Конспект урока по теме : «Внешняя политика Екатерины II» , 7 класс
Оценка 4.8

Конспект урока по теме : «Внешняя политика Екатерины II» , 7 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
7 кл
21.02.2018
Конспект урока по теме : «Внешняя политика Екатерины  II» , 7 класс
Конспект урока по истории на тему : «Внешняя политика Екатерины II» , 7 класс. Цели урока: раскрыть внешние факторы, влиявшие на формирование и реализацию внешнеполитического курса Екатерины II; показать ее особенности и основные направления; оценить результативность внешней политики России 1762 - 1796 годов; закрепить умения учащихся работать с картой, обосновывать свои выводы фактами, расширять словарный запас учащихся историческими терминами и понятиями.
внешняя политика екатерины 2.doc
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ Класс: 7 Тема урока  «Внешняя политика Екатерины  II»  Учитель: Корелина С.С. Цели урока: раскрыть внешние факторы,  влиявшие на формирование и  реализацию внешнеполитического курса Екатерины II; показать ее  особенности и основные направления; оценить результативность внешней  политики России 1762 ­ 1796 годов; закрепить умения учащихся работать с  картой, обосновывать свои выводы фактами,  расширять словарный запас  учащихся историческими терминами и понятиями. Задачи:  Образовательные: o подведение  учащихся к основным направлениям внешней  политики России во второй половине 18 века, o подведение к пониманию  важности для Российской империи  борьбы за выход к Черному морю,  o раскрытие причин и характера войны;  Развивающие:  o формирование у учащихся умений работать с различными  источниками информации, картой, самостоятельно делать  выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно­ следственных связях исторических событий и явлений;   Воспитательные: o воспитание  гражданственности и патриотизма,  чувства уважения к прошлому своей страны через личное отношение к истории  Родины. Тип урока: изучение нового материала  План урока: 1. Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в. 2. Причины русско­турецкой войны 1768­1774 гг. 3. Ход войны 1768­1774 гг. 4. Итоги войны. 5. Причина русско­турецкой войны 1787­1791 гг. 6. Ход войны. 7. Итоги войны. 8. Подведение итогов урока. Основные понятия и термины:протекторат, коалиция, контрибуция Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, Данилов А.А.,  Косулина Л.Г. История России конец XVI­XVIII в., учебник для 7 класса,  карта «России во второй половине XVIII в.», атлас «История России XVI­ XVIII вв.», раздаточный материал (тест), рабочая тетрадь. ХОД УРОКА 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания. Тест. 1. Жалованная грамота дворянству была издана     1) в 1767г.     2) в1775г.     3) в1785г.     4) в 1792г.  2. Крестьяне, временно уходившие из деревни на сезонные работы,  называются     1) отходниками     2) посессионными     3) приписными     4) рекрутами 3. Инициатором  создания Вольного экономического общества были      1) Г. Орлов и Р. Воронцов      2) А. Радищев и Н. Новиков      3) Г. Потемкин и А. Орлов      4) И. Шувалов и М. Ломоносов 4. По закону о престолонаследии, подписанном Павлом I, передача престола  осуществлялась      1) от старшего в роде к младшему по мужской линии       2) от отца к сыну по мужской линии     3) по желанию императора своему родственнику     4) от императора к императрице, а затем к старшему сыну или дочери 5. Екатерина II созвала Уложенную комиссию      1) в 1762 г.      2) в 1767 г.      3) в 1775 г.      4) в 1786 г. 6. Отметьте причину восстания под предводительством Е. И. Пугачева       1) тяжелые условия жизни и труда работных людей       2) недовольство церковной реформой       3) борьба за привилегии между запорожскими и яицкими  казаками       4) недовольство правлением самодержцев 7. Что из названного является итогом экономической политики Екатерины II?        1) появление новой культуры – картофеля         2) появление инфляции        3) строительство первых металлургических заводов        4) снижение налогов с посадских людей  8. Кто из названных лиц является автором  нашумевшего в России  произведения «Путешествие из Петербурга в Москву»?       1) А. Радищев 2) Д. Фонвизин       3) М. Щербатов       4) М. Ломоносов 9. Академия наук была открыта в России       1) в 1725 г.       2) в 1740 г.       3) в 1755 г.      4) в 1770 г. 3. Изучение нового материала  ­ Тема нашего урока «Внешняя политика Екатерины 2». Посмотрим на план  урока, на изучение этой темы отводится 2 урока, на первом уроке будет  рассмотрен вопрос о взаимоотношениях России и Турции, остальные вопросы  на втором уроке. Эпиграфом к нему служат строки из стихотворения Ираиды Мордвиновой. «Россия, ты – великая держава, Твои просторы бесконечно велики. На все века себя ты увенчала славой. И нет другого у тебя пути».  ­ Как связаны эти строки с темой нашего урока? (ответ детей: один из путей  стать великой державой – вести активную успешную внешнюю политику,  славу стране приносят успехи русского оружия). – Охарактеризуйте отношения России с соседними странами. – Назовите причины русско­турецкой войны 1735­1739 гг., её результаты.   Назовите причины и результаты русско­шведской войны 1740­1741 гг. – Назовите имена русских полководцев и флотоводцев, которые прославили  Россию в данный период. – Найдите  на карте турецкие владения в Причерноморье и территорию  Крымского ханства. ­ Давайте вспомним, как складывались взаимоотношения России с  европейскимистранами и Османской империей в середине XVIII века. ( после  смерти Петра I внешняя политика в целом сохранила свою направленность, Россия участвовала в войне за «польское наследство», русско­турецкой войне  1735­1739гг. (крымские походы), русско­шведской войне 1741­1743 гг., в  Семилетней войне1756­1762 гг.) ­ Каковы итоги Семилетней войны?  (Смерть ЕлизаветыПетровны и  вступление на престол Петра III свели успехи русских войск  кбезрезультатным итогам войны) ­ Какие задачи внешней политики России не были реализованы в эпоху дворцовых переворотов?  (Не добилась Россия  выхода к Чёрному морю, не  решены«украинский» и «белорусский» вопросы). ­ В составе какого государства находились украинские и белорусские земли?  (РечиПосполитой) ­ Итак, каковы основные задачи внешней политики Екатерины II? ( Действительно, придя к власти Екатеринаунаследовала две главные  внешнеполитические проблемы ­ турецкую и польскую). ­ Кроме этого, сохранялась задача обеспечения безопасности  петровскихзавоеваний в Прибалтике. Великая Французская революция  вызвала создание подэгидой Екатерины 2 первой антифранцузской коалиции. ­ Ребята, обратите внимание, у нас встретилось  новое определение.  Посмотрите, что такое коалиция? (союз государств, направленный против  другого государства или других государств). – Какие задачи предстояло решить правительству Екатерины II?  (необходимо было получить выход к Черному мору). ­ Какие открывались возможности для России?  (1.Ликвидировалась бы  опасность набегов со стороны Крымского ханства. 2.Возможность заселения и освоения южных плодородных земель. 3. Развитие внешнеторговых связей  с  Западом через Черное море (экспорт хлеба из России). – Как можно было решить задачи? (Мирным путем решить эти вопросы было  нельзя,  так как  здесь сталкивались интересы двух стран:России и Турции). 1.Южное:  Борьба за выход России к Черному морю. 2.Западное: Укрепление позиций и влияния России в Европе:     2.1. Участие России в разделах Польши.     2.2. Борьба с революционной Францией                                                 Характеристика Южного направления: А) русско­турецкая война 1768­1774 гг. Б) русско­турецкая война 1787­1791 гг. ­ С какой страной сталкивались интересы России в Причерноморье? (с  Османскойимперией). ­ Каковы же причины русско­турецких войн в царствование Екатерины 2?  (стремление России обрести выход к Чёрному морю и стремление  Турциирасширить свои владения в Северном Причерноморье). Работа с учебником  ­Давайте поработаем с ходом военных действий и итогами русско­турецких  войн. Первый ряд работает с русско­турецкой войной 1768­1774 гг. (стр. 193­195)   второй – русско­ турецкой войной 1787­1791 гг. (стр.195­199) 1.Задание по русско­турецкой войне 1768­1774 гг. ­ Запишите в тетрадь победы русской армии и флота в русско­турецкой войне  1768­1774 гг   ­ Сражения у реки Ларги и реки Кагул  (1770 г.  П. А. Румянцев)    ­ Морской бой в Чесменской бухте (5 июля 1770 г., эскадра А. Г. Орлова и  Г.А. Спиридова) ­ Заняли Туртукай и форсировали  Дунай (1773г.А. В. Суворов)  Итоги войны … г. – Кючук – Кайнарджийский мирный договор (Право строительства военного флота на Чёрном море, беспрепятственный  проход через черноморские  проливы в Средиземном море,  признаниенезависимости Крымского ханства). Работа с картой. Найдите на карте  территории, вошедшие в состав Российской империи. (  ­  Кючук­Кайнарджийский договор обе стороны рассматривали как временный.  Они готовились к новой войне за Северное Причерноморье. И она вскоре  разразилась. Поводом послужили события в Крыму, где произошел переворот, в  результате которого к власти пришли противники России. В ответ на это в 1783  году Екатерина II издала манифест о прекращении существования Крымского  ханства и присоединении его земель к России. В результате Крым и часть  Северного Кавказа вошли в состав России. А демонстративное путешествие  Екатерины вместе с императором Австрии в Крым стало последней каплей в  чаше терпения Турции. В июле 1787 года султан предъявил ультиматум России,  в котором потребовал возвратить Крым, восстановить власть Турции в Грузии и  досматривать русские корабли, идущие через Босфор и Дарданеллы. После  отказа России султан в августе 1787 года объявил ей войну. На стороне Росси  выступала Австрия, а Турции помогала Франция. Учитель объясняет причины создания коалиции.  2. Задания по русско­турецкой войне 1787­1791 гг. Повод к русско­турецкой войне 1787­1791 гг. (Поводом послужили события в Крыму, где произошел переворот  в пользу открытого ставленника Турции и противника России. В  ответ на это в 1783 году Екатерина издала манифест о  прекращении существования Крымского ханства и присоединении его земель к России. В результате весь Крым и часть Северного  Кавказа вошли в состав России). ­ Запишите в тетрадь победы русской армии и флота в русско­ турецкой войне 1787­1791 гг ● В. Суворв) ● ● ● ● Итоги войны: … г. – Ясский мирный договор (Россия получила земли между Днестром и Южным Бугом.Вывод  русских войск из Молдавии, Валахии и Бессарабии) Найдите на карте территории, вошедшие в состав Российской  империи. Взятие крепости Очаков   (1788г.Г. А. Потемкин) Поражение турок на реке Рымник  (1789 г.) Падение крепости Измаил (11 декабря 1790 г.) Морское сражение у мыса Калиакрия (1791 г.)  Разгром турецкого десанта у крепости Кинбурн (июль 1787г.А.    ­ Кто из русских полководцев и флотоводцев прославился в  русско­турецких войнах второй половины XVIII в? Чьи имена им  уже знакомы, а чьи учащиеся слышали впервые?  Работа с терминами.  Коалиция – союз государств, направленный против другого  государства или других государств.   Контрибуция – платежи, налагаемые на побежденное  государство в пользу победителя.   Протекторат – форма зависимости, при которой страна,  сохраняя свое государственное устройство, подчинена  другой стране. Работа с картой Один ученик у доски, остальные работают с картами в атласах  или  в учебниках. 1. Покажите земли, отошедшие к России в 1774 г., в 1783 г. 2. Найдите и покажите территории, крепости, отошедшие к  России по Ясскому мирному договору 1791 г. 3. Показать границы Российской империи в 1791 г. Вывод:  В итоге русско­турецких войн 1768­1774 гг. и 1787­1791  гг. Россия не только получила выход в Черное море, новые земли,  необходимые для хозяйствования, обезопасила южные границы, но и стала одной из великих европейских  держав.    ­ Во время русско­турецких войн Россия участвовала в войне со  Швецией, которая пыталась оспорить результаты петровских  завоеваний в Прибалтике,  участвовала в разделе Речи  Посполитой, вела борьбу с революционной Францией, наладила  дипломатические  отношения с Северной Америкой. Об этих  событиях вы узнаете на следующем уроке. Домашнее задание: § 27­28, стр. 192­199, прочитать, ответить на  вопросы к  параграфу, частично заполнить таблицу. Главные итоги внешней политики России Русско­ турецкая война  Русско­ турецкая война  1768­1774гг. 1787­1791гг. Разделы Польши Война со Швецией 1787­1791гг. 1 7 8 3

