Конспект урока по теме: А. ПУШКИН. «ПТИЧКА»(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 26 А. ПУШКИН . « ПТИЧКА » Цели: развивать воображение, память учащихся, умение работать с поэтическим текстом; работать над выразительным чтением стихотворений; расширять кругозор учащихся; воспитывать любовь к русской литературе. Оборудование: портреты А. С. Пушкина; выставка книг «Сказки и стихи А. С. Пушкина».
Иконка файла материала чтение.docx
У р о к   26 А. ПУШКИН. «ПТИЧКА» Ц е л и :  развивать   воображение,   память   учащихся,   умение   работать   с поэтическим текстом; работать над выразительным чтением стихотворений; расширять кругозор учащихся; воспитывать любовь к русской литературе. О б о р у д о в а н и е :   портреты   А.   С.   Пушкина;   выставка   книг  «Сказки   и стихи А. С. Пушкина». Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. – Какое стихотворение вы читали дома? Кто его автор? 1. Конкурс «Лучший чтец». Учащиеся выразительно читают стихотворение Жуковского «Песня». Определяется победитель конкурса. –   Как   вы   считаете,   кому   из   вас   удалось   действительно   прочитать стихотворение Жуковского выразительно? Почему? 2. Выставка книг «Произведения В. А. Жуковского». – Какие произведения В. А. Жуковского вам удалось найти? Читали ли вы их. III. Работа над новым материалом. 1. Целевая установка. –   Сегодня   мы   продолжаем   знакомиться   с   содержанием   раздела   «Мир волшебных   звуков»   и   обратимся   к   творчеству   уже   давно   вам   известного автора. На доске портрет А. С. Пушкина. – Обратите внимание на портрет. Лицо этого человека уже давно и хорошо знакомо вам. Это А. С. Пушкин. Простое, легкое имя – оно так привычно звучит, как будто было известно вам всегда. Кто он такой? – Конечно же, вы знаете: Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. – С какими произведениями Пушкина мы встречались с вами на страницах учебника   «Литературное   чтение»?   Можете   ли   вы,   ребята,   процитировать строки из произведений Пушкина? 2. Обращение к выставке книг. – А можете ли вы что­нибудь рассказать о жизни этого великого человека?3. Рассказ учителя. А. С. Пушкин (1799–1837) Родился А. С. Пушкин в 1799 году в Москве, в дворянской семье. Еще во время учебы в Лицее он начал писать стихи, которые изумляли знаменитых поэтов. Очень скоро он стал самым прославленным поэтом России. Жизнь его была   нелегкой,   полной   борьбы,  невзгод   и   напряженного   труда.   Шесть   лет Пушкин   провел   в   ссылке:   его   преследовал   царь   Александр   I   за   смелые, свободолюбивые стихи, за дружбу с декабристами. Новый царь – Николай I – захотел   сделать   Пушкина   своим   придворным   поэтом.   Но   поэт   не   стал послушным царским слугой, хотя это сулило ему почет и богатство. Больше всего Пушкин ценил правду и всегда писал только то, что думал. Многие завидовали таланту и уму поэта, его смелости и честности. Царские чиновники   следили   за   ним,   запрещали   печатать   многие   его   произведения, вмешивались в жизнь и дела Пушкина. Поэт мужественно боролся с ними и продолжал   работать.   Но   однажды   знатные   завистники   особенно   гнусно оскорбили поэта – и не только его самого, но и его жену. И тогда терпению Пушкина пришел конец. Зимой 1837 года состоялась дуэль между Пушкиным и одним из обидчиков – французом Дантесом, служившим в русской армии. Поэт был тяжело ранен. 2 дня и 2 ночи мучился он от жестокой боли, но ни разу не крикнул, не застонал. 10 февраля Пушкин умер. Умер молодым, не дожив до 38 лет. Как страшное несчастье, оплакивала вся Россия эту смерть, повторяя слова В. А. Жуковского «Солнце русской поэзии закатилось!». Пушкин прожил короткую жизнь, но того, что он успел сделать, хватило бы на несколько больших жизней. Читая Пушкина, нетрудно заметить, что он пишет удивительно понятно – простыми   словами,   короткими   выразительными   фразами.   Язык   Пушкина прозрачен,   чист   и   ясен.   Не   приходилось   ли   вам   глядеть   в   озеро   с   очень прозрачной и чистой водой? Кажется: протяни руку и достанешь дно. А на самом деле оно глубоко­глубоко. Таков и Пушкин. За его простыми словами – великая   мудрость.   Но   понимает   это   каждый   в   своё   время,   постепенно,   с годами. Поэтому Пушкина можно и нужно перечитывать много раз, и каждый раз по­новому, и снова и снова радоваться и удивляться. 4. Словарная работа. – Выделите в тексте слова и выражения, которые поэт использовал для создания художественных образов. Объясните их. чужбина роптать 5. Чтение стихотворения учащимися про себя. Утешенье творенье6. Работа над содержанием стихотворения. –   Какое   настроение   было   у   Пушкина   в   момент   написания   этого стихотворения? – А какое сложилось у вас после его прочтения? – Были ли в стихотворении моменты, которые удивили вас? Почему? – Какой обычай старины наблюдал поэт, пребывая на чужбине? – О каком светлом празднике весны говорит поэт в своем стихотворении? 7. Чтение стихотворения учащимися и расстановка партитуры. II – длинная пауза, I – короткая пауза, подчеркивание «главных слов». 8. Подготовка к выразительному чтению. Учащиеся   готовятся,   читая   друг   другу   стихотворение   в   парах, соблюдая все паузы. 9. Выразительное чтение стихотворения учащимися вслух. IV. Подведение итогов урока.  – Какой раздел изучаем? – К творчеству какого поэта мы обратились сегодня на уроке? – Почему произведения Пушкина можно перечитывать много раз? Оценивание работы учащихся на уроке. Домашнее   задание:  подготовить   выразительное   чтение   стихотворения «Птичка» и ответить на вопросы учебника 1, 2, с. 143.