Урок 62 по теме :
Д. МАМИН-СИБИРЯК . «ВЕРТЕЛ» ( окончание )
Цели: развивать воображение, речь, внимание учащихся, умение работать с текстом; завершить работу над содержанием произведения Д. Мамина-Сибиряка; расширять кругозор учащихся; воспитывать чувство сострадания, милосердия.
Оборудование: репродукция картины В. Перова «Тройка».
Д. МАМИНСИБИРЯК. «ВЕРТЕЛ» (окончание)
У р о к 62
Ц е л и : развивать воображение, речь, внимание учащихся, умение работать
с текстом; завершить работу над содержанием произведения Д. Мамина
Сибиряка; расширять кругозор учащихся; воспитывать чувство сострадания,
милосердия.
О б о р у д о в а н и е : репродукция картины В. Перова «Тройка».
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Ответ на вопросы 1, 5 учебника (с. 146).
– Какие слова использует автор в своем произведении, чтобы показать
тяжелую жизнь рабочих гранильной мастерской?
– Что же заставляло рабочих терпеть крайне тяжелую жизнь? (Рабочим
было некуда идти жаловаться и некому: кругом богатые хозяева,
которые поддерживали друг друга и наживались на труде бедняков.)
III. Работа по теме урока.
1. Беседа по картине В. Перова «Тройка».
– Василий Григорьевич Перов (1833–1882 гг.) – известный русский
художник. Картины его проникнуты сочувствием к страданиям крестьян и их
детей. Рассмотрите картину «Тройка», обращая особое внимание на фигуры
детей, выполняющих тяжелую работу. Они впряглись в лямки и тянут
огромную бочку с водой. Зима, холодно, одежда плохо защищает ребят. Дети
идут против ветра. По развевающимся волосам, краям одежды, по летящему
снегу видно, что ветер сильный. Ребятам холодно, лица их как бы застыли,
взгляды устремлены на дорогу. Груз на санях так велик, что маленькие
труженики надрываются, им тяжело дается каждый шаг. Хорошо, если
добрый прохожий поможет пройти часть дороги, подтолкнет сани в гору.
Картина проникнута драматизмом. Но художник ничего не выдумал, он
изобразил все так, как было тогда в жизни.
Судьба двенадцатилетнего Васи, одного из мальчиков, позировавших
художнику, сына бедной, почти нищей женщины из далекой рязанской
деревни, была не лучше жизни изображенных на картине детей. Через 4 года
после встречи с художником этот мальчик умер от болезни и тяжелых
условий жизни.
2. Вопросы учителя:– Почему Перов назвал свое полотно «Тройка»?
– Какими средствами художник дает нам почувствовать страдания детей,
как этому помогают краски картины?
– Что мы узнаем, рассмотрев одежду ребят?
– Как передают тяжесть работы фигуры детей, их руки, ноги, глаза,
лица?
– Герои каких рассказов вспоминаются вам, когда вы смотрите на эту
картину?
– Что общего в судьбах этих ребят?
IV. Работа над новым материалом.
1. Чтение и анализ IV части рассказа.
Читают три ученика по смысловым отрывкам, а последний абзац
читает учитель.
– Каким одним словом названы все враги мальчика, которые заставляли его
работать?
– Зачитайте отрывок из текста, в котором содержатся ответы на
следующие вопросы: кто казался Прошке главным виновником его тяжелой
жизни вначале? Кого потом возненавидел мальчик? Как он решил избавиться
от хозяина? Что в конце концов понял Прошка?
2. Работа в парах.
Учащиеся подбирают предложения,
которые можно будет
использовать при составлении рассказа о Прошке.
V. Подведение итогов урока.
– Что же, повашему, побудило писателя к написанию рассказа
«Вертел»?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение произведения и
составить свой рассказ о жизни Прошки.