Урок 115
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЫВАЮТ ОДНОРОДНЫМИ
Цель: обучить построению предложений с однородными членами, постановке в них знаков препинания.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 115
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЫВАЮТ ОДНОРОДНЫМИ
Ц е л ь : обучить построению предложений с однородными членами,
постановке в них знаков препинания.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие предложения с однородными членами вы нашли?
– Нужны ли в них знаки препинания? Докажите.
– Вы провели опыт? Какой вывод сделали?
– Составьте на доске схемы к тем предложениям, которые записали.
(Несколько человек по очереди вызываются к доске.)
III. Работа по теме урока.
1. У п р а ж н е н и е 478.
– Определите, к каким предложениям относятся схемы на с. 60, обозначьте
номер предложения возле схемы.
(Коллективно.)
2. У п р а ж н е н и е 479.
– Выясните, нужны ли однородные члены в предложениях.
– Прочитайте, какой текст у вас получился.
– В каком предложении необходимо употребить союз? Какой?
– Какие орфографические задачи вам нужно в тексте решить? Объясните
правописание слов с пропусками.
– Запишите текст, подчеркните однородные члены.
3. У п р а ж н е н и е 480.
– Прочитайте предложения, которые составили малыши.
– Есть ли в них однородные члены? Почему?
– Какая ошибка допущена в построении предложений?– Как ее исправить?
– Составьте предложения с однородными членами на основе предложенных
(устно).
4. У п р а ж н е н и е 481.
– Какие слова в каждой группе не могут соединиться с другими как
однородные члены? Вычеркните их. Объясните свой выбор.
– Составьте предложения с любой группой слов, употребив их в косвенном
падеже.
– Запишите предложение, обозначьте падеж однородных членов.
Сколько зайчиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
(На доске изображения пяти зайчиков, четырех палочек до точки, восемь
точек в круге.)
5. О т г а д а й т е з а г а д к и . (Запись под диктовку.)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели и хвалили?
(Картофель.)
– Какие однородные члены есть в первом предложении?
– Нужны ли при них знаки? Почему?
– Какие знаки поставили во втором предложении? Почему?
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других же подгоняет.
(Ветер.)
– Какие однородные члены предложения есть в загадке?
– Какие знаки препинания вы поставили?
6. С о с т а в л е н и е п р е д л о ж е н и й по схемам.– Посмотрите внимательно на схемы предложений. Расставьте в них знаки
препинания.
– Составьте предложения к схемам. (Лучше по одному к каждой схеме,
затем ребята записывают их в тетрадь.)
7. У п р а ж н е н и е 482.
– Верно ли составлены предложения?
– Какие составлены неверно? Почему вы так считаете?
IV. Самостоятельная работа.
– Составьте предложение с однородными членами, употребляя союзы.
1) Ветер загудел. Ветер резко подул. Ветер не сорвал крышу сарая.
2) На реке зацвели лилии. На реке зацвели кувшинки.
3) По пруду плывут белые кораблики. По пруду плывут желтые кораблики.
По пруду плывут голубые кораблики.
– Прочитайте получившиеся предложения.
– Какие знаки в предложениях вы поставили?
– Объясните.
V. Итог урока.
– Что знаете о правописании однородных членов?
Домашнее задание: упражнение 483.