химическую реакцию взаимодействия раствора сульфата меди (ІІ) CuSO4  с раствором гидроксида натрия NaOH. Что наблюдаете? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах. 3. Проделайте химическую реакцию взаимодействия раствора сульфата натрия Na2SO4 с раствором хлорид бария BaCL2. Что наблюдаете? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах. 4. Проделайте   химическую   реакцию   взаимодействия   раствора   сульфата   меди   (ІІ)  CuSO4  с   железом  Fe.   Что наблюдаете? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах. 5. Проверьте правильность записи уравнений реакций. (Слайд с написанными уравнениями) 3. Закрепление изученного материала. Рефлексия. Учитель: Подведем итоги нашего урока. Учитель: С какими классами веществ реагируют соли? Ответ изобразите в виде схемы (схема). Схема № 1 Химические свойства солей Соли Кислоты                       Щелочи                           (растворимые основания Соли                    Металлы

Конспект урока по теме " Соли"

Конспект урока по теме " Соли"

Конспект урока по теме " Соли"

Конспект урока по теме " Соли"

Конспект урока по теме " Соли"

Конспект урока по теме " Соли"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018