Конспект урока по теме : «Внутренняя политика Екатерины II», 7 класс
Оценка 4.9

Конспект урока по теме : «Внутренняя политика Екатерины II», 7 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
история
7 кл
21.02.2018
Конспект урока по теме : «Внутренняя политика Екатерины II», 7 класс
Конспект урока по теме : «Внутренняя политика Екатерины II», 7 класс по истории. Цели урока: дать учащимся исторический портрет Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием с общей характеристикой внутренней политики; показать роль дворянских привилегий; продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками.
внутренняя политика екатерины 2.doc
Конспект урока по истории   Тема : «Внутренняя политика Екатерины II» Класс: 7 Учитель: Корелина С.С. Цели урока: дать учащимся исторический портрет Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием с общей характеристикой внутренней политики; показать роль дворянских привилегий; продолжить работу  по формированию умений работать с историческими источниками. Оборудование урока:  презентация  "Россия во второй половине XVIII в.", портрет Екатерины II. Ход урока I. Оргкомитет  II. Историческая  минутка  Объясни новые слова:   1) Кондиции ­ (условия) 2) Фаворит ­ (придворный, пользующий благосклонностью монарха, получающий от него различные  привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику). 3) откуп ­ (передача государством частным лицам за определенную плату права сбора налогов или продажа  каких либо товаров). 4) подряд ­ (договор, по какому одна сторона(подрядчик берется на определенных условиях выполнить  работу по заданию другой стороны(заказчика)) 5) ассамблея ­ (собрание­ бал с участием женщин в домах российской знати). Объясни даты: (Дворцовые перевороты)  1725 ­ 1727 гг. (царствование Екатерины I) 1725­1730 гг. (царствование Петра II) 1730 ­ 1740 гг. (царствование Анны Иоанновны) 1740 ­ 1741 гг. (царствование Ивана Антоновича)  1741 ­ 1761 гг. (царствование Елизаветы Петровны)   Учитель: Я вновь рада видеть вас сегодня на уроке веселыми, здоровыми, жизнерадостными, способными  приносить счастье себе и своим близким. И начать наш урок мне хотелось бы с такого вопроса: «Как вы относитесь к своему государству, своей  Родине?»  ­ ответы учеников.  Учитель: Очень приятно слышать от вас такие слова. Да, действительно, каждый гражданин своего  государства желает своей стране процветания и  улучшения жизни населения, развития всех сфер  жизнедеятельности. И вот уже на протяжении нескольких веков история доносит до нас множество фактов,  когда на российский престол восходили люди, желающие изменить жизнь в стране,  улучшить ее положение  на международной арене. И  в подтверждение всего вышесказанного, я зачитаю вам слова, произнесенные  яркой исторической личностью – Екатериной II: «Я желаю и хочу лишь блага той стране, в которую привел меня Господь.  Он мне в том свидетель. Слава страны – создает мою славу. Я буду счастлива, если мои мысли могут тому  способствовать». Итак, вы, наверное, догадались, о ком мы будем вести разговор.  Все верно, о Екатерине II.    А если быть точнее, то тема урока сегодня – внутренняя политика Екатерины II.  А сейчас вы попробуйте самостоятельно сформулировать  цель нашего урока. Помогут вам в этом  следующие слова: Сегодня на уроке я хочу узнать …                                            выяснить…                                            понять… Да, цель урока сегодня – познакомиться с политикой «просвещенного абсолютизма» Екатерины II,  охарактеризовать реформы, направленные на изменение положения дворянского, крестьянского сословий, а  также меры для укрепления самодержавной власти. А для того, чтобы достигнуть  поставленной цели,  мы воспользуемся памяткой для характеристики  исторического деятеля. Памятка дли характеристики исторического деятеля 1.Имя  исторического деятеля.  Укажите, где и когда родился исторический деятель.    Расскажите о его семье, воспитании и образовании. 2. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Каким путем добивался своей цели? Установи по делам, поступкам, какие  сильные и слабые стороны характера проявились в его деятельности. 3. Ответьте на вопрос: как оценивали исторического деятеля современники и ученые.  4. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, какие ­ неодобрение? Учитель: Для того, чтобы приступить к рассмотрению внутренней политики Екатерины II, давайте попробуем выяснить происхождение императрицы, как и каким образом она оказалась на российском престоле. ­ Екатерина II, в девичестве Софья Августа Фредерика Ангальт­Цербтская родилась в Германии.  В 1744 г., когда ей было 15 лет, ее сватали наследнику российского императорского престола Петру  Федоровичу. В феврале этого же года она прибыла в Россию и, приняв православие, получила новое имя –  Екатерина Алексеевна.   ­ воспитание и образование. Учитывая все вышесказанное и то, что характер у Екатерины был  сильный, волевой, она, опираясь на  гвардию, в 1762 г. отстранила от власти своего мужа, а себя провозгласила императрицей. К моменту воцарения Екатерины страна переживала хозяйственный упадок, отсутствовал рынок свободной  рабочей силы, казна пустовала. Примером этого служило заседание Сената, на котором присутствовала  Екатерина.        На ее вопрос: «Сколько в стране собирается налогов, каков бюджет страны?» ­ никто ничего не смог  ответить. Доходов в стране вроде бы собиралось 15 млн. рублей в год. Но первая же ревизия выявила, что на  деле собирался 31 млн. рублей. Половина государственного бюджета разворовывалась. В стране назревало  недовольство.  Все  это делало внутреннюю политику Екатерины противоречивой. Одним из ее направлений  были мероприятия в духе усиления репрессивных мер, другим – политика «просвещенного абсолютизма». В чем же заключалась эта политика? Каковы были первые итоги этой политики? Обо всем этом вы узнаете, самостоятельно прочитав текст учебника на с. 171­172.   Итак, что такое «П.А.?»  ­ ответы учеников.  (Просвещенный абсолютизм – государственная политика в 18 веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества) ­ Каковы были первые мероприятия Екатерины II? (по учебнику зачитать). Вывод: Т.О., можно сказать, что Екатерина начала реализовывать идеи просвещенного абсолютизма.  Но это была только одна сторона этой политики. Едва ли не самым крупным мероприятием императрицы  в  духе политики просвещенного абсолютизма стал созыв Уложенной комиссии для разработки нового свода  законов, который должен был заменить Соборное Уложение 1649 года.  К началу работы Комиссии  Екатерина подготовила «Наказ», призванный стать основой для создания Уложения.  Каковы же были  основные положения и мысли императрицы по поводу будущего юридического акта, вы узнаете,  познакомившись с историческим источником «Из наказа Екатерины II Уложенной комиссии».  Читаем вслух На с. 177. Учитель: Итак, какова основная идея создания Уложения?  (необходимость равенства всех перед законом).  Но Екатерина вовсе не собиралась лишить дворянство, которое было ее опорой, его главного богатства –  крепостных крестьян. Она не помышляла о воле для крестьян – были лишь общие рассуждения о гуманном  обращении помещиков с крестьянами.  Таким образом, мы видим, что главная опора императрицы – дворянство. И в течение всего правления она  осуществляла ряд важных мероприятий, направленных на укрепление их положения в государстве:  ­ указом 1765 года было разрешено ссылать крестьян на каторгу;  ­ каралась попытка подачи жалоб на своего помещика  ­ секуляризация земель и передача их в собственность дворян;  ­ 1785 год – издание документа «Жалованная грамота дворянству», в котором были собраны воедино и  подтверждены все привилегии дворянства. Исходя из всего, можно сделать вывод, что в период правления Екатерины II дворянство укрепило свои  позиции и положение в государстве. Период правления Екатерины – «Золотой век русского дворянства». ­ Вы согласны с этим мнением? Но не всегда и везде действия Екатерины находили поддержку. Если оценивать результаты деятельности  Екатерины II, то в этом помогут нам  мнения историков и современников о царствовании  императрицы.   Мини­тест. 1. Ведущей отраслью экономики России было: 1) сельское хозяйство; 2) мануфактурное производство; 3) промысловое хозяйство; 4) заводское производство. 2. Эпоха Екатерины II вошла в историю как: 1) эпоха просвещенного абсолютизма; 2) имперская эпоха; 3) "бироновщина"; 4) эпоха великих перемен. 3. Основные феодальные повинности крестьян данного периода: 1) десятина и отходничество; 2) барщина и оброк; 3) месячина и отработки; 4) подушная подать и барщина. Давайте подведем итог нашего урока.  1. В чем вы видите главную причину противоречивого характера внутренней политик Екатерины? 2. Назовите основные мероприятия,  проведенные в духе «П А». 3. Какие из них, на ваш взгляд, были самыми яркими? ­ молодцы. Вам удалось достичь цели, которую вы поставили перед собой в начале урока? Сегодня на уроке я  узнал …                                    выяснил…                                    понял… Домашнее задание: мы с вами не разобрали последний пункт характеристики. И в качестве домашнего  задания я предлагаю вам написать сочинение на тему: «Екатерина Великая – видный исторический деятель»,  в котором вы должны выразить свое отношение к поступкам и делам Екатерины. Какие вызывают одобрение,  а какие – неуважение. Оценки:

Конспект урока по теме : «Внутренняя политика Екатерины II», 7 класс

Конспект урока по теме : «Внутренняя политика Екатерины II», 7 класс

Конспект урока по теме : «Внутренняя политика Екатерины II», 7 класс

Конспект урока по теме : «Внутренняя политика Екатерины II», 7 класс

Конспект урока по теме : «Внутренняя политика Екатерины II», 7 класс

Конспект урока по теме : «Внутренняя политика Екатерины II», 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018