У р о к 43.
АЛГОРИТМ УМНОЖЕНИЯ НА ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО,
ЕГО ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Цели: совершенствовать навык письменного умножения на двузначное число; повторить смысл умножения, переместительное и сочетательное свойства умножения; закреплять умение решать задачи; развивать логическое мышление.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 43.
АЛГОРИТМ УМНОЖЕНИЯ НА ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО,
ЕГО ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Цели: совершенствовать навык письменного умножения на двузначное
число; повторить смысл умножения, переместительное и сочетательное
свойства умножения; закреплять умение решать задачи; развивать логическое
мышление.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 149 (в).
– Прочитайте значение всех произведений в порядке возрастания.
З а д а н и е № 148 (д, е).
– На сколько значение второго произведения больше значения первого
произведения в задании д)?
О т в е т: на 1040, так как 520 ∙ 2 = 1040.
– В задании е)?
О т в е т: на 2220, так как 740 ∙ 3 = 2220.
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Догадайтесь, как можно устно найти значения выражений:
999 + 2345
255 – 991153 +498
604 + 396
71012 + 188
420 – 98
537 – 99
676 – 98
О т в е т: 999 + 2345 = 2345 + 1000 – 1 = 3345 – 1 = 3344.
255 – 99 = 255 – 100 + 1 = 155 + 1 = 156 и т. д.
2. И г р а «Цепочка»:
3. Не производя вычислений, найдите самую большую сумму и самую
маленькую разность:
999 + 999
875 + 9003
9000 – 999
6803 + 1576
5003 – 4999
1000 – 110
4. Вставьте числа в «окошки»:
: 5 = 5
: 6 = 6
: 7 = 7
: 8 = 8
: 4 = 4 (ост. 1)
: 9 = 9 (ост. 2)
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 150.
– Объясните, как будете рассуждать, выполняя задание.
а) 22534 : 27 = 834 (ост. )
О т в е т: сначала найдем число, которое делится на 27 без остатка; для
этого неполное частное умножим на делитель:
834
27
5838
1668
22518
Теперь найдем остаток: 22534 – 22518 = 16. Остаток меньше делителя: 16
< 27, значит, запись верная.
Аналогично учащиеся выполняют у доски с объяснением остальные
равенства.2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 151.
– Сравните выражения в каждой паре.
– Как можно вычислить значение второго произведения в каждой паре,
используя значение первого произведения?
б) 46 ∙ 27
23 ∙ 2 ∙ 27
а) 38 ∙ 17
17 ∙ 39
в) 54 ∙ 67
54 ∙ 66
О т в е т: в задании а) к значению первого произведения надо прибавить 17.
В задании б) значение первого произведения равно значению второго, так
как, используя сочетательное свойство умножения, получим (23 ∙ 2) ∙ 27 =
46 ∙ 27. В задании в) значение первого произведения надо уменьшить на 54.
Аналогично учащиеся анализируют следующие задания (г, д, е).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Продолжение работы по теме урока.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 152 (а, б) по вариантам:
I в а р и а н т – столбик а); II в а р и а н т – столбик б).
З а п и с ь в тетрадях:
297110 : 73 = 4070.
297110 : 4070 = 73.
4070
7 3
1221
2849
297110
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 153.
– Прочитайте задачу.
– Начертите схему к данной задаче.
– Можно сразу ответить на главный вопрос задачи?
– Как узнать, сколько килограммов груш отправили?– Как узнать, сколько килограммов яблок отправили?
– Самостоятельно запишите решение задачи по действиям.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
– Выберите выражение, которое соответствует данной задаче:
а) 18 ∙ 180 – 24 ∙ 75 б) 18 ∙ 180 + 24 ∙ 75
– Объясните, что обозначает выражение а).
3. К о л л е к т и в н а я р а б о т а.
– Найдите ошибку в записи:
ggg
gg
gggg
ggggg
gggggg
gggg
gg
gggggg
ggggg
ggggggg
– Объясните, почему так не может быть.
VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 152 (в); тетрадь с печатной основой № 1 (задания
№ 95, 96).