Конспект урока по теме: Д. МАМИН-СИБИРЯК. «ВЕРТЕЛ»(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 60 Д. МАМИН-СИБИРЯК. «ВЕРТЕЛ» Цели: развивать мышление, речь учащихся, умение работать с текстом; познакомить учащихся с содержанием рассказа и начать работу по содержанию; воспитывать у учащихся нравственные качества. продолжить работу над содержанием рассказа; совершенствовать навык чтения. Оборудование: портрет Д. Мамина-Сибиряка, выставка книг его произведений.
Иконка файла материала чтение.docx
У р о к  60 Д. МАМИН­СИБИРЯК. «ВЕРТЕЛ» Ц е л и :  развивать мышление, речь учащихся, умение работать с текстом; познакомить   учащихся   с   содержанием   рассказа   и   начать   работу   по содержанию; воспитывать у учащихся нравственные качества. продолжить   работу   над   содержанием   рассказа;   совершенствовать   навык чтения.  О б о р у д о в а н и е :   портрет   Д.   Мамина­Сибиряка,   выставка   книг   его произведений. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. И г р а  на внимание. Учитель   читает   начало   предложения   из   текста,   а   учащиеся   – продолжение. 2. Ответ на вопросы учебника. – Что  вы  можете  сказать  о  жизни  Ваньки  и  Янко  в  тот  исторический период   времени?  (Жизнь   мальчиков   была   очень   трудной,   лишенной радости.) III. Работа над новым материалом. На доске портрет Д. Н. Мамина­Сибиряка (1852–1912). 1. Введение в тему урока. – Д. Н. Мамин­Сибиряк – известный русский писатель конца XIX – начала ХХ века, автор многих книг о людях и природе Сибири и Урала. Мамин­ Сибиряк написал много произведений для детей. С какими из них вы уже знакомы?  («Аленушкины   сказки»,   «Серая   Шейка»,   «Емеля­охотник», «Зимовье на Студеной», «Приемыш» и другие.) – Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Д. Мамина­Сибиряка «Вертел», где описывается судьба еще одного мальчика – Прошки.  2.   Чтение     рассказа     учителем     и     заранее     подготовленными учащимися.  3. Работа над содержанием рассказа. – Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? Почему? –   Чем   похожа   жизнь   Прошки   из   рассказа   «Вертел»   на   жизнь   Янко   из рассказа «Янко­музыкант» и жизнь Ваньки из рассказа «Ванька»?– Почему же так печальны их судьбы? 4. Чтение   1­й   части   рассказа   и   подчеркивание   непонятных слов (работа в парах). 5. Чтение 2­й части учащимися «по цепочке». 6. Словарная работа. – Какие слова при чтении рассказа были непонятны? – Объясните значение слов, записанных н а   д о с к е : Драгоценные   камни  –   дорогие   красивые   камни,   из   которых   делали украшения. Верстак – специальный стол для работы. Шлифовать   камни  –   придавать   им   необходимую   форму,   делать гладкими. – Какие слова­сноски есть в учебнике? Прочитайте значение этих слов. 7. Вопросы учителя. – Где работал Прошка? Как выглядела эта мастерская? Какие слова из текста могут подтвердить ваш ответ? – Представляла ли работа в мастерской опасность для здоровья людей? –  Почему     рабочие     мастерской     начинали    кашлять     и     рано    теряли зрение? – Какую работу в мастерской выполнял Прошка? – О чем были мечты мальчика? Зачитайте. – Почему хозяин посетил мастерскую? – Что сказал сам хозяин о комнате, где размещалась мастерская? 8. Работа с иллюстрациями учебника. IV. Подведение итогов урока. –   Расскажите   о   работе   в   гранильной   мастерской.  (В   мастерской обрабатывали драгоценные камни для дорогих украшений, и работа там была тяжелой, изнурительной. Работники изнемогали, так как трудились целыми сутками в грязном, душном, темном помещении. За свой труд они получали гроши и были вечно голодны. Особенно трудной эта жизнь была для мальчика Прошки. Хозяин мастерской наживался на труде детей, так как за их труд он ничего не платил и кормил так, что жили дети впроголодь.) Домашнее   задание:  выразительно   читать   1–3­ю   части   рассказа, пересказать отрывок о встрече Прошки и богатого мальчика.