Урок 14
ЧТО МОЖНО УВИДЕТЬ НА ГЛОБУСЕ И КАРТЕ ПОЛУШАРИЙ
Цели :
– закрепить знания учащихся о глобусе как модели Земли;
– формировать умения работать с глобусом;
– ввести понятие «карта полушарий»;
– познакомить учащихся с материками, островами и океанами Земли;
– развивать умение работать со схемами, читать карту.
Оборудование: глобусы, карта полушарий, схема «Вода и суша».
У р о к 14
ЧТО МОЖНО УВИДЕТЬ НА ГЛОБУСЕ И КАРТЕ ПОЛУШАРИЙ
Ц е л и :
– закрепить знания учащихся о глобусе как модели Земли;
– формировать умения работать с глобусом;
– ввести понятие «карта полушарий»;
– познакомить учащихся с материками, островами и океанами Земли;
– развивать умение работать со схемами, читать карту.
О б о р у д о в а н и е : глобусы, карта полушарий, схема «Вода и суша».
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Г р а ф и ч е с к и й д и к т а н т .
Если утверждение верно, надо поставить «+», если утверждение
неверно, то знак «–».
1) Экватор – условная линия, делящая земной шар на Западное и
Восточное полушария.
2) На Земле действительно есть параллели и меридианы.
3) Воображаемая линия, соединяющая полюса Земли и проходящая через
ее центр, называется осью суточного вращения Земли.
4) Условная линия, которая делит земной шар на Северное и Южное
полушария, находящаяся на одинаковом расстоянии от полюсов Земли,
называется экватором.
5) Экватор – самая длинная параллель.
6) Длины всех параллелей одинаковы.
7) Длины всех меридианов одинаковые, а длины параллелей разные.
О т в е т ы : –; –; +; +; +; –; +.
2. В ы с т а в к а м о д е л е й г л о б у с а (задание № 27, с. 20).
3. Р е ш е н и е к р о с с в о р д а (задание № 30, с. 21).
О т в е т ы : 1. Экватор. 2. Полюс. 3. Меридиан. 4. Параллели. 5. Глобус.
III. Изучение нового материала.
Р а б о т а с г л о б у с о м .
– Рассмотрите глобус. Одинаковую ли площадь занимают на земной
поверхности суша и вода?
– Изобразите соотношение сухопутной и водной поверхности с помощью
круговой диаграммы.
– Какие участки суши есть на Земле? (Материки и острова.)– Материки – это огромные (очень большие) участки суши, а острова –
поменьше, но те и другие омываются со всех сторон водой.
– Сколько на Земле материков?
– Назовите их и покажите на глобусе. (Евразия, Африка, Северная
Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.)
– Поясните местоположение каждого материка.
– Найдите самые большие острова.
(Гренландия, Новая Гвинея,
Мадагаскар, Сахалин.)
– На каком материке находится Россия?
Далее учитель может познакомить учащихся с понятием «полуостров».
Полуостров – часть суши, которая с трех сторон омывается морем, а
четвертой примыкает к материку.
– Назовите полуострова, которые находятся на территории нашей страны,
используя физическую карту России на с. 46–47 учебника (пов Камчатка, п
ов Ямал, пов Таймыр, Чукотский пов).
– Сколько океанов на Земле?
– Назовите и покажите их. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный
Ледовитый.)
Р а б о т а с к а р т о й п о л у ш а р и й .
– Всегда ли удобно работать с глобусом?
Учащиеся читают статью «Что можно увидеть на глобусе и карте
полушарий» на с. 56–57 учебника.
– Что удобнее для путешественника: карта полушарий или глобус?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Путешествуем по свету,
Изучаем мы планету.
Пестрый глобус покрути,
Покажи материки.– Сравните карту полушарий XVIII века и современную карту полушарий
по плану:
1. Количество материков.
2. Цветовая раскраска.
3. Рельеф суши.
– Рассмотрите карту полушарий на с. 58–59 учебника.
– Назовите масштаб карты. (На карте указан именованный и линейный
масштабы.)
– Во сколько раз уменьшены на ней расстояния? (Именованный масштаб
переведем в числовой: 1:150 000 000 масштаб.)
– Как показаны болота, озера, реки, пески, горы, низменности на карте?
– Назовите материки Земли и определите их географическое положение
(полушария и отношение к экватору).
– Какой океан разделяет Северную Америку и Евразию?
– Какой из океанов самый большой? Какие материки он разделяет?
– Какие океаны омывают материк Евразию?
– Найдите на карте полушарий территорию России. На каком материке она
расположена?
– Определите расстояния: от Москвы до Северного полюса; от Москвы до
экватора.
– Напишите названия полушарий, в которых находятся материки (задание
№ 33 в рабочей тетради на с. 22).
IV. Итог урока.
– Чем различаются глобус и карта полушарий?
– Сколько на Земле океанов?
– Сколько на Земле материков?
– На каком материке живем мы?
– Чем сходны и чем различаются материк и остров?
Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (с. 22, № 32, 34); учебник (с.
56–59).