Конспект урока по теме: ЧТО МОЖНО УВИДЕТЬ НА ГЛОБУСЕ И КАРТЕ ПОЛУШАРИЙ(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 14 ЧТО МОЖНО УВИДЕТЬ НА ГЛОБУСЕ И КАРТЕ ПОЛУШАРИЙ Цели : – закрепить знания учащихся о глобусе как модели Земли; – формировать умения работать с глобусом; – ввести понятие «карта полушарий»; – познакомить учащихся с материками, островами и океанами Земли; – развивать умение работать со схемами, читать карту. Оборудование: глобусы, карта полушарий, схема «Вода и суша».
Иконка файла материала Окружающий мир.docx
У р о к  14  ЧТО МОЖНО УВИДЕТЬ НА ГЛОБУСЕ И КАРТЕ ПОЛУШАРИЙ Ц е л и : – закрепить знания учащихся о глобусе как модели Земли; – формировать умения работать с глобусом; – ввести понятие «карта полушарий»; – познакомить учащихся с материками, островами и океанами Земли; – развивать умение работать со схемами, читать карту. О б о р у д о в а н и е : глобусы, карта полушарий, схема «Вода и суша». Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Г р а ф и ч е с к и й   д и к т а н т . Если   утверждение   верно,   надо   поставить   «+»,   если   утверждение неверно, то знак «–». 1)   Экватор   –   условная   линия,   делящая   земной   шар   на   Западное   и Восточное полушария. 2) На Земле действительно есть параллели и меридианы. 3) Воображаемая линия, соединяющая полюса Земли и проходящая через ее центр, называется осью суточного вращения Земли. 4)   Условная   линия,   которая   делит   земной   шар   на   Северное   и   Южное полушария,   находящаяся   на   одинаковом   расстоянии   от   полюсов   Земли, называется экватором. 5) Экватор – самая длинная параллель. 6) Длины всех параллелей одинаковы. 7) Длины всех меридианов одинаковые, а длины параллелей разные. О т в е т ы : –; –; +; +; +; –; +. 2. В ы с т а в к а   м о д е л е й   г л о б у с а  (задание № 27, с. 20). 3. Р е ш е н и е   к р о с с в о р д а  (задание № 30, с. 21). О т в е т ы : 1. Экватор. 2. Полюс. 3. Меридиан. 4. Параллели. 5. Глобус. III. Изучение нового материала. Р а б о т а   с   г л о б у с о м . –   Рассмотрите   глобус.   Одинаковую   ли   площадь   занимают   на   земной поверхности суша и вода? – Изобразите соотношение сухопутной и водной поверхности с помощью круговой диаграммы. – Какие участки суши есть на Земле? (Материки и острова.)– Материки – это огромные (очень большие) участки суши, а острова – поменьше, но те и другие омываются со всех сторон водой. – Сколько на Земле материков? –   Назовите   их   и   покажите   на   глобусе.  (Евразия,   Африка,   Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.) – Поясните местоположение каждого материка. –   Найдите   самые   большие   острова.  (Гренландия,   Новая   Гвинея, Мадагаскар, Сахалин.) – На каком материке находится Россия? Далее учитель может познакомить учащихся с понятием «полуостров». Полуостров   –   часть   суши,   которая   с   трех   сторон   омывается   морем,   а четвертой примыкает к материку. – Назовите полуострова, которые находятся на территории нашей страны, используя физическую карту России на с. 46–47 учебника (п­ов Камчатка, п­ ов Ямал, п­ов Таймыр, Чукотский п­ов). – Сколько океанов на Земле? – Назовите и покажите их. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.) Р а б о т а   с   к а р т о й   п о л у ш а р и й . – Всегда ли удобно работать с глобусом? Учащиеся   читают   статью   «Что   можно   увидеть   на   глобусе   и   карте полушарий» на с. 56–57 учебника. – Что удобнее для путешественника: карта полушарий или глобус?  Ф и з к у л ь т м и н у т к а Учащиеся выполняют упражнения за учителем. Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. Путешествуем по свету, Изучаем мы планету. Пестрый глобус покрути, Покажи материки.– Сравните карту полушарий XVIII века и современную карту полушарий по плану: 1. Количество материков. 2. Цветовая раскраска. 3. Рельеф суши. – Рассмотрите карту полушарий на с. 58–59 учебника. – Назовите масштаб карты.  (На карте указан именованный и линейный масштабы.) – Во сколько раз уменьшены на ней расстояния? (Именованный масштаб переведем в числовой: 1:150 000 000 масштаб.) – Как показаны болота, озера, реки, пески, горы, низменности на карте? – Назовите материки Земли и определите их географическое положение (полушария и отношение к экватору). – Какой океан разделяет Северную Америку и Евразию? – Какой из океанов самый большой? Какие материки он разделяет? – Какие океаны омывают материк Евразию? – Найдите на карте полушарий территорию России. На каком материке она расположена? – Определите расстояния: от Москвы до Северного полюса; от Москвы до экватора. – Напишите названия полушарий, в которых находятся материки (задание № 33 в рабочей тетради на с. 22). IV. Итог урока. – Чем различаются глобус и карта полушарий? – Сколько на Земле океанов? – Сколько на Земле материков? – На каком материке живем мы? – Чем сходны и чем различаются материк и остров? Домашнее  задание:  рабочая  тетрадь  № 1  (с. 22,  № 32, 34);  учебник (с. 56–59).