Конспект урока по теме : «Внешняя политика Екатерины II» , 7 класс

Конспект урока по теме : «Внешняя политика Екатерины  II» , 7 класс

Конспект урока по теме : «Внешняя политика Екатерины II» , 7 класс

Конспект урока по теме : «Внешняя политика Екатерины  II» , 7 класс

Конспект урока по теме : «Внешняя политика Екатерины II» , 7 класс

Конспект урока по теме : «Внешняя политика Екатерины  II» , 7 класс

Конспект урока по теме : «Внешняя политика Екатерины II» , 7 класс

Конспект урока по теме : «Внешняя политика Екатерины  II» , 7 класс

Конспект урока по теме : «Внешняя политика Екатерины II» , 7 класс

Конспект урока по теме : «Внешняя политика Екатерины  II» , 7 класс

Конспект урока по теме : «Внешняя политика Екатерины II» , 7 класс

Конспект урока по теме : «Внешняя политика Екатерины  II» , 7 класс

Конспект урока по теме : «Внешняя политика Екатерины II» , 7 класс

Конспект урока по теме : «Внешняя политика Екатерины  II» , 7 класс

Конспект урока по теме : «Внешняя политика Екатерины II» , 7 класс

Конспект урока по теме : «Внешняя политика Екатерины  II» , 7 класс

Конспект урока по теме : «Внешняя политика Екатерины II» , 7 класс

Конспект урока по теме : «Внешняя политика Екатерины  II» , 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018